ГБУСО «Селенгинский Центр помощи семье и детям»
Проект для детей младшей реабилитационной группы.
«Закаляйся!»
Воспитателя младшей реабилитационной группы Жарниковой Л.Н.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: Если хочешь быть здоровым - закаляйся.
2. Вид проекта: познавательно-игровой
по количеству участников: групповой
4. Участники проекта: дети младшей реабилитационной группы.
5. Срок проекта: краткосрочный – 1месяц.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ
Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на различные изменения в окружающей среде, механизмы терморегуляции еще работают не в полную меру для того, чтобы хорошо справляться с перегреванием или переохлаждением.
Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей и формирования у них привычки к здоровому образу жизни. В этот период года дошкольники проводят большую часть времени на свежем воздухе.
В основе процесса закаливания лежит принцип тренировки нервной системы. Закаливающий фактор действует на нервные окончания, которые расположены в коже и слизистых, а в ответ на это воздействие организм формирует защитные реакции. Действительно, закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, способствует улучшению кровообращения, нормализует деятельность нервной системы, улучшает обмен веществ.
Самый доступный и действенный метод закаливания — это закаливание водой. Для детей можно использовать такой метод, как контрастные ванночки для ног. Оптимальная температура воды для начала закаливания для детей — +37 °C. Каждый день необходимо снижать температуру воды на 1 °C, постепенно доводя ее до 21–22 °C и ниже.
Гелиотерапия или закаливание солнечным светом. Этот вид закаливания часто применяют для малышей раннего возраста и дошкольников. УФ-лучи активно влияют на работу иммунной системы и устойчивость организма к различного рода неблагоприятным факторам, но, помните, чем младше ребенок, тем выше его чувствительность к УФ-лучам.
Летом рекомендуется устраивать световоздушные ванны при температуре воздуха +20–22 °C и выше, начиная с 3–5 минут и постепенно увеличивая их продолжительность до 30–40 минут в день. Если столбик термометра за окном достигает отметки +30 °C и выше, процедуру не проводят. После солнечных ванн рекомендуется устраивать водные процедуры. Если позволяет погода, то такое закаливание проводят курсами, которые состоят из 20–25 процедур, ежедневных или через день.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
Цель проекта:
Сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни, способствовать развитию интереса к летним видам закаливания.
Задачи проекта:
- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных
мероприятий;
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- воспитание нравственного поведения;
- внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
- организация здоровьесберегающей среды для благотворного физического развития
детей.
Предполагаемые результаты проекта:
- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему
закаливающих мероприятий;
- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность
оздоровительной работы;
- Формирование у детей представления о своем теле и повышение интереса к оздоровлению собственного организма;
- Снижение уровня заболеваемости у детей.
- Повышение интереса родителей к вопросам здорового образа жизни детей.
- Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ
- Приобретение педагогами практического опыта в проектировании педагогической деятельности
- Пополнение предметной среды группы игровыми пособиями, альбомами по ЗОЖ, спортивным оборудованием.
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный.
Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений
различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины),
знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения, подбор
иллюстрированного материала о закаливающих процедурах.
Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по
темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная
гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается».
Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика после сна, пребывание на свежем
воздухе, полоскание горла, умывание, световоздушные ванны, контрастные ванночки
для ног, хождение по дорожке здоровья.
Работа с родителями: выставка познавательной литературы по физическому
развитию детей и укреплению здоровья детского организма с помощью закаливающих
мероприятий, консультации по темам: «Семейные виды спорта», «О соблюдении
детского режима», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Игра в жизни
ребенка», «Занимайся гимнастикой по утрам»
2 этап -практический.
- Проведение тематических бесед с детьми по следующим
темам:
«Летние виды закаливания», «Что значит быть здоровым?», «Как нужно
заботиться о своем здоровье», «Для чего нужно закаливание», «Чистота —
залог здоровья», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Для чего нужно делать
зарядку?», «Двигайся больше-проживешь дольше».
.
- Чтение и заучивание следующих произведений:
Т. Шорыгина «Зарядка и простуда», К. Чуковский «Скрюченная
песен-ка», А. Барто «Девочка чумазая», загадки и пословицы о закаливании и
здоровом образе жизни.
- Дидактические игры (Название игры, цель):
«Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
«Сезонные закаливания»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем
здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
- Подвижные игры:
«День и ночь»
Цель: развивать двигательную активность детей.
«Перелёт птиц»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.
«Мышки в кладовой»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках.
«Быстрые ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
«Лесные дорожки»
Цель: упражнять детей в беге подскоками, боковым галопом, ходьбе приставным шагом, сохранять равновесие, прыгать на одной ноге, формировать качество личности.
- Художественно-продуктивная деятельность:
Раскрашивание карандашами, фломастерами, мелками.
Рисование красками.
Аппликация из цветной бумаги.
- Закаливающие мероприятия:
Игры с водой (при благоприятных температурных условиях).
Контрастные ванночки ног.
Умывание контрастной водой.
Воздушные, солнечные ванны.
Хождение босиком на площадке, по дорожке здоровья.
Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
3 этап - завершающий.
У детей средней группы повысился интерес и желание вести здоровый
образ жизни.
Дети с удовольствием ходят босиком по дорожке здоровья, по траве (на групповом
участке), легко овладели методикой полоскания рта, умывают руки по локоть,
полощут рот, играют с водой, принимают контрастные ванночки.
У детей повысилась двигательная активность: бегают, прыгают, играют с мячом,
ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
Снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта:
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой,
физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта:
У детей повысились знания о значимости закаливания для здорового образа
жизни.
Расширилось представление об оздоровительных мероприятиях.
Проявилось творчество и фантазия в продуктивной деятельности.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо
продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию
новых проектов с использованием нетрадиционных подходов в этом направлении.
Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегающие технологии,
направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.