Педагогический проект «Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка»
Оценка 4.8

Педагогический проект «Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка»

Оценка 4.8
docx
07.11.2020
Педагогический проект «Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка»
Педагогический проект.docx

Педагогический проект:

«Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка»

 

В соответствии с новым образовательным стандартом в центре педагогической деятельности должен находиться ребенок, которого необходимо считать не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Поэтому учителю необходимо использовать активные методы обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а на уроках создавать атмосферу доброжелательности и успеха.

То есть цель современного обучения:

- формирование творческой личности учащегося, стремящейся к самообразованию, саморазвитию.

Для достижения этой цели я решила рассмотреть концепцию о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования, принадлежащую выдающемуся русскому мыслителю А. А. Ухтомскому. А способ достижения цели выбрала через формирование у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию. Из данной гипотезы можно выделить следующие задачи обучения:

Обучающие —

  • сформировать у школьников учебные навыки работы и коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах,
  • познакомить учащихся с достижениями национальных и общечеловеческих ценностей.

Развивающие — развить у школьников:

  • способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию,
  • навыки взаимоконтроля и самоконтроля,
  • этикетные нормы (речевой такт и поведение)

Воспитательные:

  • совершенствовать нравственные качества личности учащихся (гуманность, патриотизм, взаимопомощь, толерантность, сотрудничество),
  • выработать языковую, этническую и расовую терпимость и уважение к другим культурам,
  • знакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка, их связями с мировой культурой.

Адекватным решением поставленных задач на уроках английского языка мне представляется метод проблемного обучения. Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.

Актуальность использования данного метода объясняется следующим: опыт работы показывает, что на традиционных уроках учащиеся редко вовлекаются в подлинно творческую работу, не тренируют способность самостоятельно решать сложные задач, чаще всего они получают знания в готовом виде, запоминают их и воспроизводят. Отклики школьников подтверждают вышеизложенную мысль, что их больше привлекают активные формы и методы, которые заставляют мыслить, искать ответы, лично разбираться в фактах, событиях, явлениях действительности.

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия.  Опыт моей работы свидетельствует о том, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых речевых навыков и умений.

Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.

 Проблемная задача – это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.

Проблемное обучение как метод работы на уроках подразумевает несколько этапов работы, каждый из которых несет в себе определенные функции. Организация данных этапов и являет собой некоторую трудность в работе учителя, так как они представляют собой систему, каждый уровень которой предусматривает различные сложности адекватные познавательным способностям учащихся:

•          1-й уровень. Учитель самостоятельно анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;

•          2-й уровень. Вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;

•          3-й уровень (самый высокий). Доведение до учащихся содержания проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи, но выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.

При знакомстве с данным методом обучения я испытывала некоторые трудности. «Проблемной ситуацией» в данном случае было применение метода на уроках английского языка. Главной трудностью мне представлялось подведение учеников к «проблемной задаче» в условиях «неродного» языка. Однако изучение теоретической базы, опыт и практика показали, что проблема «проблемного» метода вполне осуществима.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который может быть реализован на уроках английского языка технологией проблемного диалога – современной образовательной технологией деятельностного типа. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На уроках с использованием технологии проблемно-диалогического обучения постановка темы и задач урока, а также их решение выполняется в ходе специально организованного учителем диалога. Автор технологии Мельникова Е.Л.  различает два вида диалога: побуждающий и подводящий, и определяет их использование на двух этапах урока: постановке темы и «открытии» нового знания.

Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.

Одним из способов осуществления технологии побуждающего диалога является выдвижение противоречия:

1.      Учитель:    – Some people call this country England, some people say, “It is Great Britain”, the others name it UK.

          -  What is strange?

2.      Is it one country or three different countries?

Осознание противоречия учащимися – одна страна много имен.

3.      What will we speak about today?

Формулирование темы.

Также  можно использовать метод столкновения мнений. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?

1.      Учитель:    –  Read the words 

        What do they mean?

2.      Слова: High, tall

3.      Учитель:    – Can you describe these pictures with these words?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание.

4.      Учитель:  – Let’s compare the results

Учащиеся зачитывают свои варианты ответов.

5.      Учитель:  – – Why do we have different sentences?

Учащиеся на основе полученных противоречий формулируют проблему.

Наиболее невозможным при использовании проблемного обучения в области языка мне представлялось введение нового грамматического материала. При работе над грамматическим материалом проблемные задания применяются для того, чтобы активизировать восприятие нового материала и поставить учащихся на место исследователей. У учащихся всегда вызывает трудности усвоение грамматических времен английского языка. Поэтому, при объяснении способа образования времен группы Present, Past или Future сначала предлагаются проблемные вопросы, а затем алгоритм построения данного времени. Но тот же способ побуждающего диалога помогает и в этом случае:

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащимся предлагается сравнить картинки, при описании второй части учащиеся обнаруживают трудности, которые и становятся стимулом к получению нового знания. Само упражнение здесь является «призывом», «стимулом», посредством которого актуализируется поиск решения, которое находится в новой для учащихся грамматической структуре.

Одним из наиболее часто используемых мной способов побуждающего диалога является установка «на ошибку», где ранее полученные знания, учащиеся применяют к упражнениям решение, которых известным им путем заведомо ложно. Например:

1.      Учитель:  – Как сказать, что предметов или животных несколько?

                  – Можете сказать, что следующих предметов тоже много?

С помощью известного им правила образования множественного числа существительных учащиеся пытаются по аналогии образовать форму множественного числа для слов на слайде, которые являются исключением из правила.

2.      Учитель:  – Правильны ли ваши ответы?

На доске появляются правильные ответы.

3.      Учитель:  – – Что вы сказали сначала?

Осознается противоречие

4.      Учитель:  – Чем же мы будем сегодня заниматься?

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».

Проблемное обучение на уроках английского языка приводит к хорошим результатам, оно «учит учиться». Проблемное обучение на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль как учителя. Оно вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, избавляет от наиболее цепких и живучих сорняков формализма в обучении, исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.

В конечном итоге проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании.

Особенно ярко это можно наблюдать в работе с учащимися. Взаимоотношения между мной и ими, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Я принимаю активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.

Проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал — умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь — к образованию через всю жизнь».

 

Список используемой литературы:

•                  Борисова Ю., Гребенев И. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. Народное образование, № 1330, 2003. с. 100.

•                  Сафонова В. В. Проблемные задания на уроках английского языка. Еврошкола, 2001.

•                  Сафонова В. В., Гром Е. Н., Кузьмина Л. Г. Контрольные задания по английскому языку. 8, 9, 11 классы. М., Просвещение, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Педагогический проект: «Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка »

Педагогический проект: «Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка »

Адекватным решением поставленных задач на уроках английского языка мне представляется метод проблемного обучения

Адекватным решением поставленных задач на уроках английского языка мне представляется метод проблемного обучения

Учитель самостоятельно анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения; • 2-й уровень

Учитель самостоятельно анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения; • 2-й уровень

Is it one country or three different countries?

Is it one country or three different countries?

Учащиеся на основе полученных противоречий формулируют проблему

Учащиеся на основе полученных противоречий формулируют проблему

Одним из наиболее часто используемых мной способов побуждающего диалога является установка «на ошибку», где ранее полученные знания, учащиеся применяют к упражнениям решение, которых известным им…

Одним из наиболее часто используемых мной способов побуждающего диалога является установка «на ошибку», где ранее полученные знания, учащиеся применяют к упражнениям решение, которых известным им…

Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь — к образованию через всю жизнь»

Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь — к образованию через всю жизнь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2020