Педагогический проект "Моя инициатива в образовании"
Оценка 4.8

Педагогический проект "Моя инициатива в образовании"

Оценка 4.8
docx
27.07.2020
Педагогический проект "Моя инициатива в образовании"
Педагогический проект.docx

  Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

 

 

 

 

 

«Моя инициатива в образовании»

(Педагогический проект)

                           

 

 

 

 

                                                            Учитель русского языка и литературы

                   МОУ СОШ №8

                                                 Петренко Анастасия Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

слайд

Здравствуйте, уважаемые гости и члены жюри. Меня зовут Петренко Анастасия Алексеевна, я учитель русского языка и литературы. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. В этом будущем предстоит жить мне, моим родным, моему ребенку. И от того, какими станут эти дети, зависит жизнь страны, поэтому меня очень волнует проблема образования, и я хочу вам представить свой проект «Моя инициатива в образовании».

Хорошо, что проблемой образования заинтересовалось правительство.

Слайд

В своем выступлении в 2010 году Президент подчеркнул, что суть и смысл проекта «Наша новая школа» - в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. По словам главы государства, это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования.

Мы живем в быстроменяющемся мире, в мире высоких технологий и информации. Объем новой информации удваивается каждые два года, поэтому я считаю, что инициатива «Наша новая школа» действительно важна. Сейчас необходимо быстро ориентироваться в окружающем мире, обладать гибкостью и самостоятельностью мышления. И сам человек должен изменяться вместе с образованием, причем происходить это должно опережающим образом. Общеизвестно, что «личность воспитывает личность», и чтобы зажечь своих учеников, нужно гореть самим. Я считаю, инициативность педагогов - необходимый источник саморазвития образовательной системы, профессионального роста самих педагогов. Чтобы реализовать идею правительства, у каждого учителя должна быть своя инициатива. Ведь без инициативных учителей невозможно воспитать инициативных детей.

слайд

Цель моего проекта:

- формирование творческой личности учащегося, стремящейся к самообразованию, саморазвитию.

Достичь цели я собираюсь через решение следующих задач:

- использование технологий личностно-ориентированного обучения;

- развитие интеллектуально - нравственной личности;

- формирование критического и творческого мышления учащихся;

- создание и разрешение проблемных ситуаций на уроках;

- развитие интереса к предмету.

Гипотеза: Если на уроках я буду использовать личностно – ориентированное обучение, то в результате моей деятельности не только повысится результативность обучения, но и будет формироваться творческая, саморазвивающаяся личность школьника.

слайд

Будущее страны в руках тех, кто учит и учится.

Это эпиграф моей педагогической деятельности.

Быть одним целым – ты и дети – это цель, наверное, каждого учителя. А добиться её можно лишь кропотливым трудом. Получится это только у влюблённого в свою профессию учителя, у учителя который постоянно самосовершенствуется, учится, использует новые технологии, ищет эффективные формы и методы работы. Я думаю, что если у учителя есть желание отдать все то, чем владеешь ты, то у ученика обязательно появится желание учиться, саморазвиваться.  И когда эти два желания совпадут,  мне кажется, получится прекрасный результат.

слайд

Этапы реализации проекта

Подготовительный:   Сентябрь 2012г.   - сентябрь 2013 г.  

Изучение и анализ материалов по теме проекта, подбор и создание материалов для реализации основного этапа проекта.

Основной: Сентябрь 2013 г.  -  сентябрь 2015 г.  

Проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием технологий личностно-ориентированного обучения.

Заключительный: Сентябрь 2015 г. – декабрь 2015 г.  

Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опыта.

слайд

Методы исследования:

·анализ проблемы исследования;

·изучение психолого-педагогической, методической литературы;

·проектирование педагогического эксперимента;

·диагностика;

·обобщение;

·сравнение;

·анкетирование;

·тестирование;

·обобщение полученных результатов;

·подведение итогов.

слайд

Ожидаемые результаты:

·подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире;

·активизация творческой деятельности;

·повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;

·прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения.

 

Окончив институт, я с воодушевлением отправилась в школу, но в первые месяцы  работы столкнулась с такой проблемой, что многие дети имеют низкие потенциальные возможности, не мотивированы на учебу. Но ведь так нельзя! И я поставила себе цель: нужно зажечь каждого, необходимо помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, надо формировать индивидуальность. Необходимо сделать так, чтобы ученье было не прямой производной от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития.

У Дж.   Дьюи есть такие слова:

слайд

«Сравнивать способности детей вообще не дело учителя. И не имеет  никакого к его работе отношения. От педагога требуется, чтобы каждый индивид получил  возможность использовать свои способности в осмысленной деятельности».      

Тогда я решила попробовать использовать на своих уроках технологию личностно-ориентированного обучения.                                                                                                                                                        

Изучив работы ученых-методистов: Афанасьевой Н.А. «Личностный подход в обучении», Лукьяновой М.И. «Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока»; познакомившись с концепцией личностно-ориентированного образования Якиманской И.С., Шогана В.В., я пришла к выводу, что необходимо разработать свою систему индивидуальной работы с учащимися на уроках русского языка и литературы. Целью такого обучения должно стать признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Главным вопросом для меня является: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.

А для этого необходимо знать основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса.

Работая над темой «Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы», ставлю перед собой такие проблемы:

слайд

·                 Как сделать урок радостным и интересным?

·                 Как активизировать деятельность учащихся на уроке?

·                 Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

Свою работу выстраиваю следующим образом:

1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;

2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.

Организацию учеников для достижения цели провожу по-разному.  Веду работу со всем коллективом одновременно, единым темпом, то есть веду фронтальную форму учебной работы (Приложение 1) или провожу работу учащихся над учебным материалом микро группами (Приложение 2). Иногда оправдывается и такая организация учеников, при которой звенья работают над выполнением разных заданий по одному и тому же учебному материалу (Приложение 3). Детям интересна работа в паре (Приложение 4). Даю специальные домашние групповые и индивидуальные задания (Приложение 5).

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос. Этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке (Приложение 6).

В рамках личностно-ориентированного подхода провожу нестандартные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено общим игровым сюжетом урока. Например: урок-путешествие на незнакомую планету (Приложение 7). В-третьих, это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение (Приложение 8) и поэтому заставляющего работать учащихся творчески.

Кроме того, проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены мною, а постигаются  самостоятельно.

На уроках русского языка использую работу с опорными конспектами (Приложение 9), даю творческие задания по их составлению, что способствует эффективному использованию опорных сигналов в учебном процессе.

На начальном этапе обучения, т.е. в 5-6 классах, очень важным становится развитие мотивации в изучении предмета.  Я стремлюсь этого достигать и через внеклассную работу:

- участие в различных конкурсах. Нами были организованы конкурсы чтецов («Недаром помнит вся Россия»,
посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года,
«Я люблю свою Родину» к 20-летию Российской Конституции), где каждый ученик готовил стихотворение, близкое его нраву, характеру, соответствующее его способностям;

- литературные постановки («Поэт из страны детства», к 100-летию со дня рождения детского писателя С. В. Михалкова). Учащиеся 7 класса пробовали себя в актерском мастерстве, исполняя роли в инсценировке сказки С.В.Михалкова «Как Медведь трубку нашел»;

- в рамках учебного плана в 6 классе введен спецкурс «Юный журналист». Спецкурс направлен на развитие личностных и творческих способностей учащихся: одни ученики подготавливают информацию о жанрах журналистики и успешно делятся ею с одноклассниками, у кого-то хорошо получается брать интервью, писать заметки, кто-то редактирует статьи. Творческим отчетом работы учащихся в рамках спецкурса  является наша газета «Планета детей». Спецкурс во втором полугодии «От слова к тексту» будет переплетаться с уже изученной журналистской деятельностью, и будет направлен на достижение  целей,  обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку. (Виды деятельности учащихся: редактирование текста; сжатие исходного текста составление текста по образцу; восстановление частей текста; составление  устных и письменных высказываний на лингвистическую тему; анализ текста художественного стиля).

Все это дает учащимся возможность проявить все свои лучшие личностные качества, но, конечно же, дети никогда не остаются одни перед выбором, и с удовольствием обращаются ко мне за помощью, будь то подготовка к выступлению на конкурсе или подготовка к исполнению роли, мы всегда работаем вместе, и учащиеся знают, что учитель лишь направляет, а они сами делают выбор. 

 

Учительство не труд, а отречение,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мучение
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство – когда в глазах холодных
Зажжётся понимания заря,
 И ты поймёшь: старался не бесплодно

И знания разбрасывал не зря!

Я надеюсь, что через какой-то, пусть большой промежуток времени я выполню предназначенную мне миссию, быть новым учителем новой школы.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Урок русского языка в 8 классе: «Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них». 

Коллективная работа. Предложения для разбора.

Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска (Д.И.Писарев).

Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая (А.П.Чехов). Казаки, слышно было, сделали отличную атаку (Л.Н. Толстой).
Ты, сказывают, петъ великий мастерище (И.Крылов).
Он, признаюсь, тогда меня смутил (А.С.Пушкин).
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть (И.А.Крылов).
Этот, по словам Аркадия Павловича, государственный человек был роста небольшого (И.С.Тургенев).
Во-первых, обстоятельства, во-вторых, способность фантазировать и любовь к фантазии, довольно холодная кровь, гордость, лень – словом, множество причин отделили меня от общества людей (И.С.Тургенев).
К счастью, погода, была тихая (И.С.Тургенев).

      Приложение 2

Урок литературы в 5 классе: «Тема природы в творчестве поэтов 19века, художников и музыкантов».

Класс предварительно разделен на 3 группы (осень, зима, весна). Каждая группа готовила описание картины, соответствующей заданному времени года, подбирала стихотворения и готовила их выразительное чтение.

 

Приложение 3

Урок русского языка в 5 классе: «Правописание согласных букв в корнях слов».

Составьте словосочетания из предложенных слов, используя обе колонки. Сильные учащиеся составляют 2 предложения. Взаимоконтроль.

Кар..икатура                                                                      доблес..ный

Взгля..                                                                                крупное

Грам..атика                                                                        добрая

Воин                                                                                   фашис..ская

Ре..ьба                                                                                 умный

Улы..ка                                                                                рус..кая

Аген..ство                                                                           смешная

Ок..упация                                                                           по дереву

 

Приложение 4

Урок русского языка в 7 классе: «Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях» (обобщение).

1ряд. Работа в паре. Диктуют  друг другу диктанты, проверяют сами, выделяют  слова, в написании которых сомневаются, обмениваются, проверяют, ставят оценки.

Фаршированные помидоры. Жаренная в сухарях рубленая котлета. Сваренный борщ. Соленые огурцы. Засахаренная вишня. Запеченное мясо. Печеные пирожки. Слоеный пирог. Концентрированный сок. Некипяченое молоко. Выпеченный без муки торт. Печенный в духовке картофель. Квашеная капуста. Маринованная капуста.

 2 ряд. Один из работающих в паре читает словосочетание, другой пишет, затем взаимозамена вида деятельности. Затем каждый берет тетрадь соседа и проверяет по карточке, оценивает.

Словосочетания для 1 ученика. Запеченное мясо. Печеные пирожки. Выпеченный без муки торт. Печенный в духовке картофель. Квашеная капуста.

 Словосочетания для 2 ученика. Маринованная капуста. Засахаренная вишня.
Слоеный пирог. Кипяченое молоко. Кипяченное на медленном огне молоко.

3 ряд. Бригады по 4 человека.  Вставьте пропущенные буквы.

Салат из кваше…ой капусты, соле....ые баклажаны, мороже..ное мясо, туше..ый картофель с копче…ой грудинкой, компот из суше…ых фруктов, быстрозамороже…ая фасоль, утка, фарширова…ая яблоками, с лимо…ым соусом, пече…ые яблоки.

Рыба, жаре..ая в тесте, рубле…ая сельдь, голубцы с варе..ым мясом и морковью, пше…ая каша из поджаре…ой крупы, газирова…ый напиток, поджаре…ые кури…ые окорочка, яйца, варе…ые вкрутую, слое…ый торт, хорошо промасле…ый.

- Проверяем у доски, 3 ряд по одному представителю

Приложение 5

Урок русского языка в 5 классе: «Имя прилагательное как часть речи»

Домашнее задание:   § 102.       «3» – упражнение 577;       «4» – упражнение 575;       «5» – сочинение-описание на тему «Осенний день», используя имена прилагательные.

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Урок русского языка в 5 классе: «Склонения имен существительных»

Задание:  прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж и род.

Моя тетя волновалась о подруг… и дочер...

-Что можем сказать об окончаниях? (возможно одинаковые)

- Какие? (несколько вариантов дают дети)

Я вставляю окончания.

-Что заметили? (окончания разные)

-Какой вопрос возникает? (Почему у сущ. одного рода в одном падеже разные окончания?)

- Сформулируйте проблему. (Отчего зависит правописание безударных окончаний имен существительных.)

 

Приложение 7

Урок русского языка в 5 классе: Путешествие в княжество Существительное (урок-повторение)

Учащиеся путешествуют по княжеству, останавливаясь на станциях и выполняя различные задания.  (Первая остановка – станция Число, Вторая остановка – станция Род, Третья остановка – станция Морфологическая)

 

Приложение 8

Урок русского языка в 6 классе: «Заимствованные слова».

Учащиеся с интересом составляли сказку на тему: «Знакомые незнакомцы».

 

Урок русского языка в 7 классе: «Наречие как часть речи».

Игра «Доскажи словечко»,

Посиди да погоди: сказка будет впереди. 

Черно-бурый медвежонок про себя ворчит спросонок. 

Подымается петух, говорит с собою вслух. 

 

Урок литературы в 5 классе.

Итогом изучения басен И.А.Крылова было творческое задание сочинить свою басню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Урок русского языка в 6 классе: «Несклоняемые имена существительные»

 

 Несклоняемые существительные

И. Р. Д. В. Т. П. – одна форма слова

Нарицательные сущ. Иноязычного происхождения

на -о, -е, -и, -у, -ю

пальто, кофе, мюсли, путассу, авеню, шоссе

Собственные сущ. иноязычного происхождения, оканчивающиеся на гласный

Дюма, Пуччини, Торонто, Миссисипи, Титикака,Спа

Иноязычные сущ. Ж.р., оканчивающиеся на согласный, русские - на -ич

Берггольц, Шер, Буш,

Якушевич, Яскевич 

Русские и украинские фамилии на –о, -их(-ых)

Петренко, Яковенко, Яцко, Добрых, Черных

Сложносокращенные слова

(в основном оканчивающиеся на гласный)

МГУ, СМИ, ЧГПУ, ВВС, ВДВ, СМИ

 

Урок русского языка в 7 классе: «Причастие как часть речи»

Во время работы над правилом предлагаю детям сначала прочитать его самостоятельно, затем читаем вслух. Если это возможно, составляем схему правила. Например, опорная схема по теме «Причастие как часть речи»:

 

ПРИЧАСТИЕ

какой?

                        глагола:                           П             прилагательного:

                        вид (сов.,несов.)             Р              изменяется по

                        время (наст.,прош.)       И              падежам,

                                                                 З              числам,

                                                                 Н             родам в ед.ч.

                                                                 А

                                                                 К

                                                                 И


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» «Моя инициатива в образовании» (Педагогический проект)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» «Моя инициатива в образовании» (Педагогический проект)

Здравств уйте, уважаемые гости и члены жю ри

Здравств уйте, уважаемые гости и члены жю ри

Будущее страны в руках тех, кто учит и учится

Будущее страны в руках тех, кто учит и учится

Но ведь так нельзя! И я поставила себе цель: нужно зажечь каждого, н еобходимо помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, надо формировать индивидуальность

Но ведь так нельзя! И я поставила себе цель: нужно зажечь каждого, н еобходимо помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, надо формировать индивидуальность

Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий

Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий

Поэт из страны детства», к 100-летию со дня рождения детского писателя

Поэт из страны детства», к 100-летию со дня рождения детского писателя

Приложение 1 Урок русского языка в 8 классе: «Вводные слова и вводные предложения

Приложение 1 Урок русского языка в 8 классе: «Вводные слова и вводные предложения

Фаршированные помидоры. Жаренная в сухарях рубленая котлета

Фаршированные помидоры. Жаренная в сухарях рубленая котлета

Приложение 6 Урок русского языка в 5 классе: «Склонения имен существительных»

Приложение 6 Урок русского языка в 5 классе: «Склонения имен существительных»

Приложение 9 Урок русского языка в 6 классе: «Несклоняемые имена существительные»

Приложение 9 Урок русского языка в 6 классе: «Несклоняемые имена существительные»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2020