Педагогический проект на тему:
Зимующие птицы Южного Урала
Выполнил:
Пухлякова Татьяна Евгеньевна
2025 год
Краткая аннотация проекта
Цель данного проекта – расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах Южного Урала.
Данный проект направлен на воспитателя, воспитанников и их родителей.
Использование метода проектов в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Проект будет реализовываться через обучение педагогами, просветительскую работу с родителями, создание предметно- пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Всего в проект будет включено: 1 педагог, 1 группа детей старшего дошкольного возраста, и члены их семей.
Актуальность проекта:
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.
В этот период закладывается позитивное отношение к себе, к окружающим людям. Одним из направлений работы с дошкольниками является формирование экологического миропонимания. Однако, в ходе образовательно - воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелётных птиц Южного Урала. Не знают, для чего и как нужно ухаживать за птицами в период зимних холодов. Поэтому я решила создать проект «Зимующие птицы Южного Урала».
Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края. В совместной работе с родителями мы должны воспитывать у детей интерес к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказывать им помощь, тем самым побуждая чувства ребёнка. Ведь, впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и влияют на отношение к природе, к Родине.
Срок реализации проекта: 1 неделя
Участники реализации проекта:
Воспитанники старшей группы, воспитатель и родители
Цель проекта:
Расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах Южного Урала. Девиз проекта:
И для людей, зверей и птиц,
Природа- общий дом.
Пусть будет всем уютно в нём.
Задачи:
· Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
· Развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательные процессы.
· Воспитывать интерес к изучению и сохранению живой природы, желание помочь птицам в трудное для них время.
Планируемый результат работы с детьми:
v У детей появится интерес к изучению окружающего мира, будет формироваться ценностное ответственное отношение к сохранению родной природы, представление о том, что каждый человек, в том числе и ребенок может сделать нужное для сохранения природы.
v Дети расширят и углубят свои представления о птицах, как о живых существах (внешнем виде, различии и сходстве в структуре и внешнем виде, привычках.), научатся устанавливать причинно- следственные связи между сезонными изменениями и питанием привычками и поведением зимующих птиц.
v Дети узнают о птицах Южного Урала, которые занесены в Красную книгу, закрепят представление о необходимости сохранения птиц на земле.
v Воспитанники познакомятся с произведениями народного фольклора, авторскими и народными сказками, поэзией, раскрывающую тему, научатся составлять описательные и повествовательные рассказы.
v Дети овладеют трудовыми навыками при изготовлении масок птиц и украшении кормушек для пернатых.
v На занятиях и в совместной деятельности по художественно- эстетическому развитию дети познакомятся с декоративно- прикладным искусством, научатся изображать и передавать повадки птиц. (Рисование, лепка, аппликация, оригами, драматизация)
v На занятиях по физкультуре и играх на площадке дети познакомятся с подвижными и народными играми в которых встречаются образы птиц.
v Дети познакомятся с правилами безопасного поведения в природе, при встрече с дикими (больными), птицами.
Планируемый результат работы с родителями:
v Удастся установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для успешного психического развития детей, создать атмосферу общности интересов.
v Повысится психолого - педагогическая компетентность родителей в вопросах экологического воспитания и развития ребёнка.
v У родителей сформируется активная жизненная позиция в вопросах развития и воспитания ребёнка, а также их личного участия в жизни ДОУ.
План реализации проекта:
1-Й этап: целеполагание, постановка задач, определение методов реализации, подготовительная работа с родителями, дошкольниками, беседы с родителями.
Консультативная помощь, привлечение родителей к участию в подготовке. Проведение мероприятий.
2 - И этап: практический. Выполнение основных мероприятий проекта.
3 - И этап: заключительный. Обобщение результатов проведения работы. Их анализ, формулировка выводов. Презентация семейных творческих работ.
Мероприятия с родителями
1. Оформление информационного стенда «Формирование экологических представлений в дошкольном возрасте»
2. Привлечение родителей к оформление мини- музей «Птичка - невеличка»
3. Проведение конкурса кормушек.
|
Мероприятия с детьми:
|
|
|
летать? -Что для птицы страшнее зимой: холод или голод? Знакомство с народным календарём, с упоминанием зимующих птиц, обсуждение народных примет Дидактические игры: «Рыбалка», «Спор птиц», «Каких птиц зимой не увидишь?», «Четвёртый лишний», «Летает, плавает, бежит». «Какая по счёту птица» Разгадывание кроссворда «Зимующие птицы» «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных) |
Таганая» Целевые прогулки: Наблюдение за зимующими птицами Разучивание народных примет * |
|
Коммуникация |
Составление описательных рассказов о зимующих птицах, Придумывание сказки детьми: «Зимовье воробушка», «Если бы я был птицей» Составление рассказов о бережном отношении к птицам» Заучивание скороговорок о зимующих птицах. Разгадывание загадок о зимующих птицах. Речевые игры: «Назови птицу ласково», «Посели птиц в кормушку», «Скажи наоборот» Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания) • Составление предложений по картине
|
Придумывание загадок детьми, отгадывание загадок. Словотворчество «Совместное придумывание детьми и родителями сказок Пословицы и поговорки о птицах, приметы с птицами. Изготовление книжки- самоделки «Загадки о зимующих птицах» Работа с картиной |
|
Социально- коммуникати |
Составление листовки
Помоги зимующей птице»
Сюжетно- ролевая игра «Экскурсия на Таганай» Игра драматизация: « Беседа птиц» Беседа «Правила поведения в природе» Развешивание кормушек на участке детского сада |
Раздача листовок детям из |
|
вное развитие |
«Помоги зимующей птице» Сюжетно- ролевая игра «Экскурсия на Таганай» Игра драматизация: « Беседа птиц» Беседа «Правила поведения в природе» Развешивание кормушек на участке детского сада |
соседних групп, родителям.
Наблюдение «Как птицы прилетают на кормушку»
Знаки «правила поведения в природе» |
|
Художествен но- эстетическое развитие |
Конструирование из бумаги: «Снегири и синицы» Рисование: Зимующие птицы Лепка из ваты: папье- маше с использованием разных изобразительных техник: « Снегири и яблочки» Изготовление масок - птиц. Украшение кормушек: - Аппликация из клеящей плёнки; - Разукрашивание кормушки красками Музыка: Прослушивание музыкальных произведений по теме, имитация движений под музыку: «Птицы танцуют» Просмотр сказки: «Сказка о зимующих птицах» Прослушивание пения птиц Чтение художественной литературы: A. Яшин «Покормите птиц зимой» Чтение рассказа В. Бианки «Чей клюв лучше?», «Кто сыт, тому холод не страшен» Г. Спирин «Марфа» Разучивание стихотворения |
Конструирование по схемам, обыгрывание поделок; Рисование, передавая особенности строения птиц. Самостоятельно выбирают и грамотное сочетание разнообразных изобразительных техник.
Совместное творчество детей и родителей |
|
|
«Е. Ильина «Синица» Чтение стихотворения JI. Кламбоцкая «Снегири и свиристели» JI. Яхнин «Дятел» Презентация птицы» |
|
|
Физическое развитие |
Подвижные игры : «Летал, летал воробей» Совушка - сова», « Воробушек и автомобиль». «Перелёт птиц», «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль». «Кот и птицы» Пальчиковые гимнастики на тему «Птицы» |
Подвижные игры на площадке С использованием масок и атрибутов |
Список используемой литературы:
• Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова JI.A. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005.
• Комплексное планирование прогулок с детьми 5-7 лет: прогулочные карты/ авт. - сост. О.Р.Меремьянина. - Волгоград: Учитель, 2014.
• Развивающие занятия с детьми 2-3 лет, 3-4лет, 4-5лет,5-6 лет, 6-7 лет/ Под ред. Л.А.Парамоновой. М.: OJ1MA Медиа Групп, 2010.
• Рыжова Н.А.Наш Дом - природа. - М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2005
• А.В.Козлов «Таганай- гора молодого месяца» Златоуст ООО «Фото мир» 2011
• Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьёва «С любовью к природе» Москва 1978
• Н.Г.Метлицкая «100 физкультминуток на логопедических занятиях» М. ТЦ Сфера 2008
• Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом - Южный Урал»/
Е.С. Бабу нова- 2-е издание, Челябинск. Взгляд, 2007
• Литвинова М.Ф. «Русские, народные подвижные игры». М: «Просвещение» 1986г.
• Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7-лет. М.: Владос, 2002.
Интернет ресурсы:
• Read more: http://rodnava-tropinka.ru/zimuvushhie- ptitsv/#ixzz42cJhSVUt
• /www.babyblog.ru
• http://scastliwvmalish.ru/mova-metodisheskava-kopilka/palshikowve- igry/palchikovyie-igryi-po-teme-ptitsyi
• http://www.kp.ru/f74/image/23/22/502223.ipg
• http://nsportal.ru/
Дидактический материал для работы с детьми:
Стихи про зимующих птиц:
Стихи про свиристелей
За окном метут метели,
Но случается порой –
Прилетают свиристели
Ягод поклевать весной.
Куст боярышника гнётся
От напора птичьих стай.
Звон серебряный несётся,
Славя стылый урожай.
На рябину пересели,
Алых ягод напились,
И в морозный воздух трели
Тонким эхом понеслись.
Стихи про Снегиря
Снегири - смешная птица,
Зиму вовсе не боится,
В зиму в гости прилетает,
Холодов не замечает.
Эта с красной грудкой птица,
Леса зимнего певица.
Лес ей в зиму славный дом,
Снегири там ищут корм.
Птица малая размером,
Может многим стать примером:
Как в лесу холодном жить,
Жить и вовсе не тужить.
Стайкой снегири летают,
Дары леса собирают:
Сухие семена цветов,
И ягодки лесных кустов.
Их стайки красногрудых в ряд,
Для леса будто бы парад.
Частенько стайки снегирей,
Влетают в города людей.
Рябину зимнюю съедают,
Весну все вместе поджидают.
Стихи про Ворону
Окраской - серовата,
Повадкой - воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Серая ворона!
Стихи про Воробья
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью –
Я вам песенку спою, Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень –
Буду петь вам целый день, Чик-чирик!
Стихи про Сороку
Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!
Стихи про синиц
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комариками мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!
Александр Яшин "Покормите птиц”
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна!
И не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птицу осталось здесь.
Загадки про зимующих птиц:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Чернокрылый, Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом Тут как тут!
(Снегирь)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...
(Снегири)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
(Воробей)
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка
(Воробей)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует –
Коноплю ворует.
(Воробей)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит...
(Сорока)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её...
(Сорока)
Как зовут почтальона,
которому адреса не пишут
и на словах не говорят,
а он всё-таки письма доставляет?
(Голубь)
Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут.
(Голубь)
Помнишь, как-то раз зимой
В лес ходили мы с тобой?
По тропинке шли - вдруг раз! –
Снег посыпался на нас:
На заснеженную ель
Села птица...
(Свиристель).
Хохолочек на головке.
Птица яркая. Так ловко,
Будто дует кто в свирель,
Распевает
(Свиристель).
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня
(Синичка).
С грудкой желтой знаем птицу,
Называется
(Синица).
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется
(Синица).
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её...
(Сорока)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)
Днём спит, ночью летает.
(Сова)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель
!" И ставит подпись...
(Дятел)
Всё время стучит, Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)
Что за кузнецы
В лесу куют?
(Дятел)
Картотека пословиц и поговорок о птицах
Видно птицу по полету.
Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме
улетать.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
Поменяли кукушку на ястреба.
Всякая ворона свой зобок набивает.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Глупа та птица, которой гнездо своё не
мило.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Знает птица, что без Родины не годится.
Всякая птица своим клювом сыта.
У каждой пташки – свои замашки.
Воробей сразу на взлёт, а грачу разбег
нужен.
Вороне соколом не быть.
Воронёнку гнездо- родимая хата.
Немного синица
ест, пьет, да весело живет.
Сорока без причины не
стрекочет.
Сорока весть на хвосте
принесла
Пируют в ночи совы да
сычи.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда не
вил.
Соловей берет пением, а человек — умением.
Соловей месяц поет, а ворона круглый год
каркает.
Кукушка кукует, по дому горюет.
Журавль высоко летает, а от реки не
отлетает.
Лебедь по поднебесью, мотылек над землей —
всякому свой
Полетели лебеди, понесли на крыльях
зимушку.
Грудь лебединая, походка павлинья.
Журавль прилетел и тепло принес.
Мала синичка, да коготок остер.
Картотека народных примет
Птица
залетела в дом через открытое окно и вылетела - по примете придет послание; или
в доме кто-то умрет.
Аист
совьет гнездо на трубе дома- хозяина ожидает богатая жизнь и счастье.
Птица
влетела в каминную трубу — в доме кто-то умрет.
Ворон,
каркающий над домом, предвещает болезнь кому-нибудь из домашних.
Птица
села на окно (подоконник) — примета сулит небольшие материальные траты.
Дятел
долбит крышу дома - быть беде.
Если
птица в клетке умрет в утро свадьбы - примета предвещает несчастный брак,
супруги в конце концов разойдутся.
Если
аист удаляется прежде времени от какого-нибудь места - предзнаменует этому
месту несчастье.
Птица
парит над домом или летает вокруг — кто-то сильно заболеет.
Если
ворона летает над домом и каркает троекратно, в доме кто-то умрет.
Птица
парит — берегитесь предательства, особенно если птица хищная.
Если
ласточка построит гнездо, а потом его покинет - это предвещает беду.
Птицы
неожиданно меняют направление полета — к наблюдателю приближается опасность.
Если петух важно ходит у дверей и
кричит, жди в гости незнакомца.
Птицы летят на вас - к удаче. Птицы летят от вас — дурной знак.
Сова близ дома кричит
- к новорожденному.
Увидеть летящих птиц перед началом пути —
успех,
если они летят вправо; неудача, если они летят влево.
Сорока скачет на доме больного — к его
выздоровлению.
Если возле окна сидит сорока - скоро будут
гости, а если в доме есть больной - он скоро выздоровеет.
Увидеть летящего аиста — к встрече с
приятным вам человеком,
приезду долгожданного гостя
Помет птицы попал на вас — примета считается
благоприятной, возможны материальные улучшения.
Три чайки, одновременно пролетающие над
головой, - предупреждение о смерти.
Если человек увидел в небе жаворонка — это
предвещает неожиданную и приятную встречу или получение добрых вестей.
Увидеть белую птицу — примета к несчастью.
Увидеть мертвую птицу — примета к несчастью.
Галки и вороны, сидящие с криком перед
домом, особенно утром - к худу; на крыше дома - в этом доме будет свадьба.
Услышать крик певчей птицы в полете —
примета к удаче.
Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы»
Сел на ветку снегирек
Сел на ветку снегирек, «Попрыгать» ладошками по плечам
Брызнул дождик Потрясти кистями рук перед собой.
Он промок. Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.
Ветерок, подуй слегка, Поднять руки вверх и покачать ими Обсуши нам снегирька. Помахать руками - «крылышками»
Сорока
Рано утром издалека Соединить кисти рук крест-накрест,
соприкасаясь
Прилетела к нам сорока, запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями
Стала громко стрекотать, Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к
Длинным хвостиком махать, другу и наклонять их вправо-влево.
Зернышки она клевала, Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать
Все на свете рассказала. зернышки» с поверхности стола
Ну-ка, посчитай-ка!
Десять птичек - стайка.
Вот ворона, галка тут,
Здесь
воробушки живут.
Голуби воркуют,
По теплу тоскуют.
Сидя на снегу глубоком,
Растрещалася сорока.
Красногрудый снегирек
Солнышку подставил бок.
Свиристели прилетали,
Всю рябину обклевали.
А синица-озорница
Со сестрицами резвится.
Дятел дерево долбит,
Молча клест в гнезде сидит
Воробей
Ловит воробей жучков, Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать»
Уплетает червячков, со стола воображаемых жучков и червячков.
И на юг не улетает - Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх.
Так, под крышей обитает. Опираясь на кончики пальцев, поочередно
Прыг, да прыг, «подпрыгивать» обеими руками над
поверхностью стола.
Да чик-чирик!
Жить он в городе привык!
Птички
Птички прилетели,
Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
крыльями махали Сели. Посидели
Кисти рук соединили в замок.
и дальше полетели.
Повторяют первое движение.
Десять птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка - соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка - воробей.
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта - зяблик.
Эта - стриж.
Эта - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички - по домам! (Машем ручками, как крылышками)
Птенчики в гнезде.
Улетела птица-мать
Малышам жуков искать.
Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
Ждут малютки-птенцы
Мамины гостинцы. •
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».Шевеление пальцев правой руки создает впечатление .живых птенцов в гнезде.
Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
В них насыпали зерно.
Для голодных птиц зимою Дети имитируют движение птиц
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нгам, синицы, Дети имитируют движения.
Голубь, клёст ит воробей! Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.
И конечно, ждём мы в гости
Красногрудых снегирей.
Картотека подвижных игр «Птицы»
Подвижная игра «Совушка- сова»
Количество игроков должно быть больше 4 человек. Перед началом игры выбирается «Совушка», которая должна сидеть в гнезде.. Все остальные участники игры должны в хаотичном порядке расположиться по игровой площадке. По звуковому сигналу ведущего: «День наступает - все оживает» дети должны спокойно бегать, прыгать по площадке, изображая всевозможных зверей, птиц или насекомых. А «Совушка» в это время спокойно спит в своем гнезде. Далее звучит следующая команда ведущего «Ночь наступает - все замирает» и в этот момент все дети должны замереть в той позе, в которой они оказались во время звучания команды. Сова в это время просыпается и вылетает на охоту. Она должна заметить игроков, которые пошевелились, и увести к себе в гнездо. Все пойманные совой игроки в последующих раундах становятся совами и все вместе по определенной команде вылетают на охоту. Игра ведется до того момента, пока не будут пойманы все участники игры. По результатам игры также можно отметить того участника, который поймал всех больше игроков....
Подвижная игра «Перелет птицу».
На одном конце зала находятся дети — они птицы. На другом конце зала — пособия, на которые можно «залететь» (гимнастические скамейки, кубы и т.д.),— это деревья.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» — дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на следующий сигнал: «Буря!» — бегут к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произнесет: Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу («птицы продолжают свой полет»). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске.
Подвижная игра ’’Воробушки и кот”
Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.
Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.
Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.
Подвижная игра ’’Воробушки и автомобиль"
Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.
Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.
Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Подвижная игра ’’Птички и кошка"
Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.
Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.
Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.
Подвижная игра «Летал-летал воробей»
Воспитатель - воробей. Дети встают в круг, а воробей - в середину. Дети идут по кругу со словами:
Летал-летал воробей Летал-летал молодой За сине море.
Видел-видел воробей,
Видел-видел воробей,
Как зайцы прыгают, вороны летают.
Детям надо изобразить то, что «видел» воробей: попрыгать, как зайцы; полетать, как вороны и т.д. Воробей выбирает того, кто, по его мнению, выполнил задание лучше всех, и приглашает быть водящим, а сам встает на его место.
Дидактические и речевые игры:
Речевая игра: «Птичья столовая»
Речевая игра для детей старшего возраста.
Может использоваться в ходе непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, экологии и в свободной деятельности воспитанников.
Дидактические задачи:
Расширение знаний детей о зимующих птицах.
Закрепление употребления в речи предлогов;
Упражнения в согласовании имен существительных и прилагательных с числительными, употреблении имен существительных в творительном падеже, составлении связных высказываний с опорой на игровую ситуацию;
Воспитание чувства сострадания и ответственности за живую природу. Игровое правило:
Составлять предложения, правильно используя предлоги; помещать в кормушку столько птиц, сколько написано на карточке, «угощать» птиц их любимым лакомством.
Игровое действие: дети помещают в «кормушку» фигурки птиц, рассказывают, как они называются, что делают, чем питаются, «угощают» их любимым лакомством.
Речевая игра «Встреча птиц в лесу»
*
Цель: учить детей правильно отвечать на вопросы, задавать свои, заранее подготовленные.
Речевое действие: дети ведут диалог от лица птиц, имитируя их поведение.
Ход игры:
1 вариант: Педагог надевает на участников маски иптиц и предлагает им изобразить сцену встречи. При этом один из участников произносит заранее выученный текст, а второй отвечает самостоятельно.
2 вариант: проводится, как подвижная игра. Дети становятся в круг. Педагог надевает им маски птиц.
Педагог начинает игру:
Вот и закончилась осень и наступила холодная зима. Летит сова по лесу , и видит.... Дети придумывают сюжет.
Сказка о зимующих птицах
Действующие лица:
Ведущий Девочка Гузель Снегири Синичка Кошка Мурка Мальчик хулиган Сова Филин
Ведущий:
Эта история произошла Когда вовсю мела метель,
К окошку тихо подошла Простая девочка Гузель
Девочка:
Покрыты снежною каймой Берез уснувших рукава,
И встреча далека с весной,
Где пенье птиц и свежая трава
Ведущий:
И очень жалко стало ей
Тех птиц, что мерзнут за окном,
Им ветка голая - постель,
И не согреют их теплом
Девочка:
И на березе собрались Синичка, воробей и снегири,
Последние хозяева звались А снегири-то иностранцы издали
Снегири: (на мелодию «Говорят мы бяки-буки)
Мы к вам в гости прилетели Из заснеженной тайги,
Не боимся мы метелей,
Мы красавцы снегири Лучше нету еды
Чем рябины ягоды, а калина и клен, вкусно
Синичка: (на мелодию Чебурашки «Я был когда-то странной игрушкой
деревянной)
Я маленькая птичка, обычная синичка И то, чем я питаюсь в деревьях под корой - Личинки и букашки, жуки и таракашки.
Все знают трудно птицам жить зимой,
На юг не улетаю, весь год здесь я бываю,
Чтоб радовать вас песней, когда мороз и снег.
А холод мне не страшен, характер мой бесстрашен, Вот только было что-то на обед.
(обращаются к воробьям)
Воробышек, воробышек,
Пойдем, поищем крошек 2р.
Тили-тили, трали-вали,
Дети здесь не проходили,
Крошек нам не насыпали
Кошка: (на мелодию «Кузнечик)
Мой папа кот сиамский,
Василий фон германский А мама как пантера,
Зовут ее Венера
Представьте себе, представьте себе,
А я всего лишь мурка Живу я не в доме, а во дворе Поблекла моя шкурка.
Мне хочется порою Поесть паштет с икрою,
Сосиску хоть малютку,
Забудусь на минутку,
Но вновь я одна
Опять голодна, но вот я вижу птичек,
Сейчас я их съем и буду совсем Счастливей всех на свете.
Девочка:
Кошка, как тебе не стыдно Птичек малых обижать,
Ты голодная как видно Колбасы могу я дать,
Может вискас и жаркое,
Или даже китекет,
Приходи когда захочешь,
Будет для тебя обед
Мурка:
Мяу, на это я согласна,
Хоть люблю я птичек страстно,
Не замерзнут пусть они,
Зимние суровы дни.
Мальчик: (на мелодию «Ничего на свете лучше нету) Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить с рогаткою по свету,
Все вокруг боятся хулигана,
У меня камней полны карманы,
Я природу защищать не буду,
Муравьев, жуков давлю повсюду,
Птиц, котов стреляю из рогатки,
От меня бегут все без оглядки
Девочка:
Что же это такое,
С добротой перебои,
Раньше кошка, теперь хулиган,
Как мне справиться с ними,
Я одна в этом мире,
Хоть бы кто-то совет ценный дал
Сова: (на мелодию песни Черепахи Тортиллы) Нелегко давать советы,
Если множество проблем.
Я сова все знают это,
Помогать, готова всем.
Хоть в лесу живу дремучем,
Связь я с городом держу,
И как справиться с бедою
Я сейчас вам расскажу Друг мой филин очень строгий,
Он проверит мой наказ.
Люди делайте кормушки И кормите чаще нас.
Ведущий:
Девочка взялась за дело,
И работа закипела,
С папой сделала кормушку из фанеры и брусков,
И буфет друзьям пернатым очень скоро был готов
Филин:
Птичью радовать родню Будет вкусное меню:
Семечки арбуза, дыни,
Трав различных семена,
Сала свежего кусочки И подсолнечник сполна,
Снегирям рябины красной,
Ясеня крылатки,
Воробьям и хлеба крошки Будут в зиму сладки
Девочка:
Так все вместе стар и млад Птицам мы поможем,
Будет каждый песне рад Человек прохожий
Ведущий:
И быстрей придет весна с первыми цветами.
|
|
|
|
|
|






По вертикали:
1)Окраской - сероватая,
Повадкой - хитроватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона. Кто это?
3)Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
4)Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я враг,
А деревьям друг.
По горизонтали:
2)В серой шубке перовой
И в морозы он ~ герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, но тоже птица.
5)Пусть я - птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Красным брюшком я сюда.
6)Розовое брюшко, Хохолок на макушке.
7)Всех я за день навещу,
Всё, что знаю, растрещу!
Ответы:1)ворона; 2)воробей; 3)синица; 4)дятел; 5)снегирь; 6) свиристель; 7)сорока.
Конспекты:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида № 96
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы Южного Урала»
(Познание, развитие речи, социально- коммуникативное, чтение художественной литературы.)
Выполнил:
Пухлякова Татьяна Евгеньевна, Воспитатель 1 категории,
2015г.
|
Задачи образовательн ые: Задачи развивающие: |
• Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, с зимними изменениями в жизни птиц. • Обобщить и систематизировать знания о зимующих птицах • Использовать приёмы декорирования лепных изделий, развивать фантазию. • Развивать тонкую и общую моторику. • Воспитывать любовь к родному краю. • Воспитывать интерес к народным традициям. • Развивать инициативу и самостоятельность. • Воспитывать бережное отношение к природе; развивать любовь к птицам. |
|
Предваритель ная работа: Материалы. Инструменты, оборудование |
• Подготовка компьютерной презентации «Зимующие птицы» • Наблюдение за птицами на участке детского сада. • Подкормка птиц. • Чтение рассказов В. Бианки, Н Сладкова о жизни птиц. • Разучивание закличек, хороводов, стихов. • Проведение подвижных игр. • Разгадывание загадок. • Знакомство с народными приметами о птицах. • Рассматривание иллюстраций, картин с изображением птиц. • Организация мини - музея «Птичка- невеличка» • Детское художественное творчество по теме. • Маски птиц • Ноутбук • Компьютерная презентация «Перелётные птицы «южного Урала» • Карточки с изображением птиц, солнца, снежинок для игры. • Магнитофон, аудиозапись «Пение птиц» • Таблица по охране птиц. |
|
Формы работы: |
• Организационный момент. • Слушание аудиозаписи «Пение птиц» |
|
Ход НОД: Эмоциональ ный настрой. Слушание аудиозаписи.
Беседа
|
• Инсценировка • Загадывание загадок • Просмотр компьютерной презентации • «Дидактическая игра «Четвёртый лишний» • Рассматривание таблиц по охране птиц. • Беседа о том. Как нельзя обращаться с птицами и почему. 1. Организационный момент «Круг добра», дети встают в круг, касаясь ладонями друг друга и говорят ласковые слова. Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. Дети свободно рассаживаются на стулья. Закрывают глаза и наслаждаются пением птиц. А теперь скажите мне, пожалуйста, какое время года у нас сейчас? — Зима. Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима. — На улице очень холодно — Много снега, скользко — Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки) — На речках лед, рыбы легли на дно — Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы) — Солнце светит, но не греет. Воспитатель: Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимующих птицах. Чем отличаются птицы от животных? Птицы покрыты перьями. Они умеют летать. Птицы вьют гнезда на деревьях. — Давайте рассмотрим перья птиц - маховое и пуховое. Как человек использует перья в своей жизни? (рассматривают, сравнивают) — Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Но не все, есть и такие, которые не улетают. А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири) * -Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? Зимующие. -Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности.
|
|
Сюрпризный момент, Просмотр презентации
|
Вбегают дети- птицы, рассказывают о себе:
1. Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй не робей, кто это? (воробей)
Воспитатель: Эта птичка всем хорошо знакома. Воробей маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, Толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заострённый. У него короткие, но сильные ноги. Хвостик держит поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.
2. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять (снегирь)
Я снегирь от слова снег. Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом чёрные. Спина голубовато - сера, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи — серое, клюв короткий, толстый, чёрный. Воспитатель: -Как вы думаете, ребята, зачем снегирю толстый, короткий клюв? Чтобы расклёвывать ягоды рябины и есть зёрнышки, а также чтобы справиться с семенами других деревьев.
3. Черный жилет, красный берет, Хвост как упор, нос как топор (дятел) Я дятел. Я- лесной доктор.
|
|
|
Воспитатель:
|
|
|
-Почему его так называют? А вы как думаете? Он лечит деревья, стуча по дереву, добывает из-под коры вредных жучков. Еще он питается семенами шишек.
|
|
|
Когда дятел выклёвывает семена из шишки, часть из них падает на землю. Некоторые семена прорастают. |
|
|
4. Белые щечки, синяя птичка. Остренький клювик, собой невеличка, желтая грудка-это... (синичка) Я синица. На голове чёрная шапочка, на горле и брюшке чёрная полоса, галстучек, спина жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, крылья и хвост серые. Свои гнёзда синицы устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках. Послушайте. (Запись) «Си-си-си- си». Представьте себе: синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами. В зимнее время очень любит сырое мясо и сало. |
|
|
4.Кто там прыгает, шуршит, |
|
|
Клювом шишки потрошит, |
|
|
Голоском речистым, чистым, |
|
|
Кле- кле- кле поёт со свистом? (клёст). |
|
|
Воспитатель: |
|
|
Клест- необычная птица. Окраска оперенья у клеста оранжевокрасная, крылья и хвост буро-чёрные, самка зеленовато-жёлтая. |
|
|
Посмотрите, какой у неё клюв. Надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щёлкать орешки. Надо заметить что клёст единственная птица, |
|
|
которая выводит птенцов зимой. Для птенчиков на деревьях строят тёплые гнёзда. Как поют клесты? (Запись) «Кле-кле».
|
|
Физкульт минутка «Снегири»
Д/И “ Четвертый лишний» Проблемная ситуация
Литературны йряд
|
Физкультминутка «Снегири» Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны Распушили перышки - частое потряхивание руками Греются на солнышке - хлопки по бокам Головой вертят, улететь хотят - повороты головы Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями. Дети получают картинки с разными птицами и выбирают лишних птиц. Ребята, зимой многие птицы погибают. -Почему? Как вы думаете? Птицы умирают не от холода, а от голода. Потому что добывать зимой естественный корм становится тяжелее и птицы погибают. Подкормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, * Горсть зерна нужна, Горсть одна - и не страшна Будет им зима.
|
|
|
Сколько гибнет их - ,не счесть! |
|
|
Видеть тяжело! |
|
|
А ведь в нашем сердце есть |
|
|
И для птиц тепло. |
|
|
Разве можно забывать: |
|
|
Улететь могли, |
|
|
А остались зимовать |
|
|
Заодно с людьми. |
|
|
Приучите птиц в мороз |
|
|
К своему окну, |
|
|
Чтоб без песен не пришлось |
|
|
Л Нам встречать весну. А. Яшин |
|
|
-А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц. |
|
Птичья викторина |
• Почему снегиря назвали снегирем? (появляется с первым снегом) • Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла) • Дитя любых пернатых (птенец). • Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком? (синица) • Что птицам страшнее зимой холод или голод? (голод) • Какая птица выводит птенцов зимой? (клест) |
|
|
• Какая птица больше всего привязана к человеку? (голубь) |
|
Практическое занятие Рефлексия:
|
VI. Раскрасим снегирей.
Рефлексия: -О чем мы сегодня говорили? -Чем занимались? -Расскажите, какая у нас кормушка?
|
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида № 96
Конспект совместной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
«Красная книга Таганая»
Познание, развитие речи, социально- коммуникативное,
художественно-эстетическое развитие.
Выполнил:
Пухлякова Татьяна Евгеньевна,
Воспитатель 1категории,
г.Златоуст
2015г.
Задачи воспитателя:
o Продолжать знакомить детей с национальным парком Таганай
o Знакомить детей с Красной книгой, животными которых нужно охранять, воспитание эмоционально-положительного отношения к природе родного края, любви к животным, желания заботиться о них.
Задачи для детей:
· Находить горы «Таганай» на карте Златоуста
· Уметь узнавать животных и растения по картинкам
· Сформировать понятия о Красной книге, и способе защиты растений и животных
· Расширять словарный запас детей по теме
Словарная работа:
· Красная книга
· Растительный мир
· Животный мир
· Редкие животные и растения
Материалы и оборудование к занятию:
· Карта г, Златоуста
· Иллюстрации Таганая
· Картинки животных и растений Таганая, записанных в Красную книгу
· Презентация «Красная книга Таганая»
Предварительная работа:
· Знакомство с национальным парком Таганая
· Знакомство с растениями и животными Таганая
· Чтение стихов о Таганая;
· Рассматривание фотографий, буклетов;
|
Вводная часть
Литературный ряд
Вопросы детям
Зрительный ряд
Зрительный ряд
Дидактическая игра
Экологический тренинг
Рассказ воспитателя
Рассказы детей
Проблемная ситуация
Литературный ряд
|
Мой родной, любимый город Златоуст! Красив, но маленький и пусть! Зато жить в нём очень прекрасно, Даже, когда на небе ненастно. Есть три горы под названием Таганай. Большой, малый, средний – выбирай. Там окружают горы, леса, реки, озёра, Иди и изучай! Красоту такую цени, люби, оберегай. В лесах Таганая растут грибочки, ягодки, цветочки. Живут там большие и малые зверята: Бабочки, птички, лягушата. Можно и камни самоцветы найти, Если будешь трудиться, найдёшь, и бери. Изучай природу родного края И живи в красоте такой, мечтая. Воспитатель: -Дети, о чём это стихотворение? А кто может показать Таганай на карте? -Ребята, в нашем крае очень много разных растений и животных. Давайте вспомним, какие растения растут на Таганае Какие животные обитают на Таганае? Птицы? Насекомые? Кто живет в реке? (Ответы детей). Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей). Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем. -Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей). А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий. Посмотрите презентацию (Показ). Здесь изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в национальном парке Таганай их осталось мало. Кого вы узнаете на этих картинках? (Ответы детей). А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили всех животных. -Предлагаю вам поиграть в игру. Вот картинки редких животных Нужно все эти картинки разложить в разные коробки. В коробку с изображением жука складывайте картинки с изображением насекомых. В коробку с изображением дятла …? Птиц. В коробку с зайцем …? Зверей. В коробку с рыбкой …? Речных обитателей. Растения тоже нуждаются в нашей защите. (Показ презентации). Многие из этих растений вам знакомы. Какие? (Ответы детей). А ведь их тоже осталось мало. Педагог: Ребята! Представьте себе деревьями (каждый выбирает свое любимое дерево из уже знакомых детям, и каждую услышанную от педагога фразу пытается продемонстрировать жестами). - Мои корни глубоко вросли в землю - Мой ствол, мои ветки тянуться к солнцу Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу Плавно руками помашем Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем- Крылья мы сложим назад В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники, Национальные парки. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость Здесь охраняется всё: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Кто из вас бывал в нашем Национальном парке Таганай?? (Ответы детей). Как вы думаете, только ли в заповедниках, парках нужно защищать природу? (Ответы детей). Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы. 1.За собой убрать мусор. 2. Ходить по тропинкам 3. Не ломать ветки деревьев. 4. Не топтать цветы, травы. 5. Не кричать. 6. Не лезть в птичьи гнезда. 7. Не ловить насекомых. 8. Не разрушать грибницы. 9. Не ловить мальков и лягушек. 10. Не рвать паутинки. 11. Не оставлять не затушенных костров. 12. Не разорять муравейники. -А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах. -Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений. Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Самуил Маршак О том, как
хороша природа Порой одно
он скажет слово,
|
Материал для работы с родителями:
Листовка:


Консультация для родителей: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете останемся мы одни.
Д. Родович
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим без участия взрослых. В руках взрослых реальная возможность приобщения детей к добру, красоте, ненасилию. Важно, чтобы у детей пробуждалось чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и (поступки, участвовать в охране окружающей среды, приобщаться к культуре, общечеловеческим ценностям, закладывать фундамент своего здоровья).
Качественное усвоение данных задач не возможно без систематической, продуманной помощи со стороны родителей. В чем она может заключаться? Прежде всего покажите своим детям- ничем не заменимую ценность и красоту природы . Помогите понять своим детям, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле, диалектическую неразрывность и взаимообусловленность природы и человека.
Все мы знаем: общение с природой делает человека добрее, будут лучше чувства.
Все мы знаем: будущее станет таким, каким будет человек.
Все мы знаем: будущее все цело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание детей.
Поэтому нужно с самых первых дней жизни ребенка через красоту пробуждать лучшее чувства, энергию радости, что положительно повлияет на психологическое и физическое здоровье.
А истинную красоту можно найти только в природе. Именно природа дарит вдохновение, и прекрасные ощущения.
Чаще бывайте со своими детьми на природе. Она породнит, подарит силу, здоровье, хорошее настроение. Она направит на твердые жизненные позиции: «от красоты природы - к красоте слова, музыки, живописи»., - говорил Сухомлинский. Но бывать часто на природе это еще не все. Научите детей замечать ее величие, богатство и разнообразие. Помогите понять своим детям, что Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, но и источник познания и воспитания человечества. Именно человечества. Научите своих детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде всего научитесь это делать сами, покажите своим детям, что вы честны, смелы, заботливы сами. И эти качества эхом отзовутся в сердцах ваших детей, умножаться и порадуют вас.
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. 'А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину» - познакомьте своих детей с этими высказываниями русского писателя М.М. Пришвина. Объясните смысл этих мудрых строк своим детям на примере, обращая их внимание еще и еще раз на красоту родной природы. Это укрепит в сердцах ваших детей патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где живете, вызовет уважение к тем, кто помог постичь
любовь, вдохновение, желание покорять высоты в науке и искусстве.
Многие исследования показали, что людй усваивают те или иные убеждения с детства, до того, как получат возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить которые уже трудно. Жизнью подтверждено, что ребенок более податлив, «пластичен», на него сравнительно легко влияют и в хорошую и в дурную сторону разные воздействия окружающей среды. Чем меньше ребенок, тем легче на него воздействовать. Как писал А.В. Луначарский: «Маленького ребенка можно лепить, старшего приходиться гнуть и взрослого - ломать».
Уже к трем годам ребенок любит подражать другим, поэтому в данное время особенно большой значение для развития детей приобретает пример старших.
В 5 лет ребенок может уже подчинять свое поведение контролю сознания. Привычки становятся более устойчивыми, у него появляется стремление к труду, вежливость, общительность, чувство красоты. Дети в этом возрасте понимают сказанное взрослыми буквально. Эту особенность нужно знать и учитывать.
В 6-7 лет у детей зарождается чувство любви к Родине, ее природе, истории, жизни. Они с охотой слушают, читают, у них хорошо развивается память. Ребенок начинает высоко оценивать авторитет старших: их речь, облик, отсутствие расхождений между словом и делом; рождается уважение, доверие, подражание. Таким образом, в дошкольном возрасте окончательно закладываются основные корни воспитания. Поэтому образованность родителей, их образ жизни, поведение, отношение к окружающему, способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой.
Важно в этот период жизни ребенка, не смотря на его возраст (5-7 лет), обратить внимание на то, что мир обременен проблемами, что кризисы и катаклизмы охватили всю нашу Планету, что мир ждет спасения. В чем оно? Докажите детям, что все зависит от Человека, от всех нас. Без нас, без нашего участия само собой ничего не произойдет. Нужен единый путь, который выведет на к Свету . Этот путь по силе только тем, кто добр, благороден, кто стремится к прекрасному, к красоте. Пусть ваши прогулки и беседы с детьми у костра на закате или восходе солнца помогут зародиться красивым мыслям. «От красивых образов к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни. А от красивой жизни - к абсолютной красоте» Платон.
Именно родители, семья закладывают в маленьком человеке основы различных потребностей и потребления.
Воспитывая достойного человека, мы, взрослые, должны постоянно помнить, что положительный результат не возможен, если в жизни ребенка большое количество запретов. Запрет для ребенка тормоз. Он останавливает действие, плохо влияет на развитие и здоровье. Мы должны отказаться от попыток переделать характер ребенка, который появляется у него с первых дней. Это невозможно - переделать характер, сломать - можно. А зачем? В определенные сроки у ребенка созревают те или иные качества. Важно не упустить эти сроки: трудитесь со своим ребенком, отдыхайте вместе с ним, смотрите научно-познавательные передачи и говорите, говорите, говорите. Обращайте внимание на доброе, на красивое отношение к окружающему, на единство Природы и человека. Открывайте вместе со своим ребенком мир обновления и возрождения, учитесь любить окружающий мир: солнце, воду, животных, растения, человека. Ведь единство человека и Природы явление. Естественное единство человека с природой то же, что единство матери и дитя. Поможем же своим детям понять, что человек может жить в гармонии с окружающим миром, что человек способен познать и совершенствовать этот мир на основе принципа «не навреди!», сыновнего отношения к нему - такой человек в будущем постоянно будет трудиться над проблемой сохранения окружающей среды, над предотвращением экологической катастрофы. Вселите надежду и веру в вашего ребенка. Пусть он запомнит: Земля - наш маленький, прекрасный и единственный дом, в котором человек должен быть хозяином. Люди должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками разумного преобразования природы, активными ее защитниками. Мы - маленькая частица природы. Все в природе едино. Главная ценность - здоровье Планеты, и как следствие - здоровье каждого человека.
Чтобы ваши беседы с детьми проводились успешно, предлагаем следующий материал:
Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников»
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
Г.К. Тавлинова «Цветы в комнате и на балконе»
консультации «В кругу семьи»
С.Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»
Виноградова «Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой»
Лучич «Детям о природе
Семейные проекты «Птицы Южного Урала»




Фотоприложение:






Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.