Педагогический проект: "Программа поддерживающего чтения".
Оценка 4.9

Педагогический проект: "Программа поддерживающего чтения".

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
преподавание
1 кл—4 кл
04.01.2021
Педагогический проект: "Программа поддерживающего чтения".
Представлен разработка проекта для педагогов начальной школы.
Лезина ОМ Педагогический проект поддерка чтения-2.docx

Педагогический проект
«Программа поддерживающего чтения»

 

Паспорт проекта

 

Название проекта

Программа поддержки чтения

Назначение проекта

Проект предназначен для создания системы педагогической поддержки осмысленного чтения

Заказчик проекта

Педагогическая общественность

Команда проекта

Коллектив творческих педагогов начальной школы гимназии

Срок реализации проекта

Предполагаемый срок реализации проекта:

2016-2019гг

Представление результатов проекта

Обучающие семинары для педагогов города и края

Дни открытых дверей ЦИО

Тип проекта

Практико-ориентированный проект

Механизм реализации проекта

Деятельность направленная на реализацию поставленных задач проекта

Ресурсное обеспечение проекта

1. Кадровые ресурсы.

2. Информационная среда.

3. Материально-техническая база гимназии

4. Научно-методические ресурсы

Законодательная база:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу: Проект / в кн. «Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу» М.: Дрофа, 2000. Примерные программы начального общего образования – образовательная область «Филология» / в кн. «Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу» М.: Дрофа, 2000. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. / Министерство Образования РФ. – М.2004.

Вопросы развития понимания текста младшими школьниками на начальном этапе обучения приобретают особую значимость. Это обуславливается социальным заказом, отраженным в ФГОС НОО в части формирования читательской компетентности младших школьников как одной из приоритетных задач школьного образования. Чтение художественного текста сопряжено сложной деятельностью – и восприятием, толкованием, трактовкой, раскрытием смысла текста, общением, пониманием, т.е. его интерпретацией. Обучение интерпретательским действиям в процессе изучения художественного текста составляет важнейшее звено в формировании культуры чтения, общей культуры языковой личности младшего школьника.

 

    Работа с текстом (метапредметные результаты): В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения

    Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном и неявном виде; определять тему и главную мысль текста; составлять план текста; вычленять основные события и устанавливать их последовательность; сравнивать между собой объекты, выделяя 2—3 существенных признака; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

 

    Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

    Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится:  высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; Выпускник получит возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения;  соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;  в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

 

Понятие успешный читатель включает в себя:

 - овладение технической стороной чтения;

 - осмысленное восприятие читаемого;

 - умение ориентироваться в мире детских книг;

 - освоение художественной формы в соответствующих пределах.

    Важно подчеркнуть, что умение читать не мыслится без привития интереса к чтению. Значимость начального периода обучения заключается в том, что именно он предусматривает первоначальное читательское становление – от расшифровки слова до обретения «читательской свободы».

 

Ежегодный приём первоклассников показывает разный уровень подготовленности к обучению, разный уровень чтения (от бегло читающих, до не читающих совсем). Учитель сталкивается с низким уровнем развития смыслового чтения.

Уровни компетенций чтения в процессе обучения технике смыслового чтения

Обучение технике смыслового чтения

              Начальный уровень (побуквенное чтение)

              Развивающийся уровень (послоговое чтение)

              Развитый уровень (чтение целыми словами и слогами при сложных словах)

              Свободный уровень (чтение целыми словами)

Описание уровней компетенций чтения в процессе обучения технике смыслового чтения

 

Начальный уровень (побуквенное чтение)

Описание уровня

Чтение по буквам с последующим повторением целого слова. Скорость чтения низкая, присутствует вспоминание каждой буквы отдельно. В некоторых случаях может наблюдаться распад чтения слова из-за большого временного промежутка между прочтениями букв. Понимание прочитанного ограничивается словом или словосочетанием. Помощь учителя необходима как в названии букв и сведении их в слово, так и в удержании внимания на тексте. Скорость чтения в минуту – 10–15 слов.

Рекомендации по подбору текстов для начального уровня техники чтения:

Тексты начального уровня техники чтения предназначены для освоения навыка чтения с «нуля» и представляют собой различного рода азбуки и короткие тексты, необходимые для закрепления навыка узнавания и чтения буквы и коротких слов. Передача сюжета осуществляется 2–3 предложениями, связанными последовательно между собой.

Особенности текстов, подходящих для этого уровня:

Для начального уровня подходят небольшие тексты из 30 слов, длина слов не должна превышать 5–6 букв. Хорошо, если как можно больше слов будет соответствовать следующим признакам.

·                     Слова из одного или двух слогов.

·                     Трехсложные слова должны быть с открытым слогом (например, белая). Ударные гласные должны быть в начале слова.

·                     Слова начинаются на согласный

·                     Слова заканчиваются на согласный

Для этого уровня чтения нужны совсем короткие и простые тексты. Такие тексты не оцениваются системой «Аналитик чтения», а подбираются самостоятельно.

 

Развивающийся уровень (послоговое чтение)

Описание уровня

Чтение по слогам, в трудных местах – по буквам. Присутствует много ошибок по типу пропусков слогов и слов, замен букв и слогов. Ориентации на пунктуацию почти нет, интонация при чтении мало соответствует содержанию. Понимание прочитанного низкое, имеет фрагментарный характер. Скорость чтения медленная. Наблюдается снижение мотивации к чтению при столкновении с трудностями. Требуется помощь учителя в чтении слов, состоящих из более чем трех слогов и имеющих сочленения из трех согласных. Скорость чтения в минуту – 35–50 слов.

Рекомендации по подбору текстов для развивающегося уровня техники чтения:

Тексты для развивающегося уровня техники чтения предназначены для укрепления навыка чтения, а также для коррекционной работы при наличии трудностей в овладении им. Могут содержать короткий простой линейный сюжет с главным героем или главной мыслью и малое количество второстепенных дополнительных идей. При необходимости повествование может быть разбито на несколько небольших частей без ущерба для понимания прочитанного.

Особенности текстов, подходящих для этого уровня:

Для развивающегося уровня подходят тексты, состоящие из 70 слов, длина слов не должна превышать 10 букв. В тексте могут встречаться слова, которые имеют следующие признаки:

·                     Слова с одним закрытым трехбуквенным слогом

·                     Односложные слова и двусложные слова с сочетанием согласных в начале слова (например: трус, привет)

·                     Ударение на первый слог в двусложных словах и на второй слог в трехсложных словах (например: лампа, конфета)

·                     Слова из трех слогов и четырех слогов (чередование гласных и согласных) (например: пароход, побежали)

·                     Слова в именительном, винительном, дательном и предложном падежах

·                     Предложения с простым синтаксисом: определение, подлежащее, сказуемое. (Например: Белая птичка прилетела.)

·                     Предложения с 2 однородными членами

·                     Предложения с 3 однородными членами

·                     Безличные предложения

·                     Сложносочиненные предложения

·                     Глаголы в личной форме

·                     Вводные слова

Тексты, которые подходят по параметрам для этого уровня чтения, система «Аналитик чтения» относит к текстам для развивающегося уровня чтения.

 

Развитый уровень (чтение целыми словами и слогами при сложных словах)

Описание уровня

Чтение целыми словами легких слов может переходить к послоговому чтению в случае появления многосложных, трудных или нечасто встречающихся слов. При чтении могут быть ошибки на повторение слов и слогов, трудности в понимании некоторых частей текста. Присутствует неравномерность в скорости чтения и передаче выразительности. Требуется помощь в прочтении устаревших слов, слов из более чем 5–6 слогов и текстов 3 уровня сложности. Понимание текста адекватное, но фрагментарное, присутствует усвоение общего сюжета повествования, но не фиксируются детали и второстепенные идеи. Скорость чтения в минуту – 65–75 слов.

Рекомендации по подбору текстов для развитого уровня техники чтения:

Тексты для развитого уровня техники чтения можно использовать для знакомства с новыми знаниями и развития компетенции смыслового чтения, в частности, понимания прочитанного и формулирования ответов на вопросы по тексту. Повествование может содержать в себе несколько сюжетных линий или идей, количество второстепенных элементов повествования может увеличиться, однако должно оставаться в пределах 5. Текст должен иметь деление на смысловые части. Данные тексты можно предлагать читать для досугового чтения школьникам, владеющим развитым и свободным уровнями техники чтения.

Особенности текстов, подходящих для этого уровня:

Для развитого уровня лучше всего подходят тексты из примерно 100 слов, длина слов не должна превышать 14 букв. В тексте могут встречаться слова, обладающие следующими свойствами:

·                     Односложные слова с сочетанием согласных в конце слова (например: шарф)

·                     Двусложные слова с сочетанием согласных в середине слова (например: сорвать)

·                     Трехсложные слова с сочетанием согласных в начале, середине или конце слова (например: красота, запрягать)

·                     Слова из четырех или пяти слогов (чередование гласных и согласных) (например: рисование)

·                     Наречия

·                     Слова в родительном и творительном падежах

·                     Сложноподчиненные предложения, предложения с сочинительными союзами и предложения с прямой речью

·                     Обратный порядок слов в предложении. (Например: Пришел Вася домой поздно.)

·                     Наличие количественных числительных, местоименных прилагательных и местоименных существительных

Тексты, которые подходят по своим параметрам для этого уровня чтения, система «Аналитик чтения» относит к текстам для развитого уровня чтения.

 

Свободный уровень (чтение целыми словами)

Описание уровня

Чтение целыми словами с малым количеством ошибок в новых терминах, устаревших словах или многосложных, нечасто встречающихся словах. Ошибки могут быть замечены самим читающим и исправлены. Присутствует соблюдение интонаций и выразительности. Понимание текста полное, ответы на вопросы развернутые. Читающий понимает причинно-следственные связи, может прогнозировать линейные события. При чтении не требуется помощь учителя. Скорость чтения в минуту – больше 100 слов.

Рекомендации по подбору текстов для свободного уровня техники чтения:

Тексты для свободного уровня техники чтения подойдут для изучения предмета и формирования мыслительных операций анализа и прогнозирования при работе с текстом, входящих в компетенции чтения. Сюжет в тексте может быть нелинейным с дополнительными включениями второстепенных сюжетных линий или идей. Повествование должно быть разбито на небольшие смысловые части. Для учеников, обладающих свободным уровнем техники чтения, для поддержания мотивации подбор текстов включает в себя тематические интересы школьников. Такие тексты ученики могут читать для удовольствия.

Особенности текстов, подходящих для этого уровня:

Свободный уровень чтения позволяет читать тексты из 100 слов, однако слова в тексте могут содержать до 18 букв. В текст могут быть включены слова, обладающие следующими параметрами:

·                     Предложения с противительными союзами

·                     Редко употребляемые, устаревшие слова

·                     Иностранные слова

·                     Наличие причастных оборотов

Тексты, которые подходят по своим параметрам для этого уровня чтения, система «Аналитик чтения» относит к текстам для свободного уровня чтения.

 

Группа 2. Развитие компетенций чтения для предметного обучения

Описание уровней при формировании компетенций чтения для предметного обучения

 

Слабый уровень

Описание уровня

Читает трудно, нет плавности, в чтении имеются неточности, ошибки. Понимание текста происходит на поверхностном уровне. Чаще всего присутствует просто озвучивание текста. Самостоятельно может прочитать легкий текст. Для чтения более сложных текстов требуется помощь взрослого. Точность чтения – ниже 85%, частота ошибки – чаще чем в 20 словах. Самостоятельно может исправить 1 ошибку из 5. Скорость чтения медленная, ориентация на знаки препинания отсутствует. Понимание не адекватное, фрагментарное, присутствуют ошибки в понимании как самого текста, так и подтекста, и затекста. Нет возможности обобщать и использовать информацию прочитанного. Присутствуют ответы на фактические вопросы по типу: Кто? Что? Когда? Где? Сколько? Так ли?

Рекомендации по подбору текстов для слабого уровня чтения для предметного обучения:

Тексты, подходящие для слабого уровня, предназначаются прежде всего для коррекции навыков и компетенций чтения, особенно в тех случаях, когда имеется: большое количество ошибок, непонимание прочитанного, невозможность ответить на фактические вопросы.

Для слабого уровня компетенций чтения для предметного обучения подходят тексты, характеризующиеся следующими свойствами:

·                     Текст состоит из 2–3 абзацев.

·                     Текст состоит из коротких предложений без сложных конструкций и специальных языковых средств.

·                     В тексте присутствуют не более 3–4 терминов.

·                     Основная мысль – ясная, простая, четко сформулирована в начале текста.

Тексты, которые подходят по своим параметрам для этого уровня чтения, система «Аналитик чтения» относит к текстам для слабого уровня чтения для предметного обучения.

 

Учебный уровень

Описание уровня

Чтение имеет средний уровень, что отражается в ошибках в словах и интонациях при чтении. Присутствует плавность, за исключением тех моментов, когда встречаются сложные слова и словосочетания. Гибкость чтения и выразительность присутствуют при чтении легких текстов. Для более сложных текстов требуется помощь взрослого. Понимание текста адекватное, но отличается фрагментарностью. Можно встретить ошибки в понимании подтекста и затекста. Точность техники чтения превышает 85%, частота встречаемой ошибки – 1 на 20 слов. Способность исправить свои ошибки чтения – 2 из 5. Скорость чтения средняя. Может использовать информацию из текста в узких рамках, обобщать и находить причинно-следственные связи, что позволяет отвечать на вопросы оценочного и конвергентного типов. (Почему? Как? Каким образом? Что вы думаете?)

Рекомендации по подбору текстов для учебного уровня чтения для предметного обучения:

Тексты, подходящие для учебного уровня, предназначены для знакомства с тематикой учебного предмета, начала изучения темы. Тексты этого уровня можно использовать для развития техники смыслового чтения, а также развития умений воспроизведения содержания понятого текста и ответов на вопросы по нему. Кроме этого школьники, испытывающие некоторые затруднения при чтении, могут читать такие тексты для удовольствия, что способствует укреплению мотивации к чтению.

Тексты для среднего уровня должны обладать следующими характеристиками:

·                     Текст имеет простую логико-смысловую структуру.

·                     Основная мысль текста ясная, четкая.

·                     Основная мысль текста расположена либо в его начале, либо в конце.

·                     Каждый абзац связан с предыдущим соответствующими средствами связи.

·                     Объем терминов не превышает 5–7 слов.

Тексты, которые подходят по своим параметрам для этого уровня чтения, система «Аналитик чтения» относит к текстам для учебного уровня чтения для предметного обучения.

 

Независимый уровень

Описание уровня

Чтение не вызывает трудностей. Характеризуется беглостью, легкостью, малым количеством ошибок, выразительностью. Способен обсуждать прочитанное. Помощь учителя не требуется при чтении текстов любой сложности.

Независимый уровень компетенций чтения для предметного обучения характеризуется следующими умениями учащегося: полное (основные мысли и детали), точное (значения слов известны), отчетливое (все языковые способы выражения смысла известны), глубокое (понимание текста, подтекста, затекста, контекста) понимание достаточно длинного текста, часто имеющего противоречивую информацию, из малознакомых и незнакомых предметных областей. Допускаются неточности по одному из четырех параметров. Умение определить трудности чтения и понимания текста, а также качество своего чтения и понимания текста, анализируя качество полных и кратких ответов на вопросы. Положительное и заинтересованное отношение к свободному, обильному чтению.

 

Рекомендации по подбору текстов для независимого уровня

читательских компетенций для предметного обучения:

Текст, подходящий для независимого уровня, может быть предназначен для углубления знаний по определенному учебному предмету, он знакомит с большим количеством фактов и терминов. Кроме того, тексты независимого уровня подходят для формирования и развития мыслительных операций анализа и прогнозирования при работе с текстом, а также умения составлять аннотации, вопросы, формулировать полные и краткие ответы на них.

Тексты, подходящие для независимого уровня компетенций чтения для предметного обучения, характеризуются следующими свойствами:

·                     Текст содержит авторское мнение, эмоционально окрашен.

·                     Структура текста может быть сложной, комплексной, основная мысль вычитывается из текста и может располагаться в любом его месте.

·                     Текст содержит проблему, которую читатель формулирует самостоятельно с опорой на его содержание.

·                     Понимание текста требует наличия фоновых знаний, скрытых в затексте.

 

Ежегодное проведение метапредметной олимпиады «Грани мира. Мир в слове» показывает, что учащиеся не справляются с определёнными заданиями. Трудность вызывают задания на смысловое чтение.

Мы это видим как у своих учеников, так и учеников городских школ. Так возникла идея проекта.

 

Цель проекта: создать систему поддержки осмысленного чтения на разных предметах.

Задачи проекта:

              Способствовать созданию условий для развития у учащихся умений целенаправленного извлечения смысловой информации из текстов культуры,  критического, аналитического мышления.

              Обеспечить выявление  уровня и качества понимания школьниками текстов на основе объективных индикаторов.

              Создать и апробировать контрольно-оценочные материалы, разработанные  педагогами.

              Выявить, обосновать и проверить на практике организационно–педагогические условия функционирования программы поддержки.

              Обеспечить эффективное применение программы.

 

Этапы реализации проекта

Реализация проекта предполагала 4 этапа:

              I этап – подготовительный –2016-2017 гг.

(В ходе подготовительного этапа предполагалось провести мероприятия по разработке плана работы, исходя из целей и задач проекта, провести анализ литературы по проблематике проекта)

              II этап – организационно-проектировочный –2017-2018 гг.

(В ходе организационно-проектировочного этапа предполагалось создание авторской программы к курсу «Грамотное чтение», разработка текстотеки)

              III этап – практический – 2017- 2018 гг

(Апробация текстотеки, применение на разных предметах)

               IV этап – аналитический  –  2018-2019 учебный год

(Аналитические материалы, результаты диагностических работ, а также представление опыта Дне открытых дверей ЦИО, семинарах для педагогов города, края)

 

Способы решения проблемы

Как осуществляется поддержка?

1.                Гимназический компонент– курс «Грамотное чтение».

2.                Создание текстотеки к курсу «Грамотное чтение».

3.                Ежедневная практика чтения, применение приёмов метапредметного чтения на разных предметах начальной школы.

 

Спецкурс «Грамотное чтение»

Цель: научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. Курс способствует развитию у выпускников таких читательских действий, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование

Курс способствует развитию у выпускников таких читательских действий, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование

С 1 по 4 класс (1 час в неделю)

Безотметочное обучение

Тематическое планирование по годам обучения

Диагностические работы, позволяющие отслеживать уровень читательской компетентности, развитие метапредметных умений

Текстотека:

              Создавалась коллективом педагогов нач. школы

              Подобраны тексты с заданиями с учётом возрастных особенностей (по параллелям)

              Подобраны диагностические работы

Результаты диагностических работ показали рост уровня читательской компетентности учащихся.

 

Результаты проекта

              Создана программа поддерживающего чтения

              Создана текстотека для универсального использования на разных предметах начальной школы

              Проект междисциплинарный

              Повышает читательскую компетентность (качество смыслового чтения и понимание учебных текстов)

              Повышает мотивацию к чтению

      Оказание практической помощи педагогам


 

      Скачано с www.znanio.ru

Педагогический проект «Программа поддерживающего чтения»

Педагогический проект «Программа поддерживающего чтения»

Вопросы развития понимания текста младшими школьниками на начальном этапе обучения приобретают особую значимость

Вопросы развития понимания текста младшими школьниками на начальном этапе обучения приобретают особую значимость

Важно подчеркнуть, что умение читать не мыслится без привития интереса к чтению

Важно подчеркнуть, что умение читать не мыслится без привития интереса к чтению

Для начального уровня подходят небольшие тексты из 30 слов, длина слов не должна превышать 5–6 букв

Для начального уровня подходят небольшие тексты из 30 слов, длина слов не должна превышать 5–6 букв

Слова из трех слогов и четырех слогов (чередование гласных и согласных) (например: пароход , побежали ) ·

Слова из трех слогов и четырех слогов (чередование гласных и согласных) (например: пароход , побежали ) ·

Для развитого уровня лучше всего подходят тексты из примерно 100 слов, длина слов не должна превышать 14 букв

Для развитого уровня лучше всего подходят тексты из примерно 100 слов, длина слов не должна превышать 14 букв

Такие тексты ученики могут читать для удовольствия

Такие тексты ученики могут читать для удовольствия

Текст состоит из коротких предложений без сложных конструкций и специальных языковых средств

Текст состоит из коротких предложений без сложных конструкций и специальных языковых средств

Тексты, которые подходят по своим параметрам для этого уровня чтения, система «Аналитик чтения» относит к текстам для учебного уровня чтения для предметного обучения

Тексты, которые подходят по своим параметрам для этого уровня чтения, система «Аналитик чтения» относит к текстам для учебного уровня чтения для предметного обучения

Ежегодное проведение метапредметной олимпиады «Грани мира

Ежегодное проведение метапредметной олимпиады «Грани мира

Ежедневная практика чтения, применение приёмов метапредметного чтения на разных предметах начальной школы

Ежедневная практика чтения, применение приёмов метапредметного чтения на разных предметах начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2021