Педагогический проект учителя математики МОУ Мучкапской СОШ Мишиной Ольги Викторовны
Развитие ключевых и предметных компетенций в процессе обучения математике
«Не в количестве знаний заключается
образование, а в полном понимании и искусном
применении всего того, что знаешь».
(Дистервег).
Актуальность:
Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере - общественной, социальной, экономической и производственной. И к образованию в современном мире предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что ученик на выходе должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, то сегодня от школы ждут выпускника, умеющего ориентироваться в меняющихся жизненных условиях, гибкого в принятии решений, умеющего искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве.
Новизна:
Компетентностный подход усиливает практическую составляющую современного образовательного процесса. Развитие компетентности – процесс, который не заканчивается однажды по причине её окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека.
Огромную роль в этом процессе играет математика, как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках математики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного образовательного пространства знаний обучающихся.
Теоретическое обоснование опыта работы
Теоретическую основу составили положения психологии и педагогики развивающего обучения в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова). Подходы к набору ключевых компетенций отражены в работах О.Е. Лебедева, А.В. Хуторского, Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколовой, И.С. Фишмана, Дж. Равенна, роль общеучебных умений в учебной деятельности школьников – в работах Ю.К. Бабанского, С.Г. Воровщикова, Д.В. Татьянченко.
С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.
Противоречия:
Между доминированием процесса преподавания над процессом учения и необходимостью развития у обучающихся познавательных и коммуникативных способностей.
Между необходимостью повышения уровня образования для адаптации выпускников и низким уровнем познавательной мотивации
.
В практической деятельности даже сильные ученики, обладающие хорошим математическим мышлением и большим запасом знаний, оказываются не готовы работать в новых для себя ситуациях, далеко не всегда способны применить имеющиеся знания и навыки при решении нестандартных задач как на уроках, так и в жизни. Это происходит потому, что у учащихся не сформирована математическая компетентность, так как традиционное изучение математики самоцелью видит освоение ЗУНов (знаний, умений, навыков) и не предполагает выход «за его пределы» - качественного развития интеллектуально-творческого мышления, являющегося составной частью математической компетентности.
Пути решения проблемы:
Чередование различных видов мероприятий,
развивающих ключевые компетенции
учащихся в процессе обучения математике
Использование
информационно-
коммуникационных
и других современных
образовательных
технологий
Применение проектно –
исследовательской
деятельности
учащихся
Воспитать
потребности и
умения самостоятельно
добывать знания
Уметь грамотно
применять на практике
полученную
информацию
Задачи:
Изучить механизм формирования ключевых компетенций
Совершенствовать знания, умения и навыки, формирующие ключевые компетенции
Организовать обучения на основе компетентностного подхода
Гипотеза:
Будет ли формирование ключевых компетенций способствовать развитию мотивации к изучению предмета, повышению качества знаний учащихся по математике?
Ожидаемые результаты:
Применение учащимися полученных знаний при
решении проблем, возникающих в повседневной жизни
Умение решать поставленные задачи
нестандартным способом
Выполнение исследовательских работ
на поиск противоречий
Повышение качества знаний
Срок реализации проекта - 2 года
Этапы | Сроки | Результаты работы |
Диагностический | 15.01.2009 | Изучение и анализ современных педагогических технологий, информационно- коммуникационных технологий. |
Основной | 1.09.2009 | Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках математики |
Заключительный | Подведение итогов, анализ результатов |
Математические задачи, направленные на формирование информационных компетенций
На графике, изображенном на рисунке, представлено изменение биржевой стоимости акций газодобывающей компании в первые две недели ноября. 2 ноября бизнесмен приобрел 10 акций этой компании. Сколько рублей потерял бизнесмен в результате этих операций?
Формируемые умения
владеть навыками работы с различными источниками информации;
самостоятельно искать, извлекать,систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
владеть навыками использования информационных устройств;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии:
Пример математической задачи, направленной на развитие коммуникативных компетенций
На гипотенузе АВ прямоугольного треугольника АВС построен квадрат ABDE в той полуплоскости от прямой АВ, которой не принадлежит треугольник АВС. Найти расстояние от вершины С прямого угла до центра квадрата, если катеты ВС и АС имеют соответственно длины a и b.
Решить задачу возможно несколькими способами:
используя теорему синусов,
используя теорему косинусов,
при помощи метода площадей.
уметь представлять себя, свой класс, школу устно и письменно;
владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действия в ситуации общения, умениями искать и находить компромиссы.
Формируемые умения
Пример задачи, направленной на развитие социально-трудовыхкомпетенций
. 1. Бригада строителей получила от двух банков ссуду на приобретение оборудования в размере 400 000 р.: от одного – под 5%,
а от другого под 7% годовых. Всего за год строители должны уплатить 25 500 р. процентных денег. Сколько денег взято у каждого банка?
2. В урожайное время года (осенью) цены на овощи понизились в среднем на 40%, а к зиме они повысились на 10% по сравнению с прошлогодними ценами. На сколько процентов подорожали овощи по сравнению с осенью?
уметь анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владеть знаниями и опытом деятельности в социально-трудовой сфере, в вопросах профессионального самоопределения.
Формируемые умения
Ценностно- смысловые компетенции
Задачи прикладного характера:
1. Ведро имеет форму усеченного конуса, радиусы оснований которого равны 15 см и 10 см, а образующая равна 30 см. Сколько килограммов краски нужно взять для того. Чтобы покрасить с обеих сторон 100 таких ведер. Если на 1 кв. м требуется 150 г краски? (Толщину стенок ведер в расчет не принимать)
2. Лист картона имеет форму прямоугольника. Длина которого 48 см, а ширина 40 см. Этот лист надо разрезать без отходов на равные квадраты. Какие наибольшие квадраты можно получить из этого листа?
формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Формируемые умения
уметь ставить и пояснять свою цель;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; владеть измерительными навыками, работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;
иметь опыт восприятия картины мира.
Формируемые умения
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность школьников влияет на развитие их компетенций, если она тесно связана с ведущей учебно-познавательной деятельностью.
«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети придут в класс, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»
П.Н.Чернов.
Элективный курс: «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»
Вывод:
О положительных результатах
этапа реализации проекта можно
судить по удовлетворенности обучающихся учебным процессом. Сложившаяся система работы по разным направлениям позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Развитие ключевых компетенций на уроках математики является средством повышения математической грамотности учащихся. Считаю, что цель достигнута, задачи выполнены.
Информационные ресурсы:
Сборник нормативных документов. Математика/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.-128 ст.
Программа развития школы
Хуторский А.В. «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций», http:/www.eidos.ru/journal/index.htm
Фишман И.С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетенций учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений.- Самара: Изд-во ЦПО, 2005.
Болотов В.А.,Сериков В.В. «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе», «Педагогика» № 10, 2003.
«проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике», «Математика в школе» № 6, 2008.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Электронный ресурс) http:/1september.ru/articles/410090/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.