Педагогический проект "развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук"
Оценка 4.8

Педагогический проект "развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук"

Оценка 4.8
docx
03.05.2020
Педагогический проект "развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук"
Проект моторика.docx

Педагогический проект .

 

« Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».

 

Введение  

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью  к языку, его звуковой и смысловой стороне. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.

Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас  малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего  возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

 

Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста и создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.


Задачи: 

1. Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

3. Использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;


4.Формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности 

 


I этап – подготовительный 
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.
II этап - практический 
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы:
- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей 
в домашних условиях»
- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей

 - Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

    дошкольного возраста».

- Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторик и почему так

    важно её развивать?»
3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия
4.Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей второй младшей группы.


III этап –заключительный 
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями. 


2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 


3.Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта


4. Выставка   детских  работ

Ожидаемые  результаты:
- увеличится   словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители  получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

 Формы работы по проекту:

 - занятия;

- игры;

- совместные мероприятия педагогов, детей и родителей;

- практикум для родителей;

- анкетирование родителей.

 

Срок реализации проекта:  долгосрочный.

 

Тип проекта:  развивающий,игровой.

 

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 2, 5 - 3 года.

 

      ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

1 неделя

 

 - Игры с крупой «Найди шарик»

- Д/и «Волшебные замочки»

- Массаж рук с помощью ребристых мячей.

- Лепка «Покормим курочку»

- П/игра «Ловим мыльные пузыри»

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Семья»

- Игры с прищепками «Ежик», «Подсолнух»

- Папка - передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

 

2 неделя

 

- Д/и «Большие и маленькие мячики»

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками».

- Игры с водой «Рыбалка

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Дом»

- Д/и «Сортируем макароны»

- Лепка «Блинчики»

- П/игра «Солнышко и дождик»

- Игры с прищепками

 «Тучка», «Солнышко

- Консультация для родителей

 

 «Развитие мелкой моторики рук у детей

    дошкольного возраста».

 

 

 

3 неделя

 

- Д/и «Найди варежку такую же по цвету»

- Массаж рук с помощью подручных предметов

- Лепка - готовим блинчики

- Д/и «Бусы»

- Пальчиковая гимнастика «Яблочко», «Кораблик»

- Игры с прищепками «Цветок», «Стирка

 

4 неделя

 

- Д/и «Попробуй расстегни»

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом».

- Дорисуй ежику колючки

- Игры с водой «Достань, что скажу»

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладошки

- Игры с прищепками «Елочка», «Разложи по цвету»

 

 

 

                    

 

 

 

                               Использованная литература:

1. Агапова И., Давыдова М. «Игры с пальчиками для развития речи».

2. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника».

3. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику».

4.  Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

5.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

6.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

7.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Картотека игр на развитие мелкой моторики:

   
«Игры с пластилином»Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.

«Найди вторую половинку»- разрезные картинки
Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

«Шнуровки»- учить вкладывать шнурок в дырочку
Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.

«Пазлы»
Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.

«Игры с бусинками».Оборудование: бусины, ниточки.
Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.

«Работа с мозаикой»Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.



«Игры с конструктором»
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

«Игры-с-магнитами»
Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

"Игры с прищепками"
Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка, цветочка, елочки и т.п.), к веревке, к ткани и т.д.

«Игры с бумагой и салфетками»
Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода,песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.


«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

«Спрячь платочек» 
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

 

 Игры с баночками и коробочками

 

Подберите крышку Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее .Баночки и палочки В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.

Сундучок с сокровищами В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Малыш с удовольствием будет открывать - закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.

Игры с пирамидками

Колечки завертелись Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно. Колечки - колесики Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.

По порядку становись Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей

на тему «Развитие мелкой моторики у  дошкольников»

 

1.     Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Да

- Затрудняюсь ответить

- Нет

2.     В каком возрасте нужно начинать ее развивать?

- В младенчестве

- 3-4 лет

- 7 лет

3.     Какие игры используете для развития моторики рук дома?

____________________________________________________

____________________________________________________

4.     Какой нетрадиционный материал используете в работе?

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки

5.     Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?

- В детском саду

- ТВ

- В интернете

- Подсказывает своя интуиция

6.     Как ребенок выполняет задания игры?

- Пассивно

- Активно

7.     Как ребенок воспринимает установку к игре?

- С первого раза

- Требуется многократное объяснение

- Требуется объяснение и показ действий

8.     Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу  Вам наиболее комфортна?

- Родительское собрание

- Мастер – класс

- Индивидуальная беседа

- Консультации в родительском уголке

- Никакая, информации хватает вполне.

9.     Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?

- Да

- Не знаю

- Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Педагогический проект . «

Педагогический проект . «

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь

Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики; 2

Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики; 2

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Формы работы по проекту: - занятия; - игры; - совместные мероприятия педагогов, детей и родителей; - практикум для родителей; - анкетирование родителей

Формы работы по проекту: - занятия; - игры; - совместные мероприятия педагогов, детей и родителей; - практикум для родителей; - анкетирование родителей

П/игра «Ловим мыльные пузыри» -

П/игра «Ловим мыльные пузыри» -

Д/и «Найди варежку такую же по цвету» -

Д/и «Найди варежку такую же по цвету» -

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1

Картотека игр на развитие мелкой моторики: «Игры с пластилином»

Картотека игр на развитие мелкой моторики: «Игры с пластилином»

Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец

Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец

Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры

Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры

Игры с пирамидками Колечки завертелись

Игры с пирамидками Колечки завертелись

Анкета для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» 1

Анкета для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» 1

Педагогический проект "развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук"

Педагогический проект "развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020