Педагогический проект "развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук"

  • docx
  • 03.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект моторика.docx

Педагогический проект .

 

« Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».

 

Введение  

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью  к языку, его звуковой и смысловой стороне. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.

Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас  малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего  возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

 

Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста и создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.


Задачи: 

1. Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

3. Использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;


4.Формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности 

 


I этап – подготовительный 
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.
II этап - практический 
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы:
- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей 
в домашних условиях»
- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей

 - Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

    дошкольного возраста».

- Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторик и почему так

    важно её развивать?»
3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия
4.Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей второй младшей группы.


III этап –заключительный 
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями. 


2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 


3.Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта


4. Выставка   детских  работ

Ожидаемые  результаты:
- увеличится   словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители  получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

 Формы работы по проекту:

 - занятия;

- игры;

- совместные мероприятия педагогов, детей и родителей;

- практикум для родителей;

- анкетирование родителей.

 

Срок реализации проекта:  долгосрочный.

 

Тип проекта:  развивающий,игровой.

 

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 2, 5 - 3 года.

 

      ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

1 неделя

 

 - Игры с крупой «Найди шарик»

- Д/и «Волшебные замочки»

- Массаж рук с помощью ребристых мячей.

- Лепка «Покормим курочку»

- П/игра «Ловим мыльные пузыри»

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Семья»

- Игры с прищепками «Ежик», «Подсолнух»

- Папка - передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

 

2 неделя

 

- Д/и «Большие и маленькие мячики»

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками».

- Игры с водой «Рыбалка

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Дом»

- Д/и «Сортируем макароны»

- Лепка «Блинчики»

- П/игра «Солнышко и дождик»

- Игры с прищепками

 «Тучка», «Солнышко

- Консультация для родителей

 

 «Развитие мелкой моторики рук у детей

    дошкольного возраста».

 

 

 

3 неделя

 

- Д/и «Найди варежку такую же по цвету»

- Массаж рук с помощью подручных предметов

- Лепка - готовим блинчики

- Д/и «Бусы»

- Пальчиковая гимнастика «Яблочко», «Кораблик»

- Игры с прищепками «Цветок», «Стирка

 

4 неделя

 

- Д/и «Попробуй расстегни»

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом».

- Дорисуй ежику колючки

- Игры с водой «Достань, что скажу»

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладошки

- Игры с прищепками «Елочка», «Разложи по цвету»

 

 

 

                    

 

 

 

                               Использованная литература:

1. Агапова И., Давыдова М. «Игры с пальчиками для развития речи».

2. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника».

3. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику».

4.  Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

5.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

6.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

7.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Картотека игр на развитие мелкой моторики:

   
«Игры с пластилином»Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.

«Найди вторую половинку»- разрезные картинки
Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

«Шнуровки»- учить вкладывать шнурок в дырочку
Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.

«Пазлы»
Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.

«Игры с бусинками».Оборудование: бусины, ниточки.
Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.

«Работа с мозаикой»Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.



«Игры с конструктором»
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

«Игры-с-магнитами»
Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

"Игры с прищепками"
Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка, цветочка, елочки и т.п.), к веревке, к ткани и т.д.

«Игры с бумагой и салфетками»
Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода,песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.


«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

«Спрячь платочек» 
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

 

 Игры с баночками и коробочками

 

Подберите крышку Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее .Баночки и палочки В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.

Сундучок с сокровищами В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Малыш с удовольствием будет открывать - закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.

Игры с пирамидками

Колечки завертелись Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно. Колечки - колесики Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.

По порядку становись Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей

на тему «Развитие мелкой моторики у  дошкольников»

 

1.     Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Да

- Затрудняюсь ответить

- Нет

2.     В каком возрасте нужно начинать ее развивать?

- В младенчестве

- 3-4 лет

- 7 лет

3.     Какие игры используете для развития моторики рук дома?

____________________________________________________

____________________________________________________

4.     Какой нетрадиционный материал используете в работе?

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки

5.     Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?

- В детском саду

- ТВ

- В интернете

- Подсказывает своя интуиция

6.     Как ребенок выполняет задания игры?

- Пассивно

- Активно

7.     Как ребенок воспринимает установку к игре?

- С первого раза

- Требуется многократное объяснение

- Требуется объяснение и показ действий

8.     Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу  Вам наиболее комфортна?

- Родительское собрание

- Мастер – класс

- Индивидуальная беседа

- Консультации в родительском уголке

- Никакая, информации хватает вполне.

9.     Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?

- Да

- Не знаю

- Нет