Педагогический проект .
« Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».
Введение
Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.
Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста и создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
1. Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
3. Использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;
4.Формирование практических умений и
навыков продуктивной и речевой деятельности
I этап –
подготовительный
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Подбор методической,
художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических,
пальчиковых, подвижных игр и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой
моторики у детей.
4. Консультация для родителей
“Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.
5. Пополнение предметно-развивающей
среды группы младшего возраста.
II этап - практический
1. Реализация разработанной
системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного
возраста.
2. Повышение педагогической
компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей
группы:
- Мастер – класс для родителей
«Развитие мелкой моторики детей
в домашних условиях»
- Оформление наглядно-
информационного и консультативного материала для родителей
- Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста».
- Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторик и почему так
важно её развивать?»
3. Открытое занятие, с демонстрацией
внедрения пальчиковых игр в ход занятия
4.Мониторинг уровня развития мелкой
моторики у детей второй младшей группы.
III этап –заключительный
1. Обобщение итогов работы с
детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы
работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
3.Творческая самопрезентация на
педсовете по успешности реализации проекта
4. Выставка детских работ
Ожидаемые
результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей
станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей
в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками
с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые
знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения
помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков
самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность,
гибкость, исчезнет скованность движений.
Формы работы по проекту:
- занятия;
- игры;
- совместные мероприятия педагогов, детей и родителей;
- практикум для родителей;
- анкетирование родителей.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Тип проекта: развивающий,игровой.
Участники проекта:
дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 2, 5 - 3 года.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
|
1 неделя
|
- Игры с крупой «Найди шарик» - Д/и «Волшебные замочки» - Массаж рук с помощью ребристых мячей. - Лепка «Покормим курочку» - П/игра «Ловим мыльные пузыри» - Упражнения пальчиковой гимнастики «Семья» - Игры с прищепками «Ежик», «Подсолнух» - Папка - передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики. |
|
2 неделя
|
- Д/и «Большие и маленькие мячики» - Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками». - Игры с водой «Рыбалка - Упражнения пальчиковой гимнастики «Дом» - Д/и «Сортируем макароны» - Лепка «Блинчики» - П/игра «Солнышко и дождик» - Игры с прищепками «Тучка», «Солнышко - Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
|
|
3 неделя
|
- Д/и «Найди варежку такую же по цвету» - Массаж рук с помощью подручных предметов - Лепка - готовим блинчики - Д/и «Бусы» - Пальчиковая гимнастика «Яблочко», «Кораблик» - Игры с прищепками «Цветок», «Стирка |
|
4 неделя
|
- Д/и «Попробуй расстегни» - Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом». - Дорисуй ежику колючки - Игры с водой «Достань, что скажу» - Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладошки - Игры с прищепками «Елочка», «Разложи по цвету»
|
|
Использованная литература:
1. Агапова И., Давыдова М. «Игры с пальчиками для развития речи».
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника».
3. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику».
4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
5.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
6.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
7.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Картотека игр на развитие мелкой моторики:
«Игры с пластилином»Учить скатывать
«шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие
кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение
регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать
воображение.
«Найди вторую половинку»- разрезные
картинки
Учить выделять части предмета и соединять их в
целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.
«Шнуровки»- учить вкладывать шнурок в
дырочку
Учить продевать шнурок в отверстие по
подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.
«Пазлы»
Это картинка-головоломка, которую надо составить
из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и
пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех
деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа,
половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.
«Игры с бусинками».Оборудование: бусины,
ниточки.
Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая
украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме,
цвету, или величине.
«Работа с мозаикой»Оборудование: мозаика
различных видов, образцы выкладываемых фигур.Выложить несколько рядов из
пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами
образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
«Игры с конструктором»
Конструктор – это универсальная развивающая
игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими
деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с
другом.
«Игры-с-магнитами»
Игры с магнитами для детей второго года жизни в
основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям:
холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее,
кастрюле и т.д.) или друг к другу.
"Игры с прищепками"
Прикрепляем прищепки к различным предметам: к
пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам
(ежика, солнышка, цветочка, елочки и т.п.), к веревке, к ткани и т.д.
«Игры с бумагой и салфетками»
Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать
лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать
лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики: Заверните в оберточную бумагу или
фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.
«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным
наполнителем (вода,песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5
– 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с
наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами
опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами
его отдельные элементы.
«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным
слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе.
Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать
несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы
(забор, дождик, волны), буквы.
«Спрячь платочек»
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой
платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.
Игры с баночками и коробочками
Подберите крышку Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее .Баночки и палочки В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.
Сундучок с сокровищами В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Малыш с удовольствием будет открывать - закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.
Игры с пирамидками
Колечки завертелись Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно. Колечки - колесики Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.
По порядку становись Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.
Анкета для родителей
на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
- Да
- Затрудняюсь ответить
- Нет
2. В каком возрасте нужно начинать ее развивать?
- В младенчестве
- 3-4 лет
- 7 лет
3. Какие игры используете для развития моторики рук дома?
____________________________________________________
____________________________________________________
4. Какой нетрадиционный материал используете в работе?
- Крупа, природный материал
- Пуговицы, бусины
- Иголки, нитки
- Конструктор, мозаика
- Кубики, пирамидки, матрешки
5. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?
- В детском саду
- ТВ
- В интернете
- Подсказывает своя интуиция
6. Как ребенок выполняет задания игры?
- Пассивно
- Активно
7. Как ребенок воспринимает установку к игре?
- С первого раза
- Требуется многократное объяснение
- Требуется объяснение и показ действий
8. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?
- Родительское собрание
- Мастер – класс
- Индивидуальная беседа
- Консультации в родительском уголке
- Никакая, информации хватает вполне.
9. Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
- Да
- Не знаю
- Нет
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.