Педагогический проект «Волшебный мир общения и дружбы»
Введение
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития. Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д.В. Хухлаева и др.) Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия неумения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения. Проблема: анализ ситуации в группе, где мы работаем, показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Цель: • Формирование детского коллектива через развитие дружеских взаимоотношений: формировать у детей умение общаться друг с другом без конфликтов, умение анализировать причины ссор, помочь освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления. • Оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность. Задачи: • Формировать умения детей владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других детей. • Познакомить со способами снятия психоэмоционального напряжения без физической агрессии и причинения вреда другим. • Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры. • Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности. • Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта. Тип проекта: долгосрочный, педагогический с детьми старшей группы. Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, педагог – психолог. Срок реализации: 6 месяцев (ноябрь – апрель) Ожидаемый результат: Положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей. Опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации, приобретенный за время реализации проекта педагогами и родителями. Созданы картотеки игр, тематический альбом, консультации для родителей и педагогов, создана мини – библиотека для родителей. Этапы реализации проекта: 1 этап - подготовительный - Выбор темы и разработка педагогического проекта. - Разработать систему игр для развития коммуникативной компетентности у дошкольников. - Организация развивающей среды. - Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптивных умений дошкольников. - Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных способностей. 2 этап – основной - Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции коммуникативных умений и навыков. - Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения - Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей на основании диагностических данных. - Составление плана работы с гиперактивными детьми с проблемами в общении. - Разработка примерных конспектов коррекционно – развивающих занятий. - Активизация родителей для проведения игровых вечеров. Апробирование методики игры. - Проведение консультации для родителей. 3 этап – обобщающий - Подведение итогов работы с детьми (диагностики) - Изготовление фотоальбома «Будем крепко мы дружить» Содержание и структура педагогического проекта по развитию коммуникативных умений и навыков через игровую деятельность. №1. Нормативно- правовая база. Закон «Об образовании» Российской Федерации. Конвенция ООН о правах ребенка,1989г. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г. Давыдов В. В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания. Приказ Минобрнауки России №9 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.03.2009г. № 03-436 «О рекомендациях по созданию инновационных комплексов в сфере общего образования. №2. Информационно – методическое обеспечение. Бычкова С.С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников». Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций». Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников». Клюева Н.В.., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». Панфилова М.А. «Игротерапия общения». Рылеева Е.В. «Вместе веселее!». Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» Семенака С.И. «Уроки добра». Щипицина Л.М «Азбука общения». «Психолого- педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей дошкольного возраста» Марцинковская Т.Д., Гардарики М. Детская практическая психология 2005г. Смирнова Е. О. Дошкольное воспитание №4, 2004г. Арцишевская И.Л. «Современные пятилетние дети: особенности игры и развития и психического развития». Работа психолга с гиперактивными детьми в детском саду. Изд.2-е, доп. – М.: Книголюб, 2005. (Психологическая служба) Музыкальная палитра №2-2007г. №3. Диагностический инструментарий -Марциновская Т.Д. Методика «Два домика». -Урунтаева Г.А, Афонькина Методика «Рукавичка». -Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет. -Урунтаева Г.А. Таблица проявления поведенческих расстройств. - Фокина Е.К. Диагностическая карта (результаты наблюдения уровня коммуникативных способностей у детей 6-7 лет). -Степанова Г.Б.Индивидуальные показатели социального развития ребенка (Дошкольное воспитание 1999, №10). -КоломинскийЯ.Л., Жизневский Б.П. Причины возникновения конфликтов с детьми в игре. Пояснения и методические рекомендации при организации игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков Система состоит из четырех блоков: - Коррекционно-развивающиеся занятия - Коммуникативные игры и упражнения - Метод принятия роли - Моделирования проблемных ситуаций Каждый блок направлен на решение нескольких задач. В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность переорганизации игровой деятельности. Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно. При проведении игр и упражнений педагогу необходимо: - продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи; - воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи; - прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия; -помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права: • на систему ценностей, • на ответственность, • на личное достоинство и уважение этого достоинства, • на индивидуальность и своеобразие, • на независимость от других людей, • на собственные мысли, • на отстаивание своих прав. Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений: -Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём. -Умение получать необходимую информацию в общении. -Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам. -Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками. -Умение спокойно отстаивать своё мнение. -Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей. -Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.) -Умение уважительно относиться к окружающим людям. -Умение принимать и оказывать помощь. -Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. Блок № 1 Коррекционно-развивающие мероприятия Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата в группе сверстников, формирование и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в практической жизни. Варианты игр: «В стране эмоции», «Правила поведения в гостях», «Друзья», «Как вести себя с друзьями», «Моя семья», «Правила нашей группы». Блок № 2 Коммуникативные игры Игровые пятиминутки (Рекомендуются ежедневно в виде пятиминуток) Цель: развивать умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам. Варианты игр: «Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Холодно – горячо, право – лево», «Горная тропинка», «Глаза», «Замри!», «Обыграй превращения», «Звери на болоте», «Как тебя зовут? «Менялки», «Игра в тарелочку», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо», «Сундучок», «Объясни Незнайке!», «Задуманное действие», «Что на что похоже», «Художник слова», ««Магазин», «Библиотека», «Знакомство», «Построим город», «Азбука почемучек», «Сказка наизнанку», «Собери чемодан», «О чем я сказала», «Через стекло», «Я начну, а вы продолжите», «Вечер загадок». Интерактивные игры (игры на взаимодействие) Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, помочь детям ощутить единение с другими. Варианты игр: «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Горячая картошка», «Гномики», «Лунный камень», «Динозавр и препятствие», «Шапка-невидимка», «Тысяча звезд», «Два зеркала», «Тайный советник». Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватного поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации. Варианты игр: «Изобрази животное», «Собака – поводырь», «Не поделили игрушку», «Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет». Этюды с содержанием проблемной ситуации: «Коврик мира», «Сладкая проблема»,«Хозяин горы». Блок №3 Метод принятия роли Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма Цель: приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения. Варианты игр: Организованные игры: «Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т.д. Игры со свободным сюжетом: «Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой». Самостоятельные игры. Игры с известными героями: «Незнайка в зоопарке», «Пир у Баба-Яги», «Беспорядок у тетушки Федоры», «Бабушкин сундучок». Режиссерские игры: «Незнайка и Знайка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон», «Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке». Приемы великого сказочника: «Переиначивание сказки», «Игра в волшебника», «Салат из сказок», «Игры-смешинки», «В гостях у Кащея-Бессмертного», «В гости к Василисе-Примудрой», «В гостях у Баба-Яги». Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства. Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король». Блок №4 Моделирование проблемных ситуаций Цель: формировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов. Методы: - Анализ поведения сказочных героев - Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда» - Обсуждение ситуации из жизни группы - Проблемная ситуация, созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д. Результаты проекта: - Формулирование правил поведения в группе. Дети получили представление о том, какое поведение может привести к конфликтам, ссорам; представление об этических нормах и правилах взаимоуважения, вежливого обращения. - Само и взаимоконтроль за соблюдением правил. Развитие у детей способности анализировать собственные поступки и поступки других. - Дети научились проявлять доброту, заботу, уважение к сверстникам и взрослым. - Дети освоили способы снятия психоэмоционального напряжения без физической агрессии и причинения вреда другим. - Словарь детей пополнен вежливыми словами, считалками, мирилками. - Родители получили представление о педагогических способах разрешения детских конфликтов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.