Педагогический совет №03
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА
«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Педагогический совет №03
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА
«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Татьяна Александровна Зубченко- старший воспитатель
Повестка дня:
1.Актуализация проблемы.
2.Справка тематического контроля «Воспитание патриотических чувству детей дошкольного возраста в интеграции с другими видами деятельности».
3.Развивающая предметно-пространственная среда как фактор, способствующий нравственно-патриотическому воспитанию.
4.Отчеты педагогов «Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников».
5.Презентация дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.
6. Баттл «Воспитываем патриотов»
7.Аттестация педагогов(презентация опыта работы).
8. Подведение итогов и выполнения решения педагогического совета.
Ход педсовета
1.Актуализация проблемы.
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях обозначена в основных нормативно-правовых актах: Законе ДНР «Об образовании», Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Типовом положения о дошкольных образовательных организациях, Типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность».
Так, согласно ГОС дошкольного образования содержание образовательной программы дошкольного образования должно включать ознакомление детей с понятиями малой родины и Отечества, представлениями о социокультурных ценностях нашего народа, отечественными традициями и праздниками, планетой Земля как общим домом людей, особенностями ее природы и многообразием стран и народов мира.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые становятся ему близкими и незаменимыми, вследствие чего принимаются им и присваиваются. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной Отчизны.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, ощутить свои «корни в родной земле». Дошкольный возраст, по утверждению психологов и педагогов, является лучшим периодом для воспитания любви к малой родине и Отечеству.
Кроме того, приобщение ребенка к культуре своего народа через обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Эти знания в будущем помогут сформировать уважительное отношение к культуре и истории других народов. В этот период начинают развиваться также те чувства, формироваться черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение.
Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Таким образом, закладывая фундамент с детства, мы создаем предпосылки для формирования личности настоящего патриота, любящего свою Родину.
2.Справка тематического контроля «Воспитание патриотических чувству детей дошкольного возраста в интеграции с другими видами деятельности».(прилагается)
3.Развивающая предметно-пространственная среда как фактор, способствующий нравственно-патриотическому воспитанию.
В настоящее время в нашем ДОУ большое внимание уделено нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства. Задача нас как педагогов не позволить вырасти нашим детям «Иванами не помнящими родства». Без знаний своих корней, традиции своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относится к другим народам.
«С чего начинается наша Родина?»
Слово Родина включает в себя все условия жизни: территорию, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Прежде чем ребёнок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. И в этом нам-педагогам может помочь правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.
Нравственно - патриотическое воспитание включает в себя такие разделы как: семья; детский сад; родная улица, район; родной город; страна, ее столица, символика; права и обязанности.
Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Реализовать работу по нравственно – патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, созданная педагогами детского сада.
Развивающая среда в группах может включать в себя следующий материал:
- Альбомы на темы: «Моя семья» (где можно записывать детские рассказы об интересных событиях в семье,
- «Мой любимый город»,
- «Путь в детский сад»,
- «Мы любим гулять по нашему городу»,
- «Любимый маршрут выходного дня нашей семьи»,
-«Домашняя утварь»,
- «Народные инструменты»,
- «Орудия труда», «Права и обязанности детей» и другие.
- «Книга памяти»: содержит фотографии почетных людей города, участников войны.
- Составление родословной семьи, например: «Семейное древо».
-План и карта города.
-Макеты в коробках, макеты карты на темы: «Улица нашего города», «Наша улица», «Наш детский сад», «Наш микрорайон»,
- Уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы, области, страны; книги предприятий города; литература по патриотическому воспитанию.
-- Центр краеведения, где могут быть представлены: куклы в национальных костюмах, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей, детские произведения русских поэтов и писателей.
- Мини – музеи: «Русская изба», «Во что играли наши бабушки», «Мир природы», «Старинные часы», «Музыкальные инструменты», «Игрушка – забава», «В гостях у сказки», «Березка», «Кукла – оберег», «Русский национальный костюм», «Русских народных сказок», «Старины и быта», «Защитники Отечества» и т. д.
-Национальный уголок.
-Игротека игр разных народов России.
-Уголки изобразительной деятельности: изделия прикладного искусства, дидактические игры, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки, глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах.
-Театрализованные уголки: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам.
-Уголок ряженья: народные костюмы, наряды с элементами народного творчества.
- Библиотека, где находятся русские народные сказки, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей, портреты поэтов и писателей.
- Музыкальный уголок: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.
- Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах, в степях Донбасса, «Красная книга»
-Физкультурный уголок: атрибуты для подвижных игр, как народных, так и военных (например, «Загони овец в кашару», «Полоса препятствий», «Метание гранат», «По окопу огонь» и т. д.)
-Дидактические игры: «Магазин сувениров» (хохлома, дымка, гжель, «Сложи карту», «Что где находится» (игра с картой, «Собери богатыря в путь дорогу», «Выложи фигуру» (из счетных палочек: танк, ракету, самолет и т. д., «Строим город», «Заколдованный город» (создание нового образа города, «Путешествие по городу», «Узнай герб (флаг)». «Сложи узор на щите», «Найди два одинаковых щита», «Найди среди гербов разных стран герб ДНР» и т. д.
- Сюжетно – ролевые игры (атрибуты к ним): «Богатыри», «Подводная лодка», «Экскурсия в музей военной техники», «Военные моряки», «Пограничники», «Служба спасения», «Турагенство», «Семья», «Путешествие по Донецку», «Строительство», «Ателье», «Библиотека», «Кафе», «Почта», «Банк», «Больница», «Салон красоты», «Рыбаки», и другие.
Правильно организованная среда в группах детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов ДНР и России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.
4.Отчеты педагогов «Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников».(прилагается)
5.Презентация дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.(прилагается)
6. Баттл «Воспитываем патриотов»
Цели: повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Формирование навыков сотрудничества педагогов при решении творческих заданий.
Роли
Ведущий игры – старший воспитатель
Эксперты – заведующий, педагог-психолог
Участники игры – воспитатели МДОУ, специалисты.
Права и обязанности участников игры
Ведущий игры:
· излагает исходную информацию, заинтересовывает данной проблемой;
· организует деятельность согласно теме, целям, методике сотрудничества;
· имеет право вносить оперативные изменения, задавать вопросы.
Эксперты:
· оценивают содержание выступлений, ответы на вопросы, дополнения;
· распределяют места между командами.
Участники игры:
· выступают коротко, ясно, убедительно, соблюдая регламент;
· доброжелательны, умеют вести конструктивный диалог.
Задания оцениваются по трёхбалльной системе. Оценивается: оригинальность, юмор, творчество педагогов.
Оборудование: музыкальный центр, карточки с заданиями, листы бумаги, карандаши, ручки.
ХОД СОРЕВНОВАНИЯ:
Игра «Найди друга».
Цель: распределение игроков на команды.
Ход игры: Звучит музыка. Все играющие двигаются, а ведущий называет
число 2 (4,6,8). Играющие ищут то количество друзей, которое называет ведущий.
Вед: Вы разбились на девятки – это и будут команды, 2 команды. Предлагаю командам пройти к своим столам.
Задание № 1 «Вопрос - ответ»
1команда |
2 команда |
1. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна). |
1. Назовите дату провозглашения Донецкой Народной Республики. (11 мая 2014 г.) |
2. Назовите особенность герба ДНР? (отсутствуют лапы у орла и Архистратиг Михаил изображается с бородой) |
2.Назовите первые строчки гимна ДНР. (Великий Донбасс – честь и гордость народа, Богатые недра, леса и поля… Наш край трудовой – наша жизнь и свобода, Навеки хранимая Богом земля!) |
3.В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0-18 лет). |
3.На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей). |
Задание № 2
- Задачи по патриотическому воспитанию по типовой программе «Растим личность » определяется несколькими образовательными областями, назовите эти области. (Познавательное развитие и социально-коммуникативное развитие).
- Предлагаю участникам команд открыть свои конверты и достать карточки, прочитать текст и определите название вашего направления по патриотическому воспитанию. (Ответы команд)
МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Н А П Р А В Л Е Н И Я |
|
Экологическое |
Историко-краеведческое |
Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. |
Каждый регион, город, село неповторим, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. |
Задание № 3
Придумайте по 2 прилагательных о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии нашего города «ДОНЕЦК»
Задание № 4
- Предлагаем командам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов.
1.Кто родителей почитает, тот век не погибает.
2.Береги землю родимую, как мать любимую.
3.Человек без Родины, что земля без семени.
4.Если дружба велика, будет Родина крепка.
(Раздаются конверты с тексом современных пословиц).
Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Дом англичанина- его замок»(анг.)- «Мой дом- моя крепость»
«Ранняя птица получает червяка» (анг.)- «Кто рано встает, тому Бог дает»
«На море много черного, но не все это тюлени» (финс.) –«Не все золото, что блестит»
Задание № 5 «Цветы толерантности»
- Вспомним понятие слова – толерантность. Толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности. Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы толерантности. На лепестках цветка написать основные черты толерантной личности. Например:
- терпение;
- умение владеть собой;
- доверие;
- чуткость;
- способность к сопереживанию;
- снисходительность;
- расположение к другим людям;
- чувство юмора;
- терпимость к различиям;
- доброжелательность;
- гуманизм;
- умение слушать;
- несклонность осуждать других.
Подведение итогов.
Оценочный лист
Баттл «Воспитываем патриотов»
Эксперты: заведующий – Гецевич Е.Г.
педагог-психолог – Котенко И.А.
Участники игры: воспитатели МДОУ, специалисты.
Задания оцениваются по трёхбалльной системе. Оценивается: оригинальность, юмор, творчество педагогов.
Команды |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Задание 5 |
Общая оценка |
I команда |
||||||
II команда |
Эксперт ___________________ Гецевич Е.Г.
Оценочный лист
Баттл «Воспитываем патриотов»
Эксперты: заведующий – Гецевич Е.Г.
педагог-психолог – Котенко И.А.
Участники игры: воспитатели МДОУ, специалисты.
Задания оцениваются по трёхбалльной системе. Оценивается: оригинальность, юмор, творчество педагогов.
Команды |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Задание 5 |
Общая оценка |
I команда |
||||||
II команда |
Эксперт ___________________ Котенко И .А.
Нормативно-правовая база
по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении.
1. Закон МОН ДНР «Об образовании»
2. «Республиканский образовательный стандарт дошкольного образования на 2015 – 2017г.г.»
3. «Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной республики»
4. «Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность » Донецк, 2018 г.
5. Воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста «Донбасс – мой край родной» Донецк, 2017 г.
7.Аттестация педагогов (презентация опыта работы).-(прилагается)
8. Подведение итогов и выполнения решения педагогического совета.
1. Работу по формированию патриотических и духовных чувств у дошкольников считать удовлетворительной.
2. Продолжать работу по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей дошкольного возраста, используя новые технологии обучения и воспитания.
Ответственные: воспитатели и специалисты МДОУ.
3. Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей родного края.
Ответственные : все педагоги.
4. Пополнять народный (патриотический) уголок новыми материалами.
Ответственные: воспитатели.
6. Приобщать родителей к вопросам воспитания патриотизма, гражданственности
Ответственные:все педагоги МДОУ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.