Педагогический совет по теме " Функциональная грамотность как цель и результат современного образования"
Оценка 5

Педагогический совет по теме " Функциональная грамотность как цель и результат современного образования"

Оценка 5
docx
25.03.2024
Педагогический совет по теме " Функциональная грамотность как цель и результат современного образования"
Педсовет _Функциональная грамотность как цель и результат современного образования_.docx

 

II. Функциональная грамотность

 

Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально грамотных людей. Впервые это понятие было внесено ЮНЕСКО в 1957 году. Понимали ликвидацию безграмотности (важно было научить большую часть населения читать и писать). Касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем.

     За 3 года до вступления в силу новых ФГОС НОО  и ФГОС ООО, 7 мая 2018 года,  был подписан Указ  Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который включает в себя десять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».

Ключевые цели нацпроекта - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Если кратко, то главная цель нацпроекта — сделать так, чтобы Россия вошла в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

В связи с этим,  в целях обеспечения целевого показателя национального проекта предусмотрено внедрение во всех образовательных организациях системы оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества:

Организации, проводящие независимую международную оценку уровня функциональной грамотности, проводятся более чем в 60 странах мира.

·         IEA (PIRLS, TIMSS) проверяют академические знания в соответствии со школьной программой (учебные задания мало или совсем не связаны с жизнью)

·         PISA исследует функциональную грамотность

 

1.      Что же такое функциональная грамотность в современном понимании?

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев (советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук).

Основной вопрос, который исследует  PISA:  обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Данная международная программа проводится раз в 3 года, начиная с 2000 года. Цель – провести оценку функциональной грамотности в 3-х видах учебной деятельности: читательской, математической, естественнонаучной.

Кто проводит мониторинг функциональной грамотности в России? Министерство просвещения Российской Федерации: ФГБУ «Институт стратегии развития образования». Там же находится Центр оценки качества образования, который проверяет ВПР (ФИС ОКО – федеральная информационная система оценки качества образования).

                                                

                       

Первые результаты мониторинга подтвердили формализм знаний – старой проблемы российской и советской школы. Знания у учащихся есть, однако грамотно пользоваться они ими не умеют.  Учатся для школы, а не для жизни!

В 2019-2020 учебном году наша школа приняла участие в Оценке по модели PISA, основанной на технологиях исследования «PISA for schools» («PISA для школ») Организации экономического сотрудничества и развития. В тесте участвовали 17 учащихся в возрасте 15 лет.

Анализируя таблицу, видим, что результаты школы сопоставимы в сравнении с Россией по трем основным направлениям. И это радует. Хочу обратить внимание на долю учащихся, которые подвергаются социальным формам травли –47,1 процента. Это говорит о том, что в нашей школе имеет место буллинг.

Так же, в 2021 году было проведено исследование  PIRLS 2020-2021.

Это международное исследование качества чтения и понимания текста, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Исследование проводится раз в пять лет среди четвероклассников из разных стран мира.К сожалению, результатов по нашей школе до сих пор нет.

          Кроме того, в этом учебном году  наши ученики 8-9 классов приняли участие в проверке функциональной грамотности.

 

Результаты Всероссийских диагностических работ по ФГ в 8-9 классах

 

Читательскую грамотность в 8 классах написали 30  учащихся, в 9 классах 40 учащихся.

Математическую грамотность в 8 классах писал 31 учащийся, в 9 классах 42 ученика.

Естественно-научную грамотность в 8 классах писали 32 учащихся, в 9 классах 43 учащихся. 

 

 

Класс

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественно-научная грамотность

Повышенный ур

Средний ур

Низкий ур

Недостаточный ур

Повышенный ур

Высокий

ур

Средний ур

Низкий ур

Недостаточный ур

Повышенный ур

Средний ур

Низкий ур

Нед ур

8

1

 (3%)

8 (27%)

19 (64%)

2

(6%)

6 (19%)

11 (35%)

10 (32%)

3

(9%)

1

 (3%)

4 (13%)

11 (34%)

8 (25%)

9

(28%)

9

7

 (18%)

6

(15%)

23 (58%)

4

 (10%)

  5 (12%)

9 (21%)

10 (24%)

8 (19%)

10 (24%)

17 (40%)

15 (35%)

7 (16%)

4

(9%)

 

Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

Как же добиться таких результатов образовательной деятельности, чтобы наши ученики показывали достойный уровень на международной арене?

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применение знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Особенностью достижения таких результатов является то, что ответственность за их формирование нельзя адресовать одному педагогу. Рост качества, планирование и прирост (индивидуальный прогресс) в новых результатах (читательской, математической, естественнонаучной грамотности) может происходить только в коллективно-распределенной деятельности педагогов школы. Переход к продуктивным способам совместной работы внутри педагогических коллективов становится важной управленческой задачей. Нам важно организовать  групповое взаимодействие педагогов для работы с данными диагностиками образовательных результатов, планированием учебного процесса.

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии:

 

В РЭШ разработано около 20 000 уникальных заданий по всем направлениям функциональной грамотности..

¢  Яндекс.Учебник

¢  Учи.ру….

 

В 2022 году АО «Издательство «Просвещение» выпустило полезные материалы по направлениям функциональной грамотности: «Сборник эталонных заданий» по математической грамотности «Учимся для жизни» (под редакцией Г.С. Ковалёвой), «Математика на каждый день» для 6-8 классов и «В поисках финансового равновесия» Тренажёр, 6-8 классы (под редакцией Т.Ф. Сергеевой).

       А также  сервис «Банк с заданиями по функциональной грамотности для учеников 3-8 классов» от авторов, занимающихся программой оценки функциональной грамотности, осваивая который учащийся полностью осваивает навык и закрепляет его с помощью полнофункционального тренажёра заданий в формате PISA.

https://shop.prosv.ru/

 

РЕШЕНИЕ:

1.      Организовать обучение на  курсах повышения квалификации педагогов по функциональной грамотности.

 

2.      Всем педагогам апробировать и внедрять технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности. В рамках предметных декад  проводить открытые уроки, демонстрирующие разнообразные формы, методы, формирующие функциональную грамотность.

 

3.      Включить вопросы формирования функциональной грамотности в систему методической работы педагогического коллектива.

4.       При разработке рабочих программ предусматривать деятельность по формированию функциональной грамотности;


 

5.     

II . Функциональная грамотность

II . Функциональная грамотность

Первые результаты мониторинга подтвердили формализм знаний – старой проблемы российской и советской школы

Первые результаты мониторинга подтвердили формализм знаний – старой проблемы российской и советской школы

Особенностью достижения таких результатов является то, что ответственность за их формирование нельзя адресовать одному педагогу

Особенностью достижения таких результатов является то, что ответственность за их формирование нельзя адресовать одному педагогу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024