II. Функциональная грамотность
Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально грамотных людей. Впервые это понятие было внесено ЮНЕСКО в 1957 году. Понимали ликвидацию безграмотности (важно было научить большую часть населения читать и писать). Касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем.
За 3 года до вступления в силу новых ФГОС НОО и ФГОС ООО, 7 мая 2018 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который включает в себя десять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».
Ключевые цели нацпроекта - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Если кратко, то главная цель нацпроекта — сделать так, чтобы Россия вошла в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
В связи с этим, в целях обеспечения целевого показателя национального проекта предусмотрено внедрение во всех образовательных организациях системы оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества:
Организации, проводящие независимую международную оценку уровня функциональной грамотности, проводятся более чем в 60 странах мира.
· IEA (PIRLS, TIMSS) проверяют академические знания в соответствии со школьной программой (учебные задания мало или совсем не связаны с жизнью)
· PISA исследует функциональную грамотность
1. Что же такое функциональная грамотность в современном понимании?
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев (советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук).
Основной вопрос, который исследует PISA: обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Данная международная программа проводится раз в 3 года, начиная с 2000 года. Цель – провести оценку функциональной грамотности в 3-х видах учебной деятельности: читательской, математической, естественнонаучной.
Кто проводит мониторинг функциональной грамотности в России? Министерство просвещения Российской Федерации: ФГБУ «Институт стратегии развития образования». Там же находится Центр оценки качества образования, который проверяет ВПР (ФИС ОКО – федеральная информационная система оценки качества образования).
Первые результаты мониторинга подтвердили формализм знаний – старой проблемы российской и советской школы. Знания у учащихся есть, однако грамотно пользоваться они ими не умеют. Учатся для школы, а не для жизни!
В 2019-2020 учебном году наша школа приняла участие в Оценке по модели PISA, основанной на технологиях исследования «PISA for schools» («PISA для школ») Организации экономического сотрудничества и развития. В тесте участвовали 17 учащихся в возрасте 15 лет.
Анализируя таблицу, видим, что результаты школы сопоставимы в сравнении с Россией по трем основным направлениям. И это радует. Хочу обратить внимание на долю учащихся, которые подвергаются социальным формам травли –47,1 процента. Это говорит о том, что в нашей школе имеет место буллинг.
Так же, в 2021 году было проведено исследование PIRLS 2020-2021.
Это международное исследование качества чтения и понимания текста, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Исследование проводится раз в пять лет среди четвероклассников из разных стран мира.К сожалению, результатов по нашей школе до сих пор нет.
Кроме того, в этом учебном году наши ученики 8-9 классов приняли участие в проверке функциональной грамотности.
Результаты Всероссийских диагностических работ по ФГ в 8-9 классах
Читательскую грамотность в 8 классах написали 30 учащихся, в 9 классах 40 учащихся.
Математическую грамотность в 8 классах писал 31 учащийся, в 9 классах 42 ученика.
Естественно-научную грамотность в 8 классах писали 32 учащихся, в 9 классах 43 учащихся.
Класс |
Читательская грамотность |
Математическая грамотность |
Естественно-научная грамотность |
||||||||||
Повышенный ур |
Средний ур |
Низкий ур |
Недостаточный ур |
Повышенный ур |
Высокий ур |
Средний ур |
Низкий ур |
Недостаточный ур |
Повышенный ур |
Средний ур |
Низкий ур |
Нед ур |
|
8 |
1 (3%) |
8 (27%) |
19 (64%) |
2 (6%) |
6 (19%) |
11 (35%) |
10 (32%) |
3 (9%) |
1 (3%) |
4 (13%) |
11 (34%) |
8 (25%) |
9 (28%) |
9 |
7 (18%) |
6 (15%) |
23 (58%) |
4 (10%) |
5 (12%) |
9 (21%) |
10 (24%) |
8 (19%) |
10 (24%) |
17 (40%) |
15 (35%) |
7 (16%) |
4 (9%) |
Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.
Как же добиться таких результатов образовательной деятельности, чтобы наши ученики показывали достойный уровень на международной арене?
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применение знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Особенностью достижения таких результатов является то, что ответственность за их формирование нельзя адресовать одному педагогу. Рост качества, планирование и прирост (индивидуальный прогресс) в новых результатах (читательской, математической, естественнонаучной грамотности) может происходить только в коллективно-распределенной деятельности педагогов школы. Переход к продуктивным способам совместной работы внутри педагогических коллективов становится важной управленческой задачей. Нам важно организовать групповое взаимодействие педагогов для работы с данными диагностиками образовательных результатов, планированием учебного процесса.
Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии:
В РЭШ разработано около 20 000 уникальных заданий по всем направлениям функциональной грамотности..
¢ Яндекс.Учебник
¢ Учи.ру….
В 2022 году АО «Издательство «Просвещение» выпустило полезные материалы по направлениям функциональной грамотности: «Сборник эталонных заданий» по математической грамотности «Учимся для жизни» (под редакцией Г.С. Ковалёвой), «Математика на каждый день» для 6-8 классов и «В поисках финансового равновесия» Тренажёр, 6-8 классы (под редакцией Т.Ф. Сергеевой).
А также сервис «Банк с заданиями по функциональной грамотности для учеников 3-8 классов» от авторов, занимающихся программой оценки функциональной грамотности, осваивая который учащийся полностью осваивает навык и закрепляет его с помощью полнофункционального тренажёра заданий в формате PISA.
https://shop.prosv.ru/
РЕШЕНИЕ:
1. Организовать обучение на курсах повышения квалификации педагогов по функциональной грамотности.
2. Всем педагогам апробировать и внедрять технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности. В рамках предметных декад проводить открытые уроки, демонстрирующие разнообразные формы, методы, формирующие функциональную грамотность.
3. Включить вопросы формирования функциональной грамотности в систему методической работы педагогического коллектива.
4. При разработке рабочих программ предусматривать деятельность по формированию функциональной грамотности;
5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.