Педагогический совет по теме " Функциональная грамотность как цель и результат современного образования"

  • docx
  • 25.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Педсовет _Функциональная грамотность как цель и результат современного образования_.docx

 

II. Функциональная грамотность

 

Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально грамотных людей. Впервые это понятие было внесено ЮНЕСКО в 1957 году. Понимали ликвидацию безграмотности (важно было научить большую часть населения читать и писать). Касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем.

     За 3 года до вступления в силу новых ФГОС НОО  и ФГОС ООО, 7 мая 2018 года,  был подписан Указ  Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который включает в себя десять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».

Ключевые цели нацпроекта - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Если кратко, то главная цель нацпроекта — сделать так, чтобы Россия вошла в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

В связи с этим,  в целях обеспечения целевого показателя национального проекта предусмотрено внедрение во всех образовательных организациях системы оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества:

Организации, проводящие независимую международную оценку уровня функциональной грамотности, проводятся более чем в 60 странах мира.

·         IEA (PIRLS, TIMSS) проверяют академические знания в соответствии со школьной программой (учебные задания мало или совсем не связаны с жизнью)

·         PISA исследует функциональную грамотность

 

1.      Что же такое функциональная грамотность в современном понимании?

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев (советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук).

Основной вопрос, который исследует  PISA:  обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Данная международная программа проводится раз в 3 года, начиная с 2000 года. Цель – провести оценку функциональной грамотности в 3-х видах учебной деятельности: читательской, математической, естественнонаучной.

Кто проводит мониторинг функциональной грамотности в России? Министерство просвещения Российской Федерации: ФГБУ «Институт стратегии развития образования». Там же находится Центр оценки качества образования, который проверяет ВПР (ФИС ОКО – федеральная информационная система оценки качества образования).

                                                

                       

Первые результаты мониторинга подтвердили формализм знаний – старой проблемы российской и советской школы. Знания у учащихся есть, однако грамотно пользоваться они ими не умеют.  Учатся для школы, а не для жизни!

В 2019-2020 учебном году наша школа приняла участие в Оценке по модели PISA, основанной на технологиях исследования «PISA for schools» («PISA для школ») Организации экономического сотрудничества и развития. В тесте участвовали 17 учащихся в возрасте 15 лет.

Анализируя таблицу, видим, что результаты школы сопоставимы в сравнении с Россией по трем основным направлениям. И это радует. Хочу обратить внимание на долю учащихся, которые подвергаются социальным формам травли –47,1 процента. Это говорит о том, что в нашей школе имеет место буллинг.

Так же, в 2021 году было проведено исследование  PIRLS 2020-2021.

Это международное исследование качества чтения и понимания текста, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Исследование проводится раз в пять лет среди четвероклассников из разных стран мира.К сожалению, результатов по нашей школе до сих пор нет.

          Кроме того, в этом учебном году  наши ученики 8-9 классов приняли участие в проверке функциональной грамотности.

 

Результаты Всероссийских диагностических работ по ФГ в 8-9 классах

 

Читательскую грамотность в 8 классах написали 30  учащихся, в 9 классах 40 учащихся.

Математическую грамотность в 8 классах писал 31 учащийся, в 9 классах 42 ученика.

Естественно-научную грамотность в 8 классах писали 32 учащихся, в 9 классах 43 учащихся. 

 

 

Класс

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественно-научная грамотность

Повышенный ур

Средний ур

Низкий ур

Недостаточный ур

Повышенный ур

Высокий

ур

Средний ур

Низкий ур

Недостаточный ур

Повышенный ур

Средний ур

Низкий ур

Нед ур

8

1

 (3%)

8 (27%)

19 (64%)

2

(6%)

6 (19%)

11 (35%)

10 (32%)

3

(9%)

1

 (3%)

4 (13%)

11 (34%)

8 (25%)

9

(28%)

9

7

 (18%)

6

(15%)

23 (58%)

4

 (10%)

  5 (12%)

9 (21%)

10 (24%)

8 (19%)

10 (24%)

17 (40%)

15 (35%)

7 (16%)

4

(9%)

 

Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

Как же добиться таких результатов образовательной деятельности, чтобы наши ученики показывали достойный уровень на международной арене?

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применение знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Особенностью достижения таких результатов является то, что ответственность за их формирование нельзя адресовать одному педагогу. Рост качества, планирование и прирост (индивидуальный прогресс) в новых результатах (читательской, математической, естественнонаучной грамотности) может происходить только в коллективно-распределенной деятельности педагогов школы. Переход к продуктивным способам совместной работы внутри педагогических коллективов становится важной управленческой задачей. Нам важно организовать  групповое взаимодействие педагогов для работы с данными диагностиками образовательных результатов, планированием учебного процесса.

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии:

 

В РЭШ разработано около 20 000 уникальных заданий по всем направлениям функциональной грамотности..

¢  Яндекс.Учебник

¢  Учи.ру….

 

В 2022 году АО «Издательство «Просвещение» выпустило полезные материалы по направлениям функциональной грамотности: «Сборник эталонных заданий» по математической грамотности «Учимся для жизни» (под редакцией Г.С. Ковалёвой), «Математика на каждый день» для 6-8 классов и «В поисках финансового равновесия» Тренажёр, 6-8 классы (под редакцией Т.Ф. Сергеевой).

       А также  сервис «Банк с заданиями по функциональной грамотности для учеников 3-8 классов» от авторов, занимающихся программой оценки функциональной грамотности, осваивая который учащийся полностью осваивает навык и закрепляет его с помощью полнофункционального тренажёра заданий в формате PISA.

https://shop.prosv.ru/

 

РЕШЕНИЕ:

1.      Организовать обучение на  курсах повышения квалификации педагогов по функциональной грамотности.

 

2.      Всем педагогам апробировать и внедрять технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности. В рамках предметных декад  проводить открытые уроки, демонстрирующие разнообразные формы, методы, формирующие функциональную грамотность.

 

3.      Включить вопросы формирования функциональной грамотности в систему методической работы педагогического коллектива.

4.       При разработке рабочих программ предусматривать деятельность по формированию функциональной грамотности;


 

5.