Педагогический совет "Реализация стажировочной площадки по формированию функциональной грамотности «Лаборатория функциональной грамотности»
Оценка 4.6

Педагогический совет "Реализация стажировочной площадки по формированию функциональной грамотности «Лаборатория функциональной грамотности»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
администрации
СCУЗ, ВУЗ
18.05.2023
Педагогический совет "Реализация стажировочной площадки по формированию функциональной грамотности  «Лаборатория функциональной грамотности»
Реализация стажировочной площадки по формированию функциональной грамотности «Лаборатория функциональной грамотности»
Сценарий пед.совета.docx

Тема педагогического совета:

Реализация стажтровочной площадки по формированию функциональной грамотности

«Лаборатория функциональной грамотности»

 

Слайд 2.

 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня.

Они будут открывать это новое сами.  Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи» 

И. Г. Песталоцци

 

 У каждого в руках конверты, внутри которых цифры, необходимо распределиться по группам. У каждого на столах  рабочие листы, в течение педагогического совета будем работать в них.

Слайд 3.

Уважаемые коллеги! Начать педсовет мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

«Чайная церемония»

 «Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

-       «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

-       «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» – добавил второй.

-       «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» – подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной  церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и  напоил учителя чаем.

-       Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты  порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори  не о том, что прочел, а о том, что понял».

-       Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

-       Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

 

 

Слайд 4.

Уважаемые коллеги, какие методические приёмы Вы можете отметить в  деятельности учителя? (в рабочем листе – задание 1)

-       самостоятельная     работа       по      приобретению     знаний,

-       обучение в  сотрудничестве

-       значимость практических знаний.

Слайд 5.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые

- добыты самостоятельным трудом;

-       «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это   интерактивный метод;

-       умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

Слайд 6.

Тема моего выступления «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения»

Слайд 7.

Цель: совершенствовать профессиональное мастерство учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения

Задачи:

·       раскрыть и закрепить понятие «функциональная грамотность»

·       рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности  учащихся

·       выявить опыт работы учителей по формированию функциональной  грамотности школьников

·       выработать рекомендации для коррекции деятельности учителя- предметника по формированию функциональной грамотности обучающихся

·       принять управленческие решения по регулированию и коррекции учебных занятий в рамках формирования функциональной грамотности.

Слайд 8-11.

Уважаемые коллеги, понимание того или иного теоретического материала, любого процесса начинается с работы над содержанием основных терминов, понятий. Ключевыми терминами сегодня будут: личность, грамотность, функциональная грамотность, функционально грамотная личность, основные составляющие функциональной грамотности и их сущность.

Задача, которую предстоит сейчас вам выполнить – это раскрыть содержание, обозначенных ключевых терминов.

Мы приступаем к выполнению заданий 2 на рабочих листах (время 3 минуты)

1: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

Любознательность 

Инициативность 

Человечность 

Нестандартность 

Ответственность 

Cамостоятельность 

Tворчество

2: Подберите слова - синонимы к слову «функционировать».

Работать, действовать, внедрять,  применять...

3:Дайте определение слову «грамотность» использую любые источники информации.

Грамотность —    степень владения  человеком навыками письма и  чтения на родном языке; фундамент,  на котором можно построить  дальнейшее развитие человека.

(Представление итогов работы групп, задания 2  )

Слайд 12.

- И так, функционально грамотный человек рассматривается, как человек,  который способен использовать все постоянно  приобретаемые в течение жизни знания, умения и  навыки для решения максимально широкого  диапазона жизненных задач в различных сферах  человеческой деятельности, общения и  социальных отношений.

Функциональная грамотность — это  индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная  цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную  личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые  социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. И особую актуальность  приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все  эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач  школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

 

 

Слайд 13

Ученики школ XXI века должны быть начитанными, эрудированными и способными применять свои знания во взрослой жизни.

Знания у учащихся есть, однако грамотно пользоваться ими они не умеют. Учимся для школы, не для жизни!

Слайд 14.

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах  развития Российской Федерации на период до 2024 года» Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского  образования, вхождение Российской Федерации в число 10  ведущих стран мира по качеству общего образования. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной  личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Чтобы оценить уровень школьного образования, в России и других странах планируется провести глобальный опрос «Пиза-2022».

Слайд 15.

PISA – аббревиатура от Programme for International Student Assessment, что переводится как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Она представляет собой мероприятие, которое проводят для оценки уровня школьного образования и соответствия знаний современных детей.

Слайд 16-20

Динамика результатов российских учащихся  за период с 1995 по 2018 годы

Уровни функциональной грамотности в исследовании pisa

Анализ результатов российских учащихся в сравнении  с результатами некоторых стран (pisa-2018)

Составляющие функциональной грамотности. Модель pisa

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в школе, на практике следующим  направлениям:

1.   Читательская грамотность– под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему чтение в достижении своих целей. Также расценивается, насколько он эрудирован, может ли взаимодействовать с обществом других людей.

2.   Математическая грамотность – расценивается, способен ли учащийся мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математику для того, чтобы решать задачи не только в теории, но и в жизни. Это широкий показатель, охватывающий процедуры, факты и термины, понятия, инструменты для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Эта грамотность дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия.

3.   Естественнонаучная грамотность – ее можно воспринимать как способность человека к активной гражданской позиции в естественных науках, увлечению идеями естественнонаучных областей. В наши дни важно, чтобы человек понимал и мог объяснить явления, интерпретировал доказательства и данные, мог планировать и оценивать исследования, принимал участие в обсуждении проблем, наиболее актуальных в мировом масштабе.

Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное. К примеру, в 2012 году дополнительной темой изучения была финансовая грамотность, в 2015 рассматривалось решение проблем, а в 2018 – глобальные компетенции.

Слайд 21.

С 2012 года отдельным направлением оценки была  включена финансовая грамотность, которая  подразумевает знание и понимание финансовых  понятий и финансовых рисков, а также навыки,  мотивацию и уверенность, необходимые для  принятия эффективных решений в разнообразных  финансовых ситуациях, способствующих  улучшению финансового благополучия личности и  общества, а также возможности участия в  экономической жизни.

Слайд 22.

Дополнительной темой исследования Пиза-2022 же будет креативное мышление. Почему именно оно вошло в международное оценивание 2022 года? Очень просто: в современном мире ценится нестандартный творческий подход во всех областях деятельности.

         Задания на тренировку воображения в ходе отражения  свойств изучаемого объекта (например, описание  объекта, «монолог от лица» изучаемого объекта, описание необычных вариантов применения и т.п.)

         Задания на выявление разных точек зрения (например, с  позиций разных ролей, интересов, точек отсчёта и т.д. )

         Задания на преобразование (например, добавляем предметам новые функции и свойства, перефразируем  задания и вопросы и т.п.)

         Задания на разрушение стереотипов (проверка утверждений «на прочность», определение границ и т.п.)

Работа с заданием 3 в течение 2  минут. (Представление результатов работы)

Задание 3.

Опираясь на полученные знания, составьте модель PISA

Фоормирование функциональной грамотности конечно же закладывается на начальном этапе учебной деятельности – в начальных классах

«Формирование функциональной грамотности в начальных классах  с применением интерактивных технологий» (Усова М. А., учитель начальных классов)

Фокус исследования PISA 2021-2022 в первую очередь – это математические рассуждения. Под ним подразумевается правильная оценка и интерпретация, рациональное применение и грамотная формулировка полученной информации. При этом необходимо, чтобы испытуемый мог уметь использовать навыки в четырех сферах жизни: личной, научной, профессиональной и общественной.

 «Математические рассуждения  - фокус исследования PISA 2021-2022»  (Закирова З. М., учитель математики)

Задание 4.

Решение математической задачи

Не менее важным напрвлением исследования является читательской грамотности.

Развитее читательской грамотности как компонента функциональной грамотности (Денисова Н. А., учитель русского языка и литературы)

Задание 5.

Выполнение задания на выявление читательской грамотности

И еще одно направление, по предварительной оценке ПИЗА в 2020 года к сожалению понизала свои показатели – это естественнонаучной грамотности

«Анализ заданий, направленных на формирование и оценивание естественнонаучной грамотности» (Карнаухова М. В., учитель химии и биологии)  

Задание 6.

Выполнение задания на выявление естественнонаучной грамотности

«Ингредиент успеха: подготовка педагога к конкурсам педагогического мастерства» (Арипова И. К., учитель истории и обществознания).

Уважаемые коллеги, мы заканчиваем работу и нам необходимо подвести итог, сделать вывод.

 

Задание 7.

Заполнить пропуски в тексте.

Заполнить пропуски в тексте.

Приоритетной целью современного образования становится (полноценное формирование и развитие) способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной (адаптации) в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать (свою учебную деятельность), работать с (информацией) и самостоятельно выполнять задание. Задача школы – (научить учиться), а не просто дать готовую (ые) (знания/информацию).

Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать организатором (познавательной деятельности), где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять этой (деятельностью).

 

 

 

 

 

Рефлексия «ЧАША»

ЗЕЛЁНАЯ ЧАША - тема педсовета для вас знакома, вы владеете современными технологиями и приемами для формирования функциональной грамотности обучающихся и готовы поделиться своим опытом.

СИНЯЯ ЧАША тема педсовета актуальна, вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе.

ГОЛУБАЯ ЧАША - тема педсовета для вас знакома, но применять в практической деятельности затрудняетесь.

 

 

 

 

 


Проект решения педагогического совета

 

В ходе педагогического совета, представлен проект "Лаборатория функциональной грамотности" с целью поддержки и обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся, в том числе с целью создания условий для продуктивной подготовки обучающихся к мониторинговым исследования различного уровня.

Участники педагогического совета, проанализировав планирующую проведение глобальный опрос «PISA-2022».

Рассмотрев данную тему, отмечает ее актуальность при организации учебно-воспитательного процесса.

Проблема функциональной грамотности – это проблема деятельностная, это проблема поиска механизмов и способов ее формирования в условиях реализации стандартов второго поколения и федеральных проектов в рамках Национального проекта «Образование».

Большинство педагогов школы владеют необходимым инструментарием - современными педагогическими технологиями, одним из главных факторов, способствующих формированию функциональной грамотности обучающихся.

Вместе с тем отмечается, что функциональная грамотность не формируется как целостная система. Со стороны отдельных педагогов не уделяется должного внимания составляющим функциональной грамотности, формирование общеучебных умений и навыков идет без опоры на субъективный опыт обучающихся. Отдельные педагоги до сих пор не смогли перестроить свою работу в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми социумом, что значительно препятствует успешному формированию универсальных учебных действий как основы функциональной грамотности обучающихся.

На основании выше изложенного педагогический совет предлагает:

Руководителям ШМО:

- изучить педагогический опыт по формированию функциональной - грамотности школьников;

Ответственные: руководители ШМО. Срок: в течение учебного года

- на заседаниях ШМО разработать рекомендации по формированию функциональной грамотности школьников при преподавании учебных предметов на всех уровнях обучения;

Ответственные: руководители ШМО. Срок: в течение учебного года

- провести Неделю педагогического мастерства на тему "Формирование функциональной грамотности в учебном процессе";

Ответственные: заместитель по МР, руководители ШМО. Срок: январь-февраль 2022

Учителям предметникам:

- активно внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности обучающихся;

Ответственные: учителя-предметники. Срок: постоянно

- создать банк заданий, отвечающих формированию функциональной грамотности, для использования на уроках;

Ответственные: учителя-предметники. Срок: март, 2022г.

 

 

Администрации:

- провести контрольные мероприятия в 8-х классах с целью определения уровня функциональной грамотности (читательской, математической и естественнонаучной);

Ответственные: Заместитель по УР, заместитель по МР. Срок: апрель, 2022г.

- включить в план методической работы серии семинаров-практикумов, направленных на совместную работу всего педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности;

Ответственные: заместитель по МР. Срок: 1 февраля, 2022г.

Всем учителям:

- в рамках урочной деятельности практиковать решение контекстных задач в рамках уроков по всем предметам учебного плана;

- в процессе внеурочной деятельности осуществлять проектно-исследовательскую работу учащихся с активным использованием метапредметных и межпредметных проектов и исследований;

- включить в план внеурочной деятельности образовательные события, направленные на совместную работу всего педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности; при формировании поисковой активности - с использованием заданий поискового характера, учебных исследований, проектов; при организации работы на развитие оценочной самостоятельности учащихся - с использованием заданий на само- и взаимооценку; при работе, направленной на приобретение опыта разрешения проблем, принятия решения, позитивного поведения - кейсы, ролевые игры, диспуты;

Срок: постоянно.


 

Тема педагогического совета:

Тема педагогического совета:

Слайд 4. Уважаемые коллеги, какие методические приёмы

Слайд 4. Уважаемые коллеги, какие методические приёмы

Ключевыми терминами сегодня будут: личность, грамотность, функциональная грамотность, функционально грамотная личность, основные составляющие функциональной грамотности и их сущность

Ключевыми терминами сегодня будут: личность, грамотность, функциональная грамотность, функционально грамотная личность, основные составляющие функциональной грамотности и их сущность

Слайд 13 Ученики школ XXI века должны быть начитанными, эрудированными и способными применять свои знания во взрослой жизни

Слайд 13 Ученики школ XXI века должны быть начитанными, эрудированными и способными применять свои знания во взрослой жизни

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в школе, на практике следующим направлениям: 1

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в школе, на практике следующим направлениям: 1

Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное

Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное

Работа с заданием 3 в течение 2 минут

Работа с заданием 3 в течение 2 минут

Задание 7. Заполнить пропуски в тексте

Задание 7. Заполнить пропуски в тексте

Проект решения педагогического совета

Проект решения педагогического совета

Ответственные: учителя-предметники

Ответственные: учителя-предметники
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2023