Педагогический совет
Т е м а: НРАВСТВЕННОЕ И ДУХОВНОЕ
ВОСПИТАНИЕ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности... Настоящий человек начинается там, где есть святыни души...
В. А. Сухомлинский
Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива на усиление нравственного и духовного воспитания учащихся.
Повестка дня
1. Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях.
2. Основы нравственности у младших школьников.
3. Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.
4. Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.
5. Нравственные основы семейного воспитания.
Ход педсовета
1. Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях (тезисы доклада заместителя директора по воспитательной работе).
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России. На каком фоне сегодня идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Кроме того, происходит коммерциализация сфер молодёжного досуга, туризма и спорта, которые всё менее доступны для средне- и малообеспеченных молодых людей. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи оказывают СМИ, особенно телевидение – наиболее влиятельное из них.
Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В. А. Сухомлинского.
Н р а в с т в е н н ы й и д е а л в понимании В. А. Сухомлинского:
– умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;
– гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;
– богатство духовного мира, интересов и потребностей;
– потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;
– чувство человеческого достоинства, уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;
– любовь к труду;
– открытость сердца радостям и горестям других людей.
При определении направлений нравственного воспитания старшеклассников очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несет в себе дух нового времени.
Для полноты картины освоения старшеклассниками основных нравственных ценностей был проведен мониторинг учащихся.
Какие проблемы личного плана волнуют вас больше всего?
З а д а н и е. Расположите в порядке снижения важности перечисленные проблемы.
Взаимоотношения в семье |
|
Здоровье |
|
Учеба |
|
Будущая карьера |
|
Любовь |
|
Взаимоотношения с одноклассниками |
|
Взаимоотношения с учителями |
|
Возможность заработка |
|
Проведение свободного времени |
|
Нормальное питание |
|
Покупка одежды и других вещей |
|
Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование и карьера.
В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей старшеклассниками важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности. Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.
Отношение молодежи к гуманистическим ценностям |
|
Справедливость |
23 |
Счастье |
16 |
Свобода |
15 |
Добро |
12 |
Честь, достоинство и совесть |
11 |
Дружба |
6 |
Миролюбие |
5 |
Патриотизм |
8 |
Милосердие |
3 |
Вера и идеалы |
2 |
Истина |
2 |
Коллективизм |
1 |
Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм имеют сравнительно низкий рейтинг.
Интересны результаты и следующего исследования среди старшеклассников.
Чему жизненно важному учит вас школа? |
|
Самостоятельности и уверенности в себе |
65 |
Умению общаться |
58 |
Уважению к людям, человеколюбию |
46 |
Дружбе |
44 |
Самопознанию |
39 |
Доброте |
35 |
Творческому отношению к жизни |
32 |
Организаторским умениям |
30 |
Жизнелюбию |
11 |
Преданности |
10 |
Ничему не учит |
11 |
Затрудняюсь ответить |
12 |
Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уровне классного коллектива, так и на уровне школы.
2. Основы нравственности у младших школьников (сообщения преподавателей начальной школы).
Для формирования у младших школьников нравственного идеала педагог, осуществляя процесс духовно-нравственного воспитания ребенка, решает следующие задачи:
– развитие эмоциональной восприимчивости, т. е. умения видеть и оценивать доброе и злое, истинное и ложное и т. д.;
– формирование нравственных чувств, понимания таких категорий как сострадание, долг, ответственность, совесть и т. д.;
– воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Младшие школьники знакомятся с тем, что нравственная культура имеет два аспекта: ценности и правила поведения. Нравственные ценности – это то, что древние греки именовали «этическими добродетелями». В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Процесс формирования нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителем младших школьников, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка. Дети любят, когда для обсуждения предлагаются проблемные вопросы. Обсуждая и аргументируя, они формируют для себя какие-то нравственные понятия и правила, особенно, если обсуждается близкое, тревожащее душу. Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка.
3. Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла (сообщение учителя русского языка и литературы).
Над вопросом: как нам спасти новое поколение, чтобы оно не пополнило ряды лишенных сострадания и Бога? – задумывается каждый учитель литературы, открывая страницы литературного произведения и преподнося его ценности сегодняшним детям. Современный подросток, живущий в пространстве агрессивной разрушительной культуры и неустоявшихся социальных отношений, хочет, тем не менее, войти в подлинный достоверный мир. Именно поэтому так важно максимально использовать воспитательные функции литературы, подхватывая библейское: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом Божьим».
Учитель литературы исходя из собственной педагогической практики видит свою задачу в том, чтобы подвести детей к восприятию произведения, научить детей отличать ценное от наносного, вечное от временного, преходящего.
(Учитель остановился на краткой характеристике учебников литературы, на примерах из собственного опыта изучения творчества русских писателей, совместных исследовательских проектах учеников общеобразовательной и воскресной школ.)
4. Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности (информация педагога дополнительного образования).
Планируя работу кружка «Рукодельница», уроков по рукоделию, преподаватель обязан обращать внимание не только на практическую сторону этих занятий, но и пользу для души. Свою задачу он видит в том, чтобы привить интерес к народному творчеству, к традициям разных народов. Праздник светлого Рождества, праздник Пасхи, исполненные глубокого смысла, как никакие другие дают детям ощутить свои духовные корни, прикоснуться к великой тайне бытия. В течение нескольких лет в школе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные выставки декоративно-прикладного творчества. Каждая работа есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Она создает у ученика особый духовный настрой. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными традициями, формирование собственной картины мира.
5. Нравственные основы семейного воспитания (выступление классного руководителя).
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Значимость семьи определяется тем, что она один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, и этот институт в настоящее время переживает кризис.
Кризисные явления в жизни семьи проявляются в следующем:
– разрушены нравственные представления о браке и семье: супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему «я»;
– повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов;
– утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость;
– деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья порой оказывается не в силах удержать юное поколение от порока, а зачастую даже провоцирует негативные поступки детей.
Сложившаяся социально опасная ситуация во многих семьях приводит к возникновению многочисленных проблем детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения. Духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала. У подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством.
Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.
Культ наслаждений и порока, искусственная беззаботность, «психология Диснейленда» с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий – все это ожесточенно атакует неокрепшие души.
В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компании сверстников. Всё это приводит к вступлению в жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей. Для России с её многовековой культурой это противоестественно и гибельно.
Выход из этой кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи, возрождения культурно-исторических и религиозных традиций, воссоздания традиционного уклада жизни общества и семьи.
Проект решения педагогического совета:
1) С целью совершенствования духовно-нравственного воспитания методическому объединению классных руководителей разработать программу освоения нравственных и духовных ценностей учащимися младшего, среднего и старшего звена с учётом преемственности.
2) В
рамках родительского лектория организовать цикл лекций по проблемам
нравственного и духовного воспитания
с привлечением широкого круга специалистов.
3) Классным руководителям запланировать и провести родительские собрания по теме «Духовное и нравственное воспитание в семье», изучить опыт семей в этом вопросе.
4) Учителям-предметникам при отборе материалов к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.