«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА КОНДИЦИОННОЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что физическая подготовленность единоборца является одним из важнейших факторов определяющих уровень достижений спортсмена [15,16,31]. Чисто избирательного совершенствования какой-либо одной стороны подготовленности часто просто не существует. А в тренировочных занятиях одновременно оказывается воздействие на совершенствование многих сторон подготовленности и физических качеств. Поэтому для более полного понимания содержания физической подготовки условно принято разделять ее на проблемы совершенствования отдельных физических (двигательных) качеств: силовых, скоростных способностей, выносливости, гибкости и координационных способностей [31].
Иконка файла материала 251708.doc
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА КОНДИЦИОННОЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ  ТХЭКВОНДИСТОВ»ВВЕДЕНИЕ Актуальность.  Современный   уровень   развития   спорта   предъявляет повышенные требования к качеству подготовки тхэквондистов на различных этапах   многолетнего   учебно­тренировочного   процесса.   Соревновательные поединки   характеризуются   высокой   интенсивностью   тактико­технических действий, требующих от тхэквондистов максимальных мышечных усилий, и умения проявлять их в быстроизменяющейся обстановке. Изучению ведущих факторов, обусловливающих уровень спортивного мастерства, посвящен ряд работ [28,29]. Анализ этих работ свидетельствует о том, что высокий уровень функциональных   возможностей   организма   и   физической   подготовленности тхэквондистов   во   многом   определяет   их   способность   эффективно   и   с высокой степенью надежности использовать технико­тактические действия в ходе соревновательной деятельности. Анализ   научно­методической   литературы   свидетельствует,   что физическая   подготовленность   единоборца   является   одним   из   важнейших факторов определяющих уровень достижений спортсмена [15,16,31]. Чисто избирательного   совершенствования   какой­либо   одной   стороны подготовленности часто просто не существует. А в тренировочных занятиях одновременно оказывается воздействие на совершенствование многих сторон подготовленности   и   физических   качеств.   Поэтому   для   более   полного понимания содержания физической подготовки условно принято разделять ее на   проблемы   совершенствования   отдельных   физических   (двигательных) качеств:   силовых,   скоростных   способностей,   выносливости,   гибкости   и координационных способностей [31]. Наиболее   распространенной   классификацией   физических (двигательных)   способностей   является   их   систематизация   на   два   большихкласса. Класс кондиционных (силовые, скоростные, выносливость, гибкость и всевозможные их сочетания)  и координационных способностей [16].                                             ­2­ Таким   образом   можно   говорить   о   координационной   и   кондиционной подготовке в учебно­тренировочном процессе спортсмена. Кондиционная подготовка является основой физической подготовки и занимает важнейшее место в системе спортивной подготовки единоборца т.к. обеспечивает   развитие   силовых,   скоростных   способностей,   выносливости, гибкости и способствует закреплению рациональной спортивной техники [32]. Решением   конкретных   задач   кондиционной   подготовки   в   учебно­ тренировочном   процессе   юных   тхэквондистов   может   служить   система педагогического   контроля,   т.к.   на   основе   его   данных   вносятся соответствующие коррективы в методы и средства подготовки. Одной   из   определяющих   и   важных   задач   педагогического   контроля юных спортсменов является определение уровня физической подготовки [27]. Таким   образом,  актуальность  нашего   исследования   заключается   в разрешении противоречий: – между   необходимостью   повышения   эффективности   учебно­ тренировочного   процесса   юных   тхэквондистов   8­10   лет   за   счет совершенствования   кондиционной   подготовки,   с   одной   стороны   и отсутствием   достоверных   данных   о   динамике   кондиционных   способностей юных ­ с другой; – между   имеющимися   современными   формами   и   методами кондиционной подготовки в тхэквондо юных спортсменов, с одной стороны и возможностью   их   использования,   опираясь   на   достоверную   своевременную информацию о кондиционной подготовленности, с другой.Цель исследования  ­ определить уровень и динамику кондиционной подготовки тхэквондистов 8­10 лет средствами педагогического контроля. Объект  исследования:   кондиционная   подготовка   юных   спортсменов, занимающихся тхэквондо.                                                      ­3­ Предмет  исследования:   педагогический   контроль   специфических кондиционных способностей спортсменов 8­10 лет в тхэквондо при обучении базовой технике. В   качестве   рабочей  гипотезы  исследования   выдвигается предположения   о   том,   что   выбранные   средства   педагогического   контроля позволят   объективно   оценить   уровень   и   динамику   кондиционных способностей спортсменов тхэквондистов 8­10 лет и таким образом повысить эффективность обучения базовой технике. Предполагаемая   практическая   значимость  заключается   в возможности использования средств педагогического контроля кондиционной подготовки   для   совершенствования   и   повышения   эффективности   учебно­ тренировочного процесса юных тхэквондистов.­4­ГЛАВА   1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1.  ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В   научной   литературе   как   синонимы   используются   понятия «физические качества» и «физические способности». Например, физические качества спортсмена, физические способности учащегося, тесты для оценки физических качеств, тесты физических способностей. Этими понятиями, как и вышеназванными, в разных контекстах можно пользоваться как синонимами, однако   термин   «физические   (двигательные)   способности»   точнее   отражает мысль   об   индивидуальных   особенностях   детей,   имеющих   разный   уровень физических данных. У   разных   людей   уровень   развития   и   сочетания   слагаемых   названных физических   качеств   очень   различны,   поэтому   в   современной   литературе используют термин не «физические качества» (основные из них, выделенные около 50 лет назад, читателю хорошо известны ­ это сила, быстрота, вынос­ ливость, ловкость и гибкость), а «физические (двигательные) способности»: силовые,   скоростные,   координационные,   способности   к   выносливости   и гибкости.   Понятие   «физические   способности»   точнее   передает   смысл   о сложном составе компонентов, входящих в ту или иную группу способностей, а также то, что они не одинаково развиты у каждого индивидуума (качество силы   есть   в  принципе   у   каждого,  но   способности   к   ее  тренировке   весьма различны). По отношению к двигательным способностям в примерно равной мере применяют   понятия   «развитие»,   «совершенствование»,   «воспитание». Например,   методика   развития   силы   (силовых   способностей),   методика воспитания   координационных   способностей,   методика   совершенствованияскоростных   способностей.   В   последнее   время   разделяют   абсолютные   и относительные показатели двигательных способностей.                                          ­5­  Абсoлютные пoказатели характеризуют развитие  двигательных качеств не   учитывая   их   воздействие   друг   на   друга.   Oтнoсительные   пoказатели наоборот     пoзвoляют   судить   o   прoявлении   двигательных   способностей   с учетом  их  влияния  друг  на  друга.  Например,  к  абсолютным    показателям можно отнести длину прыжка, скорость бега, длину преодоленной дистанции, поднятый вес. К относительным показателям можно отнести бег на длинные дистанции,   силу   человека   относительно   своего   веса,   координационные способности.   Абсолютных   и   относительных   показателей   двигательных способностей предложено довольно много [5]. С определенной долей условности можно говорить об элементарных и сложных   двигательных   способностях.   Более   элементарными   являются, скажем,   КС   в   беге   или   заданиях   на   статическое   равновесие,   быстрота реагирования в простых условиях, гибкость отдельных суставов и др., а более сложными ­ КС в единоборствах и спортивных играх, быстрота реагирования или ориентации в сложных условиях, выносливость в длительном беге и др. [5]. Под   двигательными   качествами   понимают   задатки   к   качественному проявлению движений, которыми люди наделены от рождения. Мы,   применяя   термин   «физические   (двигательные)   качества (способности)»   понимаем   его   как   характеристику   двигательных   действий человека с позиций пространства, времени или мышечных усилий человека [16]. Различают   следующие   двигательные   качества:   силу,   быстроту, выносливость, гибкость, ловкость, устойчивость  равновесия, способность к произвольному   расслаблению   мышц,   ритмичность,   прыгучесть,   мягкость движении,   координированность.   Большинство   названных   двигательныхкачеств   дифференцируется   на   относительно   самостоятельные   проявления. Например,  быстрая   сила,   скоростная   выносливость,   силовая   выносливость, скоростная ловкость, силовая ловкость и др.                                           ­6­   Вместе   с   тем   указанные   качественные   проявления   двигательной деятельности могут рассматриваться не как разновидности силы, быстроты, выносливости   и   др.,   а   как   совершенно   самостоятельные   двигательные качества [4]. В   процессе   своего   развития   и   проявления   двигательные   качества оказывают друг на друга определенное влияние. Это явление определяется как перенос двигательных качеств. Он имеет две основные разновидности. Первая   из   них   состоит   в   том,   что   двигательное   качество,   развитое посредством   упражнений   в   одном   каком­либо   физическом   упражнении, переносится   на   выполнение   других   физических   упражнений,   трудовых   и бытовых действий. Например, сила, развитая в результате занятий тяжелой атлетикой, способствует достижению более высоких результатов в метании молота, где она также необходима; выносливость, развитая посредством бега на   длинные   дистанции,   помогает   достигнуть   более   высоких   результатов   в других видах деятельности. Ряд авторов двигательные качества называют физическими качествами. Это   мотивируется   тем,   что   деятельность   людей   можно   разделить   на интеллектуальную (духовную) и физическую. Однако понятие «физические качества» шире, чем «двигательные качества». К физическим качествам чело­ века относятся морфологические данные, особенности конституции, росто­ весовые данные, форма черепа и др., а, кроме того, качественные проявления двигательной   деятельности.   Поскольку   в   данном   случае   нас   интересует только   последнее   из   названных   свойств,   их   целесообразнее   называть двигательными качествами [2,17,21].Термины   «физические   качества»   и   «двигательные   качества» используются в специальной литературе как равнозначные. Они определяют отдель­ные стороны двигательных возможностей человека. Применительно к динамике   физических   качеств   употребляются   термины   «развитие»   и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход                                               ­7­ изменений   качества,   а   «воспитание»   предусматривает   активное   и направленное воздействие на рост показателей двигательного качества [5]. К   числу   важнейших   физических   качеств   относится   быстрота   – способность человека совершать двигательные действия с минимальной для данных условий затратой времени. Основными   факторами   проявления   быстроты   является:   а)   скрытый (латентный) период двигательной реакции; б) скорость одиночного движения; в) частота движений. Эти формы проявления быстроты не зависят одна от другой. Наиболее существенное значение имеет скорость целостного движения, но она зависит не только от уровня развития быстроты, например, в беге — от длины шагов, силы   отталкивания   и   других   факторов.   Скоростные   способности   человека специфичны.   Перенос   быстроты   происходит   только   в   координационно­ сходных движениях. Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Термином «гибкость» целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным   суставам   правильнее   говорить   «подвижность»   (например,   под­ вижность в коленном суставе). Достигая   значительно   большей   подвижности   в   суставах,   чем   это требуется для избранного упражнения, и создавая как бы запас подвижности всуставах, ученик приобретает возможность выполнять движения с большой быстротой и силой. У   человека   можно   выделить   две   основные   формы   проявления подвижности   в   суставах:   1)   подвижность   при   пассивных   движениях   и   2) подвижность при активных движениях. Пассивное движение осуществляется в результате   действия   посторонних   сил.   Активное   движение   выполняется   за счет работы мышечных групп, проходящих через данный сустав.                                              ­8­ Ловкость   определяют,   во­первых,   как   способность   быстро   и   прочно овладеть новыми, сложно координационными движениями (способность быст­ ро   обучаться)   и,   во­вторых,   как   способность   быстро   перестраивать двигательную   деятельность   в   соответствии   с   внезапными   изменениями обстановки.   Существенное   значение   в   воспитании   ловкости   имеет совершенствование   функции   двигательного   анализатора.   Чем   выше способность человека к точному анализу движений, тем  быстрее он  сможет овладеть новыми движениями или перестроить их. Результат   развития   ряда   конкретных   специальных   и   специфических физических способностей, своего рода их обобщение, составляют понятия: «общие координационные», «общие силовые», «общие скоростные», «общая выносливость», «общая гибкость». Под общими физическими способностями следует   понимать   потенциальные   и   реализованные   возможности   человека, определяющие   его   готовность   к   успешному   осуществлению   различных   по происхождению и смыслу двигательных действий. Специальные физические способности  в  этой   связи –  это  возможности   человека,   определяющие  его готовность   к   успешному   осуществлению   сходных   по   происхождению   и смыслу   двигательных   действий.   Наконец,   обратим   внимание   на   то,   что   в литературе   для   обозначения   способностей,   относящихся   к   двигательной деятельности,   пользуются   понятиями:   «физические»,   «двигательные», «моторные», «психомоторные», «психофизические» [16].Физическая   подготовленность   характеризуется   соответствующими уровнями развития двигательных способностей. В   современных   исследованиях   выделяют   структуру   физической подготовленности.   Однако   установить   единую   структуру   физической подготовленности по сей день пока не удается. Так,   например,   В.И.   Филиппович   с   соавтором   (1977)   выявили   пять компонентов структуры подготовленности: общую моторную одаренность,                                                 ­9­ физическое   развитие   и   внимание,   быстроту   и   ручную   ловкость, подвижность в суставах, стабильность навыков; СП. Епифанов (1986 ) ­ шесть: силовые   и   скоростно­силовые   возможности,   общую   и   статическую выносливость, равновесие тела, гибкость; С.А. Дешле (1982) ­ динамическую силу, быстроту, скоростно­ силовые качества, статическую выносливость и выносливость к циклическим движениям умеренной интенсивности, гибкость, координационные   способности   и   точность   движений;   Е.Я.   Бондаревский (1983)   ­   скоростную   подготовленность   (быстроту),   общую   силовую подготовленность,"активную"   гибкость,   равновесие,   скоростно­силовую подготовленность, выносливость. Попытки установить структуру отдельных двигательных (физических) качеств   в  рамках   общей   структуры   подготовленности   также   не   привели   к единым результатам. Практически все исследователи были едины только в одном ­ структура физической   подготовленности   зависима   от   целого   ряда   факторов: возрастного,   полового,   типа   нервной   системы,   объема   двигательной активности, наличие уровня подготовленности и т. п. Физическая   подготовленность состоянием вегетативных функций организма, степенью развития двигательных качеств и   характеризуетсяформ тела, а также разнообразием двигательных навыков, которыми овладел человек. Уровень   физической   подготовленности   повышается   в   процессе физической   подготовки,   которая   тесно   взаимосвязана   с   другими   видами подготовки. При этом выделяют следующие виды подготовки: физическую, общедвигательную (умение управлять движениями) и обучение двигательным действиям. В данном случае физическая подготовка трактуется в более узком смысле как воспитание физических качеств.                                            ­10­ В.П. Филин (1974) рассматривает физическую подготовку как процесс воспитания двигательных (физических) качеств, способностей, необходимых в   спортивной   деятельности,   которая   наряду   со   спортивно­технической, тактической и психологической играет важную роль в современной системе спортивной подготовки. Несмотря на усилия ученых, длящиеся уже около столетия, пока еще не создана   единая   общепринятая   классификация   физических   (двигательных)   Наиболее   распространенной   является   их способностей   человека. систематизация   на   два   больших   класса.   Класс   кондиционных   или энергетических (в традиционном понимании «физических») способностей в значительно   большей   мере   зависит   от   морфологических   факторов, биохимических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом. Комплекс координационных способностей преимущественно обусловлен цен­ трально­нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управ­ ления и регулирования). Следует отметить, что ряд специалистов скоростные способности и гибкость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматривают их как бы на границе с координационными [16].С помощью контрольных испытаний (тестов) мы выявляем абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели этих способностей. Абсолютные   показатели   характеризуют   уровень   развития   тех   или  иных двигательных   способностей   без   учета   их   влияния   друг   на   друга.   Отно­ сительные показатели позволяют судить о проявлении двигательных способ­ ностей с учетом этого влияния. Результаты   исследований   позволяют   различать   следующие   виды физических   способностей   специальные,   специфические   и   общие   (В.И.Лях, 1998). Специальные   физические   способности   относятся   к   однородным группам целостных двигательных действий или деятельностей: бегу,                                               ­11­ акробатическим   и   гимнастическим   упражнениям   на   снарядах, метательным   двигательным   действиям,   спортивным   играм   (баскетболу, волейболу). Так, различают специальную выносливость к бегу на короткие, средние и   длинные   дистанции,   говорят   о   выносливости   баскетболиста,   штангиста. Координационные,   силовые   и   скоростные   способности   ведут   себя   также неодинаково   в   зависимости   от   того,   в   каких   двигательных   действиях   они проявляются. О   специфических   проявлениях   физических   способностей   можно говорить   как   о   компонентах,   составляющих   их   внутреннюю   структуру. Попытки описать структуры каждой отдельной физической способности пока еще не являются завершенными. Тем не менее, установлено, что структура (скоростных, каждой   из координационных, силовых, выносливости, гибкости) не является гомогенной   основных   физических   способностей   (однородной).  Напротив.   Структура   каждой   из   названных   способностей  — гетерогенна (разнородна) [16].Результат   развития   ряда   конкретных   специальных   и   специфических физических способностей, своего рода их обобщение, составляют понятия: «общие координационные», «общие силовые», «общие скоростные», «общая выносливость», «общая гибкость». Под общими физическими способностями следует   понимать   потенциальные   и   реализованные   возможности   человека, определяющие   его   готовность   к   успешному   осуществлению   различных   по происхождению и смыслу двигательных действий. Специальные физические способности в этой связи — это возможности человека, определяющие его готовность   к   успешному   осуществлению   сходных   по   происхождению   и смыслу  двигательных  действий. Поэтому тесты дают информацию, прежде всего о степени сформированости специальных и специфических физических (скоростных,   координационных,   силовых   способностей,   выносливости, гибкости).                                                     ­12­ Следует обратить внимание на то, что в литературе для обозначения способностей,   относящихся   к   двигательной   деятельности,   пользуются понятиями:   «физические»,   «двигательные»,   «моторные»,   «психомоторные», «психофизические». 1.2.   ТЕОРЕТИКО­МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  КОНТРОЛЯ  В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ В  процессе   управления   подготовкой   спортсмена   необходимо осуществлять   контроль   (в   переводе   с  фр.  –   проверка   чего­либо).   Под контролем в спортивной метрологии понимают сбор информации об объекте (системе) с целью коррекции [3]. В процессе физического воспитания объектами контроля являются: нагрузки; состояние человека: 1) 2)а) здоровое состояние — состояние нормального функционирования всех   систем   организма   человека   в   нормальных   внешних   естественных условиях; б) в) болезненное состояние; состояние   "спортивной   формы"   —   состояние   повышенной готовности переносить внешние нагрузки и адаптироваться к ним. 3) уровни   развития   сторон   спортивной   подготовленности (физической, тактической, технической, психологической и теоретической); уровни развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, 4) гибкости, ловкости; специальное   спортивное   оборудование:     спортсооружения,     спорт­ 5) снаряды, экипировка, вспомогательные средства; 6) 7) 8) состояние спортивных животных; спортивное судейство; воздействие фармакологических средств и т.д.                                                     ­13­ В   практике   физического   воспитания   и   спорта   осуществляют комплексный   контроль   за   состоянием   спортсмена,   его   соревновательной   и тренировочной деятельностью. Различают   три   разновидности   комплексного   контроля:   этапный, текущий и оперативный. Общая схема, иллюстрирующая соотношение между направлениями и разновидностями  комплексного контроля, представлена в табл. 1. [14]­14­Таблица 1 ­ Соотношение между направлениями и разновидностями комплексного контроля Направление контроля Разновидность комплексного контроля Контроль  соревновательной Контроль  тренировочной Контроль  подготовленности деятельности (СД) деятельности спортсменов Этапный контроль а)   Измерение   и   оценка различных   показателей   на   со­ ревнованиях, завершающих определенный этап подготовки;   б) анализ динамики показателей СД   на   всех   соревнованиях этапа а)   Построение   и   анализ   динамики характеристик нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем   показателям   за   этап   и Измерение и оценка показате­ лей   и   контроля   в   специально организованных   условиях   в конце этапа подготовки определение их соотношенияТекущий контроль Оперативный контроль Измерение   и   оценка показателей   на   соревновании, завершающем микроцикл   тренировки предусматривается планом) (если     оно а)   Построение   и   анализ характеристик динамики   нагрузки   в   микроцикле Регистрация повседневных   и   анализ   изменений тренировки; б) суммирование нагрузок по подготовленности   спортсменов, вызванных всем   характеристикам   за микроцикл и определение их систематическими тренировочными занятиями соотношения Измерение и оценка физиче­ Измерение и показателей   на       оценка любом ских   и   физиоло­гических нагрузки характеристик   соревновании упражнений, серии упражне­ ний, тренировочного занятия Измерение показателей,     и анализ   информативно отражающих изменение состояния   спортсменов   в   момент   или   же   сразу   после упражнений и занятийНеобходимо   отметить,   что   значительную   информацию   о подготовленности   спортсменов   специалисты   получают   в   ходе   контроля   за соревновательной и тренировочной деятельности. Однако условия, в которых проходят соревнования и тренировки, трудно стандартизировать; кроме того, их   результаты   дают   интегральную   оценку.   Тренеру   же   часто   необходима информация   об   отдельных   сторонах   подготовленности,   которую   можно получить только в специально организованных стандартных условиях. Контроль   за   физической   подготовленностью   включает   измерение уровня   развития   скоростных   и   силовых   качеств,   выносливости,   ловкости, гибкости, равновесия и т.п. Возможны три основных варианта тестирования: комплексная   оценка   физической   подготовленности   с 1) использованием широкого круга разнообразных тестов. оценка   уровня   развития   какого­либо   одного   качества   (например, 2) выносливости у бегунов). Как было уже отмечено, контроль является составной частью системы подготовки   спортсменов   и   одной   из   функций   управления   тренировочным процессом. Планирование любого вида подготовки (физическая, техническая и   т.д.)   невозможно   без   объективной   информации,   получаемой   в   процессе контроля   за   его   физическим   состоянием,   уровнем   технико­тактического мастерства, тактической и волевой подготовленности, а также без величины и направленности   тренировочной   нагрузки.   Объективная   информация   о состоянии   команды   и   каждого   игрока   в   ходе   соревновательной   и тренировочной   деятельности   позволяет   тренеру   глубоко   анализировать полученные   данные   и   вносить   соответствующие   коррективы   в   подготовку спортсменов. Одним из основных видов контроля является педагогический контроль. Педагогический контроль ­ это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок [34].­17­ Основная цель педагогического контроля ­ определение связи между факторами   воздействия  (средства,  нагрузки,  методы)   и   теми   изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического раз­ вития, спортивного мастерства и т.д. (факторы изменения) [23]. На   основе   анализа,   полученных   в   ходе   педагогического   контроля данных, проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что   создает   возможность   при   необходимости   вносить   коррективы   в   ход педагогического процесса. В   практике   подготовке   спортсменов   используется   пять   видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение: 1. Предварительный контроль проводится обычно в начале спортивного сезона.   Он   предназначен   для   изучения   состава   занимающихся   (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и опре­ деления готовности спортсменов к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований программы). Данные   такого   контроля   позволяют   уточнить   учебные   задачи,   средства   и методы их решения. 2. Оперативный   контроль   предназначен   для   определения   срочного тренировочного эффекта в рамках одного тренировочного занятия) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием   занимающихся   осуществляется   по   таким   показателям,   как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии. Текущий контроль проводится для определения реакции организма 3. занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют времявосстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок.                                           ­18­ 4. Данные   текущего   состояния   занимающихся   служат   основой   для планирования   содержания   ближайших   занятий   и   величины   физических нагрузок в них. Этапный   контроль   служит   для   получения   информации   о 5. кумулятивном   (суммарном)   тренировочном   эффекте,   полученном   на протяжении   одной   учебной   четверти   или   семестра.   С   его   помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся. 6. Итоговый   контроль   проводится   в   конце   спортивного   сезона   для определения   успешности   выполнения   годового   плана­графика  учебно­ тренировочного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных   и   отрицательных   сторон   процесса   подготовки   и   его составляющих.   Результаты   итогового   контроля   являются   основой   для последующего планирования учебно­воспитательного процесса [34]. По направленности и содержанию педагогический контроль охватывает три основных раздела: 1. Контроль уровня подготовленности спортсмена (оценка физического и   психического   состояния,   уровня   технико­тактического   мастерства   и тактической подготовленности). Контроль соревновательной деятельности (оценка соревновательных 2. нагрузок и эффективности соревновательной деятельности). Контроль   тренировочной   деятельности   (оценка   тренировочных 3. нагрузок и эффективности тренировочной деятельности. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать выводы: Сравнение   результатов   в   предварительном,   текущем   и   итоговом 1. контроле, а также сопоставление их с требованиями программы позволяютсудить   о   степени   решения   соответствующих   учебных   задач,   о   сдвигах   в уровнях подготовленности занимающихся за определенный период.                                                ­19­ 2. А это облегчает дифференцирование средств и методов подготовок и повышает объективность результатов учебно­тренировочной работы [31]. 3. Осуществляя интегральную подготовку, необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их подготовленности и результаты спортивной деятельности. Усилиями   многих   отечественных   и   зарубежных   специалистов разработаны   важные   теоретические   и   методологические   положения педагогического   контроля   в   физическом   воспитании   и   спорте   и   (В.М. Зациорский, Е.Я. Бондаревский, М.А. Годик, А.А. Гужаловский, В.П. Филин, В.А.   Булкин,   Ю.И.   Смирнов,   Л.П.   Матвеев).   В   общей   теории   и   методике спорта   контроль   ­   это   проверка,   а   также   наблюдения   с   целью   проверки. Спортивная метрология, для которой контроль в спорте ­ основной предмет изучения, определяет контроль "как сбор информации о состоянии объекта управления   и   сравнение   его   действительного   состояния   с   должным"   и проверку. Различают   (В.М.   Зациорский)   три   типа   состояний:   этапные (перманентные),   текущие   и   оперативные.   Отсюда   и   соответствующие   три формы контроля: этапный, текущий и оперативный. В теории спорта физическое состояние рассматривается как минимум в трех   проекциях:   здоровье,   телосложение   и   физиологические   функции.   К   под   которой последним   относят   также   двигательную   функцию, подразумевается   и   техническая   подготовленность   и   уровень   развития физических качеств. Однако в специальной литературе и в практике все эти признаки,   хотя   и   рассматриваются   во   взаимосвязи,   чаще   всего   носят самостоятельный характер и изучаются отдельно.Методологическую основу этапного педагогического контроля можно сформулировать как:­ определение    (предварительное     изучение)   степени   стабильности   и этапности   в   развитии   показателей   физического   состояния   спортсмена,   их значимости и влияния на процесс спортивного совершенствования;                                             ­20­ поиск   и   разработка   как   отдельных   тестов,   так   и   комплексных ­ тестирующих   программ,   отвечающих   приватным   и   общим   требованиям тестологии,   в   частности   к   информативности   (валидности),   надежности   и объективности; разработка нормативных требований, норм, способов статистической и ­ педагогической   оценки   (квалиметрирование)   результатов   тестирования, контрольных испытаний; ­ обоснование   должных,   предпочтительных   или   модельных характеристик, присущих спортсменам разного возраста и квалификации в онтогенезе на любом из этапов многолетней подготовки. Логика подсказывает, что, прежде чем что­то контролировать, нужно определить,  что   именно   и   какие   показатели   оценить,   каковы   их   исходные уровни, состояние. Иначе говоря, нужна научная диагностика. В   большинстве   крупных   работ,   посвященных   контролю   в   спорте, понятие "диагностика" встречается редко. По сути, оно подменено словом "контроль", на который помимо проверки возложена еще одна функция ­ "спо­ собность распознавать", именно так диагностика переводится с греческого. Лишь в 1987 г. В.А. Булкин в докторской диссертации, посвященной спортивной диагностике, выделил диагностику с позиций общей методологии в отдельную специализированную комплексную систему, которая, цитирую, "включает   в   себя   теорию   и   методы   определения   состояния   и   уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза". В работе отмечается, что спортивно­педагогическая диагностика органически вписывается в целостную систему подготовки спортсменов как метод,   сочетающий   функции   контроля,   моделирования   и   прогнозирования[5].Нам   представляется,   что   с   такой   постановкой   вопроса   согласуется   и позиция   Л.П.   Матвеева   (1988),   который   считает   необходимым   в   системе контроля "иметь особым образом организованную в рамках                                              ­21­ циклового   и   этапного   контроля   диагностику   изменений   в   состоянии подготовленности занимающихся". Диагностика   и   контроль   имеют   общую   основу   ­   тестирование,   но каждый из них претендует и на самостоятельное значение. Очевидно, контроль будет более эффективным  только в том случае, если   ему   предшествует   объективная   диагностика,   базирующаяся   на накоплении   статистически   проанализированной   информации,   позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными индивидуальными   или   групповыми,   стандартными   модельными   данными прошлых лет, в том числе полученными на спортсменах других возрастных групп ­ младших или старших. При этом важнейшее значение в диагностике (в постановке точного диагноза) физического состояния юных спортсменов при­ обретает ретроспективный анализ, особенно если предметом изучения явля­ ется возрастной аспект [11]. Диагноз   во   многих   случаях   статичен,   нередко   ограничивается констатацией,   может   быть   даже   альтернативен,   при   отборе   например. Контроль, как правило, динамичен. Это процесс, побуждающий к действию и коррекции, где это возможно, если говорить об этапных показателях [31]. Схематически в системе управления тренировочным процессом диагноз ­ это информация на входе, прогноз ­ это предполагаемая информация на выходе, а между ними ­ контроль с промежуточными диагностическими или прогностическими моделями. Таким   образом,   диагностика   направлена   на   получение   информации (диагноза)   о   физическом   состоянии   и   специальной   подготовленностиспортсменов,   контроль   ­   за   их   изменениями   в   онтогенезе   и   в   процессе тренировки. Однако   система   педагогического   контроля   этим   не   исчерпывается. Полный цикл контроля представляет собой триединый процесс, включающий диагностику, собственно контроль и прогнозирование. Прогноз в переводе с                                         ­22­  греческого   ­   предвидение,   вероятностное   утверждение   о   будущем   с относительно высокой степенью достоверности. Таким   образом,   решение   многоплановых   задач   комплексного педагогического, в частности этапного, контроля за физическим состоянием и подготовленностью   спортсменов,   должно   опираться   на   объективную диагностику имеющегося базиса этих показателей. Под   диагностикой   подготовленности   понимается   объективная   оценка состояния   двигательной   функции   занимающихся,   а   также   их   спортивно­ технического мастерства. В детско­юношеском спорте вся система подготов­ ки должна отвечать следующим методическим положениям [8]: целевой   направленности     по   отношению   к   высшему   спортивному 1) мастерству; установке на соразмерность в воспитании двигательных качеств, т. е. 2) обеспечение их должного соотношения по этапам многолетней тренировки. Основными   задачами   педагогического   контроля   (диагностики подготовленности   занимающихся)   является   учет   тренировочных   и соревновательных нагрузок, определение различных сторон подготовленности спортсменов (физическая, техническая, тактическая). Выделяют следующие формы контроля:  поэтапный   контроль,   отражающий   состояние   занимающихся   на различных   этапах   многолетней   подготовки   (в   мезоцикле,   в   полугодичном цикле); текущий   контроль,   с   помощью   которого   выявляется   срочный тренировочный эффект после одного или нескольких занятий.  Оперативный контроль ­ оценивается эффект одного тренировочного занятия. Чаще   всего   педагогу   необходимо   осуществлять   контроль   через   1­2 месяца   подготовки.   Так   проводят   оценку   показателей   уровня   развития двигательных качеств, степень овладения техническими навыками.                                          ­23­ Для получения достоверной информации педагогу необходимо знать: ­ что и когда измерять;  ­ какими должны быть уровень и динамика контрольных показателей. Оценка   состояния   не   должна   и   не   может   быть   сведена   в   ходе педагогического   контроля   к   оценке   какого­либо   одного   показателя,   а предполагает   учет   и   анализ   совокупности   целого   ряда   параметров.   Для оценки   подготовленности   занимающихся   с   помощью   тестов   необходимо, чтобы эти упражнения соответствовали специфике спортивной дисциплины, половым, возрастным, квалификационным особенностям спортсменов, а сами тесты были надежны, информативны [15]. Что   же   такое   тест?   Тест   —   это   кратковременное   технически сравнительно   простое   испытание,   имеющее   вид   такого   задания,   решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития   к   данному   моменту   известной   функции   у   испытуемых.   Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение — результатом тестирования. Тесты, в основе которых лежат двигательные задания,   называются   двигательными   или   моторными.   Педагогические контрольные   тесты   должны   отвечать   требованию   надежности, информативности.   Информативность   теста   определяется   как   степеньточности, с какой он измеряет свойство (качество, способность и т.д.),  для оценки    которого    используется. В педологическом контроле информативность тестов определяется на основе результатов в тестах со следующими критериями: 1) 2) 3) с результатом в основном упражнении; с результатами информативных тестов; с показателями выполняемой тренировочной нагрузки [10]. Одним из основных условий является простота тестов, допустимость измерений для тренера и необременительности для спортсменов.                                                 ­24­ Измерение   различных   сторон   подготовленности   спортсменов   должно проводиться   систематически,   что   дает   возможность   сравнивать   значения показателей на   различных   этапах   тренировки.   Необходима   точность   результатов контроля, которая зависит от стандартизации проведения тестов и измерения результатов. 1.3.   КОНДИЦИОННЫЕ  СПОСОБНОСТИ  КАК  ОСНОВА  ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих   благоприятные   условия   для   совершенствования   всех   сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит содействие укреплению здоровья и гармонич­ ному физическому развитию и совершенствованию жизненно важных двига­ тельных навыков. В задачи специальной физической подготовки входит вос­ питание физических качеств, специфичных для данного вида спорта.Под   физическими   качествами   следует   понимать   функциональные свойства   организма,   определяющие   успех   двигательной   деятельности,   а точнее — работоспособность человека [2]. У   специалистов   нет   единого   мнения   о   количестве   и   наименовании физических качеств. Некоторые специалисты подразделяют все многообразие физических качеств на две группы: кондиционные (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и двигательно­координационные [37,30]. Французские авторы выделяют иные две группы физических качеств: органические (зависящие от функционирования внутренних органов человека — различные виды выносливости) и соматические (все остальные) [32].                                               ­25­ В   СССР   была   принята   классификация,   по   которой   выделяли   пять физических   качеств:   силу,   быстроту,   выносливость,   гибкость,   ловкость. Группа экспертов по спортивной борьбе (37 чел.) считала, что есть главные, основные и вспомогательные физические качества (Ю.И. Смирнов, 1992) [31]. К главным они относят  координированность, взрывную силу, скорость реакции,   максимальную   относительную   силу;   к   основным   —   скоростную выносливость, рациональность расслабления (как показатель экономичности движений),  силовую   выносливость,  турнирную   выносливость,  динамическое равновесие,   гибкость;   к   вспомогательным   —   статическую   силу,   быстроту движений, статическое равновесие, пространственное чувство. При   совмещении   этих   двух   признаков   образовались   10   групп кондиционных способностей: 1. 2. 3. 4. 5. Собственно силовые анаэробно­алактатные. Скоростно­силовые анаэробно­алактатные. Анаэробно­алактатная выносливость. Анаэробно­алактатная гибкость. Скоростно­силовые анаэробно­лактатные.6. 7. 8. 9. Анаэробно­лактатная скоростно­силовая выносливость. Анаэробно­лактатная выносливость. Аэробно­анаэробная   силовая выносливость. Аэробно­анаэробная выносливость. 10. Аэробная выносливость. Это   многообразие   функциональных   свойств   организма   может   быть объединено в три крупные группы: скоростно­силовые качества, гибкость и выносливость [32]. Воздействие на данные качества составляет основное содержание одной из   задач   общей   и   специальной   физической   подготовки   борцов,   именуемой совершенствованием физических качеств. [32].                                              ­26­ Факторная структура кондиционной  подготовки в видах единоборств может быть представлена следующими факторами: ­ ­ ­ ­ скоростно­силовыми способностями; специальной скоростно­силовой выносливостью; специальной скоростью; силовыми способностями [24]. Единство   двигательных   функций   человека   осложняет   комплексный анализ этих качеств. Чисто   избирательного   совершенствования   какой­либо   одной   стороны подготовленности часто просто не существует. Общеизвестно,   что   физические   качества   органически   взаимосвязаны между собой: совершенствование одних способствует лучшему проявлению других.   Ю.В.   Верхошанский,   Л.П.   Матвеев   отмечают,   что   физические качества настолько тесно связаны между собой, что развить одно из них до высокого уровня невозможно без оптимального развития других [7,26]. А в тренировочных занятиях одновременно оказывается воздействие на совершенствование   многих   сторон   подготовленности   физических   качеств.Поэтому для удобства и более полного понимания содержания кондиционной подготовки условно принято разделять ее на проблемы совершенствования отдельных (двигательных) способностей: силовых, скоростных, выносливости, гибкости и их производных. Так   под   термином   «скоростно­силовые   качества»   понимается способность   человека   к   проявлению   усилий   максимальной   мощности   в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Степень проявления скоростно­силовых качеств зависит не только от   величины   мышечной   силы,  но   и   от   способности   спортсмена   к   высокой концентрации   нервно­мышечных   усилий,   мобилизации   функциональных возможностей   организма.   С   физиологической   точки   зрения   скоростно­ силовые качества относятся к качествам, проявление которых обусловлено                                               ­27­            тем,   что   мышечная   сила   имеет   тенденцию   к   увеличению   за   счет повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения. Скоростно­силовые   способности   проявляются   в   двигательных действиях,   в   которых   наряду   со   значительной   силой   мышц   требуется   и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое школьником (например, при толкании ядра или выполнение рывка  гири  достаточно большого  веса),  тем  большую роль  играет  силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента [2]. Скоростно­силовые   способности  проявляются  при   миометрическом  и плиометрическом режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела и его звеньев в пространстве. Максимальным выражением данных способностей является так называемая взрывная сила, под которой понимается   развитие   максимальных   напряжений   в   минимально   короткое время (например, выполнение прыжка) [15].К   числу   скоростно­силовых   способностей   относится   такое   их проявление   как   «взрывная   сила»   ­   способность   по   ходу   выполнения двигательного   действия   достигать   максимальных   показателей   силы   в возможно   короткое   время   (например,   при   старте   в   спринтерском   беге,   в прыжках, метаниях и т.д.). Выносливость ­ комплексное качество, большинство составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах.   Под   термином   «скоростно­силовые   качества»   понимается способность   человека   к   проявлению   усилий   максимальной   мощности   в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Степень проявления скоростно­силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности                                                   ­28­ спортсмена   к   высокой   концентрации   нервно­мышечных   усилий, мобилизации функциональных возможностей организма.  С   физиологической   точки   зрения   скоростно­силовые   качества относятся к качествам, проявление которых обусловлено тем, что мышечная сила имеет тенденцию к увеличению за счет повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения. В   основных   учебниках   ­   по   теории   ФК   и   теории   спорта   общая выносливость   определяется   как   совокупность   функциональных   свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности или как способность к продолжительному и эффективному   выполнению   работы   неспецифического   характера, оказывающей положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства [17,18]. Возможность   при   различных   упражнениях   однонаправленного изменения некоторых важнейших показателей вегетативных и двигательныхфункций   уже   давно   позволила   наметить   в   спорте   несколько   видов выносливости. К этим видам, в частности, относятся: 1) выносливость при длительном выполнении циклических упражнений с   участием   больших   мышечных   групп,   условно   называемая   «общей выносливостью»; 2) выносливость при спринтерских упражнениях, носящая условное название «скоростная выносливость»; 3) выносливость при статических усилиях; 4) выносливость при силовой работе; 5) выносливость при многократных повторных выполнениях одного (прыжки в высоту и др.) или нескольких (многоборье и др.) упражнений.                                               ­29­            Под   физическим   качеством   силы   понимается   взаимодействие психофизиологических процессов организма человека, позволяющих активно преодолеть   внешнее   сопротивление   и   противодействовать   внешним   силам. Качество   силы   выражается   через   совокупность   силовых   способностей, которые   обеспечивают   меру   физического   воздействия   человека   на определенные объекты сопротивления (1). Основными качественно­специфическим формами силовых проявлений, наиболее   типичными   являются:   абсолютная   сила,   силовая   выносливость, скоростная сила [21]. Абсолютная   сила   ­   характеризует   основной   потенциал   ребенка   и измеряется величиной максимального произвольного мышечного усиления без ограничения времени. Так же различают еще так называемую относительную силу мышц ребенка, т.е. величину силы, приходящуюся на 1 кг собственного веса тела. Этот показатель удобен для сравнения уровня силовой подготовки ребят разного веса.Скоростная   сила   —   характеризует   способность   мышц   к   быстрой реализации   неотягощенного   движения   или   движения   против   относительно небольшого   сопротивления.  Скоростная   сила   ограничивается,   как   правило, показателем скорости движения. Взрывная   сила   характеризует   способность   мышц   к   проявлению значительных напряжений в минимальное время. Для количественной оценки взрывной силы пользуются обычно отношением максимума усилия ко времени его достижения. Для спортивных движений наиболее характерно проявление взрывного усилия в условиях, когда рабочему сокращению мышц в основной фазе спортивного упражнения предшествует механическое растягивание их. В этом случае рабочий эффект движения определяется способностью мышц к быстрому   переключению   от   растягивания   к   активному   сокращению   с использованием другого потенциала растягивания для повышения мощности их последующего сокращения.                                             ­30­ Силовая   выносливость   —   характеризует   способность   мышц   к сохранению   эффективности   их   функционирования   в   условиях   длительной работы.   При   этом   имеется   в   виду   самый   различный   характер функционирования   мышц:   удерживание   необходимой   позы,   повторное выполнение   взрывных   усилий,   циклическая   работа   той   или   иной интенсивности и т.п. Силовая   выносливость   ­   это   способность   противостоять   утомлению, вызываемому   относительно   продолжительными   мышечными   напряжениями значительной   величины. В зависимости   от режима  работы мышц  выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость   характерна   для   циклической   и   ациклической,   а   статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием ра­ бочего напряжения в определённой позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется ста­тическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лёжа, при­ седании  со  штангой,  вес  которой  равен  20­50%  от  максимальных  силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость. Гибкость ­ это морфофункциональные свойства опорно­двигательного аппарата,   которые   обуславливают   степень   подвижности   его   звеньев относительно друг друга. Термин «гибкость» более приемлем тогда, когда мы имеем   в   виду   суммарную   подвижность   в   суставах   всего   тела.   А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не   гибкость,   например,   подвижность   в   плечевых   суставах,   подвижность   в тазобедренных или голеностопных суставах (5). Гибкость   подразделяют   на   активную,   характеризуемую   величиной амплитуды   движений   при   самостоятельном   выполнении   упражнений благодаря   своим   мышечным   усилиям;   пассивную,   характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений,                                            ­31­ достигаемой   при   действии   внешних   сил   (с   помощью   партнера   или отягощения).   В   пассивных   упражнениях   на   гибкость   амплитуда   движений достигается   большая,   чем   в   активных   упражнениях.   Разницу   между показателями   активной   и   пассивной   гибкости   называют   резервной растяжимостью или запасом гибкости. Выделяют   также   общую   и   специальную   гибкость.   Общая   гибкость характеризуется   высокой   подвижностью   во   всех   (или   многих)   суставах, позволяющую   выполнять   движения   мягко,   эластично   и   с   большой амплитудой. Специальная гибкость ­ предельная подвижность  в отдельных суставах,   определяющая   эффективность   спортивной   или   профессионально­ прикладной деятельности. По   способу   проявления   гибкость   подразделяют   на   динамическую   и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая в позах.Быстрота ­ способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом предполагается, что выполнение задания длится небольшое время, и утомления не возникает. Можно   выделить   три   основные   (их   называют   еще   элементарными) формами проявления быстроты [33]: а) латентное время двигательной реакции, б) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении), в) частота движений.                                             ­32­ГЛАВА   2.       ЗАДАЧИ,   МЕТОДЫ   И   ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель исследования  — определить уровень и динамику кондиционной подготовки   тхэквондистов   8­10   лет   средствами   педагогического   контроля достигалась посредством решения следующих задач: 1. Проанализировать   литературные   источники   по   проблеме исследования. 2. Определить   наиболее   информативные   тесты   для   осуществления педагогического контроля кондиционной подготовки юных тхэквондистов. 3. Проанализировать   уровень   и   динамику   показателей   кондиционных способностей     тхэквондистов   8­10   лет   на   различных   этапах   годичной тренировки и их влияние на эффективность формирования базовой техники тхэквондо. 2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Для   решения   поставленных   в   работе   задач,   нами   использовались следующие методы исследования: 1. 2. 3. Анализ и обобщение литературных источников.  Педагогический эксперимент  Педагогическое тестирование. Методы математической статистики. 4. Анализу, обобщению и систематизации подвергались научная и учебно­ методическая   литература   по   теории   и   методике   физического   воспитания, спортивной тренировке и контроля в физической подготовке.Педагогический   эксперимент   проводился   с   целью   определения динамики   кондиционных   способностей   на   различных   этапах   учебно­ тренировочного процесса.                                              ­33­ Педагогическое   тестирование   проводилось   для   выявления   и   оценки динамики   кондиционных   способностей   юных   спортсменов   в   процессе проведения эксперимента. С   ориентацией   на   мнение   ведущих   специалистов   [11,   16,   18]   были отобраны тесты, которые предоставили возможность  объективно оценивать уровень   развития   специальных   кондиционных   способностей.   Нами   были отобраны   тесты,   имеющие   высокий   уровень   информативности   с   высокими показателями   экономичности   и   практичности:   при   их   проведении   не требуется   изготовления   специального   инвентаря   и   наличия   дорогого оборудования,   затрачивается   небольшое   количество   времени;   результаты большинства тестов измеряются в объективных количественных единицах и легко интерпретируются. В эксперименте применялись следующие тесты: 1. Прыжок в длину с места (тест для измерения скоростно­силовых способностей). Оборудование:  Нескользкая  поверхность  с  чертой, мерная  лента  или планка,   на   которой   нанесены   сантиметровые   деления.   Мерная   лента устанавливается   непосредственно   вдоль   границы   нескользкой   поверхности таким образом, чтобы результат прыжка можно было легко измерить. Результат: Длина прыжка в лучшей из двух попыток. Общие указания:  Длина всех прыжков с места определяется от черты до   точки   самого   заднего   касания   стопы   прыгуна   пола.   Если   учащийся качнулся   и   коснулся   пола   какой­либо   другой   частью   тела,   попытка   незасчитывается и ему предоставляется повторный прыжок. Отрывать ноги от пола до прыжка не разрешается. 2. Челночный бег 30x8 м с касанием набивных мячей  (тест для измерения уровня развития специальной выносливости). Оборудование: 2 набивных мяча весом 2 кг, секундомер.                                        ­34­ Описание:  Из   положения   высокого   старта   испытуемый   по   команде «Марш!»   выполняет   бег   до   мяча,   касается   его,   возвращается,   касается второго   мяча   и   бежит   назад.   Тест   закончен,   когда   испытуемый   пересечет линию финиша. Результат:  Фиксируется   время   в   секундах   от   старта   до   момента пересечения линии финиша. Общие указания: Набивные мячи располагаются на расстоянии 70­80 см от старта и финиша. Испытуемый обязательно должен коснуться мяча. До­ рожка для бега должна быть ровной и не скользить. 3.   Челночный   бег   3x8   м,   с   касанием   набивных   мячей  (Тест   для измерения скоростно­силовых способностей). Оборудование: 2 набивных мяча весом 2 кг, секундомер. Описание:  Из   положения   высокого   старта   испытуемый   по   команде "МАРШ!"   выполняет   бег   до   мяча,   касается   его,   возвращается,   касается второго   мяча   и   бежит   назад.   Тест   закончен,   когда   испытуемый   пересечет линию финиша. Результат:   Фиксируется   время   в   секундах   от   старта   до   момента пересечения финиша. Общие указания: Набивные мячи располагаются на расстоянии 70 – 80 см от старта и финиша. Испытуемый должен обязательно коснуться мяча. Дорожка для бега должна быть ровной и не скользить.5. Методы математической статистики использовались для обработки цифрового материала, полученного в результате тестирования и определения достоверности различий полученных данных по t­критерию Стьюдента. 2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Исследование выполнялось в три этапа. На   первом   этапе  изучили   состояние   проблемы   по   основным литературным источникам, провели анализ научно­методической литературы по теме исследования. Определили цель, задачи, методы для проведения                                       ­35­   исследования,   выявили   возможности   и   необходимые   средства   для организации проведения эксперимента. На  втором  этапе   ­   осуществлялось   проведение   экспериментального исследования   по   определению   показателей   кондиционных   способностей   у тхэквондистов 8­10 лет. На   третьем   этапе   были   систематизированы,   обобщены   и проанализированы   теоретические   и   практические   результаты   и   написана дипломная работа. Всего   было   протестировано   10   испытуемых   8­10   лет,   занимающихся тхэквондо. Все испытуемые относились к основной медицинской группе. Проведенный   педагогический   выявляющий   эксперимент   включал   три этапа. 1   этап   ­   первое   тестирование,   проводимое   с   целью   определения исходного   уровня   и   показателей   кондиционных   способностей   (середина ноября 2009 г.) На втором этапе ­ проводилось тестирование кондиционных способностей в установочном мезоцикле (конец декабря 2009 г.) Третий этап включал   тестирование   в   базовом   мезоцикле   (в   середине   февраля   2010   г.) проводимое с целью определения результатов эксперимента.Сравнительный   анализ   полученных   данных   позволил   последить динамику показателей кондиционных способностей. Установочный и базовый мезоциклы состояли из шести недель учебно­ тренировочных занятий. Недельный микроцикл состоял из трех тренировочных занятий.                                                 ­36­ГЛАВА   3.   РЕЗУЛЬТАТЫ   ИССЛЕДОВАНИЯ   И   ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 3.1.   ДИНАМИКА  УРОВНЕЙ  КОНДИЦИОННЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ  ЮНЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ В ПЕРИОД ЭКСПЕРИМЕНТА Педагогический   контроль   является   составной   частью   системы подготовки   спортсменов   и   одной   из   функций   управления   тренировочным процессом. Планирование любого вида подготовки (физическая, техническая и   т.д.)   невозможно   без   объективной   информации,   получаемой   в   процессе педагогического контроля. На   основе   анализа,   полученных   в   ходе   педагогического   контроля данных, проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что   создает   возможность   при   необходимости   вносить   коррективы   в   ход учебно­тренировочного   процесса.Среди   физических   качеств   в   тхэквондо особо   выделяют   скоростно­силовые   качества   спортсмена   как   основной фактор   надежности   выполнения   технико­тактических   действий   в соревновательных условиях [20]. Отличительной особенностью технического мастерства   в   тхэквондо   является   наличие   широкого   комплекса   сложных двигательных,   требующих   высокого   уровня   развития   способностей   к проявлению   взрывных   усилий   и   обладающих   определенной приспособительной   вариативностью   к   переменным   соревновательным условиям. В тоже время характерной особенностью является высокий уровень развития   способности   противостоять   утомлению   без   снижения эффективности технических и тактических действий и приемов. Поэтому на­ ми были отобраны тесты для измерения скоростно­силовых способностей и специальной   выносливости,   имеющие   высокий   уровень   информативности   с высокими показателями экономичности и практичности, которые предоста­вили   возможность   объективно   оценивать   уровень   развития   специфических кондиционных способностей.                                            ­37­ Данные   проведенного   тестирования   по   отобранным   тестам   на   трех этапах эксперимента представлены на рисунках 1­3.­38­ На   рис.1   отображены   результаты   теста   «Челночный   бег   3x8   м,   с касанием набивных мячей». По данному тесту прослеживается положительная динамика скоростно­силовых способностей на всех этапах эксперимента. Но межгрупповые различия показателей в 1 и 2 этапах недостоверны, во 2 и 3 этапах различия достоверны, что говорит о действительном росте скоростно­ силовых способностей в базовом мезоцикле. На рис. 2. представлены результаты по тесту «прыжок в длину с места». Среднегрупповые данные при сравнительном статистическом анализе  имеют положительную динамику на трех этапах эксперимента. Достоверный приростпоказателей   на 3  этапе  (базовый  мезоцикл)  (Р<0,05)   говорит  о   повышении уровня скоростно­силовых способностей.                                             ­39­Сравнительный анализ результатов теста «Челночный бег 30x8» показал положительную динамику данных на трех этапах тестирования, а достоверные приросты результатов (Р<0,05) в базовом мезоцикле констатируют  заметное улучшение специальной выносливости. Таким образом, отмечена положительная динамика данных педагоги­ ческого   контроля   на   трех   этапах   экспериментального   исследования   юных тхэквондистов по всем тестам, а достоверные приросты показателей конди­ ционных способностей в 3 этапе (базовый мезоцикл) говорят об эффектив­ ности кондиционной подготовки в ходе учебно­тренировочного процесса.                                           ­40­3.2. ОБУЧЕНИЕ ЮНЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ БАЗОВОЙ ТЕХНИКЕ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ИХ КОНДИЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ Воспитание   квалифицированного   тхэквондиста   ­   это   сложный   и трудоемкий процесс его разносторонней подготовки. Для достижения высоких спортивных   результатов   первоначальное   значение   имеет   овладение рациональной техникой и закрепление ее в двигательных навыках. Техника тхэквондо ­ это комплекс специальных приемов, необходимых тхэквондисту   для   успешного   ведения   боя.   Она   дает   тхэквондисту возможность в рамках правил боя решать конкретные тактические задачи в различных боевых ситуациях. В поединке на додянге происходит непрерывная смена обстановки, для характерна   вариативность   боевых   действий   в   переменных   условиях   боевой деятельности. Чтобы достигнуть необходимых результатов в этих условиях, тхэквондист   должен   владеть   значительным   набором   приемов   и   способов техники. Боевая стойка ­ это оптимальное положение звеньев тела относительно друг   друга,   способствующие   наилучшему   решению   предстоящих двигательных задач. Боевая стойка ­ универсальное исходное положение во всех действиях на додянге. Он дает возможность тхэквондисту использовать сильнейшую ногу при   организации   защиты   от   ударов   соперник   и   в   то   же   время   создает наилучшие условия для выполнения ударов, т.к. при этом сильнейшая нога находится в наиболее удобном исходном положении. Техника   тхэквондо,   связанная   со   ступней,   считается   более эффективной, чем техника кулака, за счет силы и достижения цели. В современно боевом искусстве тхэквондо применяемые части подошва (для передних ударов и ударов с верчением), внешний край ступни (для боковых ударов), пятка (для задних ударов).­41­   Тхэквондо развилось в  современный соревновательный спорт и его варианты представлены в традиционной технике: 1. Ап­чаги (передний удар): ­ в процессе поднятия ступни вперед через сгибание в колено, наносят удар прямо по цели через вытягивание ноги, ­ используемая часть ­ передняя часть подошвы, ­ цели атаки ­ туловище и лицо, ­ пальцы должны быть направлены вверх, чтобы подошва нанесла удар по цели. 2. Hepио­чаги (удар сверху вниз): высоко поднятая нога, сгибаясь в колене наносит сильный удар  движением ­ ноги вниз, ­ используемые части ­ подошва или пятка, ­ мишень­лицо, в зависимости от формы ступни бьющей ноги  нерио­чаги может быть ­ внешним и внутренним, ­ нерио­чаги может также наноситься с согнутой или прямой коленкой. 3. Долле­чаги (удар с вращением): ­ после поднятия ноги, наносящую удар с полностью согнутым коленом развернуть тело и ступню на 180°, чтобы нанести удар выпрямляя ногу, ­ используемая часть ­ задняя часть ступни, ­ цели ­ лицо и туловищ е, ­ часто используется, дает успешный результат и хороший эффект атаки. 4. Юп­чаги (боковой удар): ­ поднять   колено   ударяющей   ноги   сгибая   ее   перед   опорной   и нанести удар выпрямляя ее прямо по отношению у цели,                                           ­42­­ используемые части ­ пятка, внешний край ступни, ­ туловище ­ главная цель. 5. Двид­чаги (задний удар): ­ держа переднюю ступню как весоподдерживающую ось. поднять заднюю часть ступни, сгибая колено и поворачивая туловище слегка назад перед ударом, ­ ударяющая   нога   должна   прямо   вытягиваться   к   цели,   после соприкосновением с коленом поддерживающей ноги, ­ взгляд должен быть направлен на противника через  плечо  со  стороны бьющей ноги, ­ в  процессе  движения,  более  эффективно  держать  верхнюю  часть  тела прямо, ­ используемые части ­ пятка, подошва, ­ цель ­ туловище, ­ двид­чаги более уместно  и успешно  при контратаки, чем  при вводных атаках, ­ долгий удар рекомендуется для вводных атак, короткий ­ для контратаки. 6. Хурио­чаги (бьющий, хлестающий удар): ­ после сгибания колена для поднятия бьющей ноги перед опорной ногой, наносится удар через выпрямление ступни как бы круг (наподобие удара кнута), ­ используемая часть подошва, ­ мишень­лицо. 7. Мирро­чаги (толкающий удар): ­ поставить   заднюю   часть   ступни   около   передней,   поднять   быстро выступающую   ногу,   тянуть   ее   как   будто   толкая   в   то   место   на   теле противника, которое необходимо для набора очков, ­ используется подошва,                                                     ­43­­ цель ­ туловище, это движение так же используется для ложной атаки.  8. Твио­ чаги: движение этой техники проводится при полном отрыве тела   от   площадки  (затянувшийся   прыжок   может   позволить   провести противнику контратаку), в реальном соревновании лучше держать тело так близко к площадке как возможно и использовать технику преимущественно в контратаках,  для эффективности техники лучше использовать удар длиннее при вводной атаки и короче при контратаке.                                           ­44­ВЫВОДЫ 1. Анализ   литературных   источников   показал,   что   средства   педагогиче­ ского контроля позволяют решать вопросы кондиционной подготовки для   повышения   эффективности   учебно­тренировочного   процесса тхэквондистов,  т.к.  на основе   его  данных  вносятся  соответствующие коррективы и методы в средства подготовки. 2. Для   проведения   педагогического   эксперимента   были   отобраны   наи­ более   информативные   тесты   которые   предоставили   возможность объективно   оценивать   уровень   развития   кондиционных   способностей. Отбор тестов основывался на основании следующих положений: среди физических   качеств   в   тхэквондо   особо   выделяют   скоростно­силовые качества   спортсмена   как   основной   фактор   надежности   выполнения технико­тактических   действий   в   соревновательных   условиях:   в   тоже время характерной особенностью является высокий уровень развития способности   противостоять   утомлению   без   снижения   эффективности технических и тактических действий и приемов. 3. Проведенный   педагогический   контроль   позволил   выявить   динамику кондиционных способностей тхэквондистов 8­10лет и констатировать ее   положительную   тенденцию   на   трех   этапах   экспериментального исследования. 4. По   тестам   «челночный   бег   3x8   с   касанием   набивных   мячей», «Челночный   бег   30x8»,   «прыжок   в   длину   с   места»   получен   достоверный прирост   результатов   на   3   этапе   (базовый   мезоцикл)   по   сравнению   с аналогичными   показателями   на   2   этапе   (установочный   мезоцикл),   что позволяет говорить об эффективности кондиционной подготовки в учебно­ тренировочном процессе.­45­ЛИТЕРАТУРА 1. Ашмарин   Б.А.   Теория   и   методика   педагогических   исследований   в физическом воспитании. ­ М.: Физкультура и спорт, 1978. ­ 222с. 2. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., и др. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак­тов физ. культ, пед. унтов по спец. физ. культ. ­ М: Просвещение, 1990. ­ 287с. 3. Бондаревский    Е.Я.    и  др.   Информативность  тестов, используемых для   характеристики   физической   подготовленности   человека   //   Теория   и практика физ. культуры. ­ 1983. ­№ 1 ­ С. 23­26. 4. Бойко   В.В.   Целенаправленное   развитие   двигательных   способностей человека. ­ М.: ФиС, 1987. ­ 144 с. 5. Булкин   В.А.   Основные   понятия   и   термины   физической   культуры   и спорта: Учеб. пос. ­ СПб.: СПбГАФК, 1996. ­ 47 с. 6. Волков   Л.В.   Физическое   воспитание     учащихся:   Учебно­методическое пособие.   ­ Киев: Радянська школа,  1988.­184 с. 7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовленности спортсменов. ­ М.: ФиС, 1988. ­ 331 с. 8. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. ­ Киев: Олимпийская литература, 2002. ­ 186 с. 9. Годик М.А.   Спортивная метрология. ­ М.: Физкультура и спорт, 1988.­ 192 с. 10. Годик   М.А.   Контроль   тренировочных   и   соревновательных   нагрузок.   ­ М.:ФиС, 1980.­ 136 с. 11. Дешле С.А. Методика педагогического контроля за уровнем физической подготовленности учащихся  I—III  классов: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. ­М., 1982.­23 с.                                                     ­46­12.3ациорский В.М. Физические качества спортсмена (Основы теории и методики воспитания). ­ М.: Физкультура и спорт, 1966. ­ 200 с. 13.3ациорский В.М. Спортивная метрология. ­ М.: Физкультура и спорт, 1982.­256 с. 14. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. ­ М.: Физкультура и спорт, 1987. ­ 256 с. 15.Каледин СВ. Физическая подготовка юных спортсменов. ­ М.: ФиС, 1968. 16. Лях В.И. Двигательные способности шк­в: Основы теории и методики развития. ­ М.: Терра­спорт, 2000. ­ 192 с. 17. Лях В.И. Тесты в физическом     воспитании школьников: пособие для учителя. — М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 272 с. 18. Матвеев   А.П.  Методика   физического   воспитания   с  основами   теории.­ Просвещение, 1991. 19. Озолин   Н.Г.   Настольная   книга   тренера:   Наука   побеждать.   ­   М.: Издательство Астрель, ООО издательство ACT, 2002. ­ 864 с. 20.Озолин   Н.Г.   Современная   система   спортивной   тренировки.   ­   М.: ФиС, 1970.­459 с. 21. Иванов В.В.       Комплексный контроль в подготовке спортсменов. ­ М.: Физкультура и спорт, 1988. ­331 с. 22. Ильин Е. П. Двигательные (физические) качества // Теория и методика физического воспитания. — М.: Просвещение, 1979. — С. 76­92. 23.Кашкаров В.А., Вишняков А.В., Гуркин СВ. Методика тестирования важнейших   двигательных   способностей   тхэквондистов   на   этапе   начальной подготовки // Тхэквондо. ­ 1998. ­№3. ­ С. 9­11.                                           ­47­ 24. Книга учителя   физической     культуры   /   Под ред.   B.C.   Каюрова. ­ М.,1973.­333с.25. Купцов А.П. Спортивная борьба: Учебн. для ин­тов физ. культ. / Ред. А.П. Купцов. ­ М.: ФиС, 1978. ­ 424 с. 26. Лях В.И. Тесты в физическом     воспитании школьников: Пособие для учителя. — М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 272 с. 27. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. ­ М.: ФиС, 1977. ­ 271 с. 28. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. ­ М.: Физкультура и спорт, 1982. ­ 280 с. 29. Попов   Г.И.,   Резинкин   В.В.,   Акопян   А.О.   Сопряженная   техническая   и физическая   подготовка   в  спортивных   единоборствах  //   Теория   и  практика физической культуры. ­ 2000. ­ №7. ­ С. 42­45. 30. Платонов В.И. Современная спортивная тренировка. ­ Киев: Здоровье, 1980.­336с. 31. Суслов Ф.П., Сыч В.Л., Шустин Б.Н. Современная система спортивной подготовки. ­ М: Издательство «СААМ», 1995. ­ 448 с. 32. Туманян   Г.С.   Спортивная   борьба:   теория,  методика,  организация   тре­ нировки. Учебное пособие. В 4­ кн. Кн. 4. Планирование и контроль. ­ М: Со­ ветский спорт, 1997. ­ 383 с. 33. Туманян   Г.С.   Спортивная   борьба:   теория,   методика,   организация тренировки.   Учеб.   пособие.   В   4­х   кн.   Кн.З.   Методика   подготовки.   ­   М.: Советский спорт, 2000. ­ 286 с. 34. Филин   В.П.   Воспитание   физических   качеств   у   юных   спортсменов.   ­ М.:ФиС, 1974.­232 с. 35. Холодов   Ж.К.,   Кузнецов  B.C.   Теория   и   методика   физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ­ 2­е изд, испр. и доп. ­ М.: Изд. центр «Академия», 2002. ­ 480 с.                                             ­48­ПРИЛОЖЕНИЯ                                        ПРИЛОЖЕНИЯ А    Таблица   ­   Результаты   тестирования   кондиционных   способностей тхэквондистов 8­10 лет Тесты Челночный бег 3x8 м, с касанием   набивных   мя­ чей, с мезоциклы 1 2 6.90 7.04 Челночный бег 30x8 м, с Прыжок в длину с места, см № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 7.39 7.59 6.71 6.96 6.78 7.59 7.88 6.90 10 8.07 X ср. 7.29 3 6.15 6.74 6.46 6.32 6.44 6.29 7.01 7.12 6.49 7.54 6.67 1 97.22 2 96.98 3 90.81 u    1 189 101.23 99.01 92.11 104.30 101.88 98.89 96.33 95.88 89.77 95.46 95.11 88.15 93.87 93.14 92.0 94.36 93.86 92.12 99.15 96.14 89.89 92.66 91.01 88.99 96.72 95.12 92.14 185 174 172 207 194 175 181 174 170 2 193 190 178 180 209 195 180 186 178 174 3 211 199 195 198 211 199 189 191 186 189 97.13 95.81 82.84 182.1 185.8 196.8 7.28 7.31 6.67 6.89 6.71 7.37 7.69 6.77 7.87 7.15                                                            ­49­ПРИЛОЖЕНИЕ Б Втягивающий мезоцикл Направленность   —   ОФП.   40%   от   максимального,   интенсивность   — малая, средняя Содержание занятий в микроцикле  ПОНЕДЕЛЬНИК 1. Упражнения ОФП ­ пресс, прыжки в длину с места ­ подтягивания ­ отжимания 2. Акробатические упражнения ­ кувырки переворотом ­ сальто и др. 3. Челночный  бег 3x8 с касанием набивных мячей СРЕДА 1. Упражнения ОФП ­ Челн. Бег 3x8 между гимнастическими  скамейками ­ пресс ­ выпрыгивания 2. Разучивание и отработка элементов техники и тактики 3. Тест «время выполнения 10 ударов» ПЯТНИЦА 1. Упр. «реакция­мяч» выполняется по слуховому сигналу. 2. Спортивные и подвижные игры «Воробьи», «Вороны»; «Салки» 3. Челн, бег 3x8 с касанием набивных мячей.­50­Базовый мезоцикл Направленность­   скоростно­силовая   ­   50%   от   максимального, интенсивность ­ средняя Содержание занятий в микроцикле  ПОНЕДЕЛЬНИК 1. Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги на ногу, на двух ногах, на одной ноге). 2. Челночный бег 30x8 3. разучивание элементов техники и тактики СРЕДА 1. Упражнения   на   преодоление   веса   тела   (отжимания,   приседания, подтягивания) 2. Бег на 20 ­ 50 м. с ходу и со старта, эстафетный бег. 3. Прыжки в длину с места ПЯТНИЦА 1. Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги на ногу, на двух ногах, на одной ноге). 2. Челн, бег 3x8 с касанием набивных мячей. 3. Спортивные и подвижные игры. Проводятся вместо разминки или в конце занятия.­51­                                           СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………………….2 Глава 1. Теоретические предпосылки исследования…………………….5 1.1 Характеристика и структура двигательных способностей………….5 1.2 Теоретико­методологические аспекты контроля в физическом        воспитании и спорте……………………………………………………13 1.3 Кондиционные способности как основа физической        подготовки………………………………………………………………25 Глава 2. Задачи, методы и организация исследования………………….33 2.1 Задачи исследования…………………………………………………...33 2.2 Характеристика методов исследования………………………………33 2.3 Организация исследования…………………………………………….35 Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение……………………37. З.1 Динамика уровней кондиционных способностей        юных  тхэквондистов в период эксперимента……………………….37 3.2 Обучение юных  тхэквондистов базовой технике с учетом        уровня их кондиционной подготовки………………………………...41 Выводы………………………………………………………………………47 Литература………………………………………………………………….48 Приложения………………………………………………………………...51 Приложения  А……………………………………………………………..51 Приложения  Б……………………………………………………………..52                                                         ­52­