Данный материал рассчитан на детей дошкольного возраста. Опыт работы по экологическому воспитанию с дошкольниками , можно использовать в своей работе педагогам, воспитателям, педагогам дополнительного образования. В материале содержатся занятия по экологическому воспитанию, игры,прогулки, загадки, наблюдения , работа с родителями, работа с художественной литературой.Данный материал рассчитан на педагогов , воспитателей.
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественноэстетическому направлению развития
воспитанников»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ
«Природа в детских сердцах»
Ягуновой Юлии Евгеньевны
воспитателя МБДОУ №153г.Кемерово
2018год
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки.
Это все для нас навечно!
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали
большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А.
Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума,
чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы
сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного
развития.
Именно этапе дошкольного детства ребенок получает
эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о
разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы
экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы
экологической культуры. Но происходит это только при одном условии:
если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической
культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по
их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы,
помогают наладить взаимоотношения с ним.
Познание природы имеет многогранное значение для
разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора,
обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и
закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности
мышления.
Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней,
заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к
природе, но и способствует формированию у детей лучших черт
характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к
труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.
Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков,
запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. У
детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления,
первые природоведческие представления, идет развитие восприятия,
мышления и воображения.
Мною определены следующие задачи: Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее
явлениям и объектам;
– формирование основ собственной безопасности и безопасности
окружающего мира (в быту, социуме, природе);
– развитие эмоциональноценностного восприятия произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и
неживыми объектами природы;
Развитие экологического мышления и творческого воображения в
процессе исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними;
Воспитание элементарных норм поведения по отношению к миру
природы и окружающему миру в целом.
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
План мероприятий по экологии.
Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями в
живой и неживой природе.
Создан уголок природы для наблюдений и экспериментирования с
необходимым оборудованием.
Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и
стихотворений о природе.
С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми
мною, в программе Рower Рoint, создана серия презентаций, которая
помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную
информацию.
По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий по
экологии: «А снег идет, а снег идет», «Посадили огород, посмотрите,
что растет», «Прилет скворцов», «Путешествие в мир насекомых»,
«Берегите лес», «Тучка в гостях у ребят», Экологическая сказка про
маленькую капельку», мастер класс с родителями «Волшебный песок
в руках ребенка»
Важным источником знаний о природе является наблюдение. Для
реализации этой цели разработала перспективный план наблюдений за
объектами и явлениями природы. Наблюдения дают возможность
знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой
природы.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности
природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества
предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.Использование художественной литературы в сочетании с малыми
формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание,
восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и
значимость слов.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств
экологического воспитания являются игры. Игры экологического
содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления,
обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают
знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать
взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления
живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене
сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Организую игры с
природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды), очень
интересны игры с атрибутами, помогающими определить направление
ветра. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и
включаю в процесс НОД,
целевые прогулки, а так же в
экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны
игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни,
семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе,
и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.
Например: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева
лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое
же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей
подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с
подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля»,
«Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы:
«Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок».
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений,
которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся
опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах
используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте
раскрывается причина наблюдаемого явления, уточняются знания о
свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды,
Опыты способствуют
растений, об их изменениях и т. д.).
формированию у детей познавательного интереса к природе,
развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Свою работу с детьми веду по двум направлениям:
живая природа (растительный мир, влияние различных факторов на
его рост и развитие).
неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней,
создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую
работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за
которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет
большое воспитательное значение. У детей формируется бережное,
заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение
к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о
многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются
растения, какие условия для них нужно создавать, а помогают им в этом
разработанные мною дидактические, пальчиковые игры, календарь
природы, где дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой
природы.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического
воспитания это организация проектной деятельности. Мною
разработаны и реализованы экологические проекты: «Солнышко в
ладошках», Лаборатория неживой природы». Акции: «Берегите
птиц!», «Посади ёлочку», «Посади комнатное растение».
Новизна экологического проекта заключается в использовании
информационных компьютерных технологий.
Основным фактом,
обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является
личностная включённость детей и родителей. Используя новые,
увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту
«включённость». Проект позволяет детям и родителям участвовать в
экологических акциях,
озеленении участка ДОУ. Работа по
природоохранным проектам уникальная возможность для детей и
родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного
края.