Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию "Природа в детских сердцах"

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал рассчитан на детей дошкольного возраста. Опыт работы по экологическому воспитанию с дошкольниками , можно использовать в своей работе педагогам, воспитателям, педагогам дополнительного образования. В материале содержатся занятия по экологическому воспитанию, игры,прогулки, загадки, наблюдения , работа с родителями, работа с художественной литературой.Данный материал рассчитан на педагогов , воспитателей.
Иконка файла материала обобщение опыта.doc
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно­эстетическому направлению развития воспитанников»  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ            «Природа в детских сердцах» Ягуновой Юлии Евгеньевны  воспитателя  МБДОУ   №153г.Кемерово 2018год Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки. Это все для нас навечно! Все   выдающиеся   мыслители   и   педагоги   прошлого   придавали большое   значение   природе   как   средству   воспитания   детей:   Я.   А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно   этапе   дошкольного   детства   ребенок   получает эмоциональные   впечатления   о   природе,   накапливает   представления   о разных   формах   жизни,   т.е.   у   него   формируются   первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если   взрослые,   воспитывающие   ребенка,   сами   обладают   экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Познание   природы   имеет   многогранное   значение   для разностороннего   развития   личности   ребенка:   расширение   кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления. Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе,   но   и   способствует   формированию   у   детей   лучших   черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств. Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.  У детей   накапливаются   яркие,   образные,   эмоциональные   впечатления, первые   природоведческие   представления,   идет   развитие   восприятия, мышления и воображения. Мною определены следующие задачи:­ Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам; –   формирование   основ   собственной   безопасности   и   безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе); – развитие эмоционально­ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. ­   Совершенствование   умений   и   навыков   наблюдений   за   живыми   и неживыми объектами природы; ­   Развитие   экологического   мышления   и   творческого   воображения   в процессе   исследования   объектов   окружающего   мира   и экспериментирования с ними; ­   Воспитание   элементарных   норм   поведения   по   отношению   к   миру природы и окружающему миру в целом. Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны: ­ План мероприятий по экологии. ­ Разработан перспективный план  наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе. ­   Создан     уголок     природы   для   наблюдений   и   экспериментирования   с необходимым оборудованием. ­   Создана   картотека   экологических   игр,   физкультминуток,   загадок   и стихотворений о природе. С целью  повышения  эффективности  образовательных  занятий   с  детьми мною,   в программе Рower Рoint,   создана серия презентаций, которая  помогает   доступно   и   в   современной   форме   донести   до   детей   нужную информацию. По  данному  направлению  разработала   и апробировала  ряд занятий по экологии: «А снег идет, а снег идет», «Посадили огород, посмотрите, что растет», «Прилет скворцов», «Путешествие в мир  насекомых», «Берегите лес», «Тучка в гостях у ребят», Экологическая сказка про маленькую капельку», мастер класс с родителями «Волшебный песок в руках ребенка» Важным источником знаний о природе является наблюдение. Для  реализации   этой   цели   разработала   перспективный   план   наблюдений   за объектами   и   явлениями   природы.   Наблюдения   дают   возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Чтобы   помочь   детям   в   занимательной   форме   выявить   особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.Использование   художественной   литературы  в   сочетании   с   малыми формами   фольклора   вызывает   у   детей   гамму   чувств   –   переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического   воспитания  являются   игры.   Игры   экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения,   систематизации   знаний.   Играя,   дети   лучше   усваивают знания   об   объектах   и   явлениях   природы,   учатся   устанавливать взаимосвязи   между  ними   и  средой,  узнают   о  способах   приспособления живых   существ   к   условиям   мест   обитания,   о   последовательной   смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Организую игры с природным   материалом  (песок,   вода,   снег,   листья,   плоды),   очень интересны  игры с атрибутами,   помогающими   определить   направление ветра. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю   в   процесс   НОД,  целевые   прогулки,   а   так   же   в экспериментальной   деятельности  воспитанников.   Очень   эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и  всегда   вызывают   у  детей  живой  интерес   и  активное   желание   играть. Например:   «Детки   на   ветке»,   «Вершки   и   корешки»,   «С   какого   дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же   растение»,   и   т.   д.   Особую   радость   и   интерес   вызывают   у   детей подвижные   игры  природоведческого   характера,   которые   связаны   с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок». Опыт  всегда   должен   строиться   на   основе   имеющихся   представлений, которые   дети   получили   в   процессе   наблюдений   и   труда.   Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются   отдельные   поисковые   действия.  В   каждом   опыте раскрывается   причина   наблюдаемого   явления,   уточняются   знания   о свойствах   и   качествах   объектов   природы   (о   свойствах   снега,   воды,  Опыты   способствуют растений,   об   их   изменениях   и   т.   д.). формированию   у   детей   познавательного   интереса   к   природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Свою работу с детьми  веду по двум  направлениям: ­ живая природа (растительный мир, влияние различных факторов на его рост и развитие). ­ неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).С   целью   знакомства   детей   с   природой,   воспитания   любви   к   ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу   в   уголке   природы,   где   содержатся   комнатные   растения,   за которыми   дети   ежедневно   ухаживают.   Труд   в   уголке   природы   имеет большое   воспитательное   значение.   У   детей   формируется   бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.  В процессе ухода  дети получают представления о многообразии   растительного   мира,   о   том,   как   растут   и   развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, а помогают им в этом разработанные   мною   дидактические,   пальчиковые   игры,   календарь природы,   где   дети   регулярно   фиксируют   погоду   и   состояние   живой природы. Наиболее   эффективный   способ   реализации   задач   экологического воспитания   ­   это   организация   проектной  деятельности.   Мною разработаны   и   реализованы  экологические   проекты:   «Солнышко   в ладошках»,   Лаборатория   неживой   природы».   Акции:   «Берегите птиц!», «Посади ёлочку», «Посади комнатное растение». Новизна   экологического   проекта   заключается   в   использовании информационных   компьютерных   технологий.   Основным   фактом, обеспечивающим   эффективность   воспитательного   процесса,   является личностная   включённость   детей   и   родителей.   Используя   новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту «включённость».   Проект   позволяет   детям   и   родителям   участвовать   в экологических   акциях,  озеленении   участка   ДОУ.   Работа   по природоохранным   проектам   ­   уникальная   возможность   для   детей   и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Посмотрите также