МБОУ СОШ № 7
г. Минеральные Воды
учителя
начальных классов
Прутян Виктории Маисовны
Прутян Виктории Маисовны
Слайд 1.
Слайд 1.
Учитель – это тонкая работа.
Он – скульптор, он – художник,
Он – творец.
Не должен ошибиться ни на йоту,
Ведь человек – труда его венец.
Я рада приветствовать всех участников конкурса.
Слайд 2.
Слайд 2.
Вот уже 11 лет я работаю в школе № 7 учителем начальных классов. Энергия детства
неисчерпаема, надо лишь уметь направить ее в нужное русло. Только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают мне проложить тропинку к
детским душам.
Слайд 3.
Слайд 3.
Мой педагогический проект называется «Развитие творческих способностей на
основе визуального мышления». В проекте Федерального компонента государственного
Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с
модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность
образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия,
развития личности ребенка, его творческого потенциала.
Слайд 4.
Слайд 4.
Часто встает вопрос о том, как можно более эффективно организовать работу
учащихся в целом и работу с информацией в частности, а кроме этого еще и развивать
творческие способности. Появляются сложности с тем, чтобы выделить самое главное из
огромного информационного потока. А потом сохранить это и воспроизвести.
В результате изучения опыта работы начальной школы, полученных результатов, я
пришла к выводу, что есть технологии, помогающие использовать более полно
возможности детского мышления, а следовательно и получать более эффективные
результаты в обучении и воспитании.
С помощью инструментов и методик визуального мышления я могу соединить
логическую и творческую часть процесса обучения. Это позволяет стимулировать
мышление и творческие способности. Этим обуславливается актуальность проекта.
Слайд 5.
Слайд 5.
Цель проекта
Цель проекта
Развитие творческих и мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в
учебе, но и в обычной жизни
Задачи проекта
Задачи проекта
Формирование нового стиля мышления
Развитие базовых качеств личности
Стимулирование самостоятельной творческой деятельности
Создание банка эффективных методов визуального мышления
Концептуальные положения
Концептуальной основой моего проекта являются общепедагогические технологии
развития критического и визуального мышления, школа творчества Игоря Павловича
Волкова, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Сауловича
Альтшуллера.
Данный проект долгосрочный рассчитан на 4 года обучения (14 классы)
Слайд 6.
Слайд 6.
Проект организован по трем этапам
Подготовительный этап – разработка основных направлений деятельности
участников проекта (учителей, родителей, педагогов дополнительного образования,
учащихся), так называемый паспорт проекта(Приложение № 1) выявление и учет
индивидуальных творческих способностей. Основной (деятельностный) Развитие творческих способностей на основе
визуального мышления
• Создание учебных предметных моделей (переход от реалистичного изображения к
абстрактных схемам, рисункам)
• Разработка творческих проектов
• Участие в творческих конкурсах и олимпиадах
• Создание базы творческих работ учащихся.
Заключительный – сравнительный качественный анализ развития умений и навыков
младшего школьника, создание банка наиболее эффективных приемов и методов
технологии визуального мышления, оценивание результатов творчества.
Слайд 7.
Слайд 7.
Для того, чтобы помочь ребятам «определить» свои способности, а также выявить
уровни развития различных сфер своих учеников, на подготовительном этапе проекта я
провела исследование способностей детей на основе авторской методики Д.Р.
Ганчуковой, педагога дополнительного образования Новосибирской области. Все
задания были направлены на исследования уровня развития графомоторных навыков
детей, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей в
изобразительной деятельности (Приложение № 2)
Слайд 8.
Слайд 8.
Развитие пространственных представлений:
ориентация на листе (верх низ, лево право), в пространстве (близко далеко),
Работы отслеживала по следующим критериям:
1.
•
соотношение и наличие частей, деталей;
2.
3.
4.
•
5.
Как ребенок проявляет творческую инициативу, оригинальность, выразительность,
готовность к принятию ответственности, настойчивость и изобретательность в
достижении цели;
Развитие восприятия цвета, формы:
Соотношение изображения эталонному образцу:
Развитие графомоторных навыков:
сила, амплитуда, скорость и ритмичность движений;
Развитие творческих возможностей:
На основании полученных данных я сделала вывод о развитии тех или иных
изобразительных умений ребенка, его склонности к изобразительной деятельности в
целом.
Слайд 9.
Слайд 9.
Сейчас проект находится на основном этапе работы. Приведу примеры наиболее
интересных и удачных приемов. У учащихся начальных классов преобладает наглядно
образное мышление. Младшие школьники мыслят образами, визуальными образами.
Проще говоря, картинками. При этом, чем более эмоционально этот образ окрашен, тем
сильнее он остается в памяти ребенка. Технология развития визуального мышления располагает огромным арсеналом приемов и стратегий, которые можно использовать на
разных этапах урока.
Так во втором классе на уроке русского языка при изучении нового материала
«Тема и основная мысль текста» мы с ребятами создавали учебную предметную
модель для понятия «текст». (Приложение № 3)
Первый технологический этап – индивидуальное создание гипотезы. Учитель
предлагает ребус. Дети отгадывают слово «игрушки». Называют, какие игрушки
изображены.
Слайд 10.
Слайд 10.
Далее в процессе актуализации знаний учащиеся вспоминают, чтобы назвать
предметы, признаки, действия, нам нужны… слова. Чтобы выразить свою мысль или
чувство, мы строим…предложение, что высказывания, в которых говорится об
одном и том же и раскрывается общая мысль это текст.
На втором этапе – работа в парах идет определение: какая из игрушек больше
подойдет на роль предметной модели любого текста? Почему? А на третьем этапе –
афиширование – учащиеся доказывают, почему выбрали ту или иную игрушку.
Слайд 11.
Слайд 11.
Приходим к выводу, что на роль предметной модели текста подходит пирамида.
Рассматриваем, какие части есть у игрушки? (Кольца, стержень, колпачок). В течение
урока узнаем, какие понятия являются стержнем текста. Рефлексия (на частях
пирамиды подписываются новые термины и их определения)
Слайд 12.
Слайд 12.
На уроках литературного чтения часто использую прием «Выглядит, как… Звучит,
как…». Этот прием работает хорошо на смысловой стадии, направлен на присвоение
«понятий, терминов», учит детей словесному рисованию. Кроме того, составленные на
основе этого приема изографы помогают запоминанию слов с непроверяемыми
орфограммами. Ребята очень любят придумывать ассоциации и фиксировать их в виде
схемы или рисунка.
Слайд 13.
Слайд 13.
Для того, чтобы повысить познавательный интерес, я предлагаю учащимся на уроках
карточки для индивидуальной работы, выполненные на разных геометрических фигурах
разных цветов (основываясь на ранее проведенных опросах), используя предметные
картинки. Так оказалось, что больше всего детям нравятся зеленый, красный, желтый
цвета. Эти элементарные визуальные предпочтения помогают ученику положительно
настроится на предлагаемую работу.
Слайд 14.
Слайд 14.
В рамках проекта большое внимание отводится творческой «писательской»
деятельности детей, которая отражает их способность мыслить словесно
художественными образами. Причем свои произведения ребята представляют в виде комбинированной работы – минипроекты: книжкималышки, иллюстрированные
журналы. Несколько человек из класса регулярно знакомят нас со своим литературным
творчеством: сказки, рассказы, загадки собственного сочинения. Наглядный пример
выполненных работ стимулирует и других учащихся класса. Они хотят участвовать в
творческих заданиях, стараются отличится.
Слайд 15.
Слайд 15.
В арсенале технологии визуального мышления, также как и во многих других
общепедагогических технологиях, есть так называемая «система погружения». Например,
изучение блока «Устное народное творчество» я провожу параллельно по всем предметам,
т.е. «погружаю» в мир фольклора: на литературном чтении мы знакомимся с жанрами
устного народного творчества, находим мотивы для народных промыслов, которые затем
воплощаем на уроках изобразительной деятельности, трудового обучения. Выполненные
поделки (например, матрешки) мы используем на уроках математики в качестве
раздаточного материала при решении и составлении задач. Знание истоков устного
творчества помогает на уроках русского языка понимать смысл пословиц и поговорок,
писать их более грамотно. Дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все
компоненты создаваемого образа: словесное, изобразительное и цветовое решение,
материал, назначение.
Слайд 16.
Слайд 16.
Работая над развитием творческих способностей, я разработала программу
дополнительного образования детей «Палитра детства», основная цель которой развитие
художественнотворческой активности, овладение образным языком декоративно
прикладного искусства, техникой модульного оригами и элементарными приемами
техники квилинга, как художественного способа конструирования из бумаги. Программа
прошла рецензирование СКИПКРО в 2011 году, включена в сборник Программ
дополнительного образования детей.
Слайд 17.
Слайд 17.
Без взаимодействия с родительской общественностью система работы над проектом
была бы неполной. Для вовлечения родителей в процесс обучения провожу тематические
родительские собрания, индивидуальные консультации, привлекаю к созданию
необходимых декораций, наглядности, портфолио учащихся. Родители с удовольствием
участвуют в жизни класса, выполняют с ребятами совместные проекты, оказывают
помощь в работе отряда «Агенты 01», созданного на базе класса. Традицией класса стала
встреча с родителями – представителями разных профессий (в гостях уже побывали
детский библиотекарь, врач, сотрудник ГИБДД). Наглядный пример – лучшее средство
обучения и воспитания.
Слайд 18.
Слайд 18.
Оценивание результатов происходит постоянно: похвала за любую инициативу,
публикация работы (несколько учеников являются участниками интернет проекта для
одаренных детей «Алые паруса») , выставка работ, награждение грамотами, дипломами,
присвоение званий. Но главным подведением итогов является заполнение Творческой
тетради каждым учеником. Идея взята из системы И.П. Волкова, который разработал
творческие книжки школьника. Моя творческая тетрадь – это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие)работы, выполненные сверх
учебной программы. Например, участие в выставках и конкурсах, сообщения,
музыкальные выступления. По окончании определенного периода тетрадь заверяется
классным руководителем или другими лицами.
Слайд 19.
Слайд 19.
Работа над проектом продолжается, так как сферы применения визуального мышления
очень разнообразны.
Если возникла учебная проблема и нужно найти лучший способ решения
Если вы хотите, чтобы дети создавали новые идеи
Если вы хотите, чтобы они более эффективно делились своими мыслями с
другими детьми
Если вы хотите сделать обучение чемулибо более интересным и быстрым
Тогда визуальное мышление – это для вас. Как говорится: «Картинка стоит тысячи слов!»
Слайд 20.
Слайд 20.
Материалы данного проекта, а также другие разработки и творческие работы мои и моих
учеников можно найти на моем сайте. Буду рада увидеть Ваши комментарии, советы и
отзывы. Спасибо за внимание!
Педагогический проект
Педагогический проект
Педагогический проект
Педагогический проект
Педагогический проект
Педагогический проект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.