Актуальность проекта заключается в необходимости мотивации педагогов на формирование именно экологической культуры дошкольников, а не просто разрозненных знаний о природе и ее объектах. В проекте акцентируется внимание именно на самых эффективных видах детской деятельности - игра и продуктивная деятельность, кроме того, продуман методический аспект реализации со всеми субъектами образовательной деятельности. Практическая часть проекта представлена в виде развернутого перспективного планирования.Предлагается педагогический проект по развитию экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста
Педагогический проект «РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни
ребенка это период его бурного роста и интенсивного развития, период
непрерывного совершенствования физических и психических возможностей,
начало становления личности.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е.
у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит
это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами
обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы
и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир
природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Цель экологического воспитания дошкольников формирование начал
экологической культуры базисных компонентов личности, позволяющих в
дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического
образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный
опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его
выживание и развитие.
В условиях перехода ДОУ на работу по ФГОС перед педагогом ставятся
задачи организации воспитательнообразовательной работы в соответствии с
новыми стандартами. Реализации данных задач в полной мере способствует
системнодеятельностный подход.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в
котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном
процессе.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть
возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и
самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные
потребности, является оптимальной для достижения.
Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его
деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором
качеств.
Для результативной и эффективной реализации деятельностного
деятельности я разработала и
подхода в своей образовательной
реализовала проект «Зимние забавы».
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители, музыкальные
руководители.Возрастная группа: дети от 4 до 5 лет
Продолжительность проекта: 4 месяца
Актуальность проекта заключается в том, чтобы научить детей видеть
красоту окружающего мира и совершенствовать технические стороны
изобразительной деятельности; конкретизировать представление детей о зиме, о
времени года, что происходит со снегом, во что превращается вода, зачем нужна
теплая одежда. Учить составлять описательные рассказы, используя
прилагательные и глаголы.
Расширять и углублять знания и представления детей о разных временах
Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и
Цель: Углублять знания и представления детей о живой и неживой
природе в зимний период. Продолжать знакомить детей с традициями
празднования зимних праздников в нашей стране.
Задачи:
года.
неживой природы, воспитывать бережное отношение к природе.
лепке, аппликации).
проведении праздника в детском саду и семье.
отношениях.
Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
Учить самостоятельно создавать выразительные образы в рисовании,
Содействовать формированию сотрудничества в детскородительских
Развивать у детей организаторские способности в подготовке и
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут
устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе,
расширят знания о зимней природе, будут бережно относиться к природе.
Познакомятся с зимними видами спорта, расширят представления о зимних
играх и забавах. Примут участие в новогоднем утреннике в детском саду
«Снежные пирожки».
Формы реализации проекта:
НОД, чтение художественной литературы, беседы, наблюдения, игровая
деятельность, продуктивная деятельность, исследовательская деятельность,
досуговая деятельность.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
На данном этапе я разработала и систематизировала методический
материал в виде картинок, открыток, иллюстраций, дидактических игр, сказок,
рассказов, стихов (в том числе и для пальчиковых игр), презентаций на тему
«Зима». Кроме того, создала необходимые условия с точки зрения развивающей
предметнопространственной среды. Создан уголок живой природы, в которомдети имеют возможность самостоятельно фиксировать наблюдения за живыми и
неживыми объектами природы.
Кроме этого в группе создала центр экспериментирований, где дети
наблюдают свойства и характерные признаки различных предметов.
Для того чтобы данный проект был доведен до логического конца и имел
результаты, мной были разработаны мероприятия, где дети и родители смогли
бы показать свои творческие способности.
2 этап – основной (практический)
Основной этап предполагает реализацию деятельностного подхода через
организацию разных видов продуктивной деятельности.
Поэтому здесь дети показали, как они умеют рисовать, лепить, делать
аппликацию, конструировать – свои творческие способности. Проводили опыты
экспериментирования с водой, снегом, льдом, наблюдали за их свойствами;
проводили беседы о приметах зимы; какой мы видим зиму в городе и в сельской
местности, о том, кто живёт в лесу и какова зима в лесу.
Кроме того мы говорили о безопасности жизнедеятельности зимой, как
нужно одеваться и почему. На занятиях и в свободное время мы читали
различную литературу на зимнюю тематику (сказки, рассказы, стихи, загадки),
заучивали наизусть стихотворения; рассматривали и рассказывали по картинам;
рассматривали иллюстрации, новогодние игрушки и открытки, картинки с
зимними видами спорта; проговаривали чистоговорки.
Совместно с музыкальными руководителями разучивали новогодние песни
и танцы. За зимней погодой, небом, солнцем, зимующими птицами и т.п. мы
наблюдали во время прогулок, старались убирать снег с дорожек и прогулочного
участка, лепили снеговиков и строили снежные замки.
Таким образом, мы с детьми затронули различные аспекты воспитания
(нравственно – патриотический, экологический) и развития (творческое,
музыкальное, развитие речи)
Взаимодействие с родителями:
В данном проекте участвовали не только дети, но и их родители. С их
помощью были сделаны папки передвижки («Зима», «Как встретить Новый
год!»,
«Новогодние приметы и традиции»), поздравление для всех,
подготовлены подарки к празднику.
С интересом дети и родители готовились к новогоднему утреннику и
вечеру зимних стихотворений, где дети показали свои способности, а родители с
готовностью и удовольствием помогли своим детям подготовиться к таким
приятным испытаниям и подготовили подарки и сюрпризы.
Родители совместно с детьми участвовали и в городском конкурсе
выставке «Новогоднее чудо», «Символ года», изготовили поделки и рисунки.
Для того чтобы встретить Новый год и провести праздничные дни
безопасно, в родительском уголке были размещены памятки: «Безопасность в
Новый год», «Установка ёлки», «Искусство наказывать и прощать», «Учимребёнка правилам безопасности»; а также статья "Как уберечь ребенка от
травм" (профилактика детского травматизма).
Также с родителями проводились по мере надобности индивидуальные
беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.
3этап заключительный
Заключительным этапом реализации проекта стало празднование
Масленицы, это праздник был подготовлен и проведен в активным участием
детей, родителей и музыкальных руководителей.
Выводы:
В проекте дети участвовали с удовольствием. Очень
понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность, а также
наблюдение за живой и неживой природой зимой. Понравилось кормить
зимующих птиц.
Расширили представления о зимних играх и забавах. Родителям
понравилось участвовать в выставке поделок и рисунков. Родители стали
активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско
родительские отношения.