Педагогический проект "Экологическая культура в детском саду на основе реализации продуктивных видов деятельности"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность проекта заключается в необходимости мотивации педагогов на формирование именно экологической культуры дошкольников, а не просто разрозненных знаний о природе и ее объектах. В проекте акцентируется внимание именно на самых эффективных видах детской деятельности - игра и продуктивная деятельность, кроме того, продуман методический аспект реализации со всеми субъектами образовательной деятельности. Практическая часть проекта представлена в виде развернутого перспективного планирования.Предлагается педагогический проект по развитию экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста
Иконка файла материала пед проект ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДОУ.docx
Педагогический проект «РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Самоценность   дошкольного   детства   очевидна:   первые   семь   лет   в   жизни ребенка   ­   это   период   его   бурного   роста   и   интенсивного   развития,   период непрерывного   совершенствования   физических   и   психических   возможностей, начало становления личности. Именно   на   этапе   дошкольного   детства   ребенок   получает   эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у   него   формируются   первоосновы   экологического   мышления,   сознания, закладываются   начальные   элементы   экологической   культуры.   Но   происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Цель   экологического   воспитания   дошкольников   ­   формирование   начал экологической   культуры   ­   базисных   компонентов   личности,   позволяющих   в дальнейшем,   в   соответствии   с   Концепцией   общего   среднего   экологического образования,  успешно  присваивать   в  совокупности   практический  и   духовный опыт   взаимодействия   человечества   с   природой,   который   обеспечит   его выживание и развитие. В условиях перехода ДОУ  на  работу по ФГОС  перед педагогом  ставятся задачи   организации воспитательно­образовательной работы   в соответствии  с новыми   стандартами.   Реализации   данных   задач   в   полной   мере   способствует системно­деятельностный подход. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует  принуждение и есть возможность  для каждого ребенка найти свое место, проявить  инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения. Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств.  Для   результативной   и   эффективной   реализации   деятельностного   деятельности   я   разработала   и подхода   в   своей   образовательной   реализовала  проект «Зимние забавы». Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий. Участники проекта:  воспитанники, воспитатели, родители, музыкальные руководители.Возрастная группа: дети от 4 до 5 лет Продолжительность проекта: 4 месяца  Актуальность проекта  заключается  в  том, чтобы  научить  детей  видеть красоту   окружающего   мира   и   совершенствовать   технические   стороны изобразительной деятельности; конкретизировать представление детей о зиме, о времени года, что происходит со снегом, во что превращается вода, зачем нужна теплая   одежда.   Учить   составлять   описательные   рассказы,   используя прилагательные и глаголы. Расширять и углублять знания и представления  детей о разных временах Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и Цель:  Углублять   знания   и   представления   детей     о   живой   и   неживой природе   в   зимний   период.  Продолжать   знакомить   детей     с   традициями празднования зимних праздников в нашей стране. Задачи:  года.  неживой природы,  воспитывать бережное отношение к природе.    лепке, аппликации).   проведении праздника в детском саду и семье.   отношениях. Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.  Учить   самостоятельно     создавать   выразительные   образы   в   рисовании, Содействовать   формированию   сотрудничества   в   детско­родительских Развивать   у   детей   организаторские   способности   в   подготовке   и Ожидаемый   результат:  По   окончанию   проекта   дети   смогут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе, расширят    знания    о  зимней  природе,  будут  бережно  относиться  к  природе. Познакомятся   с   зимними   видами   спорта,   расширят   представления   о   зимних играх   и   забавах.   Примут   участие   в   новогоднем     утреннике   в   детском   саду «Снежные пирожки». Формы реализации проекта: НОД,   чтение   художественной   литературы,   беседы,   наблюдения,   игровая деятельность,   продуктивная   деятельность,   исследовательская   деятельность, досуговая деятельность.  Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный: На   данном   этапе   я   разработала   и   систематизировала   методический материал в виде картинок, открыток, иллюстраций, дидактических игр, сказок, рассказов, стихов (в том числе и для пальчиковых игр), презентаций на тему «Зима». Кроме того,  создала необходимые условия с точки зрения развивающей предметно­пространственной среды. Создан уголок живой природы,  в которомдети имеют возможность самостоятельно фиксировать наблюдения за живыми и неживыми объектами природы.   Кроме   этого   в   группе   создала     центр   экспериментирований,  где   дети наблюдают свойства и характерные признаки различных предметов. Для того чтобы данный проект был доведен до логического конца и имел результаты, мной были разработаны мероприятия, где дети и родители смогли бы показать свои творческие способности.  2­ этап – основной (практический) Основной этап предполагает реализацию деятельностного подхода через организацию разных видов продуктивной деятельности. Поэтому   здесь   дети   показали,  как   они   умеют   рисовать,  лепить,  делать аппликацию, конструировать – свои творческие способности. Проводили  опыты экспериментирования   с   водой,   снегом,   льдом,   наблюдали   за   их   свойствами; проводили беседы о приметах зимы; какой мы видим зиму в городе и в сельской местности, о том, кто живёт в лесу и какова зима в лесу.  Кроме того мы говорили о безопасности жизнедеятельности зимой, как нужно   одеваться   и   почему.   На   занятиях   и   в   свободное   время   мы   читали различную литературу на зимнюю тематику (сказки, рассказы, стихи, загадки), заучивали наизусть стихотворения; рассматривали и рассказывали по картинам; рассматривали   иллюстрации,   новогодние   игрушки   и   открытки,   картинки   с зимними видами спорта; проговаривали чистоговорки.  Совместно с музыкальными руководителями разучивали новогодние песни и танцы.   За зимней погодой, небом, солнцем, зимующими птицами и т.п. мы наблюдали во время прогулок, старались убирать снег с дорожек и прогулочного участка, лепили снеговиков и строили снежные замки.   Таким образом, мы с детьми затронули различные аспекты воспитания (нравственно   –   патриотический,   экологический)   и   развития   (творческое, музыкальное, развитие речи) Взаимодействие  с родителями: В данном проекте участвовали не только дети, но и их родители. С их помощью   были   сделаны   папки   передвижки   («Зима»,  «Как   встретить   Новый год!»,  «Новогодние   приметы   и   традиции»),   поздравление   для   всех, подготовлены подарки к празднику.       С интересом дети и родители готовились к новогоднему утреннику и вечеру зимних стихотворений, где дети показали свои способности, а родители с готовностью   и   удовольствием   помогли   своим   детям   подготовиться   к   таким приятным испытаниям и подготовили подарки и сюрпризы.  Родители   совместно   с   детьми   участвовали   и   в   городском   конкурсе­ выставке «Новогоднее чудо», «Символ года», изготовили поделки и рисунки. Для   того   чтобы   встретить   Новый   год   и   провести   праздничные   дни безопасно, в родительском уголке были размещены памятки:  «Безопасность в Новый   год»,  «Установка   ёлки»,   «Искусство   наказывать   и   прощать»,   «Учимребёнка   правилам   безопасности»;   а   также  статья   "Как   уберечь   ребенка   от травм" (профилактика детского травматизма). Также   с   родителями   проводились   по   мере   надобности   индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев. 3­этап заключительный Заключительным   этапом   реализации   проекта   стало   празднование Масленицы, это праздник был подготовлен и проведен в активным участием детей, родителей и музыкальных руководителей. Выводы:  В   проекте   дети   участвовали   с   удовольствием.   Очень понравилась  детям  продуктивная  и  исследовательская  деятельность,  а  также наблюдение   за   живой   и   неживой   природой   зимой.   Понравилось   кормить зимующих  птиц.  Расширили   представления   о   зимних   играх   и   забавах.   Родителям понравилось   участвовать   в   выставке   поделок   и   рисунков.   Родители   стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско­ родительские отношения.