Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Оборонинская средняя общеобразовательная школа»р. п. Мордово Мордовского района Тамбовской области
Автор:
Тарабрина Нелли Александровна, воспитатель группы продленного дня.
Педагогический проект
«Формирование познавательной
компетенции младших школьников
посредством игры».
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский
Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действия активизирует познавательную деятельность и развивает интеллект ребёнка.
Актуальность проектирования
современное общество предъявляет к образованию серьезные и важные требования: школа должна не только давать обучающимся прочные знания, но и вооружать необходимыми в жизни умениями и навыками, воспитывать в каждом ребенке человека со сформированным самосознанием, активной жизненной позицией;
использование современных игровых технологий обладает огромным потенциалом для развития познавательной компетенции учащихся, создает условия для самостоятельного поиска необходимой информации, развивает умение ориентироваться в новых ситуациях, учит планировать собственную деятельность с позиций конечного результата;
снижение качества образования и воспитания.
Противоречия
между старой методикой преподавания, рассчитанной на репродуктивное восприятие материала, и новыми методическими подходами, способствующими творческому усвоению знаний;
между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным учебно-тематическим планом и режимом общеобразовательной школы.
Цель проекта:
Раскрытие возможностей игры для формирования познавательной компетенции обучающихся, потребности в образовании и развитии детского интеллекта, расширении кругозора, любознательности младших школьников, целенаправленного развития познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
Задачи проекта:
изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта;
спрогнозировать развитие познавательной компетенции у обучающихся;
смоделировать и апробировать структуру занятий с использованием игровых технологий;
проанализировать эффективность использования дидактических игр;
создать условия для оптимального развития личности каждого ученика путем включения его в учебно-познавательную деятельность творческого характера;
развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей;
воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни (соблюдение гигиенических норм, режима дня).
Целесообразность проекта
Интенсификация учебно-воспитательного процесса.
Повышение мотивации к изучению общественных наук, что важно для развития активной гражданской позиции обучающихся.
Повышение эффективности усвоения материала.
Развитие ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Формирование познавательной компетенции обучающихся.
Принципы проекта
Открытость – возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.
Целостность – соединение образовательного и воспитательного процессов.
Сотрудничество – взаимодействие с максимальным количеством партнеров из разных сфер жизни.
Сроки и этапы реализации проекта
Подготовительный этап | 1. Анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать педагогический проект . |
Основной этап | 1. Структуирование собранного необходимого информационного материала. |
Заключительный этап | 1. Подведение итогов. |
Методы исследования
изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы;
проектирование педагогического эксперимента;
проведение работы по проекту;
наблюдение, сравнение, обобщение;
подведение итогов проекта.
Планируемые результаты:
повышение результативности обучения;
формирование положительной мотивации младших школьников к изучаемым предметам;
формирование устойчивой познавательной компетенции младших школьников;
укрепление психологического здоровья обучающихся.
дидактические
материалы
Дидактические
игры
Использование
элементов ИОС
на занятиях в ГПД №3
Чтение художественной
литературы в
электронном варианте
Электронные
энциклопедии
Работа в программе
Microsoft
Publisher
Презентации
Создание проектов
DVD, CD
Внедрение элементов ИОС в воспитательный процесс
Орфоэпические игры
Цель: формирование норм письменной речи и произношения
«В эфире - новости»
Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора.
«Разговор по телефону»
Это задание по речевому этикету позволяет отработать не только произносительные нормы, но и быть взимовежливыми.
Лексико-фразеологические игры
Цели:
формирование коммуникативной компетенции учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
активизация речемыслительной деятельности учащихся.
«Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
«Угадай-ка»
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».
«Собери пословицу»
Восстанови пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставь знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - хорош(?) и крыжовник.
2) Хорош(?) садовник - не научиш(?)ся
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - плеч(?) не оттянет.
Орфографические игры
«Мягкая посадка»
Игра пробуждает интерес, активизирует весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Тема «Спряжение глагола».
Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Правильно ответивший на вопрос ученик может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
«Третий лишний»
Задание: найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу.
Лимонный, карманный,
смотреть.
Плач, камыш, дочь.
Поля, леса, заря.
КВН
«Весёлая
грамматика»
4 класс
Интеллектуальная
игра
«Что? Где? Когда?»
3 класс
Занимательное
путешествие
«Сказки гуляют по свету»
3-4 класс
Вечер
поэзии
В. Богданова
«Голубой костер»
4 класс
Клубные часы с использованием игровых технологий
Цели:
- стимулирование мотивации учащихся;
формирование познавательной компетенции учащихся;
развитие коммуникативной компетенции учащихся;
- всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную,
эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы;
- формирование толерантности.
Тематика игр
Игра-сказка «В стране сказочных животных»;
Экологический марафон;
Игра-поручение «Экскурсия по цветочной галерее»;
«Соблюдай правила дорожного движения»;
Игра-поиск «Каким я вижу мир, в котором я живу»;
«Легенды и предания о возникновении мира»;
Игра-загадка «Крестики-нолики»;
Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля»;
Игра-поиск «Тайны осеннего леса» ;
Игра-поиск «Зимний лес и его тайны»;
Игра-загадка « Что растёт вокруг нас?»
Викторина «Что такое»?
Игра-загадка «Почемучкин тупик». (Вечер вопросов и ответов).
Анимированные кроссворды « Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать».
Звездный час по теме «Природные зоны нашей Родины».
КВН
«Весёлая
грамматика»
4 класс
Интеллектуальная
игра
«Что? Где? Когда?»
3 класс
Занимательное
путешествие
«Сказки гуляют по свету»
3-4 класс
Вечер
поэзии
В. Богданова
«Голубой костер»
4 класс
Клубные часы
Цели:
- стимулирование мотивации учащихся;
формирование познавательной компетенции учащихся;
развитие коммуникативной компетенции учащихся;
- всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную,
эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы;
- формирование толерантности.
Проект способствовал:
формированию положительной мотивации к различным видам игр;
раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
повышению качества знаний.
Проект показал возможность и эффективность
формирования познавательной компетенции младших школьников посредством игры.
Гипотеза подтвердилась.
Выводы
Информационные источники
1. Карелова И. М. «Игровая досуговая программа: думаем, проектируем, воплощаем». Журнал «Воспитание школьников», № 3, 2010.
2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
4. Поташник М.М. Требования к современному уроку.
Методическое пособие. – М.: Центр педагогического
образования 2007. – 222 с.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.-512 с.
6. «Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами», опубликованном в журнале «Стандарты и мониторинг в образовании».
7. Философский энциклопедический словарь. – М., 1990.
8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.-256 с.- (Педагогика. Психология. Управление).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.