Педагогический проект «Формирование познавательной компетенции младших школьников посредством игры».

  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 18.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогический проект «Формирование познавательной компетенции младших школьников посредством игры» предоставит необходимый материал учителю для работы с младшими школниками в условиях реализации ФГОС. Формирование познавательной компетенции детей посредством игры, овладение приемами и медодами работы - важное составляющее работы учителя в современной школе.Педагогический проект «Формирование познавательной компетенции младших школьников посредством игры» предоставит необходимый материал учителю для работы с младшими школниками в условиях реализации ФГОС. Формирование познавательной компетенции детей посредством игры, овладение приемами и медодами работы - важное составляющее работы учителя в современной школе.
Иконка файла материала Тарабрина НА.ppt

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оборонинская средняя общеобразовательная школа» р. п. Мордово Мордовского района Тамбовской области

Автор:
Тарабрина Нелли Александровна, воспитатель группы продленного дня.

Педагогический проект
«Формирование познавательной
компетенции младших школьников
посредством игры».

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский

Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действия активизирует познавательную деятельность и развивает интеллект ребёнка.

Актуальность проектирования

современное общество предъявляет к образованию серьезные и важные требования: школа должна не только давать обучающимся прочные знания, но и вооружать необходимыми в жизни умениями и навыками, воспитывать в каждом ребенке человека со сформированным самосознанием, активной жизненной позицией;

использование современных игровых технологий обладает огромным потенциалом для развития познавательной компетенции учащихся, создает условия для самостоятельного поиска необходимой информации, развивает умение ориентироваться в новых ситуациях, учит планировать собственную деятельность с позиций конечного результата;

снижение качества образования и воспитания.

Противоречия

между старой методикой преподавания, рассчитанной на репродуктивное восприятие материала, и новыми методическими подходами, способствующими творческому усвоению знаний;

между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным учебно-тематическим планом и режимом общеобразовательной школы.

Объект и предмет проектирования

Объект проектирования
Деятельность участников образовательного процесса.

Предмет проектирования
Технология игры.


Цель проекта:

Раскрытие возможностей игры для формирования познавательной компетенции обучающихся, потребности в образовании и развитии детского интеллекта, расширении кругозора, любознательности младших школьников, целенаправленного развития познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

Задачи проекта:

изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта;
спрогнозировать развитие познавательной компетенции у обучающихся;
смоделировать и апробировать структуру занятий с использованием игровых технологий;
проанализировать эффективность использования дидактических игр;
создать условия для оптимального развития личности каждого ученика путем включения его в учебно-познавательную деятельность творческого характера;
развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей;
воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни (соблюдение гигиенических норм, режима дня).

Новизна проекта

Преимущества педагогического проекта:

Воспитатель превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся.

Увеличивается мотивационный потенциал для всех субъектов образовательного процесса.

Целесообразность проекта

Интенсификация учебно-воспитательного процесса.
Повышение мотивации к изучению общественных наук, что важно для развития активной гражданской позиции обучающихся.
Повышение эффективности усвоения материала.
Развитие ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Формирование познавательной компетенции обучающихся.

Принципы проекта

Открытость – возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.

Целостность – соединение образовательного и воспитательного процессов.

Сотрудничество – взаимодействие с максимальным количеством партнеров из разных сфер жизни.

Гипотеза

Возможно ли формирование познавательной компетенции
младших школьников
посредством игры?

Сроки и этапы реализации проекта

Подготовительный этап
(сентябрь,
2010-2011 учебный год.)

1. Анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать педагогический проект .
2. Информирование участников образовательного процесса о проекте, его пользе и потенциале на заседаниях МО и педагогическом совете.
3. Сбор, анализ, подбор необходимых источников по теме проекта.
4. Разработка плана-графика проектной деятельности.
5. Стартовый мониторинг.

Основной этап
(2011-2012 учебный год.)

1. Структуирование собранного необходимого информационного материала.
2. Сбор ресурсов для реализации проекта.
3. Создание сценариев различных игр.
4. Сбор материалов, разработка, редактирование и дизайн мультимедийного сопровождения игры.
5. Рецензирование сценариев различных игр.

Заключительный этап
(май,
2012-2013 учебный год.)

1. Подведение итогов.
2. Оценка эффективности проекта.
3. Рефлексия.
4. Разработка рефлексии и критериев диагностики исследования сформированности познавательной компетенции обучающихся.
5. Итоговый мониторинг эффективности внедрения проекта.

Методы исследования

изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы;
проектирование педагогического эксперимента;
проведение работы по проекту;
наблюдение, сравнение, обобщение;
подведение итогов проекта.

Планируемые результаты:

повышение результативности обучения;
формирование положительной мотивации младших школьников к изучаемым предметам;
формирование устойчивой познавательной компетенции младших школьников;
укрепление психологического здоровья обучающихся.

Мотивация

Развивает
психические
функции

Стимулирует
интеллектуальное
развитие

Повышает
работоспособность
учащихся

Повышает
познавательную
компетенцию

Диагностика мотивации обучения

дидактические
материалы

Дидактические
игры

Использование
элементов ИОС
на занятиях в ГПД №3

Чтение художественной
литературы в
электронном варианте

Электронные
энциклопедии


Работа в программе
Microsoft
Publisher

Презентации

Создание проектов

DVD, CD

Внедрение элементов ИОС в воспитательный процесс

Используемые технологии

Познавательная
компетенция

Технология
индивидуального
обучения

Технология
сотрудничества
(воспитатель-ученик)

ИКТ

Коммуникативно
-диалоговая
технология

Проектная
технология

Игровые
технологии

Использование различных обучающих
программ

Детская Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Использование интерактивной доски

Мультимедийная технология на занятиях в ГПД №3

Цели:
формирование информационной компетенции учащихся;
содействие развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Выступление в команде

Играем вместе

Занимательное
путешествие
«Сказки гуляют
по свету»


3,4 классы

Дидактическая игра

Праздник
«От чистого сердца»
4 класс

Спортивные игры

Типы игр

Игры

Предметные

Сюжетные

Ролевые

Деловые

Имитационные

Игры -
драматизации

Зимние забавы

Орфоэпические игры

Цель: формирование норм письменной речи и произношения

«В эфире - новости»
Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора.

«Разговор по телефону»
Это задание по речевому этикету позволяет отработать не только произносительные нормы, но и быть взимовежливыми.

Лексико-фразеологические игры

Цели:
формирование коммуникативной компетенции учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
 активизация речемыслительной деятельности учащихся.

«Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

«Угадай-ка»
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».

«Собери пословицу»
Восстанови пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставь знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - хорош(?) и крыжовник.
2) Хорош(?) садовник - не научиш(?)ся
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - плеч(?) не оттянет.

Орфографические игры

«Мягкая посадка»

Игра пробуждает интерес, активизирует весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Тема «Спряжение глагола».
Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Правильно ответивший на вопрос ученик может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

«Третий лишний»

Задание: найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу.


Лимонный, карманный,
смотреть.
Плач, камыш, дочь.
Поля, леса, заря.


Грамматические игры

Цель: активизация познавательной компетенции,
развитие самостоятельности, мышления учащихся.


КВН

«Весёлая
грамматика»


4 класс



Интеллектуальная
игра

«Что? Где? Когда?»

3 класс



Занимательное
путешествие

«Сказки гуляют по свету»

3-4 класс



Вечер
поэзии
В. Богданова
«Голубой костер»

4 класс


Клубные часы с использованием игровых технологий
Цели:
- стимулирование мотивации учащихся;
формирование познавательной компетенции учащихся;
развитие коммуникативной компетенции учащихся;
- всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную,
эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы;
- формирование толерантности.

Нетрадиционные формы занятий

конкурс
экскурсия
игра
КВН
игра-путешествие
презентация проекта

Игра- форма комфортного общения

Требования современной педагогики
к цели игры:
- полнота;
- точность;
- конкретность
- достижимость;
- побудительность.


С каким настроением учащиеся идут на игру?

Тематика игр

Игра-сказка «В стране сказочных животных»;
Экологический марафон;
Игра-поручение «Экскурсия по цветочной галерее»;
«Соблюдай правила дорожного движения»;
Игра-поиск «Каким я вижу мир, в котором я живу»;
«Легенды и предания о возникновении мира»;
Игра-загадка «Крестики-нолики»;
Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля»;
Игра-поиск «Тайны осеннего леса» ;
Игра-поиск «Зимний лес и его тайны»;   
Игра-загадка « Что растёт вокруг нас?»
Викторина «Что такое»?     
Игра-загадка «Почемучкин тупик». (Вечер вопросов и ответов).
Анимированные кроссворды « Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать».
 Звездный час по теме «Природные зоны нашей Родины».

Социальное партнерство


КВН

«Весёлая
грамматика»


4 класс



Интеллектуальная
игра

«Что? Где? Когда?»

3 класс



Занимательное
путешествие

«Сказки гуляют по свету»

3-4 класс



Вечер
поэзии
В. Богданова
«Голубой костер»

4 класс


Клубные часы
Цели:
- стимулирование мотивации учащихся;
формирование познавательной компетенции учащихся;
развитие коммуникативной компетенции учащихся;
- всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную,
эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы;
- формирование толерантности.

Волшебный мир искусства (Использование игровых технологий в работе кружка «Ступени творчества»)

Работы кружка «Ступени творчества»

Достижения учащихся

Проект способствовал:
формированию положительной мотивации к различным видам игр;
раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
повышению качества знаний.

Проект показал возможность и эффективность
формирования познавательной компетенции младших школьников посредством игры.

Гипотеза подтвердилась.

Выводы

Информационные источники

1. Карелова И. М. «Игровая досуговая программа: думаем, проектируем, воплощаем». Журнал «Воспитание школьников», № 3, 2010.
2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
4. Поташник М.М. Требования к современному уроку.
Методическое пособие. – М.: Центр педагогического
образования 2007. – 222 с.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.-512 с.
6. «Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами», опубликованном в журнале «Стандарты и мониторинг в образовании».
7. Философский энциклопедический словарь. – М., 1990.
8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.-256 с.- (Педагогика. Психология. Управление).