Если
школьник с первого класса подготовлен к тому,
что он должен учиться создавать, придумывать,
находить оригинальные решения,
то формирование личности будет проходить на основе обогащения её
интеллектуального профиля…
Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только
интеллектуально, но и личностно.»
Р.Дж. Стернберг, Е. Григоренко.
Актуальность
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения
социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста
интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих
идей общественного процесса.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора
спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции,
круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные
общества, соревнования, исследования и пр.)
Из материалов ФГОС
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
Именно поэтому так важно определить основные
задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного
образования.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо
определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая
при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия
как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с
созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных
путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества
насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой
раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы
подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о
максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к
меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел
в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего
успеха”.
Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни.
Обновленное содержание образования.
Новое поколение образовательных стандартов.
Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение
всего периода становления личности.
К каждому ученику – индивидуальный подход, миниминизирующий риски для здоровья
в процессе обучения
(Пункты из президентской инициативы)
Портрет выпускника школы.
Противоречия:
Проблема
Отсутствие :
Цель.
Создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Объект исследования.
Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми.
Предмет исследования.
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Гипотеза.
Создание и реализация модели работы с
одарёнными детьми будет возможна при выполнении следующих условий:
- создана нормативная и учебно – материальная база для организации работы с
одарёнными детьми;
- проведена диагностика одарённости;
- разработана Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе;
- разработано методическое обеспечение;
- созданы условия для психолого – педагогической подготовки учителей и
родителей.
Задачи.
Методы.
Сроки реализации.
Первый этап – диагностико-организационный ( 1 год ) Включает :
- Создание нормативно-правовой базы.
- Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации
программ.
- Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей.
- Организация методического обеспечения.
- Повышение психолого-педагогической компетентности учителей.
Второй этап – организационно – практический (2 года).
Третий этап – рефлексивно – обобщающий ( 1 год).
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Направления:
1. Координационное .
2. Диагностическое.
3. Кадровое.
4. Развивающее.
5. Информационное.
Алгоритм реализации программы.
Координационное направление:
- Организация работы коллектива.
- Обеспечение нормативно – правовой базы.
- Организация предметных кружков.
- Ресурсное обеспечение.
- Контроль и анализ деятельности.
- Формирование банка данных об одарённых детях.
Диагностическое направление:
- Формирование банка методического
обеспечения для выявления одарённых детей.
- Проведение диагностики одарённых детей.
- Создание банка данных одарённых детей.
- Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.
Кадровое направление:
- Повышение квалификации педагогов (курсы,
мастер-класс, МО, создание творческих групп).
- Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам).
Развивающее направление:
- Создание образовательной среды для развития
одарённых детей.
- Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.
- Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих
мероприятиях.
- Использование системы информационно – коммуникационных технологий.
Информационное направление:
- Привлечение внимания общественности,
спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание
интернет-сайта, выпуск стенгазет).
- Организация работы библиотеки.
Программа основных мероприятий
№ |
Мероприятия по направлениям. |
Ответственные |
1 |
Диагностика |
Психолог, учителя начальных классов |
2 |
Разработка Положения о работе с одарёнными детьми, |
Директор |
3 |
Разработка Программы «Одарённые дети в начальных классах» |
Зам. директора по УВР, рук. МО нач кл., психолог. |
4 |
Создание: банка данных об одарённых детях, информационной базы по проблемам одарённости детей. |
Зам. директора по УВР, психолог, учителя. |
5 |
Повышение профессиональной квалификации пед.работников, работающих с одарёнными детьми. |
Зам. директора по УВР. |
6 |
Деятельность методического совета. |
Зам. директора по УВР. |
7 |
Индивидуальная работа с педагогами. |
Зам. директора по УВР. |
8 |
Создание среды общения, самореализации. |
Зам. директора по УВР. |
9 |
Работа с родителями. |
Зам. директора по УВР, психолог, учителя. |
10 |
Привлечение внимания общественности. |
Директор, родительский комитет |
11 |
Участие педагогов в конференциях, конкурсах по проблемам одарённости. |
Зам. директора по УВР. |
12 |
Создание базы данных по методическому обеспечению. |
Зам. директора по УВР, рук. МО |
Формы работы:
Ожидаемые результаты.
Методические результаты:
Оценка результативности.
№ |
Критерии |
Показатели |
1 |
Самооценка личности |
Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера |
2 |
Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизне- деятельностью одарённых детей в школе. |
Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей. |
3 |
Конкурентоспособность одарённых учащихся.. |
Эффективность и качество
подготовки одарённых детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах,
олимпиадах, конкурсах. |
Риски и методы их коррекции
Отсутствие материальной базы. |
Оснащение материально –
технической базы школы |
Отсутствие подготовленных педагогов. |
Повышение квалификации педагогов ( курсы, научно – практические конференции, МО, семинары) |
Отсутствие методической базы. |
Создание банка данных методической литературы. |
Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний. |
Стимуляция учащихся |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.