Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"
Оценка 4.6

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
06.07.2017
Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"
Слово «конфликт» происходит от латинского глагола, который в переводе на русский язык означает «противоборствовать». Споры между людьми неизбежны, конфликтовать умеют все. Ни на работе, ни дома, ни в любой другой ячейке общества при всем старании конфликтов не избежать. Невозможно жить без ссор даже двум любящим друг друга людям, что уж и говорить о коллективе, в котором кто-то кого-то за что-то недолюбливает. Психологи всего мира единодушно утверждают: «Конфликт – обязательный атрибут взаимоотношений».При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.
Педсовет Конфликты в педагогической среде.docx
Педагогический совет «Конфликты в педагогической среде: типология, содержание, причины. Приёмы снижения конфликтного напряжения в образовательной среде» Подготовили А. Ермошкина, зам директора по ВР А. Запрягаева, педагог­психолог г. Степногорск,2014 Цель:  раскрыть   проблему   конфликтов   в   педагогическом   общении,   освоить   способы   и приёмы бесконфликтного общения. Задачи:  Ознакомить педагогов с понятием «конфликт», изучить его влияние на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей;  Рассмотреть   способы   проявления   конфликтогенного   поведения   в   образовательной среде;  Освоить приёмы бесконфликтного общения;  Смоделировать   формат   учёта   применения   способов   и   приёмов   бесконфликтного общения;  Выработать   конструктивные   способы   выхода   из   конфликтных   ситуаций   в образовательной среде  Время – вроде замкнутого круга:      Год мелькнул, как месяц, день – как час.      Почему­то выслушать друг друга      Не хватает времени у нас.      Может, стоит нам остановиться      Среди этой вечной кутерьмы?      Может, разглядеть поближе лица       Друг у друга все же можем мы?      Ну и пусть спрессованы упруго      Жизни год – как месяц, день – как час…      Очень жаль, что выслушать друг друга      Не хватает времени у нас. ­   Для   чего   мы  рассматриваем   сегодняшнюю  тему     «Конфликты   в   педагогической   среде: типология, содержание, причины»? ­ Что вы ожидаете от сегодняшнего ПС? Упражнение «Приветствие – мне нравится твой…» Цель: подготовить   участников   к   работе,   создать   комфортную   атмосферу,   хорошее расположение   духа,   оказывать   содействие   сплоченности,   продемонстрировать   роль   чувств   в нашей жизни, необходимость их выражения для формирования дружеских взаимоотношений. Ход   упражнения: участники   садятся   в   круг,   каждый   должен   сказать   другому   члену группы предложение об их внешности: (имя)… мне нравится твой (твоя)…» или то, что нравится  в поведении или чертах характера Рефлексия: ­ Как вы чувствовали себя, когда говорили приятные вещи другим? А когда говорили вам? МШ «Конфликт» Цель: определить понятие «конфликт», главные причины конфликтов и систематизировать их в зависимости от источника. Ход упражнения: психолог обращается к группе с вопросом: «Что такое конфликт?». Все варианты ответов фиксируют на доске или на листах бумаги. После этого аналогично выясняют причины конфликтов. Названные причины разделяют на объективные и субъективные. Слово «конфликт» происходит от латинского глагола, который в переводе на русский язык означает «противоборствовать». Споры между людьми неизбежны, конфликтовать умеют все. Ни на работе, ни дома, ни в любой другой ячейке общества при всем старании конфликтов не избежать. Невозможно жить без ссор даже двум любящим друг друга людям, что уж и говорить о коллективе,   в   котором   кто­то   кого­то   за   что­то   недолюбливает.   Психологи   всего   мира единодушно утверждают: «Конфликт – обязательный атрибут взаимоотношений». Одной   из   причин   возникновения   конфликта   есть конфликтогены   поведения.  Koнфликтогенами   называют слова, действия (или бездеятельность), поведенческие акты или обращения в целом, которые могут привести к конфликту. Конфликтоген ­ то, что делает больно. Давайте вместе нарисуем дерево конфликтогенов.  Назовите примеры  конфликтогенов.          оценка отрицательная  (личности, действий) категоричность  (только так правильно!) "злой" ярлык  (на личность в целом) грубость негатив  (всё плохо! кошмар!) агрессия  (разрушение отношений) приказ, требование  (авторитарность) возражение  (ты – неправ! Нет! Но!) спор  юмор на партнёра  совет  (непрошенный)  мусорные слова  долгоговорение  перебивание  монолог   неблагодарность критичность  (неприятие человека) пристройка сверху  (как Родитель с Ребёнком) установка на борьбу  (я­лучше тебя) привлечение внимания к себе  (позой, мимикой, жестами)    ­ Какой вывод мы можем сделать, посмотрев  на дерево конфликтогенов?  (Стараться их  не употреблять, чтобы не создавать конфликта). Что бы, не говорили, конфликты — это вечные спутники человека.  Конфликт это естественное состояния и результат при взаимодействии людей. Конфликты были, есть и остаются всегда и везде!  Философия о конфликтах  Религия о конфликтах  Народное творчество о конфликтах   Сказки о конфликтах Современная   теория   конфликтов   различает   пять   основных   стратегий   поведения: конкуренция,   уклонение,   сотрудничество,   улаживание   и   компромисс.  Люди,   вступая   в конфликт, не обязательно принимают какую­то одну стратегию поведения, часто наблюдается их сочетание. Это зависит от вида конфликта, от того, на каком уровне он происходит, каковы ресурсы участников конфликта, какова значимость личных целей и т.п. Тест: Кто вы в конфликте? Оцените, насколько приведенные ниже выражения соответствуют вашему характеру, по шкале от 1 (совершенно не соответствует) до 5 (полностью соответствует). 1. Я часто обсуждаю свои дела с друзьями и коллегами, чтобы они увидели все достоинства моего мнения 2. Я всегда стараюсь найти компромисс через обсуждение 3. Я стараюсь поступать так, как от меня ожидают другие 4. Я   анализирую   всю   имеющуюся  информацию   совместно  с   коллегами,   чтобы   найти   решение, которое устроит всех 5. Когда дело доходит до отстаивания моего мнения, я тверда и решительна 6. Я не люблю выделяться, поэтому стараюсь держать свои претензии к другим при себе 7. Я всегда отстаиваю свой вариант решения проблемы 8. Я могу пойти на компромисс только для того, чтобы найти решение проблемы 9. Я обмениваюсь важной информацией с коллегами, чтобы мы совместно могли найти решение 10. Я предпочитаю не обсуждать свои отличия от окружающих 11. Я стараюсь изменяться в соответствии и пожеланиями моих коллег и близких 12. Я всегда прикладываю усилия к тому, чтобы вынести дела коллег на обсуждение и совместно найти решение 13.   Если   обсуждение   заходит   в   тупик,   я   предлагаю   всем   "средний"   вариант   и   начинаю   его отстаивать 14. Я всегда прислушиваюсь к советам коллег или друзей 15. Я не хочу конфликтов, поэтому если я не согласна с мнением другого человека, я просто промолчу Подсчитайте результат для каждого типа: Черепаха: сумма ответов на вопросы 6, 10, 15 Плюшевый Мишка: 3, 11, 14 Акула: 1, 5, 7 Лиса: 2, 8, 13 Сова: 4, 9,12 Тип, который набрал большее количество баллов – ваш основной. Если вы набрали одинаковое количество баллов для двух типов – вам одинаково близки они оба. Черепаха   (уклонение)   ­  если   Черепаха   сталкивается   с   конфликтом,   она   просто игнорирует его. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Это пассивно­страдательная установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Внешне это проявляется так: если у нее есть возможность уйти из помещения, она уходит, если нет – отказывается разговаривать на конфликтную тему. Чаще всего это приводит к тому, что Черепаха не   получает   желаемого,   а   проблема   остается   нерешенной.  Стратегия   поведения   «Черепахи» приводит  к тому, что загоняются  внутрь истинные причины и конфликт остается, он как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее. Качества личности: ­       застенчивость в общении с людьми; ­       нетерпение к критике ­ принятие ее как атаки на себя лично; ­       нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось  обойдется»; ­       неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе. Плюшевый   Мишка   (приспособление)   ­  ему   важнее   всего   нравиться   окружающим, поэтому если дело доходит до конфликта, Плюшевый Мишка просто уступает оппоненту. Из­за этого чаще всего Мишка проигрывает, а его коллега чувствует себя на коне. Основной принцип поведения:   «Все,   что   Вы   хотите   –   только   давайте   жить   дружно».   Это   установка   на доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до определенного предела, так как инстинкт самосохранения сильно развит у всех людей.  Качества личности: ­       бесхребетность – отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях; ­       желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений; ­       идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют; ­       преобладает тенденция отвлекаться при участии в беседе. Акула (конкуренция) ­    она разрешает конфликт, атакуя. При этом Акула преследует одну   цель   –   любыми   способами   добиться   желаемого   результата.  Этот   тип   поведения   жестко ориентирован   на   победу,   не   считаясь   с   собственными   затратами,   что   можно   определить выражением   «прет   напролом».    Поэтому   поведение   Акулы   зачастую   агрессивно,   она   может прибегать к словесным атакам или манипулированию оппонентом. Если вам близок стиль Акулы – будьте   осторожны,   чтобы   ненароком   не   задеть   чувств   окружающих.   Применяйте   агрессивное поведение только в тех случаях, когда ситуация требует немедленного принятия решения, если коллега, с которым вы общаетесь, также предпочитает стиль Акулы, или когда у вас просто нет другого выбора, а убедить оппонента в своей правоте необходимо. Качества личности: ­       властность, авторитарность; ­       нетерпение к разногласиям и инакомыслию; ­       ориентировка на сохранение того, что есть; ­       боязнь нововведений, неоднозначных решений; ­       боязнь критики своего стиля поведения; ­       использование своего положения с цепью достижения власти; ­       игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических  ситуациях. Лиса (компромисс) ­ она всегда пытается найти компромисс, даже если при этом ее цели не   будут   достигнуты.   Цель   Лисы   –   сделать   так,   чтобы   после   разговора   каждая   из   сторон почувствовала себя удовлетворенной. Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить». Взвешенность, сбалансированность и осторожность – основная установка этого типа поведения.  Качества личности: ­       предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью.  Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности; ­       настороженное отношение к критическим оценкам других людей; ­       ожидание мягких формулировок, красивых слов; ­       желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто. Сова (сотрудничество) ­ самый мудрый подход к конфликтам ­ у Совы. Она предпочитает рассматривать конфликт как путь к решению проблемы и считает, что спорщики должны совместно и открыто обсудить проблему и обязательно выработать общее мнение. При этом необходимое условие – уважительное отношение к позициям друг друга.  Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?».  Качества личности: ­       в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности; ­       положительно относится к новациям, переменам; ­       умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на  факты; ­       использует свои способности для достижения влияния на людей. В   процессе   своей   профессиональной   деятельности   педагогу   помимо   своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.   При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да   и   нужно   ли?   Ведь   правильно   разрешив   напряженный   момент,   легко   добиться   хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах. Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт». Конфликт «Учитель — родитель ученика» Подобные   конфликтные   действия   могут   быть   спровоцированы   как   учителем,   так   и родителем. Недовольство может быть и обоюдным. Причины конфликта между учителем и родителями разные представления сторон о средствах воспитания  недовольство родителя методами обучения педагога личная неприязнь мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку Упражнение «Пресс­конференция» Работа в группах – «Учитель» ­ «Родитель». Родители настроены агрессивно, и задают  учителям вопросы. Задача учителей: ответить на вопросы родителей   1 группа – деструктивно 2 группа  ­ конструктивно. Вопросы: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?     Вывод:  при   возникновении   конфликтной   ситуации   в   школе   важно   разобраться   в   ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.  Конфликт «Учитель — учитель» Ситуация: медосмотр в поликлинике (конструктивно и деструктивно) Вывод:  естественной   реакцией   на   раздражительность   и   повышение   голоса   являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию скандального человека. Конфликт «Учитель — ученик» Ситуация 1.Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут. Педагог спрашивает: «Почему вы опаздываете?»Ученики (дожевывая на ходу булочки): «А мы в столовой были». Ситуация   2.   Несколько учеников играют   на   уроке   в   «Морской   бой».   В   ответ   на замечание педагога говорят: «Ваш предмет нам вообще не нужен. Мы его на ЕНТ не сдаем». Как  Вы  отреагируете  (как  поступите,   что  сделаете,   что  скажете  и   др.)  в  данной  ситуации  и почему? Вывод:  Никогда   не   пытайтесь   разрешить   конфликт   с   конкретным   учеником   при   всем классе. Постарайтесь разрешить конфликт  сами, не привлекая третьих лиц. Если вы пошли на разговор с учеником, то он должен быть максимально конкретным. Четко определите предмет конфликта. Что вас не устраивает: поведение, учеба, отношение к товарищам  Единый алгоритм решения любого школьного конфликта Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть  их конструктивного  разрешения.       Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие. Второй момент — анализ ситуации без превратности. Третьим   важным   пунктом   является  открытый диалог  между   конфликтующими сторонами,   умение   выслушать   собеседника,   спокойно   изложить   свой   взгляд   на   проблему конфликта. Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти. Последним,   пятым   пунктом   станут  выводы,   которые   помогут  избежать   ошибок общения и взаимодействия в будущем.               Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения   напряженных   ситуаций.  Отсутствие   конфликтов   в   школе   —   явление   практически невозможное.   И   решать   их   все   равно   придется.   Конструктивное   решение   тянет   за   собой доверительные   отношения   и   мир   в   классе,   деструктивное   —   копит   обиды   и   раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций. Синтон ­ то, что приятно. Продолжение работы с деревом конфликтогенов Что   ты   делаешь   людям   больше:   то,   что   им   приятно,   или   то,   отчего   им   больно?   Если конфликтогенов больше, то вам, вероятно, тяжело жить, ведь делать другим больно ­ это больно... и с вами нелегко ладить.  Добрый ярлычок  Ласковые слова  Позитив  Любовь  Забота  Просьба  Юмор на себя  Благодарность  Поиск достоинств Помните умный афоризм: «Если приходится общаться с невыносимыми людьми – радуйтесь, что Вы не такой»  Краткий курс доброжелательных отношений Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку». Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно». Четыре важных слова: «А как ты считаешь?» Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста». Два важных слова: «Искренне благодарю». Важнейшее слово: «Мы». Итоговая рефлексия Решения педагогического совета: 1.Совершенствовать коммуникационную компетентность педагогов, находить конструктивные способы общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания. 2. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «учитель – учитель», «учитель ­ родитель». 3.   При   анализе   конфликтной   ситуации   рассматривать   все   факторы,   способствующие   ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения. 4.Стремиться   к   блокировке   конфликта   –   переведению   его   из   плоскости   деструктивных взаимодействий в плоскость конструктивных взаимодействий. 5.   Применять   игровые   методы   для   профилактики   и   разрешения   конфликтов:   интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п.

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"

Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2017