Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
06.07.2017
Слово «конфликт» происходит от латинского глагола, который в переводе на русский язык означает «противоборствовать». Споры между людьми неизбежны, конфликтовать умеют все. Ни на работе, ни дома, ни в любой другой ячейке общества при всем старании конфликтов не избежать. Невозможно жить без ссор даже двум любящим друг друга людям, что уж и говорить о коллективе, в котором кто-то кого-то за что-то недолюбливает. Психологи всего мира единодушно утверждают: «Конфликт – обязательный атрибут взаимоотношений».При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.
Педсовет Конфликты в педагогической среде.docx
Педагогический совет
«Конфликты в педагогической
среде:
типология, содержание, причины.
Приёмы снижения конфликтного
напряжения
в образовательной среде»
Подготовили А. Ермошкина, зам директора по ВР
А. Запрягаева, педагогпсихолог г. Степногорск,2014
Цель: раскрыть проблему конфликтов в педагогическом общении, освоить способы и
приёмы бесконфликтного общения.
Задачи:
Ознакомить педагогов с понятием «конфликт», изучить его влияние на микроклимат в
школе и самочувствие школьников и учителей;
Рассмотреть способы проявления конфликтогенного поведения в образовательной
среде;
Освоить приёмы бесконфликтного общения;
Смоделировать формат учёта применения способов и приёмов бесконфликтного
общения;
Выработать конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций в
образовательной среде
Время – вроде замкнутого круга:
Год мелькнул, как месяц, день – как час.
Почемуто выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга все же можем мы?
Ну и пусть спрессованы упруго
Жизни год – как месяц, день – как час…
Очень жаль, что выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Для чего мы рассматриваем сегодняшнюю тему «Конфликты в педагогической среде:
типология, содержание, причины»?
Что вы ожидаете от сегодняшнего ПС?
Упражнение «Приветствие – мне нравится твой…»
Цель: подготовить участников к работе, создать комфортную атмосферу, хорошее
расположение духа, оказывать содействие сплоченности, продемонстрировать роль чувств в
нашей жизни, необходимость их выражения для формирования дружеских взаимоотношений.
Ход упражнения: участники садятся в круг, каждый должен сказать другому члену
группы предложение об их внешности: (имя)… мне нравится твой (твоя)…» или то, что нравится
в поведении или чертах характера
Рефлексия:
Как вы чувствовали себя, когда говорили приятные вещи другим? А когда говорили вам?
МШ «Конфликт»
Цель: определить понятие «конфликт», главные причины конфликтов и систематизировать
их в зависимости от источника.
Ход упражнения: психолог обращается к группе с вопросом: «Что такое конфликт?». Все
варианты ответов фиксируют на доске или на листах бумаги. После этого аналогично выясняют
причины конфликтов. Названные причины разделяют на объективные и субъективные. Слово «конфликт» происходит от латинского глагола, который в переводе на русский
язык означает «противоборствовать». Споры между людьми неизбежны, конфликтовать умеют
все. Ни на работе, ни дома, ни в любой другой ячейке общества при всем старании конфликтов не
избежать. Невозможно жить без ссор даже двум любящим друг друга людям, что уж и говорить о
коллективе, в котором ктото когото за чтото недолюбливает. Психологи всего мира
единодушно утверждают: «Конфликт – обязательный атрибут взаимоотношений».
Одной из причин возникновения конфликта есть конфликтогены поведения.
Koнфликтогенами называют слова, действия (или бездеятельность), поведенческие акты или
обращения в целом, которые могут привести к конфликту. Конфликтоген то, что делает больно.
Давайте вместе нарисуем дерево конфликтогенов. Назовите примеры конфликтогенов.
оценка отрицательная
(личности, действий)
категоричность
(только так правильно!)
"злой" ярлык
(на личность в целом)
грубость
негатив
(всё плохо! кошмар!)
агрессия
(разрушение отношений)
приказ, требование
(авторитарность)
возражение
(ты – неправ! Нет! Но!)
спор
юмор на партнёра
совет
(непрошенный)
мусорные слова
долгоговорение
перебивание
монолог
неблагодарность
критичность
(неприятие человека)
пристройка сверху
(как Родитель с Ребёнком)
установка на борьбу
(ялучше тебя)
привлечение внимания к себе
(позой, мимикой, жестами)
Какой вывод мы можем сделать, посмотрев на дерево конфликтогенов? (Стараться их
не употреблять, чтобы не создавать конфликта).
Что бы, не говорили, конфликты — это вечные спутники человека.
Конфликт это естественное состояния и результат при взаимодействии людей.
Конфликты были, есть и остаются всегда и везде!
Философия о конфликтах
Религия о конфликтах
Народное творчество о конфликтах
Сказки о конфликтах
Современная теория конфликтов различает пять основных стратегий поведения:
конкуренция, уклонение, сотрудничество, улаживание и компромисс. Люди, вступая в
конфликт, не обязательно принимают какуюто одну стратегию поведения, часто наблюдается их
сочетание. Это зависит от вида конфликта, от того, на каком уровне он происходит, каковы
ресурсы участников конфликта, какова значимость личных целей и т.п.
Тест: Кто вы в конфликте?
Оцените, насколько приведенные ниже выражения соответствуют вашему характеру, по шкале от
1 (совершенно не соответствует) до 5 (полностью соответствует).
1. Я часто обсуждаю свои дела с друзьями и коллегами, чтобы они увидели все достоинства моего
мнения
2. Я всегда стараюсь найти компромисс через обсуждение
3. Я стараюсь поступать так, как от меня ожидают другие
4. Я анализирую всю имеющуюся информацию совместно с коллегами, чтобы найти решение,
которое устроит всех
5. Когда дело доходит до отстаивания моего мнения, я тверда и решительна
6. Я не люблю выделяться, поэтому стараюсь держать свои претензии к другим при себе
7. Я всегда отстаиваю свой вариант решения проблемы
8. Я могу пойти на компромисс только для того, чтобы найти решение проблемы
9. Я обмениваюсь важной информацией с коллегами, чтобы мы совместно могли найти решение
10. Я предпочитаю не обсуждать свои отличия от окружающих
11. Я стараюсь изменяться в соответствии и пожеланиями моих коллег и близких
12. Я всегда прикладываю усилия к тому, чтобы вынести дела коллег на обсуждение и совместно
найти решение
13. Если обсуждение заходит в тупик, я предлагаю всем "средний" вариант и начинаю его
отстаивать
14. Я всегда прислушиваюсь к советам коллег или друзей
15. Я не хочу конфликтов, поэтому если я не согласна с мнением другого человека, я просто
промолчу
Подсчитайте результат для каждого типа:
Черепаха: сумма ответов на вопросы 6, 10, 15
Плюшевый Мишка: 3, 11, 14
Акула: 1, 5, 7
Лиса: 2, 8, 13
Сова: 4, 9,12 Тип, который набрал большее количество баллов – ваш основной. Если вы набрали одинаковое
количество баллов для двух типов – вам одинаково близки они оба.
Черепаха (уклонение) если Черепаха сталкивается с конфликтом, она просто
игнорирует его. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня».
Это пассивнострадательная установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Внешне
это проявляется так: если у нее есть возможность уйти из помещения, она уходит, если нет –
отказывается разговаривать на конфликтную тему. Чаще всего это приводит к тому, что Черепаха
не получает желаемого, а проблема остается нерешенной. Стратегия поведения «Черепахи»
приводит к тому, что загоняются внутрь истинные причины и конфликт остается, он как бы
смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее.
Качества личности:
застенчивость в общении с людьми;
нетерпение к критике принятие ее как атаки на себя лично;
нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось
обойдется»;
неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.
Плюшевый Мишка (приспособление) ему важнее всего нравиться окружающим,
поэтому если дело доходит до конфликта, Плюшевый Мишка просто уступает оппоненту. Изза
этого чаще всего Мишка проигрывает, а его коллега чувствует себя на коне. Основной принцип
поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на
доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до
определенного предела, так как инстинкт самосохранения сильно развит у всех людей.
Качества личности:
бесхребетность – отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях;
желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений;
идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют;
преобладает тенденция отвлекаться при участии в беседе.
Акула (конкуренция) она разрешает конфликт, атакуя. При этом Акула преследует
одну цель – любыми способами добиться желаемого результата. Этот тип поведения жестко
ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить
выражением «прет напролом». Поэтому поведение Акулы зачастую агрессивно, она может
прибегать к словесным атакам или манипулированию оппонентом. Если вам близок стиль Акулы –
будьте осторожны, чтобы ненароком не задеть чувств окружающих. Применяйте агрессивное
поведение только в тех случаях, когда ситуация требует немедленного принятия решения, если
коллега, с которым вы общаетесь, также предпочитает стиль Акулы, или когда у вас просто нет
другого выбора, а убедить оппонента в своей правоте необходимо.
Качества личности:
властность, авторитарность;
нетерпение к разногласиям и инакомыслию;
ориентировка на сохранение того, что есть;
боязнь нововведений, неоднозначных решений;
боязнь критики своего стиля поведения;
использование своего положения с цепью достижения власти;
игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических
ситуациях. Лиса (компромисс) она всегда пытается найти компромисс, даже если при этом ее цели
не будут достигнуты. Цель Лисы – сделать так, чтобы после разговора каждая из сторон
почувствовала себя удовлетворенной. Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы
тоже готовы уступить». Взвешенность, сбалансированность и осторожность – основная установка
этого типа поведения.
Качества личности:
предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью.
Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности;
настороженное отношение к критическим оценкам других людей;
ожидание мягких формулировок, красивых слов;
желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто.
Сова (сотрудничество) самый мудрый подход к конфликтам у Совы. Она предпочитает
рассматривать конфликт как путь к решению проблемы и считает, что спорщики должны совместно
и открыто обсудить проблему и обязательно выработать общее мнение. При этом необходимое
условие – уважительное отношение к позициям друг друга. Основной принцип данной стратегии:
«Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?».
Качества личности:
в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности;
положительно относится к новациям, переменам;
умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на
факты;
использует свои способности для достижения влияния на людей.
В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих
непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения,
приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.
При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно.
Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших
конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в
воспитательных аспектах.
Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения
Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может
стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и
родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
разные представления сторон о средствах воспитания
недовольство родителя методами обучения педагога
личная неприязнь
мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Упражнение «Прессконференция»
Работа в группах – «Учитель» «Родитель». Родители настроены агрессивно, и задают
учителям вопросы. Задача учителей: ответить на вопросы родителей 1 группа – деструктивно
2 группа конструктивно.
Вопросы: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?
Вывод: при возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней
спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Когда ситуация трезво оценена и проблема
обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить
правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного
момента.
Конфликт «Учитель — учитель»
Ситуация: медосмотр в поликлинике (конструктивно и деструктивно)
Вывод: естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются
аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта.
Поэтому правильным действием будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на
бурную реакцию скандального человека.
Конфликт «Учитель — ученик»
Ситуация 1.Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут.
Педагог спрашивает: «Почему вы опаздываете?»Ученики (дожевывая на ходу булочки): «А мы в
столовой были».
Ситуация 2. Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой». В ответ на
замечание педагога говорят: «Ваш предмет нам вообще не нужен. Мы его на ЕНТ не сдаем».
Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и
почему?
Вывод: Никогда не пытайтесь разрешить конфликт с конкретным учеником при всем
классе. Постарайтесь разрешить конфликт сами, не привлекая третьих лиц. Если вы пошли на
разговор с учеником, то он должен быть максимально конкретным. Четко определите предмет
конфликта. Что вас не устраивает: поведение, учеба, отношение к товарищам
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть
их конструктивного разрешения.
Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
Второй момент — анализ ситуации без превратности.
Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими
сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему
конфликта.
Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление
общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок
общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе
решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически
невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение.
Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в
выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.
Синтон то, что приятно. Продолжение работы с деревом конфликтогенов
Что ты делаешь людям больше: то, что им приятно, или то, отчего им больно? Если
конфликтогенов больше, то вам, вероятно, тяжело жить, ведь делать другим больно это больно...
и с вами нелегко ладить.
Добрый ярлычок
Ласковые слова
Позитив
Любовь
Забота
Просьба
Юмор на себя
Благодарность
Поиск достоинств
Помните умный афоризм: «Если приходится общаться с невыносимыми людьми – радуйтесь, что
Вы не такой»
Краткий курс доброжелательных отношений
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».
Итоговая рефлексия
Решения педагогического совета:
1.Совершенствовать коммуникационную компетентность педагогов, находить конструктивные
способы общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.
2. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике
возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель
– ученик», «учитель – учитель», «учитель родитель».
3. При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее
возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами
соглашения.
4.Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости деструктивных
взаимодействий в плоскость конструктивных взаимодействий.
5. Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции
(человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п.
Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"
Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"
Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"
Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"
Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"
Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"
Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"
Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"
Педагогический совет "Конфликты в педагогической среде"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.