Педагогическое эссе
«Моя педагогическая философия. Размышления о профессии…»
«Для воспитания детей нужен великий ум,
а большое сердце – способность к общению,
к признанию равенства душ».
С. Соловейчик
Размышляя о сегодняшней школе, я часто обращаюсь к воспоминаниям детской поры. Родители – педагоги, дом – словно весь пропитан школой. Всегда в нашем доме были мамины и папины ученики. Кому – то не дается задача, кто-то нуждается в дополнительной литературе или совете по написанию реферата, часто приходили девочки обучаться вязанию у мамы. А кому-то просто необходим совет Друга-учителя. До сих пор не могу забыть туристические многодневные походы по местам Гражданской войны в Забайкалье, в которые обязательно брал меня отец.
Сегодня, став учителем, понимаю, как мудры были мои родители-педагоги. Ведь пожалуй, самое важное в педагогическом труде – это не «энная» сумма знаний и умений, «выданная» ученику, а понимание внутреннего мира ребенка, его интересов, потребностей.
Есть такая притча. Для того, чтобы помочь человеку, не стоит дарить ему рыбу, так как он её съест, и будет вновь голоден. А лучше подари удочку и научи ловить рыбу его самого. На мой взгляд, именно в этом заключается роль Педагога: помогай советами, подсказывай, но никогда не решай сам за него. И тогда, какую радость победы испытает ребенок, а вместе с ним и ты!
Я помню и знаю, что любое дело надо делать так, словно это твоя «лебединая песня». Не повторяться, иметь свой почерк, смело уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ.
Дети не прощают серости и ординарности. «Великий миг учителю подвластен – зажечь звезду и запустить гореть!» - в этих строчках забайкальской поэтессы вложен весь смысл учительской профессии.
Сегодня велик дефицит доброты, сочувствия, сострадания, терпимости, поэтому считаю, что в педагогической работе важно придерживаться трех принципов: не спешить, не навредить, не винить детей в просчетах и ошибках.
Настоящий учитель – это и слушатель, и советчик, и верный друг, и товарищ хороший! Не скупись на похвалу и поддержку детей во всех их начинаниях, подчеркивай возможности, способности ребенка, выделяй его положительные качества.
Все это есть воспитание, а без него не будет человека.
В Древней Греции слово «педагог» означало – «ведущий за руку» - это были старые рабы-калеки, которые буквально, взяв за руку ребенка, сопровождали его в школу.
Думаю, что спустя тысячелетия, слово не утратило свой первоначальный образ, а, наоборот, наполнилось новым смыслом. Вести детей за собой и найти тропиночку к каждому – в этом и заключается моя педагогическая философия. Ведь «для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце», которое способно понять ребенка, способно приблизиться к душе маленького человека, открывая ему свою!
Ольшанская Наталья Владимировна
Учитель истории и обществознания первой категории,
Педагогический стаж 24 года
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.