Педагогическое исследование на тему «Урок-исследование по литературе как средство воспитания духовно-нравственной личности»
Наталья Валерьевна Фионова,
преподаватель русского языка и литературы
БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»
Многим давно понятно, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно, особенно подрастающему поколению, выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Только люди, имеющие фундаментальные нравственные ориентиры, способны самостоятельно принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях, делать выбор в пользу честных поступков и приносить пользу обществу. В связи с этим духовно-нравственное воспитание становится важной составляющей в процессе обучения, и особенно на уроках литературы.
Гипотеза: урок-исследование по литературе тогда становится средством воспитания духовно-нравственной личности, когда имеет определенную структуру и соответствует принципу: от слова – к проблеме, от анализа конкретного эпизода или художественного произведения в целом – к созданию собственного текста, в котором дается оценка действиям, поступкам героев, событиям, излагается позиция автора и собственное мнение.
Цель исследования: выявить приоритетность исследовательского подхода и важность воспитательного эффекта на уроке литературы.
Задачи:
1. На начальном этапе урока проводить работу со словом, вызывая ассоциации, наталкивающие на проблему;
2. Способствовать самостоятельности в формулировке проблемы, ведущей к анализу произведения;
3. Организовывать работу в группах для наблюдения за поведением героя, его чувствами, взаимодействием с окружающими, накопления информации по заданным эпизодам;
4. Развивать умение анализировать, дискутировать, сопоставлять, обобщать сказанное, понимать позицию автора, делать выводы;
5. Концентрировать внимание на морально-нравственных аспектах в обучении;
6. Формировать умение создавать собственный текст, соответствующий структуре: проблема, комментарий к проблеме, позиция автора, собственное мнение, аргументация собственного мнения.
Методика проведения исследования
Всем понятно, что на любом уроке литературы формируются нравственные качества личности, но, как исследовательский подход меняет качество урока, воздействует на сознание и чувства подростков, предстоит разобраться в процессе исследования. Для этого была разработана серия уроков-исследований по литературе: «Грешница или луч света в темном царстве?» (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»); « Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»); «Григорий Мелехов - хозяин судьбы или заложник обстоятельств?» (по роману М.Шолохова «Тихий Дон»); «Кто нужен России?» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). (Приложение 1)
Известно, что структура урока-исследования включает в себя три этапа: встреча с проблемой, построение знаний и рефлексия. В начале урока нужно актуализировать имеющиеся у детей знания и опыт, затем создать проблемную ситуацию, для того чтобы они осознали и сформулировали проблему. На этапе построения знаний нужно определиться с направлениями исследования, выбрать методы, которые помогут решить проблему, собрать информацию, обменяться результатами работы. Затем информацию нужно обобщить и сделать выводы. На заключительном этапе урока-исследования уточняются методы, благодаря которым была решена проблема, извлекается польза из проделанной работы.
Чтобы понять механизм воздействия урока-исследования по литературе на сознание и чувства подростков, нужно соотнести содержание урока с теми методами, которые были использованы на разных этапах урока.
В качестве примера приведем следующие уроки-исследования:
1) «Кто нужен России?» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Этапы урока-исследования |
Исследовательские методы |
Содержание урока |
Встреча с проблемой
|
Аналитическая беседа
|
- Думаю, вы со мной согласитесь, что все рано или поздно заканчивается… день, год, жизнь… И мы заканчиваем работу над романом И.С.Тургенева «Отцы и дети», главным героем которого является … – Евгений Базаров. - А еще кто и как в романе называет Базарова? – Енюша (мать), Евгений (отец и Аркадий), Евгений Васильевич (Николай Петрович, Фенечка, Одинцова), господин Базаров (Павел Петрович), барин, батюшка (мужики). - А как вы поняли созданный автором образ Базарова, для вас он кто? – молодой человек, врач, личность, нигилист… «…Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» - Неужели молодые люди, специалисты, яркие личности не нужны России? – Конечно, нужны. У обучающихся возникает вопрос: - Почему тогда Базаров засомневался в своей значимости«Я нужен России... Нет, видно, не нужен.»? Все нормальные люди испытывают одинаковые чувства при виде умирающего: жалость, сострадание, желание облегчить его страдания. - Как мы можем облегчить страдания Базарова? – Найти ответ на мучающий его вопрос: «Кто нужен России?» |
Построение знаний
|
Наблюдение, беседа, обобщение, анализ, синтез |
- Согласитесь, когда человека что-то волнует, не дает ему покоя, то он об этом говорит… и не с одним человеком. Круг общения Базарова нам знаком, значит, нам нужно…- прислушаться к тому, о чем говорит Базаров с окружающими его людьми. Ученики, работая в группах, фиксируют свои наблюдения в таблице, обмениваются информацией и приходят к выводу, что есть общие темы: жизнь, народ, Россия, нигилизм(отрицание). Учитель предлагает убрать из этого ряда лишнее слово и объяснить свой выбор. У большинства не будет сомнений в том, что это «нигилизм», потому что сложно представить Россию без простого народа, без традиций, без искусства…, а нигилисты все это отрицают. Для осознания связи понятий жизнь, народ, Россияобучающимся предлагается с этими словами составить предложения. В ходе беседы дети приходят к выводу, что Базаров не только молодой человек, врач, личность, нигилист, но и … – демократ. - Итак, в начале урока мы обратили внимание на сомнения Базарова «Я нужен России... Нет, видно, не нужен». Как вы думаете, Базаров нужен России как кто? – Как «молодой человек, врач, личность…». - А не нужен как… - Нигилист, демократ. О народе Базаров и думает и говорит, но ... с презрением. Учитель напоминает, что И.С.Тургенев был свидетелем Французской революции, но он выступал против революционного развития России, потому что очень хорошо знал русский уклад жизни, понимал русский народ и любил Россию. - Ребята, для вас, живущих в ХХI веке, Россия – это что? – дом, родина, красота, богатства… мать - Как вы думаете, кто нужен России как матери? – Дети. - А кто для России дети? – Мы все, кто жил, живет и будет жить в России. - Ребята, по-вашему, чего ждет любая мать от своих детей? – Чтобы дети ее любили, уважали, помогали… Учитель предлагает вернуться к началу урока, когда умирающий Базаров задается вопросом: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» - Какой мы можем дать ему ответ? - «Я нужен России…» как человек, врач, личность; «Нет, видно, не нужен» как нигилист, революционер; «Кто нужен?» - те, кто Россию любит, уважает, помогает ей… |
Рефлексия
|
Моделирование |
Написание сочинения «Кто нужен России?» по структуре: проблема, комментарий к проблеме, позиция автора, собственное мнение, аргументация собственного мнения. |
На первом этапе урока, в ходе аналитической беседы, фиксируется внимание на конкретном слове или выражении, которое впоследствии выведет их на проблемный вопрос. На данном уроке это имя героя «Евгений Базаров». Чтобы вовлечь детей в поисковую, исследовательскую работу, нужно создать проблемную ситуацию: например, заострить внимание на том, что тревожит умирающего Базарова, как можно исправить ситуацию. Далее проблема осознается и формулируется в виде вопроса: Кто нужен России?
Чтобы ответить на вопрос, детям приходится на этапе построения знаний наблюдать за героем и его окружением, прислушиваться к их разговорам и спорам, т. е. анализировать фрагменты произведения, систематизируя, обобщая и обмениваясь информацией. В конце урока ответ должен быть найден. Так, на вопрос Базарова «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» может получиться такой вариант: «Я нужен России…» как человек, врач, личность; «Нет, видно, не нужен» как нигилист, революционер; «Кто нужен?» - те, кто Россию любит, уважает, помогает ей…
На заключительном этапе урока-исследования создается собственный текст – сочинение по заданной структуре(т.е. моделирование). В нем обучающиеся отражают поднимаемую автором нравственную проблему, проблему отношения человека к своей родине, осознания своей значимости для страны; показывают, как они видят эту проблему в произведении, что по этому поводу думает автор, высказывают свою точку зрения, приводят доказательства, подтверждающие собственную точку зрения.
(Из сочинения «Кто нужен России?» Перевозчикова А., гр. 104
Кто нужен России? Этим вопросом задается перед смертью главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Е.Базаров.
Базаров – сын военного лекаря. Получив домашнее образование, он поступает в Петербургский университет, становится кандидатом. Мечтает стать доктором… и не только.
По характеру Базаров сильный, энергичный, независимый человек, а еще он добрый и способен на чувства, хотя, как нигилист, он их отрицает. Встреча с Одинцовой изменила жизнь и мировоззрение Базарова...
Перед смертью главного героя мучают сомнения: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» Это говорит о том, что он хочет быть полезным, судьба страны и народа ему не безразлична…
Я думаю, Базаров нужен России как специалист и яркая личность, но не нужен как нигилист. Ведь нигилисты отрицают все: и культуру, и искусство, и любовь… А разве без всего этого можно представить Россию?!
Россия для народа – это мать. А настоящая мать любит своих детей, какими бы они ни были… И зря Базаров сомневается, что не нужен России… ведь именно образованные и ответственные молодые люди строят будущее страны. На вопрос Базарова «Кто нужен России?» я бы ответил так: жизнь страны зависит от людей, проживающих в ней, поэтому каждый из нас должен приносить России пользу. И тогда наша страна будет процветающей, а народ – счастливым.)
2) « Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Этапы урока-исследования |
Исследовательские методы |
Содержание урока |
Встреча с проблемой
|
Беседа, аналогия, сравнение
|
- Как вы думаете, что может сделать не только день, но и жизнь человека необычной – более яркой, красивой и интересной? (встреча с необычным человеком, любовь …) - Ребята, какие определения мы чаще всего используем, говоря о любви? (любовь какая?) (романтичная, верная, страстная, безответная…) - А с чем сравниваем это необыкновенное чувство? (любовь, как что?) (Солнце, цветок, стекло…) - Вспомните, пожалуйста, с чем сравнивает любовь в романе «Мастер и Маргарита» М.Булгаков («убийца, молния, финский нож»). - А какое дает ей определение? (настоящая, верная, вечная) Видя разницу между собственными определениями и сравнениями и авторскими, ребята задаются вопросом: «Почему такое необычное сравнение? Какой смысл автор в него вкладывает, а самое главное, что Булгаков понимает под определениями, которые дает любви - настоящая, верная, вечная?» |
Построение знаний
|
Наблюдение, беседа, обобщение, анализ, синтез |
Дети соглашаются: история любви мастера и Маргариты – одна из самых ярких историй в отечественной литературе. На то, что отношения героев будут складываться непросто, автор указывает сразу «Она несла в руках тревожные желтые цветы». Для поиска ответа на проблемные вопросы обучающиеся делятся на рабочие группы, фиксируют свои наблюдения, касающиеся времени года и внутреннего состояния героев, в таблице. Затем обмениваются информацией и приходят к выводу по каждому эпизоду: 1 – весной любовь поразила их обоих; 2 – летом роман, который пишет мастер, становится их жизнью; 3 – осенью роман уничтожен, это время испытаний для влюбленных; 4 – зимой случилась разлука. Пока мастер находился в клинике для душевно больных, Маргарита не находила себе места. «Она сделала все, чтобы разузнать о нем хоть что-нибудь, и не разузнала ровно ничего». «Нужно было или забыть его, или самой умереть. Ведь нельзя же влачить такую жизнь. Нельзя! Забыть его, чего бы ни стоило — забыть! Но он не забывается, вот горе в чем. — Да, да, да, такая же самая ошибка! — говорила Маргарита зимою, сидя у печки и глядя в огонь, зажженный в память того огня, что горел тогда, когда он писал Понтия Пилата. — Зачем я тогда ночью ушла от него? Зачем? Ведь это же безумие! Я вернулась на другой день, честно, как обещала, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!» (гл. 19) - Кто такой Левий Матвей? (ученик Иешуа) - Кто такой Иешуа, и чем вам запомнился этот герой? (Иешуа – герой романа мастера. Философ. Верит, что все люди добрые, что настанет царство истины) -Ребята, скажите, пожалуйста, веру можно считать проявлением любви? (да) - Значит, Иешуа любит… кого? (людей) - Получается, Иешуа приговорен к смерти за любовь к людям. Сложно осознавать, что расплата за любовь может быть такой жестокой, поэтому детям нужно время и убедительные доводы. С этой целью им предлагается посмотреть эпизод «Казнь Иешуа»(гл.16) (из х/ф «Мастер и Маргарита» реж. В.Бортко) После просмотра и обсуждения эпизода ученики приходят к пониманию: когда человек любит, он слепо доверяет, но не перевелись еще Иуды, предательство которых также внезапно, как молния, и так же смертельно, как удар ножа. Смысл определений настоящая, верная, вечная тоже становится понятным. Настоящей любовь бывает тогда, когда человек, не раздумывая, готов пожертвовать самым сокровенным ради другого человека. Верной любовь бывает тогда, когда она остается с человеком, каким бы испытаниям он не подвергался. Более 2-х тысяч лет назад Иисус принял мученическую смерть, потому что верил людям, любил их. Эту историю любви к людям будут помнить вечно. Дети приходят к выводу, что любовь Маргариты тоже настоящая, она жертвует всем ради мастера. И умирают герои одновременно: он – в клинике, она – у себя в квартире. Дети осознают, что наблюдают лишь физическую смерть героев, в то время как их души отправляются в путешествие, в вечность… Тема урока звучит так: « Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» - Как вы думаете, кому адресован этот вопрос? – Тому, кто перестал в нее верить. - Кто из героев романа потерял веру, и что с ним произошло? – Мастер. Сошел с ума. Обучающиеся приходят к выводу, что без веры, а стало быть, и без любви, жизнь человеческая теряет смысл. |
Рефлексия
|
Моделирование |
Написание сочинения «Есть ли на свете настоящая любовь?» по структуре: проблема, комментарий к проблеме, позиция автора, собственное мнение, аргументация собственного мнения. |
На первом этапе данного урока, чтобы заинтересовать детей, организуем беседу, фиксируем внимание на слове «любовь». Вовлекая детей в поисковую, исследовательскую работу, создаем проблемную ситуацию через аналогию: подбираем свои определения и сравнения к слову «любовь», затем сравниваем с тем, что предлагает нам автор. Далее проблема осознается и формулируется в виде вопроса, точнее нескольких вопросов: Почему такое необычное сравнение? Какой смысл автор в него вкладывает, а самое главное, что Булгаков понимает под определениями, которые дает любви - настоящая, верная, вечная?
Чтобы ответить на вопросы, детям приходится на этапе построения знаний наблюдать за поведением героев, их внутренним состоянием, т. е. анализируя фрагменты, систематизировать и обобщать информацию, обмениваться ею. В конце урока ответ может быть таким: Когда человек любит, он слепо доверяет, но не перевелись еще Иуды, предательство которых также внезапно, как молния, и так же смертельно, как удар ножа, поэтому такие неожиданные сравнения; Настоящей любовь бывает тогда, когда человек, не раздумывая, готов пожертвовать самым сокровенным ради другого человека. Верной любовь бывает тогда, когда она остается с человеком, каким бы испытаниям он не подвергался. Более 2-х тысяч лет назад Иисус принял мученическую смерть, потому что верил людям, любил их. Эту историю любви к людям будут помнить вечно.
На заключительном этапе урока-исследования создается собственный текст – сочинение по заданной структуре(т.е. моделирование). В нем обучающиеся отражают поднимаемую автором проблему нравственного выбора, настоящей любви, показывают, как они видят эту проблему в произведении, что по этому поводу думает автор, высказывают свою точку зрения, приводят доказательства, подтверждающие собственную точку зрения.
(Из сочинения «Есть ли на свете настоящая любовь?» Егорова С., гр. 207
М.А.Булгаков создает роман «Мастер и Маргарита» в 30-е годы двадцатого века, в период сталинских репрессий. Тогда люди перестали верить в добро, справедливость, любовь… Автор заставляет нас задуматься: а есть ли на свете настоящая любовь?
«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» - спрашивает Булгаков сомневающихся, чтобы на примере мастера и Маргариты показать: такая любовь есть.
Встретились герои весной и сразу поняли, что всю жизнь любили друг друга. Летом мастер писал роман о Понтии Пилате, а Маргарита с нетерпением ждала продолжения. Мастер даже начал ревновать ее к своему роману, который стал для них смыслом жизни… Осенью жизнь для мастера закончилась, после публикации романа на него обрушилась критика. Находясь в болезненном состоянии, мастер сжег свой роман. Зимой влюбленные расстались. Мастер оказался в клинике для душевно больных, а Маргарита ничего не знала о нем. Но и забыть его не могла…
Существуют разные суждения о настоящей любви. Автор считает, что «тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит».
Я согласен с позицией автора. Если между людьми есть настоящая любовь, то они должны идти вместе до конца… Если семья жила вместе долгое время, а потом один заболел… его бросают и создают новую семью – то это не есть настоящая любовь. А вот Маргарита любила мастера по-настоящему. Она боролась за него до конца, даже пошла на сделку с дьяволом… И победила. Не физически, а духовно они были вместе… И есть.
То, что настоящая любовь существует, доказали и жены декабристов, когда отправились за своими мужьями в Сибирь… И история Кончиты из «Юноны и Авось» тому доказательство. Она 35 лет ждала своего возлюбленного!
Есть на свете настоящая любовь! Только вот встречается она очень редко… Ее надо беречь.)
Результаты исследования
В ходе исследования выяснилось, что на уроках литературы были использованы следующие исследовательские методы: аналитическая беседа, аналогия, сравнение, наблюдение, обобщение, анализ, синтез и моделирование. Благодаря исследовательскому подходу все обучающиеся включились в поисковую деятельность, и им удалось решить поставленную задачу. А именно: от слова выйти на проблему, от анализа художественного произведения прийти к созданию собственного сочинения.
Для этого на первом этапе урока дети активно включались в беседу, что помогло им увидеть проблему, осознать ее суть, сформулировать в виде вопроса. На этапе построения знаний обучающиеся, работая в группах, анализировали фрагменты произведений, наблюдая за поведением героев, их внутренним состоянием. А систематизация и обобщение информации позволили детям сделать соответствующие выводы и привели их к решению проблемы. На этапе рефлексии обучающиеся изложили в собственном сочинении свои суждения и позицию автора по этой проблеме; многие дети привели аргументы из художественных произведений, из жизни. Таким образом, приоритетность использования исследовательского подхода в обучении на уроках литературы очевидна.
Теперь о важности воспитательного эффекта урока-исследования по литературе. Формирование духовно-нравственных качеств личности возможно только на примерах поведения литературных героев или реальных людей. Анализируя поступок человека, мы не только даем оценку его действиям: хорошо или плохо, правильно или ошибочно, морально или безнравственно..., но и испытываем при этом определенные чувства к героям: жалость, сострадание, восхищение, зависть, радость и т.д. Исследовательский подход позволяет на каждом этапе урока оценивать поведение героев, воздействовать на чувства детей, расширять их представление об истинных жизненных ценностях.
Так, на уроке «Кто нужен России?»
- дети задумались над тем, что тревожит Базарова, проявили сострадание к умирающему герою, желание ему помочь;
- осознали, что такие люди, как Базаров, нужны России как специалисты и выдающиеся личности. Но нужны ли ей революционеры?
- пришли к пониманию авторской позиции: Тургенев был против революционного развития России, поэтому его герой умирает в самом расцвете лет;
- не только расширили свое представление о стране, но и высказали к ней свое отношение: Россия для нас не только дом, родина, богатства, которыми можно пользоваться, а еще и мать, которую нужно уважать, защищать и любить.
Можно смело утверждать: на данном уроке мы воспитываем доброжелательное, гуманное отношение к людям; уважительное отношение к позиции другого человека, т.е. сострадание; любовь к родине, патриотизм;
А на уроке «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»
- дети задумались над тем, что такое настоящая любовь и почему автор подбирает такие необычные для этого чувства сравнения - «убийца, молния, финский нож»;
- в ходе анализа осознали смысл определений «настоящая, верная, вечная» и пришли к пониманию: когда человек любит, он открыт и беззащитен, поэтому к чувствам других людей нужно относиться деликатно;
- сделали вывод: без веры, а стало быть, и без любви, человеческая жизнь теряет смысл.
На этом уроке мы воспитываем серьезное отношение к жизненным ценностям, учим отличать истинные чувства от ложных, с пониманием и деликатно относиться к проявлению чувств у сверстников, т.е. воспитываем культуру чувств.
В полной мере увидеть воспитательный эффект урока-исследования можно только в сочинении ребенка, где он последовательно и четко высказывает свое отношение к поставленной проблеме, оценивает поведение героя, проявляет к нему определенные чувства, приводит доказательства, подтверждающие важность озвученной проблемы, тем самым показывая понимание значимости истинных жизненных ценностей, выражая свое отношение к ним.
Выводы
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза, что урок-исследование по литературе тогда становится средством воспитания духовно-нравственной личности, когда имеет определенную структуру и соответствует принципу: от слова – к проблеме, от анализа конкретного эпизода или художественного произведения в целом – к созданию собственного текста по заданной структуре, полностью подтвердилась.
Использование исследовательских методов на данных уроках показало:
1) в процессе обучения на уроках литературы воспитание нравственных и духовных ценностей происходит путем погружения в художественный текст, его анализа и создания собственного текста;
2) исследовательский подход многократно повышает эффективность урока потому, что преподаватель, опираясь на непосредственный опыт обучающихся, расширяет его в ходе поисковой и исследовательской деятельности, поэтому дети чувствуют себя не сторонними наблюдателями, а заинтересованными участниками;
3) поисковая деятельность на уроке способствует взаимодействию в группе и ведет к более высокому результату, как познавательному, так и воспитательному;
4) исследовательский подход позволяет на каждом этапе урока оценивать поведение героев, воздействовать на чувства детей, расширять их представление об истинных жизненных ценностях;
5) озвучивая в собственном сочинении одну из проблем, поднимаемых автором в произведении, обучающийся показывает, как он эту проблему понимает, формулирует позицию автора по данной проблеме, выражая свое согласие или несогласие с ней, приводит аргументы, демонстрирует свое отношение к жизненным ценностям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.