Педагогическое наследие Б. Яворского по проблеме развития творческих способностей обучающихся
В 1906 г. известный русский композитор и педагог С. И. Танеев, совместно с педагогами-музыкантами Е. Э. Линевой, Б. Л. Яворским и Н. Я. Брюсовой основал в Москве Народную консерваторию, где особое внимание уделялось развитию творческих способностей учащихся. Именно здесь впервые были введены занятия, получившие название «слушание музыки». Их содержание и методику проведения разрабатывал в будущем известный ученый Б. Л. Яворский. Он считал: «В процессе детского развития все формы проявления творческой инициативы чрезвычайно ценны. Но…особенно дорого музыкальное творчество. Именно оно яснее и показательнее других вскрывает процесс развития музыкального мышления». Наработки Яворского заслуживают более подробного рассмотрения.
В основе его педагогической работы лежало привлечение различных ассоциаций: изобразительных, двигательных, звуковых, словесных. Жанровые истоки музыкальных произведений были основой для двигательных импровизаций (танец, марш, колыбельная, лирическая песни). Соратники Яворского пользовались двигательными приемами системы Э. Жака Далькроза.
Зрительные ощущения реализовывались в рисунках, причем Яворский шел от целого к частному. Целостность восприятия образа учащиеся выражали при первом прослушивании произведения одной цветной линией. При последующих прослушиваниях происходила детализация воспринятого -отмечалась структура (скажем, 3-ех частная в виде трех линий разных цветов), выделялось каждое интонационное зерно (изображалось прерывистыми мазками) и т. д., одновременно цветовая гамма передавала развитие музыкального образа.
Важнейшим моментом в развитии творческих способностей было сочетание эмоционального и сознательного. В поисках приемов, обеспечивающих это направление, Б. Л. Яворский близко подошел к теории «общего эмоционального знака» Л. С. Выготского. Приступая к прослушиванию музыкального произведения, Яворский стремился «окунуть» слушателя в эпоху создания произведения, приблизить его к личности композитора, всеми средствами стимулируя эмоциональный отклик учащегося.
По тематике творческие задания, предлагаемые Яворским, можно разделить на 4 группы:
1. - тесно связанные с музыкальными жанрами,
2. - с эмоциональными настроениями,
3. - задания на определенный сюжет,
4. - программные задания.
Решение каждой творческой задачи ставило перед учащимися проблему выбора средств, ее решения, и здесь, собственно, начинается процесс творчества, который заключается в сопоставлении, разложении на составные части-диссоциации (Л. С. Выготский), конструировании. В творческой деятельности большую роль приобретали психические качества личности: темперамент, эмоциональность, воля. Надо заметить, что волевым качествам личности Яворский придавал особое значение, т.к. считал, что только волевые усилия дают возможность воплотить задуманное в конкретных образах.
Развитие литературно - речевых связей шло в 2-ух направлениях: сначала Яворский стремился связать музыкальный образ с поэтическим, литературным, рассказывал сказки, читал воспоминания, относящиеся к определенной эпохе и т. д. По мере накопления и обогащения образно -речевых впечатлений учащиеся сами в творческих работах (Яворский устраивал выставки таких работ) рассказывали об образной структуре произведения, средствах музыкальной выразительности и т. д.
В формировании детского творчества большая роль придавалась развитию музыкальных ассоциаций. Этот вид ассоциаций является более высоким по сравнению с указанными ранее, он базировался на них. В основе формирования музыкальных ассоциаций лежал принцип выявления жанровых, интонационных связей, основывавшийся на идее народности. Музыкально-ассоциативное мышление на более высокой стадии развития включало в себя проблему стиля, характерного для эпохи композитора. Исследовался характерный для той или иной эпохи (композитора) круг интонаций в выявлении их общности и различий.
Многолетняя педагогическая деятельность Б. Л. Яворского и его учеников показала, что развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:
1.- накопление впечатлений;
2.- спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
3.- импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании (преобладание коллективного творчества);
4.- создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического и т. д. (преобладание индивидуального творчества);
5.- музыкальное творчество, написание песен (в т. ч. многоголосных), пьес для фортепиано.
В формировании творчества большое значение приобретал индивидуальный подход к личности учащихся. Он базировался на глубоком знании воспитуемых. Творческие задания открывали путь к формированию индивидуальности ученика, т. к. задачи ставились как перед всем коллективом, так и перед каждым его членом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.