Педагогическое руководство организацией дидактическими играми с математическим содержанием
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. И очень важно не опоздать. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершенным.
День, прожитый ребёнком, не вернёшь. Нельзя забывать о самом главном – как можно больше любви к ребёнку, подлинной, разумной заботы о его развитии, уважения, которое предполагает и веру в его силы, и исходящую из этой веры требовательность к нему.
Детство – это тот период жизни, когда происходит накопление социального опыта, который станет в будущем основой взглядов личности. Ребёнок, познавая мир, постепенно проникает в сущность человеческих отношений, благодаря чему и происходит развитие у него тех качеств, которые и станут в будущем основой этических и мировоззренческих позиций личности и её достоинства.
В настоящее время на одну из первых позиций в изучении дошкольного детства выдвигается проблема поиска новых форм организации обучения. Необходимо определить, каким должно быть обучение дошкольников, как соотнести содержание и форму организации обучения детей с ведущей деятельностью этого возраста – игрой.
Положение об игре как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным и традиционным в отечественной педагогике и психологии.
Классические исследования игры проводились в 50-60-х годах прошлого века, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в жизни взрослых людей, а также в условиях воспитания детей. Всё это не могло не отразиться на детской игре. За последние годы произошли существенные изменения в играх дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на широкое использование в обучении детей потенциала игровой деятельности и в частности дидактических игр. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их внутреннего мира, их интересов, ценностей, представлений и пр.
Игра – это одно из самых ярких и светлых воспоминаний нашего детства. Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребёнка. В ней дети овладевают навыками, умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребёнка, вне игры нет воспитания личности.
В нашем детском саду немаловажная роль отводится играм с математическим содержанием, их организации и месте в воспитательном процессе.
Дидактические игры активно используются в процессе формирования у детей дошкольного возраста математических представлений. В частности, З.А. Михайлова отмечает, что дидактические игры математического содержания способствуют созданию познавательного интереса, а также его поддержанию и развитию. У детей проявляется интерес к результату игры, который стимулирует их проявлять активность в ходе игры. Выбор дидактических игр во время самостоятельной деятельности также основан на интересе детей к данному виду деятельности. При этом, уточняет Д.В. Менджерицкая, вначале дети проявляют интерес лишь к самой игре, но спустя какое-то время наблюдается повышение интереса к учебному материалу, который заложен в ней. По мнению А.И. Сорокиной, использование дидактических игр будет успешнее при условии их применения в системе, которая должна предполагать вариативность игр и их постепенное усложнение, а также взаимосвязь с другими формами и методами работы по формированию элементарных математических представлений. При выборе дидактических игр необходимо учитывать возрастные особенности детей. Д.В. Менджерицкая считает, что для детей дошкольного возраста больше подходят игры, в которых есть наглядная основа: игры с предметами, настольно-печатные. Эти игры наиболее доступны детям и основаны на непосредственном восприятии. Определяя место дидактической игры в образовательном процессе, А.А. Столяр утверждает, что использование предметных и словесных игр эффективнее осуществлять на занятиях по математике, а настольно-печатные игры он рекомендует применять в свободное от занятий время. М.Н. Перова считает, что наиболее ценными в педагогическом аспекте дидактическими играми являются те, в которых дети проявляют наибольшую самостоятельность. Благодаря этому, воспитанники, ранее нуждающиеся в постоянной помощи, преодолевают неуверенность в собственных знаниях. О самостоятельности в игровом процессе также пишет И.Н. Смолякова: «В старшей группе дошкольники приучаются уже самостоятельно организовывать игры, объединяясь в подгруппы по 2–4 человека, повышаются требования к точности выполнения ими правил и игровых действий». При использовании дидактических игр с математическим содержанием необходимо соблюдать временные рамки (10–20 минут) с целью предотвратить снижение умственной активности детей. М.Н. Перова отмечает, что для эффективной организации игры большое значение имеет правильный темп. Игра должна быть четкой и понятной для всех детей, а результат игры должен быть хорошо представляем всеми участниками. Успешность проведения игры зависит от соблюдения детьми правил, поэтому правила не должны быть многословны, а педагог должен контролировать детей, не делая при этом длинных нравоучений по поводу нарушений правил, поскольку тем самым дети могут потерять интерес к игровой деятельности. Лишь после того, как все дети успешно освоят правила игры, ее можно предлагать в самостоятельной деятельности. М.Н. Перова отмечает, что при проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Автор предлагает индивидуализировать некоторые задания в играх, например, дать ребенку, который испытывает затруднения, посильное задание, тем самым, выполнив его, он почувствует уверенность в себе и будет готов к более сложным заданиям. Для повышения самостоятельности в игровой деятельности можно попросить ребенка объяснить правила игры детям другой группы. Особое внимание необходимо уделить подведению итогов, педагог должен научить детей адекватно принимать любой исход игры. Среди дидактических игр математического содержания, используемых в работе с дошкольниками, преобладают игры, в которых необходимо подбирать карточки парами по сходству (по какому-либо признаку) – «Найди пару», «Наоборот» и т.п.. Достаточно распространенными являются игры на классификацию предметов, например, «Раздели фигуры», «Сделай поровну», «Размести фигуры» и т.д. Часто используются различные вариации игры «Домино», которые охватывают разные области элементарных математических представлений (геометрические фигуры, части суток), а также часто вариации игры «Лото» («Мы считаем», «Математическое лото» и т.д.). В настоящее время дидактические игры применяются в решении задач, относящихся ко всем разделам технологии формирования математических представлений дошкольников: «Количество и счет» («Кто знает, пусть дальше считает», «Спор чисел», «Чья команда быстрее построится», «Сделай поровну», «Путешествие по лесенке» и т.д.), «Величина» («Мосты через реку», «Коврики для котят», «Построй лесенку», «Напои гостей» и т.д.), «Форма» («Засели домики», «Волшебное дерево», «Магазин», «Угадай какая фигура» и т.д.), «Ориентировка в пространстве» («Найди игрушку», «Кто внимательнее», «Составь узор», «Поезд», «Найди свое место», «Опиши картину» и т.д.), «Ориентировка во времени» («Угадай, когда это бывает», «Вчера – сегодня – завтра», «Исправь ошибку», «Времена года», «Верно – неверно», «Дружная неделя», Назови соседей» и т.д.).
Методическая работа в ДОО – это целостная, основанная на достижениях науки и передового опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя ДОО в целом, а, в конечном счёте, – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.
Таким образом, непосредственная цель методической работы в дошкольном учреждении – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказывать реальную помощь педагогам и воспитателям в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков, умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.
Целесообразно выделить две группы организационных форм методической работы – коллективные и индивидуальные. К первым относятся тематические семинары и практикумы, научно-практические конференции, инструктивно-методические совещания, методические объединения, круглые столы, методические выставки, конкурсы методических разработок, творческие микрогруппы педагогов, смотры-конкурсы, конкурсы профессионального мастерства, педагогические чтения и т.д.; ко вторым – индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д.
Основными принципами методического руководства являются: плановость, целенаправленность, систематичность, дифференцированный подход, проверка исполнения, координированность – согласованность в работе с методистом, непрерывность повышения квалификации.
Главными направлениями в работе по совершенствованию математической подготовки детей являются:
· Создание оптимальных условий;
· Осуществление систематического контроля и методической помощи воспитателям возрастных групп;
· Изучение и обобщение лучшего опыта работы по этому разделу;
· Повышение квалификации воспитателей;
· Пропаганда знаний среди родителей;
· Осуществление преемственности в работе детского сада и школы.
Большое внимание в нашем детском саду уделяется созданию педагогических условий, соответствующих нормальной организации работы по обучению детей элементам математики. Эффективность этой работы во многом зависит от наличия в методическом кабинете учебных пособий и методических разработок по данному разделу (литература, освещающая вопросы преемственности детского сада и школы по математике). Это позволяет воспитателям детского сада глубже осознавать требования современной начальной школы к математическому развитию дошкольников, устранять дублирование в содержании обучения, аргументировано использовать дифференциацию обучения.
Надлежащее место в методическом кабинете занимают инструктивные и методические письма по планированию и организации работы с детьми.
Кроме того, в наличии имеется дополнительная методическая литература, которая позволяет педагогам проводить сравнительный анализ разных подходов в решении одной и той же проблемы, даёт возможность проследить развитие методики обучения математике за более или менее длительное время, организовывать индивидуальную работу с детьми вне занятий.
В кабинете имеются печатные методические пособия (статьи из журналов и др.), рукописные (конспекты занятий, планы разработки КВН, викторин и т.п.), электронная методическая копилка (презентации, игры, электронные пособия).
Особое место уделяется созданию и накоплению демонстрационного и раздаточного материала (игрушки, муляжи, геометрические фигуры, картины, таблицы, модели и др.).
Большое значение в математическом развитии детей, особенно старшего дошкольного возраста, приобретают материализованные формы наглядности: схемы, модели, алгоритмы.
Одним из важных направлений в работе по организации математического развития детей и руководству им является планирование. Оно начинается со всестороннего и глубокого анализа этой работы в детском саду.
Управление учебно-воспитательным процессом возможно только в том случае, если методист хорошо знает состояние дел ДОУ, если ему известны возможности педагогов и особенности работы в каждой возрастной группе. С этой целью осуществляется систематический контроль.
Особенностью контроля как функции управления является то, что он предполагает оказание своевременной методической помощи. Он должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.
Формы контроля разнообразны: изучение документации, в том числе характеристик детей (на основе диагностики) и календарных планов, беседы с воспитателями, посещения возрастных групп, проверка наличия и исправности оборудования и т.п. каждый этап контроля заканчивается подведением итогов. Воспитатели должны знать, какие выводы сделаны руководством учреждения, изучавшим работу в течение определённого периода.
Контроль может быть предупредительным, тематическим, фронтальным, сравнительным и обзорным. О своём приходе в группу методист предупреждает воспитателя заранее. Можно сказать ему и о цели посещения. По итогам проверки проводится беседа с воспитателями.
Уделяется особое внимание повышению квалификации профессионального мастерства воспитателей. В связи с этим в исследованиях и передовом педагогическом опыте раскрываются пути обучения методике педагогического анализа и самоанализа. Важное место в этой работе уделяется коллективным просмотрам занятий.
Накануне коллективного просмотра занятия изучаются и обговариваются теоретические вопросы, связанные с проблемой открытого занятия. Для этого предлагается список методической литературы для самостоятельного изучения и дальнейшего обсуждения на совещании. В процессе обсуждения определяются главные идеи и возможности их внедрения в практику работы с детьми.
Открытое занятие, как правило, поручается проводить наиболее опытному воспитателю. Наблюдение за ходом занятия фиксируется каждым присутствующим. Формы записи могут быть разные.
Особое внимание уделяется обсуждению занятия, в котором имеют место самоанализ и коллективный анализ.
С целью изучения и обобщения опыта работы воспитателя широко используются взаимопосещения. Заранее намечается, к кому и с какой целью следует пойти на занятие, как будет использован полученный во время посещения материал. Зачастую материал взаимопосещений используется на педагогических совещаниях, индивидуальных и групповых беседах, консультациях с воспитателями.
Педагогические советы являются постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения методических вопросов. Успех работы педагогического совета зависит от того, насколько грамотно подготовлен вопрос, вынесенный на обсуждение. В подготовке вопросов на педагогический совет принимают участие практически все воспитатели (готовят доклады, содоклады, открытые мероприятия, отчёты с глубоким самоанализом). Большой интерес вызывают педагогические советы, на которых анализируется состояние учебно-воспитательной работы в одной или одновременно нескольких возрастных группах и даётся оценка уровня знаний детей, их умений и навыков в соответствии с требованиями программы. Например, оценка уровня развития познавательной активности детей на занятиях по математике и в повседневной жизни или использование игровых методов и приёмов обучения детей элементам математики и др.
Обсуждая подобные вопросы, обращается внимание педагогов на наиболее ценные приёмы активизации обучения, на имеющиеся недостатки и пути их устранения.
На педагогических советах обсуждаются результаты взаимных посещений групп воспитателями, в процессе которых повышается мастерство и педагогическая культура педагогов.
В плане повышения педагогического мастерства воспитателей важное место занимают коллективные и индивидуальные консультации.
При подготовке к консультации воспитатели заранее оповещаются о теме консультации, готовятся научно обоснованные рекомендации по каждому вопросу, проиллюстрированные примерами из практики детского сада, подбирается методический материал (планы, пособия, фотографии), составляется список литературы с указаниями к её использованию. Значительно повышает эффективность таких мероприятий использование технических средств.
Воспитателям оказывается помощь в обобщении опыта работы в виде докладов, сообщений, методических рекомендаций, статей в методические журналы, осуществляется контроль за учебой воспитателей в методических объединениях, кружках, на семинарах, практикумах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.