Педсовет
«Педагогическое взаимодействие
–
важнейшее условие эффективности образовательного процесса»
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 39
Пос. им. Воровского
Епанчина Ольга Сергеевна
«Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса»
Выступление
Что самое главное для учителя? Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может уметь грамотно и эффективно общаться?
Есть ли что-то более важное и что-то менее важное из выше перечисленного в профессии учителя? Многие и многие учителя хорошо знают свой предмет, умело используют методику преподавания предмета, любят детей, но не испытывают удовлетворения от выполняемой работы. Часто приходится слышать, что причины этой неудовлетворенности в низкой заработной плате учителя. Трудно не согласиться. Но давайте представим, что ситуация меняется магическим образом и мы с вами получаем достойную заработную плату, разве не исчезнут из нашей школьной жизни все мучающие нас проблемы? Можно ли говорить о том, что в количестве получаемых нами денег содержится секрет профессионального мастерства?
Послушайте сказку и уловите в ней намек…
Однажды шел по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, рубившего дерево старым тупым топором. Было ясно, что этот человек работает уже долго и очень устал. К тому же он был раздражен, что дело двигается так медленно.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.
“Не видишь разве, я работаю!” – раздраженно ответил лесоруб.
“Твой топор затупился, и работа стала слишком тяжелой для тебя! – воскликнул мудрец. – Заточи топор и работа пойдет веселее”.
Но не стал слушать его лесоруб.
“Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!” – с нетерпением воскликнул он.
Учитель – представитель профессии, которая относится к системе “человек-человек”, и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности, ему приходится взаимодействовать, общаться с другими людьми. Чем эффективнее учитель умеет это взаимодействие организовать, тем большее удовольствие он получает от результатов и самого процесса труда. Так давайте же постараемся разобраться, какие законы существуют в стране общения, каких правил придерживаются граждане этой страны и попытаемся выстроить модель успешного общения.
«Педагогическое взаимодействие
Педагогическая аксиома гласит: можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет.
Взаимоотношения также важны, как и правила организации урока. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности,
Выделяют несколько уровней педагогического взаимодействия.
Первый уровень - это взаимодействие человека с самим собой От умения личности взаимодействовать с самим собой во многом зависит ее отношения с окружающими людьми. Вот почему очень важно развить у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии.
Второй уровень – это взаимодействие человека с другим. Причем другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнером , а может оказаться человеком, мнение которого не играет существенной роли. Если человек научится относиться к себе как к другому, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя.
Третий уровень _ это взаимодействие личности с определенной системой. Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является общешкольный коллектив.
Профессор Людмила Васильевна Байбородова выделяет следующие типы и стили взаимодействия:
- сотрудничество;
- диалог;
- опека;
- конфронтация;
- соглашение;
- подавление;
- конфликт;
- индифферентность (безразличное отношение к чему- либо).
Стили педагогического общения:
Авторитарный стиль взаимодействия, подавление реализуется с помощью тактики диктата и опеки, противодействие учащихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Попустительский стиль взаимодействия, индифферентность характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результат.
Стиль взаимодействия сотрудничество ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.
Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.
Правила диалогического взаимодействия педагога с обучающимися, родителями, коллегами
Правило первое: хотите быть успешным в общение – присоединяйтесь к собеседнику. Например, вы беседуете с родителями вашего ученика. Начните общение не с прояснения ситуации, а найдите с ним общие точки соприкосновения: “Ваш ребенок такой умница по истории, а вот оценки по физике меня беспокоят”, – и вы получите союзника и соучастника педагогического процесса. Скажи родителю в начале беседы, что учитель - профессионал и родитель должен выполнять рекомендации учителя, и вы получите конфликт.
Правило второе: нас скорее поймут и услышат, если мы заговорим на языке того человека, от которого собираемся получить нужный результат. Eсли ты хочешь быть успешен и хочешь видеть вокруг себя успешных учеников, иногда не забывай простое правило: в класс ты должен идти, будучи готовым произнести “посмотрите, послушайте, почувствуйте”. И дать им такие задания, которые бы позволили одним посмотреть, другим послушать, а третьим, выполнив задание своими руками, почувствовать ту информацию, которая в нем заключена.
Третье правило: в процессе общения не навязывай собеседнику своих интересов, а подстраивайся к его интересам, говори о том, что интересно ему. Необходимо научиться внимательно слушать себя во время говорения и своего партнера в процессе беседы и во время задавать вопросы, уточняющие смысл произносимого.
Надо научиться относиться к другим как к себе, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.