Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса
Оценка 4.7

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса

Оценка 4.7
doc
13.12.2023
Педагогическое взаимодействие  –  важнейшее условие эффективности образовательного процесса
Педагогическое евзаимодействие.doc

Педсовет

 

«Педагогическое взаимодействие

важнейшее условие эффективности образовательного процесса»

 

 

 

 

 

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 39

Пос. им. Воровского

Епанчина Ольга Сергеевна

 

 

 «Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса»

 

 

Выступление   

           Что самое главное для учителя? Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может уметь грамотно и эффективно общаться?

Есть ли что-то более важное и что-то менее важное из выше перечисленного в профессии учителя? Многие и многие учителя хорошо знают свой предмет, умело используют методику преподавания предмета, любят детей, но не испытывают удовлетворения от выполняемой работы. Часто приходится слышать, что причины этой неудовлетворенности в низкой заработной плате учителя. Трудно не согласиться. Но давайте представим, что ситуация меняется магическим образом и мы с вами получаем достойную заработную плату, разве не исчезнут из нашей школьной жизни все мучающие нас проблемы? Можно ли говорить о том, что в количестве получаемых нами денег содержится секрет профессионального мастерства?

Послушайте сказку и уловите в ней намек…

Однажды шел по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, рубившего дерево старым тупым топором. Было ясно, что этот человек работает уже долго и очень устал. К тому же он был раздражен, что дело двигается так медленно.

“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.

“Не видишь разве, я работаю!” – раздраженно ответил лесоруб.

“Твой топор затупился, и работа стала слишком тяжелой для тебя! – воскликнул мудрец. – Заточи топор и работа пойдет веселее”.

Но не стал слушать его лесоруб.

“Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!” – с нетерпением воскликнул он.

Учитель – представитель профессии, которая относится к системе “человек-человек”, и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности, ему приходится взаимодействовать, общаться с другими людьми. Чем эффективнее учитель умеет это взаимодействие организовать, тем большее удовольствие он получает от результатов и самого процесса труда. Так давайте же постараемся разобраться, какие законы существуют в стране общения, каких правил придерживаются граждане этой страны и попытаемся выстроить модель успешного общения.

 

 «Педагогическое взаимодействие

Педагогическая аксиома гласит: можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений  между  учителем и учениками, результатов образования не будет.

       Взаимоотношения также важны, как и правила   организации урока. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности,

Выделяют несколько уровней  педагогического взаимодействия.

          Первый уровень - это взаимодействие человека с самим собой  От умения  личности взаимодействовать с самим собой во многом зависит ее отношения с окружающими людьми. Вот почему очень важно развить у детей  и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии.

        Второй уровень – это  взаимодействие человека с  другим. Причем другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой   личностью, равноправным партнером , а может оказаться человеком, мнение которого не играет существенной роли. Если человек научится относиться к себе как к другому, то  следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя.

         Третий уровень _ это взаимодействие личности с определенной системой. Человек, находящийся в школе,  вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является общешкольный коллектив.

 

Профессор Людмила  Васильевна  Байбородова  выделяет следующие типы  и стили взаимодействия:

- сотрудничество;

- диалог;

- опека;

- конфронтация;

- соглашение;

- подавление;

- конфликт;

- индифферентность (безразличное отношение к чему- либо).

 

Стили педагогического общения:

Авторитарный стиль взаимодействия, подавление реализуется с помощью тактики диктата и опеки, противодействие учащихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Попустительский стиль взаимодействия, индифферентность характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результат.

Стиль  взаимодействия сотрудничество ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

 

 

Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.

 

 

Правила диалогического взаимодействия педагога с обучающимися, родителями, коллегами

         Правило первое: хотите быть успешным в общение – присоединяйтесь к собеседнику. Например, вы беседуете с родителями вашего ученика. Начните общение не с прояснения ситуации, а найдите с ним общие точки соприкосновения: “Ваш ребенок такой умница по истории, а вот оценки по физике меня беспокоят”, – и вы получите союзника и соучастника педагогического процесса. Скажи родителю в начале беседы, что учитель - профессионал и родитель должен выполнять рекомендации учителя, и вы получите конфликт.

         Правило второе: нас скорее поймут и услышат, если мы заговорим на языке того человека, от которого собираемся получить нужный результат. Eсли ты хочешь быть успешен и хочешь видеть вокруг себя успешных учеников, иногда не забывай простое правило: в класс ты должен идти, будучи готовым произнести “посмотрите, послушайте, почувствуйте”. И дать им такие задания, которые бы позволили одним посмотреть, другим послушать, а третьим, выполнив задание своими руками, почувствовать ту информацию, которая в нем заключена.

         Третье правило: в процессе общения не навязывай собеседнику своих интересов, а подстраивайся к его интересам, говори о том, что интересно ему. Необходимо научиться внимательно слушать себя во время говорения и своего партнера в процессе беседы и во время задавать вопросы, уточняющие смысл произносимого.

Надо научиться относиться к другим как к себе, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя.


Педсовет «Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса»

Педсовет «Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса»

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса»

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса»

Учитель – представитель профессии, которая относится к системе “человек-человек”, и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности, ему приходится взаимодействовать, общаться с…

Учитель – представитель профессии, которая относится к системе “человек-человек”, и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности, ему приходится взаимодействовать, общаться с…

Профессор Людмила Васильевна

Профессор Людмила Васильевна

П едагогическое общение – это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности

П едагогическое общение – это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2023