Материал предназначен для педагогов, родителей, преподавателей психологии в колледжах и институтах.
В данном материале представлен подробное описание видов педагогического общения, так же описаны его функции, с примерами, психологические барьеры. Советы как избегать конфликтных ситуации с детьми, как преодолевать психологические барьеры.
Педагогическое общение и его функции.rtf
Педагогическое общение и его функции
В соответствии с центральным назначением педагогического
воздействия общение выполняет три функции.
Первая функция — "открытие" ребенка на общение — призвана, с
одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в
школе,
В состоянии
во время внеклассного мероприятия.
психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, смелее
проявляют себя, не боятся показаться смешными или попасть в немилость
к учителю. С другой стороны, без реализации этой функции не удается
выявить отношение ребенка, и педагог вынужден довольствоваться лишь
его поведенческими реакциями,
которые, как известно, могут
определяться и диктоваться скрытыми мотивами. Например, внешне
благополучные взаимоотношения учителя и ученика могут иметь в своей
основе заискивание и желание понравиться со стороны последнего, но могут
определяться действительным уважением личности и авторитетом
педагога. Знание истинного отношения ребенка помогает воспитателю
планировать дальнейшую совместную работу с ним по освоению социально
культурных ценностей.
Вторая функция — "соучастие" ребенку в педагогическом общении
— обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с
детьми. В зависимости от возраста ребенок посещает первый, второй,
третий...
В соответствии со школьным
одиннадцатый классы.
расписанием он приходит на урок один, два, три раза в неделю. На уроке
ученик осваивает тот учебный материал и включается в те формы работы,
которые ему предлагает преподаватель. Он как бы "навязывает" ребенку
общение, которое время от времени ставит его в затруднительное положение
потому, что оно оказывается нехарактерным, несвойственным ему. Реализуя
1 соучастие в адрес ребенка, педагог помогает ему справиться с теми
трудностями, которые встречаются на его пути восхождения к культуре
человечества.
Третья функция — "возвышение" ребенка в педагогическом
общении— понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование
ценностных новообразований. Даже среди необразованных в педагогическом
смысле родителей не найти таких, которые бы не пользовались возвышением в
общении со своими детьми: вот малыш сделал первый робкий даже не шаг, а
шажок в своей жизни, а ему говорят: "Молодец! Ты уже научился ходить!.."
Ребенок написал первое слово, им восхищаются: "Как здорово у тебя
получилось!.." Девочка в первый раз испекла блины — вся семья в восторге,
ей говорят: "Таких вкусных блинов мы в жизни не ели".
Разве можно представить себе педагога, который бы не возвышал на
своих уроках детей, и особенно тех, которым этот предмет дается труднее,
чем остальным? Теоретически — нет! Практически — да!!! В одиннадцатом
классе идет урок по философии жизни. Преподавателю класс незнаком,
поэтому он использует визитки, чтобы называть всех по именам. Ученица с
болью говорит: "А знаете, меня первый раз на уроке назвали по имени, а не по
фамилии!" Спросим себя: как же жилось ей в школе? Что пережила и
простила педагогам эта хрупкая девочка?
А задумываемся ли мы, почему первоклассники, такие нарядные,
жизнерадостные и веселые первого сентября, уже через месяц не хотят идти
в школу? Не потому ли, что не реализуются эти три функции в
педагогическом общении с детьми?
Функция открытия ребенка на общение практически воплощается с
помощью разнообразных операций, многие из которых сугубо индивидуальны,
и их простое перечисление оказалось бы задачей, пожалуй, непосильной,
поэтому назовем лишь некоторые.
2 1. Выбор пластической позы. Пластический язык человека
сравнительно недавно стал изучаться педагогами, но, как показывает
практика, именно этот вопрос вызывает наиболее оживленный интерес.
Внедрение пластического языка в вузовское обучение учителя началось с
экспериментальных курсов по педагогической технике, актерскому и
педагогическому мастерству, а также с введения интенсивных курсов обучения
иностранному языку.
Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество
информации, не требующей специальной расшифровки, она легко
прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным
языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55 до 80%
информации, в то время как вербальными средствами — от 20 до 40%,
причем большая часть здесь принадлежит тону, интонации, экспрессии.
Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на
настроение и самочувствие, поэтому поза учителя на уроке создает для
учеников либо комфорт, либо дискомфорт и тем самым способствует или
препятствует их "открытию" на общение. Допустим, преподаватель находится
в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на
край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне "сжимаются", опускают
глаза, боясь взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между
ними не будет. Более того, характер и стиль общения, избираемый человеком,
во многом обусловлен позой, которую он принимает в этот момент: если в
качестве эксперимента предложить учителю, находящемуся в "позе льва",
сказать несколько комплиментов учащимся, то это задание вызовет у него
определенное затруднение, но если ему все же удастся произнести их, в его
голосе обязательно проявятся неискренность, сарказм или какието другие
интонации, снижающие доверие слушателей.
Оптимальный пластический образ учителя на уроке выглядит примерно
так:
3 — открытая поза;
— руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях;
— ладони время от времени разворачиваются к аудитории;
— пластика плавная, мелодичная;
—преобладание психологических жестов над описательными;
—для привлечения внимания слушателей производится несколько шагов
от стола к аудитории, и наоборот, для ослабления внимания — несколько шагов
назад.
2. Подача информации с позиции "Мы". Реализация этой операции
становится возможной при устранении трех барьеров: физического,
социального и терминологического.
Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного
пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров.
Каждый человек избирательно регулирует присутствие в этом пространстве
других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и
привязанностей (за исключением тех случаев, когда у него нет выбора или
когда этот вопрос заранее решен и закреплен как норма, например,
расположение учеников за одной партой, "притертость" пассажиров в
транспорте в часы "пик" и т.п.). В противном же случае чрезмерная физическая
близость воспринимается как вызов, как посягательство на личные интересы и
действует либо раздражающе, либо подавляюще. Барьер физического порядка
возникает и тогда, когда над сидящим человеком нависает фигура другого,
занимающего более выгодную в физическом плане позицию, или когда один из
них самовольно прибегает к тактильному контакту.
Социальный барьер общения лучше всего удается проиллюстрировать
известным во всем мире "тюремным экспериментом". Группа студентов по
желанию была разделена на "тюремщиков" и "заключенных". "Тюремщики"
приходили на дежурство и поочередно сменяли друг друга, "заключенные" же
постоянно находились в камере. Через несколько дней после начала
4 эксперимента "заключенные" предприняли попытку бунта, "тюремщики" его
подавили, а зачинщиков развели по отдельным камерам. Затем события стали
развиваться следующим образом: "тюремщики", осознав свою силу, власть и
ролевые возможности, стали смелее и активнее использовать их при
выполнении профессиональных обязанностей, что не замедлило сказаться на
психическом состоянии и физическом самочувствии "заключенных".
Эксперимент был прекращен, так как его продолжение грозило серьезными
последствиями и для тех, и для других. В итоге было выявлено, что социальная
роль, которую человек принимает на себя самостоятельно или под
воздействием окружающих людей, определяет стиль и характер его
взаимодействия с другими субъектами.
Те же закономерности действуют и в школе. Если учитель занимает
позицию, выражаемую словами: "Не мешайте мне работать...", — то его
социальная роль становится непреодолимым барьером в общении с
учениками.
Третий барьер —
терминологический.
Причина его кроется в
чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных
научных терминов и слов иностранного происхождения, значения которых
подчас непонятны ему самому. Это создает для детей препятствие в
общении, так как они спонтанно, сравнивая свою лексику с лексикой
учителя, делают выводы о скудости и неразвитости своей речи. В
результате этого дети зажимаются, не желая выставлять себя в
неприглядном виде.
Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность
выстраивать общение с позиции "Мы": "Мы приступаем к изучению новой
темы...", "Нам необходимо еще раз вернуться к вопросу...", "Настало время
проверить наши силы..." и т.д. Использование этой операции способствует
"открытию" детей на общение.
3. Установление личного контакта. Личный контакт может
5 устанавливаться разными способами:
—вербально,
—визуально,
—тактильно.
Вербальный контакт осуществляется посредством слов. Это может
безличное обращение
быть обращение к человеку по имени,
("Пожалуйста...", "Будь любезен..."), просьба и т.п. К этому виду контакта
тяготеют так называемые аудиалы, люди с доминирующим развитием
слухового восприятия.
Визуальный контакт — это контакт глаз: человек взглядом передает
свое настроение, свою симпатию и свое требование. Не случайно в начале
урока преподаватель просит детей подняться для приветствия. В этот
момент их глаза находятся примерно на одном уровне, что способствует
визуальному общению.
Тактильный контакт производится через прикосновение и является
наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации. К этому виду
связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего
школьного возраста, а также взрослые люди, называемые кинестетиками. В
школе кинестетики выявляются очень рано: со звонком на перемену они
стремятся как можно ближе подойти к любимой учительнице, чтобы физически
ощутить близость в результате непосредственного прикосновения к ней,
дотронуться до ее стола или вещей (опосредованный тактильный контакт).
С профессиональной точки зрения, педагогу необходимо владеть всеми
видами установления личного контакта, так как среди детей одного класса
обязательно будут и визуалы, и аудиалы, и кинестетики, и с каждым из них он
должен суметь выйти на личное общение, чтобы ребенок смог "открыться".
Функция "соучастие" ребенку в процессе общения с ним имеет свои
частные технологические операции.
6 1. Демонстрация расположенности. Это пластикомимическое
выражение симпатии собеседнику с целью создания для него благоприятной
Только в таких
атмосферы и комфортного психологического климата.
условиях психологической, социальной и этической защищенности люди, и
дети в том числе, способны раскрыть свои возможности, проявить творчество и
находчивость в новом, нехарактерном для них виде деятельности и добиться
достаточно высокого результата.
По собственным эмоциональным затратам человека эта операция
необычайно экономична, и даже более того: ее реализация улучшает
самочувствие того, кто ее производит. Этот парадоксальный результат
обусловлен психологическим эффектом "отзеркаливания": демонстрируя
свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, влияя
на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же
реакцию, которая силивает его положительные эмоциональные переживания. В
итоге от реализации этой операции выигрывают все. И напротив, когда облик
выражает скорбь, угрюмость, окружающим становится не до веселья, их лица
приобретают унылые выражения, речь изменяется интонационно.
Представим себе на секунду состояние школьников, взирающих на
разъяренного, кричащего учителя. А ведь им находиться в классе под его гнетом
сорок пять минут, в течение которых у них не будет возможности
"разрядиться", "снять" свое психическое напряжение. Такую возможность
они получат лишь на перемене, и то если за ними не будет в это время
наблюдать зоркое око дежурного учителя. Шум школьной перемены, так
изумляющий родителей, попавших в это время в школу, и такой привычный для
педагогов, мог бы стать своеобразным диагностирующим средством качества
уроков. Но вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если
опять все повторится?.. Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и
завтра с ним нужно будет работать не педагогу, а психотерапевту.
Демонстрация расположенности исключает такое положение,
7 способствуя творческой активности и детей, и учителя, укрепляя их
психическое здоровье.
2. Проявление интереса. В непосредственном общении эта операция
проявляется в двух умениях — умении слышать и умении задавать вопросы.
Как это ни странно, но именно эти два профессионально значимые умения
слабо развиты у педагога.
Задавать вопросы — не означает спрашивать материал параграфа или
домашнее задание, так как это будут вопросы репродуктивного характера,
предполагающие в качестве ответа достаточно конкретное и определенное
содержание. Умение задавать вопросы выявляется в процессе свободного,
ненормированного, импровизированного общения, когда собеседники,
обмениваясь информацией по избранной теме разговора и демонстрируя свой
интерес, обращаются друг к другу, надеясь услышать чтото новое по
обсуждаемой проблеме. Бывает, что эти вопросы не учитывают ранее
высказанных суждений, дублируют их, потому что субъекты общения
стремятся только к одному — подчеркнуть свою значимость и
компетентность в этом разговоре. Как правило, отношения между ними
обостряются, и время от времени звучат реплики типа: "Я же об этом и
говорю,..", "А что я тебе сказал только что?.."
Умение задавать вопросы основывается на умении слышать — не
слушать или делать вид, что слушаешь, а именно слышать информацию,
обнаруживать и осознавать смысл, отношение, подтекст, юмор и т.д. В ходе
занятий по педагогической технологии можно даже провести специальное
упражнение несколько юмористического характера, направленное на
выявление умения слышать: преподаватель рассказывает небольшую
историю, которую затем три статиста пересказывают поочередно друг
другу. Несмотря на то, что перед началом эксперимента их предупреждают
о необходимости быть очень внимательными и не искажать смысл, именно
идентичность и точность пересказа вызывает наибольшее практическое
8 затруднение.
Для педагога услышать ребенка — это не только и не столько
воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его
переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости,
восторга и восхищения. Задать вопрос — это еще раз уточнить: "Правильно ли
я тебя понял?" От этих двух умений зависит своевременность педагогической
помощи ребенку как частного проявления соучастия к нему.
3. Оказание помощи. Данная операция напрямую реализует функцию,
к которой относится. Действительно, принимая участие в судьбе человека, мы
помогаем ему, оказывая разнообразные услуги. Мера нашего участия
определяется различными факторами, такими, как степень родства,
формальность или душевность отношений, продолжительность знакомства,
самочувствие и т.д. Окончательно решить, принять или отвергнуть помощь,
должен всегда тот человек, которому она предлагается. Исходя из этого,
момент обращения и фраза в ее лексическом, содержательном и
интонационном аспектах должны быть тщательно продуманы.
Парадигмы, которые можно использовать, чтобы предложить человеку
помощь, разнообразны по форме и степени психологического восприятия.
Назовем их:
—"Давай помогу...";
—"Позволь мне тебе помочь...";
—"Мне бы так хотелось тебе помочь...";
—"Я был бы счастлив тебе помочь..."
Знание разнообразных парадигм облегчает педагогу выбор конкретного
варианта прикосновения к ребенку в соответствии с особенностями ситуации и
психическим состоянием детей. Этим же формам обращения следует научить
и детей, чтобы их взаимодействие друг с другом осуществлялось на высоком
уровне культуры.
Заметим, что владение парадигмами не исчерпывает содержания и
9 смысла самой операции, а лишь облегчает ее реализацию, выстраивая путь и
направление воздействия. Операция считается осуществленной только тогда,
когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется
советами и рекомендациями, которые тоже должны присутствовать в работе с
детьми, но без реальной, ощутимой помощи у школьников будет
формироваться демагогическое отношение к людям.
Функция "возвышения" ребенка в педагогическом общении так же, как и
первые две, раскрывается через последовательное воплощение операций, из
которых здесь будут представлены три, имеющие наиболее общий характер.
1. Принятие ребенка как данности. Безусловно, большую помощь в
реализации этой операции могут оказать разнообразные психологические
методики исследования личности, хотя, вероятно, школьному учителю для
получения информации об ученике достаточно будет педагогических методик.
Создав в своем воображении реальную "картинку" школьника, педагог,
как и врач, устанавливает диагноз, но только не болезни, а уровня развития и
так как
воспитанности.
"Диагноз" имеет колоссальное
значение,
характеризует данность, с которой педагог вступает в общение. Он же
определяет характер и ход взаимодействия с ребенком, как диагноз врача —
процесс лечения.
Назначая больному лекарства, медики ориентируются на работу
здоровых органов, которые компенсируют функционирование ослабленных, и
прилагают все усилия к тому, чтобы не навредить организму. Педагог,
реализующий операцию "принятие ребенка как данности", опирается на
положительные тенденции в развитии личности и имеющиеся позитивные
качества. Стимулирование учителем этих позитивных образований
осуществляется через оглашение достоинств ребенка, его успехов на пути
продвижения к перспективной цели. Оглашение же негативных качеств
ребенка и постоянное напоминание ему о его неудачах равносильно тому, что
10 врач делает ставку в своем лечении только на работу больного органа, забывая
обо всем остальном организме.
2. Просьба о помощи. В целях создания положительной репутации
ученику, повышения его самооценки, чтобы ребенок поверил в себя, свои
силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем
самым действительно "возвышает" его. Непременными условиями здесь
выступают три положения: вопервых, помощь, о которой просят ребенка,
должна быть посильной для него; вовторых, эта помощь должна реально
осуществляться; втретьих, форма обращения должна быть этически
Для этого могут быть использованы следующие фразы:
выдержанной.
"Помоги..."; "Помоги, пожалуйста..."; "Не мог бы ты мне помочь..."; "Я был бы
счастлив, если бы у меня тоже было..."
После того, как помощь оказана, следует выразить благодарность
школьнику за участие, которое он принял в судьбе другого человека, за то
облегчение, которое он доставил своими усилиями.
3. Поддержание оптимистического рубежа. Французы шутят, что
оптимизм — это отсутствие информации. Возможно, какаято доля истины в
этом присутствует, но для сторонника осознанного продвижения человека
вперед по жизни данный афоризм воспринимается только как шутка.
Оптимизм — это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера не
бездоказательная, а основанная на логике, факте, осознании закономерностей
развития.
Без такого оптимизма человек обрекает себя на постоянные мучительные
скитания от одной случайности к другой, от одного происшествия к другому.
Отсутствие оптимизма — это не только унылое существование. Это
положение, при котором человек не имеет, не видит, не осознает цели и
перспектив своей жизни, своего развития. Понимание противоречия между
тем, что он представляет собой в данный момент, и перспективным
11 достижением исключает из его жизни пессимизм, заставляет действовать в
соответствии с намеченными устремлениями, а значит, и развивает.
То же относится к школе, к взаимодействию учителя с ребенком. Школа,
лишенная оптимизма, деградирует и умирает. Преподаватель, не видящий
перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не
сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся
при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности
("Зачем, вообще говоря, чтото делать, если мы еще такие маленькие?") и
развития.
Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция
"возвышает" ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся
такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать
сложности.
12 Список литературы:
1.
2.
Зимбардо Ф. Застенчивость. М., – 1991г.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., – 2001г.
3. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические
методики. М., – 1992г.
13
Педагогическое общение и его функции
Педагогическое общение и его функции
Педагогическое общение и его функции
Педагогическое общение и его функции
Педагогическое общение и его функции
Педагогическое общение и его функции
Педагогическое общение и его функции
Педагогическое общение и его функции
Педагогическое общение и его функции
Педагогическое общение и его функции
Педагогическое общение и его функции
Педагогическое общение и его функции
Педагогическое общение и его функции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.