Педагогика сотрудничества как условие формирования творческой, социально активной личности
Оценка 4.6

Педагогика сотрудничества как условие формирования творческой, социально активной личности

Оценка 4.6
docx
18.11.2023
Педагогика сотрудничества как условие формирования творческой, социально активной личности
самостоятельная.docx

Самостоятельная работа над учебным лингвистическим текстом как условие развития познавательной деятельности обучающихся.

         Большое значение придаю умению учащихся самостоятельно работать над учебным лингвистическим текстом.

Все мы, учителя русского языка, часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда ученики, без затруднения воспроизводящие то или иное правило, не могут затем применить его на практике. Происходит это потому, что у школьников не сформированы необходимые приемы работы с учебным лингвистическим текстом. Обычно учащиеся тратят минимальные усилия при заучивании: многократно повторяют предназначенный для запоминания материал и пытаются его  воспроизвести. Как только это им удается, прекращают дальнейшие занятия.

Выученное таким способом очень скоро забывается, так как для ребят остаются скрытыми многое вопросы (и, конечно, ответы на них), которые должны возникать при внимательном прочтении текста учебника. Поэтому считаю необходимым научить ребенка рациональным приемам самостоятельной работы с учебником.  Учу как традиционным, так и нетрадиционным приёмам работы с учебными текстами. К традиционным относятся такие виды работ:

1.       составление простого и сложного планов,

2.       написание опорных конспектов,

3.       ответы на вопросы, составленные учителем,

4.       постановка вопросов самими учащимися.

Чтобы сформировать приемы учебно-исследовательской деятельности учащихся, использую часто такой вид работы с учебным текстом, как развертывание и свёртывание лингвистической информации до ключевых слов.

Примеры заданий с целью развернуть информацию:

1)      Укажите по таблице общие признаки  имен прилагательных и причастий. Проверьте по учебнику. Приготовьте развернутый ответ.

2)      Определите, чем различаются причастия и глаголы. Проверьте по учебнику. Приготовьте развернутый ответ.

3)      Используя таблицу, сформулируйте самостоятельно определение имени прилагательного как части речи, уточните формулировку по учебнику.

Важным этапом усвоения теоретических сведений является свертывание лингвистической информации, создание учащимися под руководством учителя обобщающихся схем, блоков-схем. Это  позволяет вести изучение теоретического материала более компактно, определять место нового материала в системе языка и высвобождать время для формирования практических умений и развития речи учащихся. К примеру, объединяю в одно правило

 правописание  с  НЕ глаголов и деепричастий,

 правописание с НЕ существительных, прилагательных и наречий на  -о, -е,

правописание О и Ё после шипящих в суффиксе и окончании прилагательных и существительных и т.д.

Составление блоков-схем можно проводить по разным темам:

«Имя существительное как часть речи»,

«Знаки препинания в предложениях с однородными членами»,

«Правописание НЕ с различными частями речи» и т.д. Нельзя не отметить ещё одно преимущество применения обобщающих схем и блоков-схем. Они помогают выявить связи языковых единиц.

 Как я использую опорную схему-таблицу на уроке?

С целью более эффективного закрепления материала предлагаю детям составить обобщающую таблицу или схему, например: 8 кл-   «Виды связи слов в словосочетании», «Односоставные предложения» и др.

Заключительный этап урока - работа по схеме. Проверив качество выполнения упражнений, обобщаю материал с помощью опорной схемы. Естественно, что не все учащиеся сразу запоминают услышанное, поэтому я повторяю ключевые моменты ещё раз. После чего схема убирается, и ребята воспроизводят её по памяти. Затем одному из учащихся даётся задание воспроизвести схему самостоятельно на доске, другому – рассказать по ней изученный на уроке материал. Класс в это время внимательно слушает ответ и готовит рецензию на него. Вариантов работы с опорными схемами – таблицами, конспектами, блоками –схемами много. Представленный мною вариант позволяет работать сразу в двух направлениях: над свертыванием и развертыванием информации.

Итак, практика работы подтверждает эффективность использования приёмов самостоятельной работы над учебным лингвистическим текстом  для развития познавательной активности учащихся, формирования у них умений анализировать факты языка, использовать теорию при выполнении практических заданий, систематизировать изученное и логично строить высказывание на лингвистическую тему.

 

 


 

Самостоятельная работа над учебным лингвистическим текстом как условие развития познавательной деятельности обучающихся

Самостоятельная работа над учебным лингвистическим текстом как условие развития познавательной деятельности обучающихся

Правописание НЕ с различными частями речи» и т

Правописание НЕ с различными частями речи» и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2023