Педагогика сотрудничества как условие формирования творческой, социально активной личности
Оценка 4.6

Педагогика сотрудничества как условие формирования творческой, социально активной личности

Оценка 4.6
docx
18.11.2023
Педагогика сотрудничества как условие формирования творческой, социально активной личности
сотрудничество.docx

    Педагогика сотрудничества как условие формирования творческой, социально активной личности.

      Каким быть уроку? Конкретно каждому и всем вместе? Вопросы всегда актуальные, а сейчас, видимо, особенно: школа должна формировать творческую, социально активную личность. А это значит, что на уроке нет места пассивности со стороны ребенка, он со-трудник учителя. Учитель и ученик _ -  участники совместного творческого процесса  познания, который должен приносить удовлетворение от занятий и радость от общения друг с другом. Приемы «бесконфликтной педагогики», или педагогики сотрудничества, всё шире используются учителями. В их основе лежит перераспределение функций   между учителем и учащимися, сочетание индивидуальной, групповой  и коллективной деятельности, оказание учителем или товарищем необходимой помощи каждому нуждающемуся в ней школьнику. Это сотрудничество  помогает преодолеть различные трудности в обучении: способствует снятию напряжения, усталости, активизирует умственную деятельность, укрепляет веру ребенка в свои силы, поддерживает постоянно углубляющийся познавательный интерес.

       Такие формы учебного сотрудничества: ученик-ученик, учитель-класс, «учитель» - учитель, «учитель» - ученики, учитель – ученики – требуют и определенных форм работы. Поэтому часто использую следующие формы работы : взаимоопрос,  взаимодиктанты,  самодиктанты, самостоятельное выполнение упражнений с последующей взаимопроверкой или самопроверкой. На уроке использую деловые игры: «Эксперт», «Корректор».

Расскажу о том, как мы «играем в учителя».

  1 Вариант.  Класс делится на четыре группы,  в каждой выбирается «учитель». Даются задания микроклассам. Допустим:  образовать от неопределенной формы глаголов гореть, уважать, рисовать действительные причастия и деепричастия несовершенного вида.  «Учитель» должен обозначить общую цель, выработать алгоритм действий в результате диалога,  разделить обязанности («генераторы идей», исполнители – операторы, критики),  организовать сотрудничество и взаимопомощь, самоконтроль и взаимоконтроль, а также учесть интересы коллектива и каждой личности в нем. Включившись в ту или другую группу, преподаватель учит приемам совместной работы тех учеников, которые не овладели ещё  способами совместной деятельности.

    2 Вариант.  Для опроса по какой- либо теме выбирается «учитель». Он проводит фронтальную беседу, самостоятельно продумывая её план и формулируя вопросы, задания; оценивая ответы детей, комментируя оценки.

     3  Вариант.  Учащимся первой группы (сильным ученикам) дается задание: составить диктант или тренировочное упражнение по определенной теме. Затем из учеников  первой группы выбирается «учитель», который самостоятельно проводит и проверяет данный вид работы.

      4 Вариант.  «Учитель» работает с одним слабым учеником. Допустим, помогает выполнять работу над ошибками.

      5 Вариант. Работа в паре  ученик- ученик  дома и на уроке. Вот, например, как  проходит работа по таблице «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными, существительными, наречиями». Учитель предлагает одному ученику группы придумать вопросы по материалу левой части таблицы, а другому – по правой части. Далее ребята готовятся к диалогу – сотрудничеству. Весь класс может участвовать в беседе или рецензировать и оценивать ответы каждого учащегося. Если не все вопросы заданы или предложен неверный, неполный ответ, учитель просит класс выручить своих товарищей. Затем участники меняются ролями: первый ученик отвечает на вопросы  второго. Главная задача в работе пары заключается в том, что каждый её участник  обязан обучать другого тому, чем владеет лучше своего товарища.

    Итак,   личностно – ролевая форма организации обучения  обеспечивает развитие самостоятельности, которая осуществляется при выполнении учениками функций учителя. Самостоятельность как свойство личности определяется такими умениями: планировать деятельность, распределять обязанности, выбирать приемы, выдвигать гипотезы, проверять правильность решения, применять усвоенные знания на практике, осуществлять контроль, пользоваться оценкой, видеть перспективы в изучении лингвистического материала. Нельзя не признать тот факт, что это и есть те умения, которые характерны творческой, социально активной личности.


 

Педагогика сотрудничества как условие формирования творческой, социально активной личности

Педагогика сотрудничества как условие формирования творческой, социально активной личности

Если не все вопросы заданы или предложен неверный, неполный ответ, учитель просит класс выручить своих товарищей

Если не все вопросы заданы или предложен неверный, неполный ответ, учитель просит класс выручить своих товарищей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2023