Педагогика сотрудничества как условие формирования творческой, социально активной личности.
Каким быть уроку? Конкретно каждому и всем вместе? Вопросы всегда актуальные, а сейчас, видимо, особенно: школа должна формировать творческую, социально активную личность. А это значит, что на уроке нет места пассивности со стороны ребенка, он со-трудник учителя. Учитель и ученик _ - участники совместного творческого процесса познания, который должен приносить удовлетворение от занятий и радость от общения друг с другом. Приемы «бесконфликтной педагогики», или педагогики сотрудничества, всё шире используются учителями. В их основе лежит перераспределение функций между учителем и учащимися, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, оказание учителем или товарищем необходимой помощи каждому нуждающемуся в ней школьнику. Это сотрудничество помогает преодолеть различные трудности в обучении: способствует снятию напряжения, усталости, активизирует умственную деятельность, укрепляет веру ребенка в свои силы, поддерживает постоянно углубляющийся познавательный интерес.
Такие формы учебного сотрудничества: ученик-ученик, учитель-класс, «учитель» - учитель, «учитель» - ученики, учитель – ученики – требуют и определенных форм работы. Поэтому часто использую следующие формы работы : взаимоопрос, взаимодиктанты, самодиктанты, самостоятельное выполнение упражнений с последующей взаимопроверкой или самопроверкой. На уроке использую деловые игры: «Эксперт», «Корректор».
Расскажу о том, как мы «играем в учителя».
1 Вариант. Класс делится на четыре группы, в каждой выбирается «учитель». Даются задания микроклассам. Допустим: образовать от неопределенной формы глаголов гореть, уважать, рисовать действительные причастия и деепричастия несовершенного вида. «Учитель» должен обозначить общую цель, выработать алгоритм действий в результате диалога, разделить обязанности («генераторы идей», исполнители – операторы, критики), организовать сотрудничество и взаимопомощь, самоконтроль и взаимоконтроль, а также учесть интересы коллектива и каждой личности в нем. Включившись в ту или другую группу, преподаватель учит приемам совместной работы тех учеников, которые не овладели ещё способами совместной деятельности.
2 Вариант. Для опроса по какой- либо теме выбирается «учитель». Он проводит фронтальную беседу, самостоятельно продумывая её план и формулируя вопросы, задания; оценивая ответы детей, комментируя оценки.
3 Вариант. Учащимся первой группы (сильным ученикам) дается задание: составить диктант или тренировочное упражнение по определенной теме. Затем из учеников первой группы выбирается «учитель», который самостоятельно проводит и проверяет данный вид работы.
4 Вариант. «Учитель» работает с одним слабым учеником. Допустим, помогает выполнять работу над ошибками.
5 Вариант. Работа в паре ученик- ученик дома и на уроке. Вот, например, как проходит работа по таблице «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными, существительными, наречиями». Учитель предлагает одному ученику группы придумать вопросы по материалу левой части таблицы, а другому – по правой части. Далее ребята готовятся к диалогу – сотрудничеству. Весь класс может участвовать в беседе или рецензировать и оценивать ответы каждого учащегося. Если не все вопросы заданы или предложен неверный, неполный ответ, учитель просит класс выручить своих товарищей. Затем участники меняются ролями: первый ученик отвечает на вопросы второго. Главная задача в работе пары заключается в том, что каждый её участник обязан обучать другого тому, чем владеет лучше своего товарища.
Итак, личностно – ролевая форма организации обучения обеспечивает развитие самостоятельности, которая осуществляется при выполнении учениками функций учителя. Самостоятельность как свойство личности определяется такими умениями: планировать деятельность, распределять обязанности, выбирать приемы, выдвигать гипотезы, проверять правильность решения, применять усвоенные знания на практике, осуществлять контроль, пользоваться оценкой, видеть перспективы в изучении лингвистического материала. Нельзя не признать тот факт, что это и есть те умения, которые характерны творческой, социально активной личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.