«Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса»
Что самое главное для учителя? Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может уметь грамотно и эффективно общаться?
Есть ли что-то более важное и что-то менее важное из выше перечисленного в профессии учителя? Многие учителя хорошо знают свой предмет, умело используют методику преподавания предмета, любят детей, но не испытывают удовлетворения от выполняемой работы. Часто приходится слышать, что причины этой неудовлетворенности в низкой заработной плате учителя. Трудно не согласиться. Но давайте представим, что ситуация меняется магическим образом и мы с вами получаем достойную заработную плату, разве не исчезнут из нашей школьной жизни все мучающие нас проблемы? Можно ли говорить о том, что в количестве получаемых нами денег содержится секрет профессионального мастерства?
Послушайте сказку и уловите в ней намек…
Однажды шел по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, рубившего дерево старым тупым топором. Было ясно, что этот человек работает уже долго и очень устал. К тому же он был раздражен, что дело двигается так медленно.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.
“Не видишь разве, я работаю!” – раздраженно ответил лесоруб.
“Твой топор затупился, и работа стала слишком тяжелой для тебя! – воскликнул мудрец. – Заточи топор и работа пойдет веселее”.
Но не стал слушать его лесоруб.
“Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!” – с нетерпением воскликнул он.
Учитель – представитель профессии, которая относится к системе “человек-человек”, и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности, ему приходится взаимодействовать, общаться с другими людьми. Чем эффективнее учитель умеет это взаимодействие организовать, тем большее удовольствие он получает от результатов и самого процесса труда. Так давайте же постараемся разобраться, какие законы существуют в стране общения, каких правил придерживаются граждане этой страны и попытаемся выстроить модель успешного общения.
«Педагогическое взаимодействие
Образовательный процесс в школе представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия. Педагогическая аксиома гласит: можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет.
Переход к личностно ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построении обучения с учетом особенностей и потребностей каждого, требует изменения стиля взаимоотношений педагога с обучающимися.
Взаимоотношения также важны, как и правила организации урока. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо чаще анализировать наши поступки, проводить саморефлексию педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что называют в педагогике сотрудничеством, активным типом взаимодействия, психологи называют его еще «СОЮЗ».
Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия как “педагогика сотрудничества”, “личностно ориентированное обучение и воспитание”, «педагогическое взаимодействие».
Выделяют несколько уровней педагогического взаимодействия:
Первый уровень - это взаимодействие человека с самим собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования, самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой во многом зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми. Вот почему очень важно развить у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии.
Второй уровень – это взаимодействие человека с другим. Причем другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнером, а может оказаться человеком, мнение которого не играет существенной роли. Если человек научится относиться к себе как к другому, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя.
Третий уровень - это взаимодействие личности с определенной системой. Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является общешкольный коллектив.
Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно – воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.
(Слайд 4)
Выделяют несколько видов взаимодействия, в которые вступает педагог:
Учитель - “Я”
Учитель - ученик
Учитель - учитель
Учитель - группа обучающихся
Учитель - ученическое самоуправление
Учитель - родитель
Профессор Людмила Васильевна Байбородова предлагает типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Она выделяет следующие типы и стили взаимодействия:
- сотрудничество;
- диалог;
- опека;
- конфронтация;
- соглашение;
- подавление;
- конфликт;
- индифферентность (безразличное отношение к чему- либо).
Стили педагогического общения:
Авторитарный стиль взаимодействия, подавление реализуется с помощью тактики диктата и опеки, противодействие обучающихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Попустительский стиль взаимодействия, индифферентность характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результат.
Стиль взаимодействия сотрудничество ориентирован на повышение роли обучающегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.
Гуманистическое воспитание, по её мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъектно-объектное взаимодействие – диалог или сотрудничество “на равных”, которые являются самыми эффективными стилями взаимодействия.
Основные идеи педагогики сотрудничества:
· требовательные и уважительные отношения с обучающимися;
· исключение принуждения в обучении и воспитании за счёт дифференциации учебного материала и обеспечения свободного выбора обучающимися уровня сложности заданий;
· конкретная целенаправленность обучения;
· развитие памяти обучающихся с помощью опорных сигналов, специальных упражнений;
· опережение в обучении за счёт использования заданий на развитие взаимосвязей;
· обучение самоанализу и самооценке своей деятельности;
· организация деятельности обучающихся на уроке в форме, соответствующей содержанию. Использование активных форм обучения;
· коллективное воспитание;
· сотрудничество учителей и родителей;
· личностный подход;
· творческий производительный труд.
Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и обучающегося, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.
Правила диалогического взаимодействия педагога с обучающимися, родителями, коллегами
Правило первое: хотите быть успешным в общение – присоединяйтесь к собеседнику. Например, вы беседуете с родителями вашего обучающегося. Начните общение не с прояснения ситуации, а найдите с ним общие точки соприкосновения: “Ваш ребенок такой умница по математике, а вот оценки по чтению меня беспокоят”, – и вы получите союзника и соучастника педагогического процесса. Скажи родителю в начале беседы, что учитель - профессионал и родитель должен выполнять рекомендации учителя, и вы получите конфликт.
Правило второе: нас скорее поймут и услышат, если мы заговорим на языке того человека, от которого собираемся получить нужный результат. Eсли ты хочешь быть успешен и хочешь видеть вокруг себя успешных обучающихся, иногда не забывай простое правило: в класс ты должен идти, будучи готовым произнести “посмотрите, послушайте, почувствуйте”. И дать им такие задания, которые бы позволили одним посмотреть, другим послушать, а третьим, выполнив задание своими руками, почувствовать ту информацию, которая в нем заключена.
Третье правило: в процессе общения не навязывай собеседнику своих интересов, а подстраивайся к его интересам, говори о том, что интересно ему. Необходимо научиться внимательно слушать себя во время говорения и своего партнера в процессе беседы и во время задавать вопросы, уточняющие смысл произносимого.
Надо научиться относиться к другим как к себе, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя.
Качество образования нашей школы достигается благодаря системе профессионального взаимодействия в инновационном пространстве.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.