"Педпгогическое взаимодействие- условие эффективности образовательного процесса"
Оценка 4.6

"Педпгогическое взаимодействие- условие эффективности образовательного процесса"

Оценка 4.6
docx
05.06.2020
"Педпгогическое взаимодействие- условие эффективности образовательного процесса"
Педагогическое взаимодействие.docx

«Педагогическое взаимодействиеважнейшее условие эффективности образовательного процесса»

 

  Что самое главное для учителя? Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может уметь грамотно и эффективно общаться?

Есть ли что-то более важное и что-то менее важное из выше перечисленного в профессии учителя? Многие учителя хорошо знают свой предмет, умело используют методику преподавания предмета, любят детей, но не испытывают удовлетворения от выполняемой работы. Часто приходится слышать, что причины этой неудовлетворенности в низкой заработной плате учителя. Трудно не согласиться. Но давайте представим, что ситуация меняется магическим образом и мы с вами получаем достойную заработную плату, разве не исчезнут из нашей школьной жизни все мучающие нас проблемы? Можно ли говорить о том, что в количестве получаемых нами денег содержится секрет профессионального мастерства?

     Послушайте сказку и уловите в ней намек…

Однажды шел по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, рубившего дерево старым тупым топором. Было ясно, что этот человек работает уже долго и очень устал. К тому же он был раздражен, что дело двигается так медленно.

“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.

“Не видишь разве, я работаю!” – раздраженно ответил лесоруб.

“Твой топор затупился, и работа стала слишком тяжелой для тебя! – воскликнул мудрец. – Заточи топор и работа пойдет веселее”.

Но не стал слушать его лесоруб.

“Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!” – с нетерпением воскликнул он.

Учитель – представитель профессии, которая относится к системе “человек-человек”, и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности, ему приходится взаимодействовать, общаться с другими людьми. Чем эффективнее учитель умеет это взаимодействие организовать, тем большее удовольствие он получает от результатов и самого процесса труда. Так давайте же постараемся разобраться, какие законы существуют в стране общения, каких правил придерживаются граждане этой страны и попытаемся выстроить модель успешного общения.

 «Педагогическое взаимодействие

Образовательный процесс в школе представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия. Педагогическая аксиома гласит: можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет.

Переход к личностно ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построении обучения с учетом особенностей и потребностей каждого, требует изменения стиля взаимоотношений педагога с обучающимися.

   Взаимоотношения также важны, как и правила организации урока. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо чаще анализировать наши поступки, проводить саморефлексию педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что называют в педагогике сотрудничеством, активным типом взаимодействия, психологи называют его еще «СОЮЗ».

Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия как “педагогика сотрудничества”, “личностно ориентированное обучение и воспитание”, «педагогическое взаимодействие».

       Выделяют несколько уровней педагогического взаимодействия:

Первый уровень - это взаимодействие человека с самим собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования, самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой во многом зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми. Вот почему очень важно развить у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии.

Второй уровень – это взаимодействие человека с другим. Причем другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнером, а может оказаться человеком, мнение которого не играет существенной роли. Если человек научится относиться к себе как к другому, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя.

Третий уровень - это взаимодействие личности с определенной системой. Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является общешкольный коллектив.

Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно – воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.

 

(Слайд 4)

Выделяют несколько видов взаимодействия, в которые вступает педагог:

Учитель - “Я”

Учитель - ученик

Учитель - учитель

Учитель - группа обучающихся

Учитель - ученическое самоуправление

Учитель - родитель

    Профессор Людмила Васильевна Байбородова предлагает типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Она выделяет следующие типы и стили взаимодействия:

- сотрудничество;

- диалог;

- опека;

- конфронтация;

- соглашение;

- подавление;

- конфликт;

- индифферентность (безразличное отношение к чему- либо).

 

 Стили педагогического общения:

Авторитарный стиль взаимодействияподавление реализуется с помощью тактики диктата и опеки, противодействие обучающихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Попустительский стиль взаимодействия,  индифферентность характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результат.

Стиль взаимодействия сотрудничество ориентирован на повышение роли обучающегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

Гуманистическое воспитание, по её мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъектно-объектное взаимодействие – диалог или сотрудничество “на равных”, которые являются самыми эффективными стилями взаимодействия.

 Основные идеи педагогики сотрудничества:

·         требовательные и уважительные отношения с обучающимися;

·         исключение принуждения в обучении и воспитании за счёт дифференциации учебного материала и обеспечения свободного выбора обучающимися уровня сложности заданий;

·         конкретная целенаправленность обучения;

·         развитие памяти обучающихся с помощью опорных сигналов, специальных упражнений;

·         опережение в обучении за счёт использования заданий на развитие взаимосвязей;

·         обучение самоанализу и самооценке своей деятельности;

·         организация деятельности обучающихся на уроке в форме, соответствующей содержанию. Использование активных форм обучения;

·         коллективное воспитание;

·         сотрудничество учителей и родителей;

·         личностный подход;

·         творческий производительный труд.

 Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и обучающегося, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.

Правила диалогического взаимодействия педагога с обучающимися, родителями, коллегами

 

Правило первое: хотите быть успешным в общение – присоединяйтесь к собеседнику. Например, вы беседуете с родителями вашего обучающегося. Начните общение не с прояснения ситуации, а найдите с ним общие точки соприкосновения: “Ваш ребенок такой умница по математике, а вот оценки по чтению меня беспокоят”, – и вы получите союзника и соучастника педагогического процесса. Скажи родителю в начале беседы, что учитель - профессионал и родитель должен выполнять рекомендации учителя, и вы получите конфликт.

Правило второе: нас скорее поймут и услышат, если мы заговорим на языке того человека, от которого собираемся получить нужный результат. Eсли ты хочешь быть успешен и хочешь видеть вокруг себя успешных обучающихся, иногда не забывай простое правило: в класс ты должен идти, будучи готовым произнести “посмотрите, послушайте, почувствуйте”. И дать им такие задания, которые бы позволили одним посмотреть, другим послушать, а третьим, выполнив задание своими руками, почувствовать ту информацию, которая в нем заключена.

Третье правило: в процессе общения не навязывай собеседнику своих интересов, а подстраивайся к его интересам, говори о том, что интересно ему. Необходимо научиться внимательно слушать себя во время говорения и своего партнера в процессе беседы и во время задавать вопросы, уточняющие смысл произносимого.

Надо научиться относиться к другим как к себе, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя.

Качество образования нашей школы достигается благодаря системе профессионального взаимодействия в инновационном пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса»

Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса»

Переход к личностно ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построении обучения с учетом особенностей и потребностей каждого, требует изменения стиля…

Переход к личностно ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построении обучения с учетом особенностей и потребностей каждого, требует изменения стиля…

Выделяют несколько видов взаимодействия, в которые вступает педагог:

Выделяют несколько видов взаимодействия, в которые вступает педагог:

Использование активных форм обучения; · коллективное воспитание; · сотрудничество учителей и родителей; · личностный подход; · творческий производительный труд

Использование активных форм обучения; · коллективное воспитание; · сотрудничество учителей и родителей; · личностный подход; · творческий производительный труд

Необходимо научиться внимательно слушать себя во время говорения и своего партнера в процессе беседы и во время задавать вопросы, уточняющие смысл произносимого

Необходимо научиться внимательно слушать себя во время говорения и своего партнера в процессе беседы и во время задавать вопросы, уточняющие смысл произносимого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2020