Педсовет "Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся"
Оценка 4.7

Педсовет "Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
преподавание
Взрослым
11.05.2023
Педсовет "Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся"
Сценарий педсовета
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся 26.01.23.docx

Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся

Цель педсовета:

Организация работы по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся

Задачи педсовета:

1. Раскрыть понятие «функциональная грамотность».

2. Повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования.

3. Рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения.

4. Выработать рекомендации для коррекции деятельности учителя-предметника по формированию функциональной грамотности.

5. Принять управленческие решения по регулированию и коррекции учебных занятий в рамках формирования функциональной грамотности.

 

Уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим педагогический совет по очень актуальной теме.

 

Обратите, пожалуйста, внимание на слайды

 

Слайд 1 Обратимся к отрывку из басни И. Крылова «Мартышка и очки».

Задание (введение в тему педсовета): послушайте, пожалуйста, отрывок и ответьте на вопрос: «Почему мартышка не может надеть очки?» (Идет обсуждение).

 

Вывод по результатам обсуждения: мартышка видит предмет, берет его, вертит и рассматривает, но не понимает, какие функции эти очки должны выполнять. Ей не хватает грамотности в данном вопросе, она не знает, как на практике использовать найденные ею очки.

 

Подобных ситуаций в нашей жизни можно привести достаточно много. Например, на одном из избирательных участков каждый четвертый избиратель заполнил бюллетень неверно. Голоса данных избирателей были аннулированы... Вопрос: почему так произошло?

Или В большом городе вы оказались в метро и часто слышите одну и ту же фразу: «Не подскажете, как добраться до станции...»

 

Что объединяет эти тексты? Почему мы на них сегодня обратили внимание?

 

Слайд 5 Тема нашего педсовета «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся».

Данные примеры показывают, что многие наши школьники, получая знания, не понимают и не знают, как эти знания использовать, где они могут их применить в дальнейшей жизни. Получается, что, выходя из стен школы и имея на руках аттестат, наши школьники, как Мартышка из басни, некомпетентны во многих вопросах, неграмотны, не могут применить полученные знания на практике. Поэтому, одна из важнейших задач, стоящих на современном этапе перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей.

 

Итак, словосочетание «функциональная грамотность». Для многих из нас данное понятие оказалось новым, и услышали впервые о нем мы с вами не так давно.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Указ Президента Российской Федерации № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

 

Вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования

Национальный проект «Образование».

 

Международные исследования в сфере образования

Слайд 11 Международные исследования в сфере образования Освоение основ чтения в целях:

• приобретения читательского литературного опыта

• освоения и использования информации

 

PIRLS

4 класс, один раз в 5 лет,

2001, 2006, 2011, 2016, 2021, 2026…

Освоение основ математики и естественно-научных предметов:

• всех общеобразовательных курсов (4, 8 классы)

• углубленных курсов математики и физики (11 класс)

 

TIMSS

4, 8 и 11 классы, один раз в 4 года

1995,…, 2015, 2019, 2023, 2027…

Сформированность функциональной грамотности, навыков разрешения проблем, глобальных компетенций, креативного мышления

PISA

15-летние обучающиеся, один раз в 3 года

2000,…, 2015, 2018, 2022, 2025…

Обновленные ФГОС НОО, ООО, СОО 2021 года

Откуда появилось понятие «функциональная грамотность»?

– Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.

Почему в таком случае сегодня, когда безграмотность осталась в далёком прошлом, мы вновь заговорили о функциональной грамотности?

– Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется. И эта тенденция хорошо знакома поколению родителей, дедушек и бабушек современного школьника: получив богатейший багаж школьных и вузовских знаний, они не всегда знали, как этим распорядиться на практике, как применить знания, полученные в классе, в университетской аудитории в своей профессиональной деятельности. И первые годы после получения аттестата или диплома всегда уходили на то, чтобы «переучиться», «подучиться» своей профессии, уже будучи в неё реально погружённым. Преодоление такого разрыва – также одна из задач функциональной грамотности, которая, как видим, возникла не сегодня, но и в наше время остаётся предельно актуальной.

Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям.

Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: меняется сам спектр задач, жизненные сферы, социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать. Для успешного полноценного функционирования в обществе и нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это и включается в понятие функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – понятие без возраста. Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение. Приведу примеры.

Мы знаем все буквы алфавита, умеем складывать слова и читать предложения. Но когда видим смешанный мультизнаковый текст или инструкцию, когда работаем с множественным текстом, теряемся, не справляемся с приёмами шрифтового варьирования, не можем совместить то, что выражено графически и словесно, сопоставить факты; чрезмерно доверяем печатному слову. Сознанием человека, который не привык воспринимать текст целостно, комплексно и критически, легко манипулировать (чем охотно пользуются, например, мошенники, «грамотно» составляющие юридические документы).

Мы имеем представление о геометрическом пространстве, но не знаем, как правильно разместить мебель в доме, какие варианты плиточной облицовки мы можем выбрать, исходя из имеющихся материалов. Мы любим мёд, но не знаем, верна ли информация о том, где он произведён (произрастают ли растения, указанные на этикетке, в данном регионе, да и вообще являются ли указанные растения медоносами). Мы знакомы с алгебраической и геометрической прогрессиями, изучаем основы экономики, но при этом нам сложно грамотно распорядиться своими ресурсами – так, чтобы они с минимальными рисками приносили прибыль.

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

 

Как же управлять процессом формирования функциональной грамотности?

«Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно, лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии».

 

Что уже сделано?

·        Утверждена методическая тема школы на 2021-2024 гг.

·        3 педагога прошли курсы повышения квалификации по данной теме.

·        Разработан план мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год.

·        Разработана модель формирования и развития функциональной грамотности.

·        Внесены изменения в рабочие программы по всем предметам. По современным требованиям, все рабочие программы должны предусматривать деятельность по формированию функциональной грамотности. В особенности это касается Русского языка, Литературного чтения, Иностранного языка, Математики, и Окружающего мира в начальной школе; Русского языка, Литературы, Иностранного языка, Математики, Географии, Биологии, Физики, Химии, Обществознания в основной школе.

·        Введены курсы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», «Информационная грамотность» и «Читательская грамотность».

·        Апробирование системы диагностики и оценки учебных достижений (ноябрь 2022 года – 9 класс и 5-е классы)

Каков алгоритм организации работы по формированию                       функциональной грамотности?

Чем отличаются традиционные задания от заданий для оценки функциональной грамотности?

Безусловно, задания, призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами – предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты).

Особенная сложность и вместе с тем особый интерес работы с заданиями, например, по читательской грамотности связаны с тем, что учащиеся сталкиваются с различными видами информации.

Изменившиеся требования реальности потребовали от учителей-предметников выработки новых приёмов эффективной работы с текстом. Мы должны вооружить таким опытом начинающего читателя, которому в жизни потребуется умение одновременно работать с разными источниками информации, анализировать разные виды и объёмы текста, графические компоненты, ставить точные вопросы, выстраивать и удерживать в сознании логические цепочки. Не менее важно сегодня устанавливать надёжность предлагаемой информации, выявлять и оценивать противоречия. И, конечно, нельзя рассчитывать на успешную самореализацию профессионалу, который не умеет строить аргументированные развёрнутые высказывания.

Недостатки в овладении метапредметными умениями

·        работать с нетрадиционным заданием;

·        работать с информацией, представленной в различных формах (текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа);

·        отбирать информацию, если задача содержит избыточную информацию; привлекать информацию, использовать личный опыт;

·        задавать самостоятельно точность данных с учетом условий задачи;

·        моделировать ситуацию;

·        размышлять: использовать здравый смысл, перебор возможных вариантов, метод проб и ошибок;

·        представлять в словесной форме обоснование решения.

Примеры формирования функциональной грамотности

В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления.

Первое направление – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения (метапредметный – так как формируется при изучении различных предметных областей).

Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.

Читательская грамотность формируется на всех предметах, где дети читают текст. Грамотность чтения - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.  Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.

О приемах смыслового чтения расскажет Манеева Н.С.

С особенностями работы и приемами формирования математической грамотности нас познакомит учитель математики и информатики Галайко Е.Ю.

Начинать формирование функциональной грамотности в 5 классе уже поздно, необходимо это делать уже в начальной школе. О перспективах внедрения ФГ в начальной школе расскажет учитель начальных классов Ляушина Ю.Р.

Современному учителю необходимо иметь возможность и шанс разобраться в принципах конструирования заданий, нужно уметь самостоятельно их составлять в зависимости от развиваемой компетенции, контекста, индивидуальных особенностей ученика и т. д. Владение такими инструментами позволит готовому к переменам учителю выходить на новое качество образования.

Своими находками поделится с вами учитель английского языка Долотон Г.И.

Актуальность изучения вопросов финансовой грамотности заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Об этом расскажет учитель истории и обществознания Высоцкая Г.В.

Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

Возьмем предметы естественнонаучного цикла. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Это в том числе и использование в практической деятельности оборудования Точки Роста.

Слово учителю химии и биологии Бадыкиной О.С.

Слово учителю математики и физики Васькиной А.В.

Об особенностях креативного мышления расскажет преподаватель-организатор ОБЖ Базыков В.Н.

В Интернете появилось огромное количество материалов, заданий, тестов по формированию функциональной грамотности. Познакомит с этими ресурсами заместитель директора по ИКТ Шаповалова Г.А.

 

Итоги, выводы:

Функциональная грамотность учит не зубрить, а понимать и аргументировать.

Смысл функциональной грамотности – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – в синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Функционально грамотный человек сможет противостоять повседневным вызовам современного мира.

В современном мире расширились информационные потоки, изменился сам характер информации и способы её трансляции. И каким бы запасом знаний ни обладал человек, без навыков навигации в сложном информационном потоке он не в состоянии верно сориентироваться, решить свои жизненные задачи. Стало очевидным, что важно научить школьников именно на этапе взросления, формирования личности не бояться формулировать собственное объективное мнение, самостоятельно разобраться в содержании, достоверности информации, научить их самостоятельно мыслить в неординарных ситуациях. Поэтому современные образовательные стандарты учитывают это.

Специфика и, может быть, особая миссия функциональной грамотности, какой бы области это ни касалось (читательской, математической, естественно-научной, финансовой), заключается в том, что функциональная грамотность приближает знание к жизненному контексту.

Грамотно распоряжаться ресурсами, уметь производить расчёты, связанные с временными и пространственными величинами, анализировать любые данные, легко переводить информацию из одной знаковой системы в другую – всё это умения, которые позволяют нам успешно функционировать в жизни.

 

Проект решения педсовета:

·        На заседаниях предметных МО изучить опыт педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках предметных областей;

·        Пройти курсы повышения квалификации по повышению функциональной грамотности;

·        Изучить критерии оценивания функциональной грамотности школьников для всех ступеней обучения;

·        Апробировать и внедрять в деятельность педагогов технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности учащихся;

·        В рамках предметных недель проводить открытые уроки, демонстрирующие разнообразные формы, методы, формирующие функциональную грамотность;

·        При разработке рабочих программ предусматривать деятельность по формированию функциональной грамотности;

·        Рассмотреть возможность введения курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 5 – 9 классов.

 

Рефлексия педсовета

Пессимист жалуется на ветер. 
Оптимист ждет, что ветер переменится. 
Лидер поворачивает паруса по ветру. 
                                          Джон Максвелл

 

В древней Японии был такой обычай: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников выходили провожать все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал, и ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, а другая – в руках провожающих. Кусочки ленты хранились до самого возвращения корабля на родину.

 

Мы завершаем заседание нашего педсовета и отправляемся в плавание, формировать функциональную грамотность обучающихся. Сейчас я предлагаю выбрать понравившуюся ленточку, мы не будем ее разрывать, потому что мне хочется, чтобы мы работали вместе, в сотрудничестве.

·        От тех, кто держит желтую ленточку, мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня и является ли рассмотренная тема актуальной.

·        От тех, кто держит красную ленточку, мне бы хотелось услышать, что нового они узнали.

·        Тем, кто держит синюю ленточку, предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному педсовету.

·        От тех, кто держит зеленую ленточку, мне бы хотелось услышать, что бы вы хотели положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, приобретенных на педсовете

 

Спасибо всем за плодотворную работу. Желаю активного поиска, оптимизма и дарю мешочки, куда вы будете складывать свои новые идеи, креативные мысли и творческие успехи.


 

Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся

Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся

Поэтому, одна из важнейших задач, стоящих на современном этапе перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей

Поэтому, одна из важнейших задач, стоящих на современном этапе перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей

Освоение основ математики и естественно-научных предметов: • всех общеобразовательных курсов (4, 8 классы) • углубленных курсов математики и физики (11 класс)

Освоение основ математики и естественно-научных предметов: • всех общеобразовательных курсов (4, 8 классы) • углубленных курсов математики и физики (11 класс)

Всё это и включается в понятие функциональной грамотности

Всё это и включается в понятие функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс

Чем отличаются традиционные задания от заданий для оценки функциональной грамотности?

Чем отличаются традиционные задания от заданий для оценки функциональной грамотности?

Не менее важно сегодня устанавливать надёжность предлагаемой информации, выявлять и оценивать противоречия

Не менее важно сегодня устанавливать надёжность предлагаемой информации, выявлять и оценивать противоречия

Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей

Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей

Об особенностях креативного мышления расскажет преподаватель-организатор

Об особенностях креативного мышления расскажет преподаватель-организатор

Пройти курсы повышения квалификации по повышению функциональной грамотности; ·

Пройти курсы повышения квалификации по повышению функциональной грамотности; ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023