муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная школа № 58»
Методическая разработка
педагогического совета по теме:
«Создание условий реализации в школе
проекта
«Абилимпикс» в рамках
национального проекта «Образование»
Подготовила:
Салыпова Альфия Амировна,
учитель трудового обучения
высшей категории
МКОУ «Специальная школа № 58»
города Новокузнецка
Кемеровской области
Новокузнецк, 2023г
СЛАЙД № 1. Педсовет
по теме:
«Создание условий реализации в школе проекта «Абилимпикс»
в рамках национального проекта «Образование».
I. Развитие движения «Абилимпикс» в мире и в Российской Федерации.
СЛАЙД № 2. «Абилимпикс» — это международное некоммерческое движение, зародившееся в Японии и развивающееся в мире с 1972 года.
Россия присоединилась к международному движению «Абилимпикс» в 2014 году.
Сейчас в международном движении принимает участие 50 стран мира.
СЛАЙД № 3. В России конкурсы «Абилимпикс» проводятся с 2015 года.
Основная цель конкурсов «Абилимпикс» в России – обеспечение эффективной профессиональной ориентации и мотивации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.
СЛАЙД № 4. По поручению Президента России В.В. Путина Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 26 февраля 2018 года № 312-р о ежегодном проведении с 2018 года конкурсов «Абилимпикс» в Российской Федерации.
Приказом Минпросвещения России № 627 от 09 ноября 2020 года утвержден состав организационного комитета под председательством Министра просвещения Российской Федерации.
СЛАЙД № 5. В 2017 году конкурсы «Абилимпикс» стали частью уникальной платформы, объединившей различные кадровые и социальные проекты, в которых могли участвовать россияне от школьного до «серебряного» возраста – «Россия страна возможностей».
На федеральном уровне структура конкурсов «Абилимпикс» представлена организационным комитетом под председательством Министра просвещения Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова.
СЛАЙД № 6. В состав оргкомитета вошли представители:
· Министерства науки и высшего образования Российской Федерации,
· Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,
· Министерства промышленности и торговли Российской Федерации,
· Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,
· Министерства культуры Российской Федерации,
· представителей Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов,
· Государственной Думы и Совета Федераций,
· вузов,
· представителей реального сектора экономики,
· всероссийских обществ инвалидов.
СЛАЙД № 7. На Федеральном уровне создан Координационный совет партнеров и рабочая группа по подготовке и проведению Национального чемпионата «Абилимпикс».
Оператором движения является Национальный центр «Абилимпикс» (создан на базе ФГБОУ ДПО ИРПО).
На региональном уровне в 85 субъектах Российской Федерации созданы региональные организационные комитеты под руководством заместителей губернаторов, председателей или заместителей председателей Правительства, руководителей или заместителей руководителей профилирующих Министерств.
СЛАЙД № 8. В 85 субъектах Российской Федерации созданы региональные центры развития движения «Абилимпикс» (ЦРД), которые координируют организацию и проведение региональных конкурсов «Абилимпикс».
В 77 субъектах Российской Федерации созданы региональные центры обучения экспертов (РЦОЭ) – уполномоченные образовательные организации, которые проводят обучение региональных экспертов конкурсов «Абилимпикс».
Всего прошло обучение 16586 региональных экспертов в 85 субъектах:
· 2018 год – 6972 эксперта;
· 2019 год – 8458 экспертов;
· 2020 год – 1156 экспертов.
СЛАЙД № 9. В соответствии с актуализированной концепцией созданы 77 советов по компетенциям, которые сформированы из числа представителей федеральных учебно-методических объединений, ресурсных учебно-методических центров, образовательных организаций, советов по профессиональным квалификациям.
Основная цель деятельности советов по компетенциям – разработка конкурсных заданий и определение требований к квалификации экспертов, осуществляющих судейство по конкретной компетенции.
СЛАЙД № 10. В каждом субъекте Российской Федерации определены организации, ответственные за развитие инклюзивного волонтерского движения «Абилимпикс» (всего 92 организация).
В шести Национальных чемпионатах «Абилимпикс» приняло участие 6626 человек.
В 2015 году соревнования Национального чемпионата «Абилимпикс» проводились по 30 компетенциям,
· в 2016 – по 48,
· в 2017 – по 67,
· в 2018 – по 57 компетенциям,
· в 2019 – по 62 компетенциям,
· в 2020 – по 77 компетенциям.
СЛАЙД № 11. В соревнованиях Национального чемпионата «Абилимпикс» принимают участие представители всех субъектов Российской Федерации.
Традиционно, его посещают делегации, возглавляемые губернаторами, заместителями губернаторов, главами республик.
За шесть лет в России проведено 414 региональных чемпионата «Абилимпикс», в конкурсах приняло участие 39632 школьника, студента и специалиста в возрасте от 14 до 65 лет из 85 субъектов Российской Федерации.
СЛАЙД № 12. В первом полугодии 2021 года проведено 37 региональных чемпионатов «Абилимпикс» в которых приняло участие 6376 участников, в том числе 2305 школьников, 3330 студентов, 741 специалист.
Ежегодно растет общее количество компетенций, по которым проводятся региональные чемпионаты «Абилимпикс». Если в 2015 году соревнования проводились по 29 компетенциям, то в 2020 году соревнования проводились уже по 111 компетенциям, что в 4 раза больше по сравнению с 2015 годом. Это наиболее востребованные профессии в субъектах Российской Федерации для обучающихся с инвалидностью или ОВЗ.
СЛАЙД № 13. По поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой проведение чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» включено в национальный проект «Образование» в федеральный проект «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)».
СЛАЙД № 14. II. Региональный центр развития движения Абилимпикс:
СЛАЙД № 15. Кемеровская область – Кузбасс присоединилась к движению «Абилимпикс» в 2015 году и провела первый чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в 2016 году в области. Соревнования прошли по 11 компетенциям, в которых приняли участие 68 конкурсантов.
СЛАЙД № 16. ЭМБЛЕМА АБИЛИМПИКСА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
СЛАЙД № 17. Впервые в 2017 году Региональный центр развития движения «Абилимпикс» в Кемеровской области был создан на базе Государственного профессионального образовательного учреждения «Профессиональный колледж г. Новокузнецка».
С 2017 года в региональных чемпионатах принимают участие все три категории участников: школьники, студенты и специалисты.
СЛАЙД № 18. Данные региональных чемпионатов 2016 – 2022 г.г.
СЛАЙД № 19.
СЛАЙД № 20.
СЛАЙД № 21.
СЛАЙД № 22.
СЛАЙД № 23. В регионе функционирует центр обучения экспертов Абилимпикс на базе ГПОУ «Профессиональный колледж г. Новокузнецка». Центром обучено за период с 2017г. по 2021г. – свыше 500 региональных экспертов Абилимпикс.
СЛАЙД № 24. Впервые, в 2017 году, Региональный центр развития движения «Абилимпикс» в Кемеровской области был создан на базе Государственного профессионального образовательного учреждения «Профессиональный колледж г. Новокузнецка».
В настоящее время, на основании соглашения №03-22/ЦРД-А от 01.03.2022 г. функции Регионального центра развития движения «Абилимпикс» в Кузбассе возложены на ГКУО «Центр обеспечения организационно-технической, социально-экономической и воспитательной работы».
СЛАЙД № 25. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЦРД:
1) Организация и проведение регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в Кузбассе, обеспечение участия делегаций регионе в национальных чемпионатах по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»,обеспечение участия конкурсантов национальной сборной «Абилимпикс» Россия от Кемеровской области-Кузбасса в международном чемпионате «Абилимпикс»;
2) Мониторинг трудоустройства и организации стажировок участников региональных чемпионатов «Абилимпикс», победителей и призеров национальных чемпионатов «Абилимпикс»;
3) Проведение системной профориентационной работы среди участников региональных чемпионатов «Абилимпикс»;
4) Организация взаимодействия РЦРД, Центра подготовки экспертов, Центра компетенций, волонтерского центра, молодежного совета «Абилимпикс» региона;
СЛАЙД № 26.
5) Заключение сетевых соглашений о сотрудничестве с образовательными организациями, партнерами-работодателями, общественными организациями инвалидов, некоммерческими общественными организациями, в том числе предоставляющими социально значимые услуги, региональными центрами занятости в целях совместного участия в профориентационных мероприятиях «Абилимпикс», организации повышения квалификации волонтеров «Абилимпикс»;
6) Информационное сопровождение мероприятий в рамках конкурсов «Абилимпикс»;
7) Координация деятельность Молодежного совета «Абилимпикс» – объединение молодых людей с инвалидностью и ОВЗ для разработки предложений, направленных на содействие в социализации и интеграции молодых людей с инвалидностью и ОВЗ в активную жизнь общества и реализации целей движения «Абилимпикс» в регионе;
8) Обеспечение развития инклюзивного волонтерства в регионе.
СЛАЙД № 27. III. ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
с НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕМПИОНАТА АБИЛИМПИКС:
Пресс-центр 07.11.2022:
СЛАЙД № 28. С 28 по 31 октября 2022 года в Москве проходил Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Национального проекта «Образование». Он проходил в Выставочном центре «Гостиный двор» и площадках образовательных организаций Москвы.
СЛАЙД № 29:
СЛАЙД № 30. Мероприятия деловой и соревновательной программы чемпионата, а также торжественную церемонию закрытия посетила заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова:
«Абилимпикс» стал важной частью инклюзивного образования. Мы вместе с вами создаем новую систему профессионального образования. Через движение прошли уже более 35 тысяч человек. Конкурсанты соревнуются, побеждают, становятся мастерами и привлекают новых участников. Но для нас важно не только ваше участие. Главное – чтобы вы потом нашли себя. Важным показателем является последующее трудоустройство. Показатель у движения хороший – 70% участников трудоустроены. Но мы еще не достигли максимума, и это наша дальнейшая задача.
СЛАЙД № 31. «В чемпионате соревновались более тысячи конкурсантов, – рассказал первый заместитель министра просвещения России Александр Бугаев. – Еще около трех тысяч человек приняли участие в деловой программе. Всего же на мероприятие было зарегистрировано шесть с половиной тысяч человек. Все это говорит о масштабе развития движение «Абилимпикс», которое существует в нашей стране всего несколько лет».
СЛАЙД № 32. В Национальном чемпионате «Абилимпикс» приняли участие 1077 участников из 78 субъектов Российской Федерации по 40 основным компетенциям, из них 392 школьника, 394 студентов и 291 специалист. По итогам чемпионата медалями награждены 707 конкурсантов.
СЛАЙД № 33. Из Кузбасса в Национальном чемпионате «Абилимпикс» участвовал 21 человек. Из них 16 стали победителями, получив 8 золотых, 4 серебряных и 4 бронзовых медалей.
СЛАЙД № 34. Национальный чемпионат «Абилимпикс» 2022 года проходил под девизом: «Вместе – сильнее!».
Он символизирует единение общества, в котором возможности для самореализации имеются у каждого, независимо от наличия инвалидности или ограничений по здоровью.
СЛАЙД № 35. Победители Национального чемпионата по 40 основным компетенциям получают именные денежные сертификаты. Их можно реализовать на приобретение технических средств реабилитации или оплату дополнительного образования.
СЛАЙД № 36. Напомним, что в сентябре 2022 года в дистанционном формате состоялись соревнования Национального чемпионата «Абилимпикс» по 39 дополнительным компетенциям. В них стали призерами 9 конкурсантов из Кузбасса.
Таким образом, в 2022 году из Кузбасса медали Национального чемпионата «Абилимпикс» получили 25 человек.
СЛАЙД № 37. Информационная справка:
Чемпионаты по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» являются частью президентской платформы «Россия – страна возможностей». Движение обеспечивает эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.
СЛАЙД № 38. Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Ключевые цели организации: создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также создание эффективных социальных лифтов в России. Наблюдательный совет АНО «Россия – страна возможностей» возглавляет Президент РФ Владимир Путин.
СЛАЙД № 39. АНО «Россия – страна возможностей» развивает одноименную платформу, объединяющую 26 проектов:
· конкурс управленцев «Лидеры России»,
· клуб Лидеров России «Эльбрус»,
· всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал»,
· всероссийский студенческий конкурс «Твой Ход»,
· всероссийский конкурс «Большая перемена»,
· всероссийский проект «Время карьеры»,
· проект «ТопБЛОГ»,
· проект «Культурный код»,
· фестиваль «Российская студенческая весна»,
· всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства»,
· «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект»,
· всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»,
· всероссийский конкурс «Лучший социальный проект года»,
· чемпионаты по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»,
· конкурс «Экософия»,
· Российская национальная премия «Студент года»,
· движение Ворлдскиллс Россия,
· благотворительный проект «Мечтай со мной»,
· конкурс «Моя страна – моя Россия»,
· международный инженерный чемпионат «CASE-IN»,
· «Национальная технологическая олимпиада»,
· платформа «Другое дело»,
· Международный строительный чемпионат,
· проект «Начни игру»,
· программа поощрительных поездок «Больше, чем путешествие», в т.ч. проект «Больше, чем работа»,
· конкурс «Пишем будущее» для школьников и студентов ДНР и ЛНР,
· проект «Открываем Россию заново».
IV. Обмен опытом.
Участие в конкурсе «Абилимпикс» - это участие в конкурсе профессионального мастерства для лиц с ограниченными возможностями здоровья, где предусматривается выполнение теоретических и профессиональных видов заданий. Это работа, которую необходимо выполнить участнику конкурса профессионального мастерства, показать свои теоретические знания, практические навыки при изготовлении изделия по заданным параметрам с контролем соответствия результата существующим требованиям.
При подготовке к конкурсу профессионального мастерства для обучающихся с инвалидностью необходимо учитывать ряд фактов:
1. Обучающиеся данной категории быстро утомляются, поэтому при проведении теоретической части конкурсные задания должны быть разнообразными по содержанию, для снятия утомляемости необходимо включать динамические паузы.
2. Обучающиеся с ОВЗ не могут длительно концентрировать внимание, усваивать новую информацию, они не сразу включаются в работу, начинают выполнять задание и не всегда могут контролировать свои эмоции как положительные, так и отрицательные. Нужно учитывать динамику работоспособности обучающихся с ОВЗ и использовать динамические паузы, физкультминутки для восстановления психофизической активности.
3. У обучающихся с инвалидностью низкая активность восприятия и развития мышления, поэтому необходимо использовать больше ярких примеров, наглядности, по ходу конкурса проверять правильность понимания поставленного вопроса, задания, один и тот же материал предоставлять в различных вариантах.
4. Обучающиеся таких групп чувствительны к мнению взрослых и окружающих, они обидчивы, хотят казаться лучше, стремятся к тому, чтобы их мнение учитывалось, сильно переживают, когда их не дослушивают и перебивают. В такие моменты подростки стесняются работать на публике, теряются, могут замкнуться в себе, дальнейшее общение может быть невозможным, иногда возможна неконтролируемая агрессия, поэтому педагогам нужно избегать критических оценок, обязательно дать возможность обучающемуся высказаться, поддержать его инициативу и похвалить, одобрить.
5. С подростками с ОВЗ необходимо общаться уважительно, доверительно, желательно всегда обращаться к ним по именам.
6. Педагогам необходимо не торопить их с ответом, индивидуально каждого проверять на правильность понимания задания, использовать больше ярких примеров, наглядности, подсказывать, но не заканчивать за них мысль. Нужно объяснять задание, заостряя внимание на отдельных словах, при необходимости показывать задание на экране, в электронной презентации. Всегда повторять вопрос в разных формах.
7. Необходимо принимать подростков, давать возможность им высказаться, объяснить свои действия и, конечно, поддержать их инициативу.
8. Перед началом выполнения практической части конкурса необходимо повторить правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
_______________________________________________
Для участия в конкурсах «Абилимпикс» педагогам трудового обучения необходимо систематически поддерживать у учащихся постоянный интерес к своему предмету подбирая задания, где учащийся должен «включить» логическое мышление, проявить свою самостоятельность, выдумку.
Начать необходимо с получения от них согласия на участие в олимпиаде.
Затем педагог прорабатывает олимпиадные задания прошлых лет, составляет перечень дополнительной литературы по тематике олимпиады.
Педагогу при этом нужно учить ребят:
· работать с дополнительной литературой и информационными ресурсами, предоставляемые сетью Интернет;
· привлекать обучающихся с ОВЗ к творческой, самостоятельной работе.
Подготовительная работа к участию обучающихся в конкурсе должна быть построена педагогом на следующих правилах по отношению к обучающемуся – это систематизация занятий, где ненавязчиво педагог мотивирует, заинтересовывает обучающихся с ОВЗ, поощряет самостоятельную работу ученика. Но при этом, педагог, сам должен иметь желание заниматься подготовкой к конкурсу, желание передать свои знания и практический опыт. Нельзя добиться результатов, если педагог сам «не горит» этим делом.
Немаловажной задачей педагога является психологическая подготовка, настрой участника на успех, чтобы он мог поверить в свои силы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.