Перечень наиболее важных и необходимых профессиональных компетенций учителя иностранного языка.
Оценка 4.6

Перечень наиболее важных и необходимых профессиональных компетенций учителя иностранного языка.

Оценка 4.6
docx
01.04.2020
Перечень наиболее важных и необходимых профессиональных компетенций учителя иностранного языка.
Перечень наиболее важных и необходимых профессиональных компетенции учителя иностранного языка.docx

Перечень наиболее важных и необходимых профессиональных компетенций учителя иностранного языка.

Фадина М.И.

учитель английского языка

МБОУ СОШ №19

Введение новых стандартов поставило перед всеми педагогами серьезные задачи. В жизнь системы прочно вошел Государственный образовательный стандарт и неизвестная ранее аббревиатура "ФГОС".

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

В настоящее время школьный учитель должен обладать:

1.     Педагогической компетентностью, т.е. уметь применять на практике знания своего предмета, а также знания в педагогике, психологии, дидактике.

2.     Предметной компетентностью т.е. иметь знания, умения и навыки по своему предмету.

3.     Социальной компетентностью т.е. иметь связь с жизнью общества, быть способным к сотрудничеству, уметь решать разные жизненные проблемы, быть мобильным в социальных условиях.

В условиях введения ФГОС расширяется содержание профессиональных компетентностей:

- коммуникативная компетентность (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»),

- исследовательская и инновационная компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций),

- компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах),

- акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста) и т.д.

Говоря о профессиональной компетенции учителя иностранного языка необходимо сказать, что коммуникативная компетенция является самой важной. Здесь, на первое место ставится формирование коммуникативной компетенции учащихся. Главным показателем успеха учителя является применение полученных учащимися знаний на практике. Однако, практика показывает, что одного умения правильно говорить и писать на иностранном языке не хватает. Необходимо также знание особенностей культуры и образа мышления, истории, традиций страны изучаемого языка.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, готовности к реальному общению на иностранном языке является основной целью обучения иностранному языку на современном этапе.

Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их воспитанию. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению, пониманию важности изучения иностранного языка в современном мире. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения.

Здесь на помощь ученику приходит учитель, который, согласно новым образовательным стандартам является не «транслятором знаний», а человеком, который способен выйти за рамки своего предмета, подумать о формировании личности ребенка, его готовности и желании совершенствоваться в изучении языка, а также помочь в его самореализации.

С введением ФГОС меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку, как основной форме организации учебного процесса. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика. Атмосфера общения становится сегодня основной, ведущей и доминирующей чертой урока иностранного языка. И создание такой атмосферы - это требование, которое вытекает из новых образовательных стандартов, из программных целей и закономерностей обучения.

Требования, предъявляемые к современному уроку иностранного языка:

- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и окончание;

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- применение здоровьесберегающих технологий: музыкально-динамические физминутки на иностранном языке, проветривание кабинета; проведение беседы и инструктажей: основы личной безопасности и профилактика травматизма; гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний; гигиенические условия обеспечения учебного процесса (условия освещённости, воздушно-тепловой режим).

- в центре внимания урока – учащиеся;

- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

- планирование обратной связи.

Список компетенций достаточно велик. Овладение ими невозможно без самообразования педагога. Самообразование учителя является естественным и логичным требованием в контексте требований ФГОС.

Одним из ключевых требований ФГОС является уход от фронтального обучения к обучению в сотрудничестве. Главная его идея - работать вместе. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы, увеличивается плотность общения, так как в процессе обучения, учащиеся обмениваются информацией, идеями, мнениями, учатся друг у друга. В естественных коммуникативных ситуациях человек чаще сталкивается с диалогической и полилогической формами общения. В современном мире способность действовать в команде является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Для воспитания этих качеств, а также для организации такого взаимодействия на уроке иностранного языка учителю необходимы знания о психологии работы в группе.  Здесь важны любые мелочи: начиная от способов деления на группы, выбор состава группы, учет особенностей детского коллектива, их притязаний и дружественных связей, степени сплоченности учебной группы в целом.

В запасе каждого учителя имеется несколько приемов деления учащихся на рабочие группы. Выбор такого приема зависит от типа урока, целей учебного занятия и времени, которым располагает учитель. Группы могут быть образованы по желанию учеников, по их предпочтениям, случайным образом или заранее продуманным учителем, но кажущимся случайным выбором.  Примерами наиболее интересного деления могут быть:

— деление по цвету карточек, ленточек и т.п.;

— по ранжиру: деление по цвету глаз, волос, месяцам рождения или другим признакам;

— деление по словам, относящимся к одной теме (т.е. объединение происходит по принципу тематических слов; с помощью такого упражнения можно также контролировать усвоение лексических единиц);

— «Капитан корабля» — учитель выбирает 2 желающих, они – капитаны корабля, набирают себе команду, по очереди выбирают себе помощников капитана, затем помощники выбирают коков, коки – матросов, матросы –… и т.д.

         Самыми удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален, другой обладает личным опытом, но успевает слабо, третий мало знает, но интересуется данным вопросом. Однако, в ходе работы возникает чувство сотрудничества и взаимной поддержки.

Работа в группах, согласно Стандарту, организуется с целью обучения взаимодействию в разных коллективах и с разными людьми. Умение слышать и принимать другого, умение ребят вырабатывать совместные решения также зависит от компетентности и педагогической зоркости учителя. И без дополнительного образования здесь не обойтись. Научить работать в группе, сплотить детский коллектив могут помочь учителю, к примеру, рекомендации немецкого психолога Клауса Фопеля «Создание команды. Психологические игры и упражнения.», Преодоление барьеров в групповой работе.»; а также рекомендации по проведению психологических тренингов общения, тренингов межкультурных отношений.

Таким образом, можно прийти к заключению, что работа в группах и парах делает урок разнообразнее; во-вторых, учит реально оценивать себя и других детей; в-третьих, способствует повышению мотивации к учению и повышает положение ученика в классном коллективе.

Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что во время учебных и внеучебных занятий не только ученик научится планировать и проектировать свою деятельность, но и сам учитель для успешного построения процесса обучения будет постоянно совершенствовать свое образование (задавая сам себе вопрос: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»). Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения.

Самой популярной на сегодня методикой, рекомендованной новым Стандартом и отвечающей его требованиям, способствующей формированию у школьников основ умения учиться и организовывать свою деятельность, является проектная технология. Главной целью метода проектов является: развить самостоятельное мышление ребенка; научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применить их на практике, в реальной жизни.

Проектная технология способствует достижению метапредметных результатов усвоения основной образовательной программы (освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование различных способов поиска; умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением и т.д.), что не уменьшает её возможностей в достижении результатов личностного и предметного плана.

В курсе иностранных языков проектная технология может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, т.к. отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника.

Во время работы над проектом строятся новые отношения учащегося и учителя. Учитель перестает быть единственным источником информации для своих учеников. Во время работы он становится помощником и консультантом.

Весь процесс работы над проектом стимулирует ребят быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, творческое мышление и воображение, а наличие элементов поисковой деятельности создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке.

Проектная методика предполагает активное участие в исследовательской работе. Исследовательская работа по иностранному языку способствует расширению лексического запаса, закреплению грамматического материала, совершенствованию навыков и умений по основным видам речевой деятельности.

Виды презентационных проектов могут быть различными: демонстрация видеофильма, диалог литературных персонажей, игра с залом, иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий (стенгазета, коллаж, фотовыставка и т.п.), инсценировка реального или вымышленного события, литературная обработка текста (переводы, сочинение собственных текстов и стихотворений и т.д.). Можно организовать проектную работу по отдельным темам при помощи информационно-компьютерных технологий (программ Microsoft Word, Paint и Power Point). Таким образом, ребята смогут активно использовать знания, полученные на уроках информатики.

В основной и старшей школе могут быть организованы более сложные проекты: социальный опрос, анкетирование товарищей, обработка данных, представление диаграммы; проект «Английский повсюду» – сбор информации об «окружающих» нас вещах, оформление коллажей, информационных листков, презентаций; проект «Видеоэкскурсия по школьному музею» в рамках темы «Художественное искусство» – представление картин и экспонатов музея, видеосъемка, обработка фото, видео, создание видеоклипа и другие проекты.

Работа над проектом невозможны в современных условиях без применения ИКТ.  Сегодня учитель должен осваивать новые актуальные для деятельностного подхода и выделенные Стандартом информационно-коммуникационные технологии. Самообразование в этом направлении является в условиях модернизации не менее важной задачей.

Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве. Обязательным условием становится уверенное владение стандартными офисными программами Word, Excel, Power Point, а также овладение программами мультимедийных приложений, например, мультимедийной доски. Важно также умение свободно ориентироваться в поисковых системах и в Internet, умение работать и создавать электронные образовательные ресурсы, умение анализировать компьютерные обучающие программы и применять их сообразно целям учебного занятия, акцентируя внимание на развитие системы универсальных учебных действий.

Являясь активным пользователем интернет ресурсов, учитель имеет возможность повышать свою профессиональную компетентность, участвуя в разных международных и российских олимпиадах и конкурсах для педагогов.

Тематика конкурсов обширна и охватывает разные направления, необходимые в работе учителя иностранного языка. Например, «Построение урока в соответствие с ФГОС», «Исследовательская компетентность педагога по ФГОС», «Компетентность учителя английского языка», «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс в условиях реализации ФГОС», «Ключевые особенности ФГОС», «Учитель-профессионал: какой он с точки зрения новых профессиональных стандартов» и многие другие темы, по которым учитель может проверить свою компетентность.

         Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании «портфолио». Портфолио - это отражение профессиональной деятельности. В процессе формирования портфолио осознается необходимость саморазвития учителя. И потому создание портфолио – это хорошая мотивация для развития профессиональной компетентности педагога.

Основным показателем качества профессиональной подготовки является способность и готовность применять полученные знания в профессиональной деятельности, что позволяет говорить об интегративной природе компетентности, которая образуется из диалектически связанных частей (знаний, структур, способов деятельности, личностных качеств). Компетентность не существует в готовом виде. Каждый человек должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Таким образом, кадровое обеспечение образовательного процесса - одно из обязательных и первостепенных условий для успешного перехода образовательного учреждения к реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Вторым показателем кадровых условий выступает уровень профессиональной компетентности педагогов. В образовательном учреждении существует система повышения квалификации. Педагоги проходят обязательные предметные курсы повышения квалификации раз в 3 года, а также по интересующим их актуальным проблемам современного образования.

Таким образом, профессиональный учитель – это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет. Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации. Профессиональный учитель – это тот учитель, который доступно объясняет материал, заинтересован в своей работе, его цель – дать знания ученикам. Профессиональный учитель – это компетентный учитель, желающий учить, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников, должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием и умением помочь ученику в трудную минуту. Профессиональный учитель – это учитель, знающий свое дело не только в рамках школьной программы, но и на более высоком уровне; человек, который постоянно стремиться к получению новых знаний в своей области, а не останавливается на достигнутом. Это учитель, который осознает свою роль в судьбах детей и несет ответственность за их знания, а не ограничивается банальным объяснением параграфа. Профессиональный учитель – это учитель, обучающий не только своему предмету, но и жизни, духовный наставник. Перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло с каждым, выбравший профессию учителя, периодически должен вспомнить очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.»

 

 

 


 

Перечень наиболее важных и необходимых профессиональных компетенций учителя иностранного языка

Перечень наиболее важных и необходимых профессиональных компетенций учителя иностранного языка

Необходимо также знание особенностей культуры и образа мышления, истории, традиций страны изучаемого языка

Необходимо также знание особенностей культуры и образа мышления, истории, традиций страны изучаемого языка

Список компетенций достаточно велик

Список компетенций достаточно велик

Самыми удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален, другой обладает личным опытом, но успевает слабо, третий мало знает,…

Самыми удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален, другой обладает личным опытом, но успевает слабо, третий мало знает,…

В курсе иностранных языков проектная технология может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, т

В курсе иностранных языков проектная технология может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, т

Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве

Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве

Таким образом, профессиональный учитель – это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет

Таким образом, профессиональный учитель – это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2020