Каким должно быть тело птицы, чтобы она смогла взлететь? (Показать рисунки птиц: страус, пингвин, ворона, сова; можно добавить рисунки змеи, лягушки).
(Тело должно быть компактное, обтекаемое – без резких границ.)
– Какой должен быть скелет? Воздух лёгкий или тяжёлый? Можно ли его использовать для облегчения веса скелета и в целом тела? (Скелет должен быть лёгкий, но прочный. У птиц кости полые, наполнены воздухом.)
Демонстрация: если кости будут устроены вот так, как несколько листков бумаги, сложенные стопкой, то они будут крепкие, лёгкие? А если они будут устроены так (один лист бумаги скрутить трубкой и показать)? Такие кости будут крепкие, лёгкие?
– Какие кости у птиц?
– Есть ли у птиц зубы? (Зубов у птиц нет – лёгкий клюв.)
– Как вы думаете, а как должны быть развиты мышцы, чтобы быстро летать? (Мышцы должны быть хорошо развиты, от них зависит, как полетит птица.)
– Какой покров у птиц? Перья помогают птицам летать? Какие они?
Окружающий мир (3й класс)
Урок 25.
Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
Тема: Пернатые изобретатели
Цели:
– Ознакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полёту.
Оборудование: иллюстрации птиц, чучело птицы, набор перьев, модели самолетов из бумаги и картона, плакат
«Пернатые изобретатели» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3го класса».
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
3 3
– У меня на столе несколько самолётиков (с короткими крыльями, с длинными
крыльями, из картона). Как вы думаете, каким должен быть самолёт, чтобы
хорошо летал? Давайте проверим.
Пробуют запустить самолётики, выбирают те, которые дальше и выше
летают.
– Из представленных животных выбери животное, которое летает быстрее, выше
и дальше остальных. (Рисунки бабочки, летучей мыши, птицы, стрекозы). (Это
птицы.)
– О каких организмах сегодня пойдёт речь? (О птицах.)
– Над каким вопросом мы будем сегодня работать?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
© ООО «Баласс», 2013. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
Как же птицы смогли достичь таких результатов?
– Давайте разбираться.
Вопросы на с. 104.
Составляется план.
План (примерный) 3
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
4 3 6 2 3
Беседа.
– Каким должно быть тело птицы, чтобы она смогла взлететь? (Показать
рисунки птиц: страус, пингвин, ворона, сова; можно добавить рисунки змеи,
лягушки).
(Тело должно быть компактное, обтекаемое – без резких границ.)
– Какой должен быть скелет? Воздух лёгкий или тяжёлый? Можно ли его
использовать для облегчения веса скелета и в целом тела? (Скелет должен быть
лёгкий, но прочный. У птиц кости полые, наполнены воздухом.)
Демонстрация: если кости будут устроены вот так, как несколько листков
бумаги, сложенные стопкой, то они будут крепкие, лёгкие? А если они будут
устроены так (один лист бумаги скрутить трубкой и показать)? Такие кости
будут крепкие, лёгкие?
– Какие кости у птиц?
– Есть ли у птиц зубы? (Зубов у птиц нет – лёгкий клюв.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям,
© ООО «Баласс», 2013выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
– Как вы думаете, а как должны быть развиты мышцы, чтобы быстро летать?
(Мышцы должны быть хорошо развиты, от них зависит, как полетит птица.)
– Какой покров у птиц? Перья помогают птицам летать? Какие они?
– Давайте проведём небольшое исследование. Посмотрите сквозь опахало пера.
Какое оно? Сделайте из нескольких перьев веер и помашите им вверхвниз. Что
ощущаете? Какова роль перьев? (Перья птиц лёгкие, прочные, упругие, тёплые.
Перья согревают птицу, защищают её тело от повреждений, помогают во время
полёта.)
– Какие передние конечности у птиц? Какие бывают крылья у птиц? (Рисунки
птиц: воробей, орёл, ласточка.) (Передняя конечность – крыло. Крылья бывают
маленькие и большие. Они могут быть различной формы. От этого зависит
скорость полёта птиц, наверно, какой полёт птиц. Главное, что крылья дают
возможность птицам летать.)
– Как передвигаются птицы? Сколько для этого требуется энергии? Где её
добыть? Энергию птицы запасают в жировых отложениях, а затем используют во
время полёта. (Передвигаются птицы с большой скоростью, на различные
расстояния, бывает, что и далеко. Энергию они получают с пищей, поэтому много
едят.)
– Как вы думаете, а как должна работать система кровообращения (сердце),
чтобы все клетки птицы бесперебойно снабжать энергией и веществами? (Она
должна быть хорошо развита, ведь работа ей предстоит большая.)
– Благодаря работе сердца и лёгких обмен веществ у птиц идёт очень быстро.
Как вы думаете, какая температура тела птиц? (Температура тела у птиц
высокая.)
© ООО «Баласс», 2013– Давайте подведём итог нашим рассуждениям. Почему птицы могут летать?
Составьте рассказ, используя ключевые слова урока (выделены цветом).
– Как размножаются птицы? Заботятся ли они о своих потомках? Как? Составь
план рассказа «Как птицы заботятся о своём потомстве?», используй текст на с.
106. (Птицы размножаются, откладывая яйца и насиживая их. Представляют
свои работы.)
– А как наши птицы приспособились переживать неблагоприятные условия?
Впадают ли в спячку с наступлением зимы, как это делают пресмыкающиеся?
(Нет. Птицы теплокровные, и они приспособились переживать суровые условия
зимы: им помогает перьевой покров. Но вот пищи не хватает, поэтому некоторые
улетают на зиму в тёплые края, где есть пища.)
– Да, таких птиц называют перелётными. А те, которые остаются, оседлые. Как
нам им помочь в трудное время? (Мы можем построить кормушки и
подкармливать их.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
2 2 3 1
1. Работа в учебнике.
– Вопросы на с. 107.
– Задания на с. 108–109.
– Задания из рабочей тетради на выбор.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
© ООО «Баласс», 2013
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
ТОУУ
VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
Чтение текста темы 24, задание на выбор из рабочей тетради.
4
– Какие приспособления птиц использует человек в своем хозяйстве?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
© ООО «Баласс», 2013