Организация познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе.
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами. Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно– следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален.
ЦЕЛЬ: Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование;
ЗАДАЧИ: Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование.
Перспективно-тематический план по познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста.
Дата |
Тема |
Задачи |
сентябрь |
1.«Сыплем, лепим» «Сухой – сыпется!» «Мокрый – лепится!»
|
Формировать у детей знание о свойства сухого и влажного песка Учить детей способам обследования материала (Сжать песок в руке и с сыпать с ладони) Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности. Центр «Вода – песок», формочки для песка
|
2.«Водичка, водичка»
|
Формирование представлений о целительных свойствах воды. Закрепление первоначальных представлений о воде (прозрачная; течёт, льётся, журчит; нужна всем: животным, людям, растениям; воду пьют, ею умываются, в ней купаются. Закаливание ребёнка посредством игры с водой. Иллюстрация Ю. Васнецова к потешке «Водичка, водичка» Прозрачный кувшин с кипячёной водой |
|
3.«Какого цвета водичка»
|
Ознакомление с приёмом окрашивания воды Гуашь красного, синего, жёлтого, зелёного цветов; прозрачные стаканчики |
|
«Волшебные краски»
|
Формирование представлений о трёх основных цветах и возможности их смешивания Гуашь красного, синего, жёлтого, цветов; 4-5 прозрачных стаканчиков с чистой водой, кисти |
|
октябрь |
1.«Какие предметы держатся на воде»
|
Изучение свойств лёгких и тяжёлых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования Набор предметов из различных материалов |
2.«Отпечатки наших рук»
|
Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
Песок, разноцветные камушки |
|
3.«Тонет, не тонет, плавает»
|
Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камешками.
Центр «Вода – песок», маленькие резиновые мячики, разноцветные камушки, резиновая утка. |
|
4.«Откуда берётся песок»
|
Сформировать представления о песке и его свойствах Два камня, лист бумаги, лупа
|
|
ноябрь |
1.Игры с соломинкой
|
Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом Трубочка для коктейля, ёмкость с водой |
2.Игры с воздушным шариком и соломинкой
|
Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом Воздушные шары, ёмкость с водой
|
|
3.Надувание мыльных пузырей
|
Формирование умения пускать мыльные пузыри
|
|
4.Воздух- невидимка «Ветер по морю гуляет»
|
Формировать представления о воздухе Таз с водой, модель парусника |
|
декабрь |
1.«Снег»
|
Формирование представлений о снеге
|
2.«Почему снег тает»
|
Формировать у детей представления о зимних природных явлениях (холод, снег, мороз) Кукла в зимней одежде, ведро со снегом пластмассовый тазик, лопатка, вата |
|
3.«Снеговик в гостях у детей»
|
Формирование у детей навык практического экспериментирования с разными материалами Развивать мелкую моторику рук Игрушка снеговик, формочки для песка, совочки, подносы, цветные льдинки, чистый снег в тазу |
|
4. «Вода холодная и горячая».
|
Развивать тактильные ощущения. Учить сравнивать бутылочки с горячей и холодной водой. Проговаривать, где какая водичка (холодная, горячая). |
|
январь
|
1.«Горки для козлят»
|
Формировать знание о высоте предмета (высокий, низкий) Воспитывать доброжелательность, желание помочь Песок, набор для деревянного театра «Волк и семеро козлят», большие и маленькие ведёрки |
2.«Волшебные прищепки!» |
Развивать мелкую моторику рук. Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её. |
|
3.«Конструктивные превращения» «Вылови шарик!»
|
|
|
4.«Бутылочки с сюрпризом». |
Развивать слуховое внимание. Вызвать заинтересованность детей к происходящему. Учить как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо. |
|
февраль |
1.«Лёгкий - тяжелый».
|
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу. |
2.«Игры с губкой».
|
Познакомить со свойствами губки. Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. |
|
3.«Шарики с сюрпризом».
|
Развивать тактильные ощущения. Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются. |
|
4.«Бумага».
|
Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой. |
|
март |
1.«Чудесный мешочек» №1 (по форме).
|
Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). |
2.Чудесный мешочек» №2 (по цвету). |
Развивать тактильные ощущения. Дать детям название цветов, активизировать речь. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. |
|
3.«Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям).
|
Развивать тактильные ощущения. Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. |
|
4.«Игра с пёрышком». |
Формировать словарь: части тела. Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова. |
|
апрель |
1.Игры с султанчиками».
|
Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот. Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер). Создание положительного эмоционального настроения |
2.«Развесим платочки». .
|
Развивать мелкую моторику рук. Учить детей прикреплять латочки на веревочке, с помощью прищепок. |
|
3.«Найди по звуку». |
Определять и различать издаваемые шумовые звуки. Создание положительного эмоционального настроения. |
|
4.«Найди такую же бутылочку по звуку». |
Учить детей сравнивать звуки и находить похожие. Вызывать радость и удивление у детей.
|
|
май |
1. «Открываем, закрываем».
|
Разрабатывать мелкую моторику рук детей. Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках. Повышать эмоциональное настроение |
2.«Поиграем с солнечным зайчиком» |
Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. Развивать смекалку, любознательность. Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Вызвать чувство радости и удивления. |
|
3.«Что в трубке лежит?». |
Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) . Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления. Развивать мелкую моторику рук. |
Список литературы:
1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.
4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.
5. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.