Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Оценка 4.7
Документация
doc
обществознание
10 кл—11 кл
15.02.2017
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
• воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
СПО 9кл общест. программа 108.doc
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель Белгородской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее СПО) 23.02.03 Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта.
Организацияразработчик:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель Белгородской области.
Разработчики:
Вавилова В.А., методист ОГАПОУ Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель Белгородской области
Бабынин Сергей Анатольевич, преподаватель истории и обществознания ОГАПОУ
Яковлевский политехнический техникум г. Строитель Белгородской области
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
3
4
9
11 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ.
2
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: технический.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
развитие личности в период ранней юности, ее духовнонравственной и
политической культуры, социального поведения, основанного на уважении
принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и
самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности,
толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для
успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, в семейнобытовой сфере; для соотнесения
своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными
законом.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 54 часа. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
Объем часов
162
108
10
10
54
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
выполнение домашнего задания;
подготовка к практической работе с использованием методических
рекомендаций, оформление практической работы, отчета по
практической работе, подготовка к защите.
Итоговая аттестация в форме:
Дифференцированный зачёт
Примерные темы рефератов
Общество и его регуляторы.
Право – воплощение справедливости и добра.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности.
Права потребителей.
Конституция РФ – основной закон жизни государства.
Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.
Свободные выборы – утопия или реальность.
Демократия – за и против.
Политические партии и лидеры современной России.
Молодежь и ее роль в современной политике.
Политические реформы в современной России.
Экономические реформы в Российской Федерации. Предпринимательство.
Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.
Социальнорегулируемое рыночное хозяйство.
4 Наименование
разделов и тем
Раздел I.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Человек как творец и творение культуры
Содержание учебного материала
Введение: Обществознание как наука. Сферы общественной жизни.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность.
Понятие культуры. Многообразие культур. Потребности и интересы. Виды человеческих знаний.
Мировоззрение. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления.
Естественные и социальногуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.
Лабораторные занятия
Практическое занятие: Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Контрольная работа №1: «Человек».
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания по Разделу 1.
Анализ документа при подготовке к практическому занятию.
Раздел II.
Тема .2.1. Общество Содержание учебного материала
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного
развития. Понятие общественного прогресса. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов
XXI века.
Лабораторные занятия
Контрольная работа №2: « Общество как система».
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания по теме 2.1.
Тема 2.2 Человек и Содержание учебного материала
Объем
часов
16
16
1
1
8
40
7
1
4
13
Уровень
освоения
2
3
2
3
2 экономика
Тема 2.3
Социальные
отношения
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и
предложение. Рыночные структуры. Постоянные и переменные затраты. Основные источники
финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Банковская система.
Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и
государственная политика в области занятости. Роль государства в экономике.
Государственный бюджет. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Мировая экономика.
Глобальные экономические проблемы.
Лабораторные занятия
Практические занятия: Экономика. Рыночная экономика. Экономическая культура.
Контрольная работа №3: «Человек и экономика».
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания по теме 2.1.
Доклад, реферат при подготовке к практическому занятию.
Содержание учебного материала
Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальный конфликт.
Виды социальных норм. Социальный контроль. Молодёжь как социальная группа, особенности
молодёжной субкультуры. Этнические общности. Межнациональные отношения, социальные
конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации. Семья и брак. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Лабораторные занятия
Практические занятия: Социальная мобильность. Можно ли жить без правил. Социальное
развитие и молодежь.
Контрольная работа №4: «Социальные отношения».
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания по теме 2.3.
Анализ документа при подготовке к практическому занятию.
Содержание учебного материала
2
3
2
2
3
2
2
1
7
9
2
1
5
11 Тема 2.4 Политика
как общественное
явление
Раздел III.
Раздел IV.
Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических
режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе
общества. Политическая идеология. Политический процесс. Избирательная кампания в Российской
Федерации.
Лабораторные занятия
Практические занятия: Правовое государство и его типы.
Контрольная работа №5: «Человек в политической системе».
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания по теме 3.1
Анализ документа при подготовке к практическому занятию.
Контрольная работа №6 (Практикум): «Человек и современное общество».
Право
Содержание учебного материала
Право как система. Источники права. Правоотношения и правонарушения. Методы предупреждения
правонарушений. Методы профилактики правонарушений. Предпосылки правомерного поведения.
Лабораторные занятия
Контрольная работа №7: «Человек и право».
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к Разделу I.
Анализ документа при подготовке к практическому занятию.
Человек и экономика
Содержание учебного материала
Наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Фирмы в
экономике. Предпринимательская деятельность. Успех в бизнесе Экономика и государство.
Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Человек в системе
экономических отношений.
Лабораторные занятия
Практические занятия: Рыночные отношения в экономике. Предпринимательская
деятельность. Человек в системе экономических отношений.
Контрольная работа №8: «Человек и экономика».
1
1
5
1
8
8
2
4
13
13
2
2
2
3
2
3
3
2
2
3 Раздел V.
Раздел VI.
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к Разделу II.
Анализ документа при подготовке к практическому занятию.
Человек в системе общественных отношений
Содержание учебного материала
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные
роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное
поведение. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Рациональное экономическое
поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Человек в политической
жизни.
Контрольная работа №9: «Социальнополитическая и духовная жизнь личности».
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к Разделу III.
Правовое регулирование общественных отношений
Содержание учебного материала
Право в системе социальных норм. Гражданство в Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина РФ. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Субъекты и
организационноправовые формы гражданского права. Правовое регулирование семейных
отношений. Порядок оказания образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Особенности
административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Международная защита прав
человека.
Практические занятия: Гражданин Российской Федерации. Занятость и трудоустройство.
Уголовный процесс.
Контрольная работа №10: «Человек и регулирование общественных отношений».
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к Разделу IV.
Анализ документа при подготовке к практическому занятию.
Итоговое обобщение Человек и экономика. Проблемы социальнополитической и духовной жизни.
Человек и закон.
Дифференцированный зачёт
8
11
11
2
5
14
14
2
1
8
2
2
2
108
2
3
2
2
3
2
3
3
3
8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории и
обществознания».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий «Обществознание».
Технические средства обучения:
компьютер с выходом в сеть Интернет;
видеопроектор;
презентации;
видеофильмы;
электронные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы.
Интернетресурсы:
http://fp.edu.ru/p1.html (Интернетсправочник «Все об учебниках»)
www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
http://www.educom.ru – Департамент образования города Москвы
http://www.mioo.ru – Московский институт открытого образования;
www.omczo.org ( Окружной методический центр)
http://www.drofa.ru/documents/9405/history.pdf (издательство «Дрофа»)
http://www.russkoeslovo.ru/catalog2005/o_umk10.shtml (издательство «Русское слово»)
http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482 (издательство «Просвещение»)
http://www.vgf.ru/tabid/114/Default.aspx(издательство «ВентанаГраф»)
http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/266(издательство «Мнемозина»)
Основные источники:
1. Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под
ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
2. Учебник Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл.
общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и
А. Ю. Лазебниковой. – М., 2014.
3. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы.
Обществознание. – М., 2006.
4. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
5. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М.,
2002. 6. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых
заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
7. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2008
8. Учебнотренировочные материалы для подготовки к Единому государственному
экзамену. Обществознание. – М., 2003–2009.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993г. – М.,
2005.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51
ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996г. № 14 (в
ред. от 24.07.2007 № 218ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное
право» от 26 ноября 2001. № 146ФЗ от 03.06.2006 № 73ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 29.12.2006 № 258ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231ФЗ СЗ
РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138
ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63ФЗ (в ред. ФЗ от
24.07.2007 № 214ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от
24.07.2007 № 218ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197ФЗ // СЗ РФ. – 2002.
– № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
10. Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. № 174
ФЗ (в ред. От 24.07.2007 № 214ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921. 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний,
умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной
дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся
до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными
учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольноизмерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
тестовый контроль;
оценка результатов
выполнения практических
работ;
оценка результатов
устного чтения;
оценка выполнения
домашней работы,
контрольных работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их
существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах,
выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия
между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями;
объяснять причинноследственные и функциональные связи
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека
и общества, важнейших социальных институтов, общества и
природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем
и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и
понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в
различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных,
публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную
социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая
личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих
знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по
социальной проблематике;
применять социальноэкономические и гуманитарные знания в
процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в
межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления
самостоятельного поиска, анализа и использования собранной
социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в
социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных
действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения
морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного
выполнения гражданских обязанностей.
Знания:
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы
социализации личности, место и роль человека в системе
общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной
системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социальногуманитарного познания; ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей). 13
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перспективно-тематический план дисциплины « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.