Перспективный план по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

  • docx
  • 03.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Перспективный план по математике.docx

 

 

 

 

Перспективный план  по формированию элементарных математических представлений

 

в старшей группе

 

 

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

 

Количество и счет.

·         Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую часть множества или их равенство.

·         Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).

·         Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8; если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

·         Отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

·         Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

·         Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

·         Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, стоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин – всех игрушек поровну, по 5).

·         Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

·         Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

·         Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 – это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

 

Величина.

·         Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их величине в возрастающем (убывающем) порядке; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента – самая широкая, фиолетовая – немного уже, красная – еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т.д.

·         Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

·         Развивать глазомер детей, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

 

 

 

Форма.

·         Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

·         Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

·         Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов – прямоугольные, поднос и блюдо – овальные, тарелки – круглые и т.д.

 

Ориентировка в пространстве.

·         Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху -внизу,  впереди (спереди) – сзади (за), слева – справа, между, рядом, около) двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.д.);

·         Учить ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).

 

Ориентировка  во времени.

·         Дать детям представление о том, что утро, день, ночь составляют  сутки.

·         Учить конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

 

 

 

 

Используемые образовательные программы; пособия

Пособия

1

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд.М;Москва-СИНТЕЗ,2014

2

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа группа./ - Волгоград: автор Ефанова.З.А.  Учитель, 2013

3

Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей  группе детского сада. Планы занятий И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

 

 

 

 

Перспективный план  по ФЭМП в старшей группе

 

 

Месяц

 

 

 

№  п\п

 

Программное содержание

 

Литература

 

Сентябрь

 

1 неделя

Занятие №  1

 

Закреплять навыки счета в пределах 5,совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, уточнить представления о последовательности частей суток.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.12

 

 

2 неделя

Занятие №2

 

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов, закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины, совершенствовать умение двигаться в заданном направление.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.14

 

 

3 неделя

Занятие №3

 

Совершенствовать навыки счета в пределах 5,упражнять в сравнении пяти предметов по длине, уточнить понимание слов: вчера, сегодня, завтра.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.16

 

 

4 неделя

Занятие №1

 

Учить составлять множество из разных элементов ,  выделяя его части, закреплять представление о знакомых плоских геометрических фигурах, совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.17

 

 

5 неделя

Занятие №2

 

Учить считать в пределах 6,показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине, закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.18

 

Октябрь

 

2 неделя

 

Занятие №3

 

Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7,продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине, продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.20

 

 

3 неделя

Занятие №4

 

Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6,продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте, расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева,  В.А. Позина. стр.21

 

 

4  неделя

Занятие №1

 

Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8,упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7,совершенствовать умение двигаться в заданном направлении.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.23

 

 

5 неделя

Занятие№2

 

Учить считать в пределах 9, показать образование числа 9,закреплять представление числа 9 на основе двух групп предметов ,продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих предметов.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.24

 

Ноябрь

 

3 неделя

Занятие№3

 

Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», упражнять в умении сравнивать предметы по величине ( до 7 предметов), упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.26

 

 

4 неделя

Занятие №4

 

Познакомить с образованием числа 10,на основе сравнения двух групп предметов ,закреплять представления о части суток, совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.27

 

 

5 неделя

Занятие№1

 

Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10,закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте, упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур, упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева,  В.А. Позина. стр.28

 

Декабрь

 

1 неделя

Занятие№2

 

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов, дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника, закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.30

 

 

2 неделя

Занятие №3

Закреплять представление о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах, совершенствовать навыки счета в пределах 10, познакомить с названиями дней недели.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.31

 

 

3 неделя

Занятие №4

 

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, продолжать учить определять направление движения, используя знаки- указатели направления движения, закреплять умение последовательно называть дни недели.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.32

 

 

4 неделя

Занятие №1

 

Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу, совершенствовать  умение различать  и называть знакомые объемные и плоские геометрические  фигуры.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.34

 

Январь

 

3 неделя

Занятие№2

Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими  числами 9 и 10, продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди, упражнять в последовательном назывании дней недели.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.36

 

 

4 неделя

Занятие №3

 

Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, продолжать развивать  глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, учить ориентироваться на листе бумаги.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.37

 

 

3 неделя

Занятие №4

 

Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах  форму знакомых геометрических фигур, продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева,  В.А. Позина. стр.39

 

Февраль

 

2 неделя

Занятие№1

 

Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц, продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, закреплять умение последовательно называть дни недели.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.40

 

 

3 неделя

Занятие №2

 

Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц, совершенствовать  представление о треугольниках и четырехугольниках, развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева,  В.А. Позина. стр.41

 

 

4 неделя

Занятие №3

 

Закреплять представление о количественном составе числа 5 из единиц, формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.43

 

 

5 неделя

Занятие №4

 

Совершенствовать навыки счета в пределах 10, продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму геометрических фигур.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.44

 

Март

 

2 неделя

Занятие№1

 

Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц  в пределах 5, совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя, совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.46

 

 

3 неделя

Занятие №2

 

Продолжать учить делить круг на две равные части, продолжать учить сравнивать два предмета по ширины, закреплять умение последовательно называть дни недели.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.47

 

 

4 неделя

Занятие №3

 

Учить делить квадрат на две равные части. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.48

 

 

5 неделя

Занятие №4

 

Продолжать знакомить  с делением круга на четыре равные части, развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.50

 

Апрель

 

2 неделя

Занятие №1

 

Познакомить с делением квадрата на четыре равные части, продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки, совершенствовать умение ориентироваться  на листе бумаги.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр. 51

 

 

3 неделя

Занятие №2

 

Совершенствовать навыки счета в пределах 10, развивать умение ориентироваться на листе бумаги, продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр. 53

 

 

4 неделя

 

Занятие №3

 

Продолжать учить понимать  отношения между рядом стоящими числами в пределах 10,совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина. стр. 55

 

 

5 неделя

Занятие №4

 

Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц, упражнять в умении двигаться в заданном направлении, закреплять умение последовательно называть дни недели.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А.Позина. стр. 56

Май

 

2 неделя

Занятие №1

 

Учить делить квадрат на две равные части. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.

 

 

Занятия по ФЭМП

И.А. Помораева, В.А.Позина. стр.48