Перспективный план по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений
Количество и счет.
· Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую часть множества или их равенство.
· Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).
· Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8; если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).
· Отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
· Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
· Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.
· Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, стоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин – всех игрушек поровну, по 5).
· Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
· Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
· Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 – это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
Величина.
· Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их величине в возрастающем (убывающем) порядке; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента – самая широкая, фиолетовая – немного уже, красная – еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т.д.
· Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
· Развивать глазомер детей, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Форма.
· Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.
· Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
· Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов – прямоугольные, поднос и блюдо – овальные, тарелки – круглые и т.д.
Ориентировка в пространстве.
· Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху -внизу, впереди (спереди) – сзади (за), слева – справа, между, рядом, около) двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.д.);
· Учить ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени.
· Дать детям представление о том, что утро, день, ночь составляют сутки.
· Учить конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Используемые образовательные программы; пособия
№ |
Пособия |
1 |
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд.М;Москва-СИНТЕЗ,2014 |
2 |
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа группа./ - Волгоград: автор Ефанова.З.А. Учитель, 2013 |
3 |
Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 |
Перспективный план по ФЭМП в старшей группе
Месяц
|
№ п\п |
Программное содержание |
Литература |
Сентябрь |
1 неделя Занятие № 1 |
Закреплять навыки счета в пределах 5,совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, уточнить представления о последовательности частей суток.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.12 |
|
2 неделя Занятие №2 |
Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов, закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины, совершенствовать умение двигаться в заданном направление.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.14 |
|
3 неделя Занятие №3 |
Совершенствовать навыки счета в пределах 5,упражнять в сравнении пяти предметов по длине, уточнить понимание слов: вчера, сегодня, завтра.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.16 |
|
4 неделя Занятие №1 |
Учить составлять множество из разных элементов , выделяя его части, закреплять представление о знакомых плоских геометрических фигурах, совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.17 |
|
5 неделя Занятие №2 |
Учить считать в пределах 6,показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине, закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.18
|
Октябрь |
2 неделя
Занятие №3 |
Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7,продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине, продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.20 |
|
3 неделя Занятие №4 |
Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6,продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте, расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.21 |
|
4 неделя Занятие №1 |
Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8,упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7,совершенствовать умение двигаться в заданном направлении.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.23 |
|
5 неделя Занятие№2 |
Учить считать в пределах 9, показать образование числа 9,закреплять представление числа 9 на основе двух групп предметов ,продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих предметов.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.24 |
Ноябрь |
3 неделя Занятие№3 |
Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», упражнять в умении сравнивать предметы по величине ( до 7 предметов), упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.26 |
|
4 неделя Занятие №4 |
Познакомить с образованием числа 10,на основе сравнения двух групп предметов ,закреплять представления о части суток, совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.27 |
|
5 неделя Занятие№1 |
Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10,закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте, упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур, упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.28 |
Декабрь |
1 неделя Занятие№2 |
Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов, дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника, закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.30 |
|
2 неделя Занятие №3 |
Закреплять представление о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах, совершенствовать навыки счета в пределах 10, познакомить с названиями дней недели.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.31 |
|
3 неделя Занятие №4 |
Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, продолжать учить определять направление движения, используя знаки- указатели направления движения, закреплять умение последовательно называть дни недели.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.32 |
|
4 неделя Занятие №1 |
Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу, совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.34 |
Январь |
3 неделя Занятие№2 |
Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10, продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди, упражнять в последовательном назывании дней недели.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.36 |
|
4 неделя Занятие №3 |
Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, учить ориентироваться на листе бумаги.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.37 |
|
3 неделя Занятие №4 |
Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур, продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.39 |
Февраль |
2 неделя Занятие№1 |
Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц, продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, закреплять умение последовательно называть дни недели.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.40 |
|
3 неделя Занятие №2 |
Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц, совершенствовать представление о треугольниках и четырехугольниках, развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.41 |
|
4 неделя Занятие №3 |
Закреплять представление о количественном составе числа 5 из единиц, формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.43 |
|
5 неделя Занятие №4 |
Совершенствовать навыки счета в пределах 10, продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму геометрических фигур.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.44 |
Март |
2 неделя Занятие№1 |
Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5, совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя, совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.46 |
|
3 неделя Занятие №2 |
Продолжать учить делить круг на две равные части, продолжать учить сравнивать два предмета по ширины, закреплять умение последовательно называть дни недели.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.47 |
|
4 неделя Занятие №3 |
Учить делить квадрат на две равные части. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.48 |
|
5 неделя Занятие №4 |
Продолжать знакомить с делением круга на четыре равные части, развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. |
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр.50 |
Апрель |
2 неделя Занятие №1 |
Познакомить с делением квадрата на четыре равные части, продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки, совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр. 51 |
|
3 неделя Занятие №2 |
Совершенствовать навыки счета в пределах 10, развивать умение ориентироваться на листе бумаги, продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр. 53 |
|
4 неделя
Занятие №3 |
Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 10,совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А. Позина. стр. 55 |
|
5 неделя Занятие №4 |
Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц, упражнять в умении двигаться в заданном направлении, закреплять умение последовательно называть дни недели.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А.Позина. стр. 56 |
Май |
2 неделя Занятие №1 |
Учить делить квадрат на две равные части. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
|
Занятия по ФЭМП И.А. Помораева, В.А.Позина. стр.48 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.