Перспективный план по развитию лексико-грамматической стороны и связной речи
у детей подготовительной группы «Земляничка» на 2019 – 2020уч. год Швенк Е.В.
|
Тема недели |
Тема занятия |
Цель и задачи |
примечание |
||
сентябрь |
1 |
Грибы и ягоды |
Пересказ рассказа В.П. Катаева «Грибы» |
Учить детей пересказывать рассказ близко к тексту; уточнять знания и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах; упражнять в согласовании числительных с существительными; развивать умение точно отвечать на поставленные вопросы; воспитывать и прививать интерес к художественному слову. |
Игра «По грибы» Игра «Сосчитай грибы» Физминутка «Грибок» |
|
2 |
Деревья и кустарники |
Составление описательного рассказа о дереве |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; коррекционно-развивающие: - закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных; - развивать умение задавать вопросы и отвечать на них; - обобщать знания о деревьях; - воспитывать бережное отношение детей к природе.
|
Игра «Узнай дерево по листу, веточке» Игра «Чей это листок?» Игра «Жадина» Физминутка «Кустик» |
||
3 |
Дикие животные |
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям; коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения; - активизировать словарь по теме; - развивать у детей творческие способности и артистизм; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей правила хорошего тона. |
Игра «Скажи наоборот» Игра «Узнай по описанию» Игра «Назови ласково» Физминутка «водопой» Игра «4 лишний» Игра «Жадина» |
||
4 |
Домашние животные |
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картинок |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; коррекционно-развивающие: - развивать умение строить последовательно свое высказывание; - активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей любознательность к окружающей природе.
|
Игра «4 лишний» Игра «Жадина» Игра «Про что можно сказать» Физ минутка «Щенок» Игра «Чьи детки» Ига «От зернышка к плоду» Игра «Назови сок, варенье» Игра «Один – много»
|
||
октябрь |
1 |
фрукты |
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок; коррекционно-развивающие: - закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже; - развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки.
|
Игра «Сок» Физ минутка «Будем мы варить компот» Игра «Назови ласково» Игра «Узнай по описанию» Игра «Подбери признак» Игра «Один – много» |
|
2 |
овощи |
Составление рассказа «Овощи» по плану |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению пересказа текста с помощью предметных картинок и плану; коррекционно-развивающие: - закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже; - развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей интерес к окружающей природе |
Игра «Суп» Игра «Скажи наоборот» Игра «Собери урожай» Физ минутка «Овощи» Игра «Огород» |
||
3 |
Части тела |
«Про нос и язык» |
Закреплять лексику по теме «Части тела»; - закреплять умение подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь; - учить согласовывать числительные и существительные; - отвечать на вопросы полным ответом, правильно формулируя предложение; - продолжать учить пересказывать художественное произведение близко к тексту; - развивать память, внимание, мышление. |
Игра «» Игра «Сколько у человека?» Игра «» Игра «Назови ласково» Физминутка «У меня есть голова» Игра «Один – много» |
||
4 |
Моя семья |
Составление рассказа «Семья» по сюжетной картинке |
коррекционно-образовательные: - обучать детей понимать содержание картины; - учить детей связно и последовательно описывать изображенные события; коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение составлять рассказ коллективно; - учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям; - активизировать словарный запас; - воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
|
Игра «Чьи вещи» Игра «Подбери признак» Игра «Внуки и дедушка» Игра «Назови семью» Игра «кто быстрее соберет картинки» Физминутка «Семья» |
||
5 |
Животные жарких и холодных стран |
Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» |
коррекционно-образовательная: - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; коррекционно-развивающие: - развивать умение строить высказывание без опорных сигналов; - закреплять у детей знания о животных жарких стран; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей заботливое отношение к животным, живущим рядом.
|
Игра «О ком можно сказать» Игра «Кто это?» Игра «Подбери признак» Игра «Полярная сова» Игра «Сосчитай» Физ минутка «Пингвин» |
||
ноябрь |
1 |
Наша страна Россия |
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий |
коррекционно-образовательная: - обучать детей пересказу текста, с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий; коррекционно-развивающие: - развивать диалогическую и монологическую речь детей; - развивать память и воображение; - пополнять и обогащать у детей словарь по теме «Наша страна»; коррекционно-воспитательная: - воспитывать чувство любви к своей Родине, к своему городу, к окружающим.
|
Игра «Где я живу?» Игра Какой, какая, какие?» Игра «Назови ласково» Игра «Один – много» Физминутка «А часы идут, идут» |
|
2 |
дома |
Составление рассказа «Дом в котором я живу» (из личного опыта) |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт; коррекционно-развивающие: - развивать у детей логическое мышление и долговременную память; - развивать умение строить распространенные предложения; - развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей аккуратность и навыки поведения в доме.
|
Игра «4 лишний» Игра «Образуй слово» Игра «Наоборот» Игра «Части дома» Физминутка ПГ «Дом» |
||
3 |
Посуда Продукты питания |
Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) Заучивание стихотворения С. Погореловский «Хлеб» |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлять рассказы из коллективного опыта на основе экскурсии на кухню детского сада; коррекционно-развивающие: - упражнять детей в умении рассказывать по заданному плану; - развивать умение рассказывать об увиденном, не повторяя сказанное и не забегая вперед; - развивать память, внимание; - воспитывать у детей уважение к труду взрослых, а именно к профессии повара.
|
Игра «Поварята» Игра «4 лишний» Игра «Магазин» Игра «Составь предложение «Какое это блюдо?» Физминутка «Мамины помощники» |
||
4 |
Мой город |
Составление рассказа из личного опыта |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлять рассказы из личного опыта на основе экскурсии; коррекционно-развивающие: - упражнять детей в умении рассказывать по заданному плану; - развивать умение рассказывать об увиденном, не повторяя сказанное и не забегая вперед; - развивать память, внимание; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей гордость за свой город |
Игра «Что для чего нужно?» Игра «Скажи наоборот» Игра «Назови части» Игра «Большой - Большущий» Игра «Один – много» Физминутка «Солнце» |
||
декабрь |
1 |
Зима |
Составление рассказа «Зима» по плану |
коррекционно-образовательная: - учить детей отвечать на вопросы и задавать их; - систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях; - активизировать словарь по данной теме; - воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
|
Игра «А что вчера?» Игра «Подбери слова родственники» Игра «Подбери предмет» Игра «Где снегирь» Игра «Один – много» Физминутка «На дворе у нас мороз», «Ой, мороз» |
|
2 |
Зимующие птицы |
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу |
коррекционно-образовательная: -Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение с использованием мнемотаблицы. 2. Интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы.»; коррекционно-развивающие: Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; 2. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно –образное мышление. коррекционно-воспитательная: - Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь, накормить; 2. Воспитывать внимательное бережное отношение к природе и птицам |
Игра «Назови ласково» Игра «Подбери признак» Игра «Кого не стало» Игра «Узнай по описанию» Игра «Один – много» Физминутка «Зимующие птицы» |
||
3 |
Зимние забавы |
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке (с образцом рассказа логопеда) |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»; коррекционно-развивающие: - развивать умение составлять распространенные предложения; - активизировать у детей словарь прилагательных; - обобщать и систематизировать знания детей о зиме. коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время. |
Игра «Назови ласково» Игра «Подбери слова родственники» Игра «Подбери действие» Игра «забавы» Игра «Один – много» Физминутка «Мы бежим с тобой на лыжах» |
||
4 |
Новый год |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Новый год»; коррекционно-развивающие: - развивать умение составлять распространенные предложения; - активизировать у детей словарь прилагательных; - обобщать и систематизировать знания детей о зиме. коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время. |
Игра «Назови ласково» Игра «Украсим елочку» Игра «Подбери признак» Игра «подарки» Игра «Один – много» Физминутка «Елка» |
||
январь |
1 |
Каникулы |
||||
2 |
Сказки А.С. Пушкина |
Заучивание отрывка А.С. Пушкина «Ель растет перед дворцом…» с опорой на мнемотаблицу |
коррекционно-образовательная: -Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение с использованием мнемотаблицы. 2. Интонационно передавая нежность, любование картиной .»; коррекционно-развивающие: Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; 2. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно –образное мышление. коррекционно-воспитательная: - Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь, накормить; 2. Воспитывать внимательное и бережное отношение к книгам |
Игра «Назови ласково» Игра «Подбери признак» Игра «Из какой сказки?» Игра «Узнай героя по описанию» Игра «Один – много» Физминутка «Бочка по морю плывет» |
||
3 |
Праздники и обычаи на Руси |
Составление рассказа по картинке |
коррекционно-образовательная: - учить детей отвечать на вопросы и задавать их; коррекционно-развивающие: - систематизировать знания детей о праздниках и обычаях на Руси; - активизировать словарь по данной теме; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей интерес к фольклору. |
Игра «Кто чем управляет?» Игра «Скажи наоборот» Игра «Узнай праздник» Игра «Путешественники» Игра «Продолжи предложение» Физминутка |
||
4 |
Русская народная игрушка |
Составление описательного рассказа «Народная игрушка Матрешка» по плану |
коррекционно-образовательная: - учить детей отвечать на вопросы и задавать их; коррекционно-развивающие: - систематизировать знания детей о праздниках и обычаях на Руси; - активизировать словарь по данной теме; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей интерес к фольклору. |
Игра «Назови ласково» Игра «Подбери признак» Игра «Чего не стало» Игра «Узнай по описанию» Игра «Опиши матрешку» Физминутка |
||
5 |
Стихи русских поэтов |
Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» с опорой на мнемотаблицу |
коррекционно-образовательная: -Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение с использованием мнемотаблицы. 2. Интонационно передавая нежность, любование картиной природа.»; коррекционно-развивающие: Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; 2. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно –образное мышление. коррекционно-воспитательная: - Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей; 2. Воспитывать внимательное бережное отношение к природе,
|
Игра «Подбери как можно больше слов – эпитетов» Игра «Подбери рифму» Игра «Скажи по- другому» Физминутка «Листики»
|
||
февраль |
1 |
Наземный транспорт |
Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картинке с придумыванием предшествующих и последующих событий |
коррекционно-образовательная: - учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих и последующих событий; коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение подробно объяснять свои действия; - развивать у детей умение рассказывать по плану; - закреплять у детей знания по теме; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей умение следовать правилам дорожного движения. |
Игра «Назови транспорт по видам» Игра «Скажи наоборот» Игра «Назови части» Игра «Магазин мебели» Игра «Один – много» Игра «Подбери действие» Игра «Назови одним словом» |
|
2 |
Мебель и электроприборы |
Составление рассказа «Как изготовляют мебель» |
коррекционно-образовательная: - учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам; коррекционно-развивающие: - расширять и активизировать словарь детей по теме; - развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей навык самоконтроля за речью. |
Игра «Назови ласково» Игра «Жадина» Игра «Назови части» Игра «Узнай по описанию» Игра «Один – много» Игра «магазин мебели» |
||
3 |
День Защитника Отечества |
Составление рассказа «Собака – санитар» по серии сюжетных |
коррекционно-образовательная: - учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом; коррекционно-развивающие: - активизировать и расширять словарь по теме; - закреплять знания детей о военных профессиях; коррекционно-воспитательная: - воспитание патриотических чувств. |
Игра «Кто где служит» Игра «Кем я хочу стать» Игра «Кому что нужно» Игра «Сосчитай» Игра «Подбери признак и действие» |
||
|
4 |
Водный и воздушный транспорт |
Составление рассказа по плану |
коррекционно-образовательная: - учить детей составлять рассказ по плану; коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение подробно объяснять свои действия; - развивать у детей умение рассказывать по плану; - закреплять у детей знания по теме; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей умение следовать правилам. |
Игра «Опиши картинку» Игра «Назови ласково» Игра «Назови части» Игра «Один – много» Игра «Скажи наоборот» Игра «4 лишний» |
|
март |
1 |
Праздник мам и бабушек |
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картинке с придумыванием предшествующих и последующих событий |
коррекционно-образовательные: - учить детей составлять рассказ по картине; - формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и после¬ дующие событиям, изображенным на картине; коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам; - развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи. |
Игра»Подбери действие» Игра «Какой дом?» Игра «Назови части» Игра «Назови ласково» Физминутка «Строители» Игра «Один – много |
|
2 |
Комнатные растения |
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу В. Шуграева «Маме» |
коррекционно-образовательная: -Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение с использованием мнемотаблицы. -. Интонационно передавая нежность и любовь к близким.»; коррекционно-развивающие: -Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; -Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно –образное мышление. коррекционно-воспитательная: - Воспитывать доброе отношение к родным и близким, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;
|
Игра «Подбери родственные слова» Игра «Подбери признак» Игра «мамина профессия» Игра «Назови ласково» Физминутка «Помощники» Игра «Закончи предложение» |
||
3 |
Профессии |
Составление рассказа «Профессия» по плану |
коррекционно-образовательная: - учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам; коррекционно-развивающие: - расширять и активизировать словарь детей по теме; - развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей навык самоконтроля за речью. |
Игра «Где птичка» Игра «Сколько птиц во дворе» Игра «Чей клюв, крыло, голова» Игра «Назови ласково» Физминутка «Гусак» Игра «Один – много |
||
4 |
Одежда |
Составление описательного рассказа на тему «Одежда» |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению описательного рассказа; коррекционно-развивающие: - расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»; - упражнять в употреблении распространенных предложений; коррекционно-воспитательная: - воспитание навыков самообслуживания. |
Игра «логотип команды» Игра «загадки» Игра «собери картинку» Игра «Чей домик» Физминутка «изобрази животного» Игра «прохлопай слово» |
||
апрель |
1 |
Весна. Прилет птиц |
Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; коррекционно-развивающие: - развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику; - учить детей различать понятия «перелетные» и «зимующие» птицы; - развивать словарь по заданной теме; - развивать у детей навыки словообразования; коррекционно-воспитательная: - учить детей заботиться о птицах. |
Игра «Где птичка» Игра «Сколько птичек на дереве» Игра «Чей клюв, крыло, голова» Игра «Назови ласково» Физминутка «Аист» Игра «Один – много» |
|
2 |
День космонавтики |
Заучивание стихотворения А.Хайт «Над землею ночью поздней…» |
коррекционно-образовательная: -Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение с использованием мнемотаблицы. - Интонационно передавая нежность, любование картиной природой.»; коррекционно-развивающие: Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; - Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно –образное мышление. коррекционно-воспитательная: - Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей. |
Игра «Подбери признак» Игра «Чего не стало» Игра «Узнай по описанию» Игра «Один – много» Физминутка «Ракета» |
||
3 |
Подводный мир |
Составление рассказа подводных обитателях по плану |
коррекционно-образовательная: - учить детей отвечать на вопросы и задавать их; коррекционно-развивающие: - систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях; - активизировать словарь по данной теме; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей интерес к подводному миру. |
Игра «Назови ласково» Игра «Подбери признак» Игра «Кого не стало» Игра «Узнай по описанию» Игра «Один – много» Физминутка «Краб» |
||
4 |
Насекомые |
Составление описательного рассказа о пчеле
|
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; коррекционно-развивающие: - пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»; - развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание; - закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей самоконтроль за речью. |
Игра «Назови ласково» Игра «Подбери признак» Игра «Кого не стало» Игра «Узнай по описанию насекомое» Игра «Один – много» Составь предложение Физминутка «Кузнечики» |
||
5 |
повторение |
Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»
|
коррекционно-образовательная: -Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение с использованием мнемотаблицы. - Интонационно передавая нежность, любование картиной природа»; коррекционно-развивающие: Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; - Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно –образное мышление. коррекционно-воспитательная: - Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей к родному краю; |
Игра «Подбери как можно больше слов – эпитетов» Игра «Подбери рифму» Игра «Скажи по- другому» Физминутка |
||
май |
1 |
День победы |
Составление рассказа из личного опыта «Мой прадед» |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлять рассказы из личного опыта на основе рассказов; коррекционно-развивающие: - упражнять детей в умении рассказывать по заданному плану; - развивать умение рассказывать об услышанном, не повторяя сказанное и не забегая вперед; - развивать память, внимание; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей гордость за свой народ и своих прадедов. |
Игра «Что для чего нужно?» Игра «Скажи наоборот» Игра «Назови рода войск» Игра «Большой - Большущий» Игра «Один – много» Физминутка «Парад» |
|
2 |
Весенние сельхоз работы |
Пересказ рассказа К. Нефедовой «Две косы» |
коррекционно-образовательная: - учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту; коррекционно-развивающие: - активизировать словарь по теме; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей трудолюбие и чувство гордости за свой труд. |
Игра «Ванин или Катин» Игра «А вчера» Игра «Назови части» Игра «Один – много» Игра «Скажи наоборот» Игра «4 лишний» |
||
3 |
Цветы |
Составление рассказа «На лугу» по плану и сюжетной картинке |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему или план; коррекционно-развивающие: - закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных; - развивать умение задавать вопросы и отвечать на них; - обобщать знания о цветах; коррекционно-воспитательная: - воспитывать бережное отношение детей к природе. |
Игра «Подбери признак» Игра «Чего не стало» Игра «Узнай по описанию» Игра «Один – много» Физминутка |
||
4 |
Здравствуй лето! |
Составление рассказа «Про лето и про меня» (на заданную тему) |
коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению рассказа на заданную тему; коррекционно-развивающие: - пополнять и активизировать словарный запас детей по теме «Лето»; - развивать умение логически выстраивать свои высказывания; коррекционно-воспитательная: - воспитывать умение правильно и с пользой проводить свободное время. |
Игра «Подбери признак» Игра «Кого не стало» Игра «Узнай по описанию» Игра «Один – много» Физминутка «Лето» |
||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.