Описание материала. Предлагаю перспективный план работы по теме: «Воспитание основ безопасного поведения у дошкольников» с детьми старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп.
Я выбрала эту тему неслучайно. Одной из главных задач в системе дошкольного воспитания является задача – сохранение и укрепление здоровья детей. А это невозможно, если ребёнок не научится и не сможет противостоять простейшим опасным ситуациям, не сможет распознать негативные и добрые намерения окружающих. Поэтому работа по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности является в настоящее время особенно актуальной.
Перспективный план работы по теме: «Воспитание основ безопасного поведения у старших дошкольников»
месяц |
Совместная деятельность с детьми |
Самостоятельная деятельность детей |
Работа с родителями |
|
Непосредственная образовательная деятельность |
Образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов |
|||
Сентябрь |
Цель: подчеркнуть значимость дружбы в жизни; уточнить знания о доброте. Дать детям понятие, что такое настроение; учить определять своё настроение и регулировать его. |
|||
«Ребята, давайте жить дружно» |
1.Чтение: Л.Толстой «Два товарища», С.Михалков «Три поросёнка», пословицы и поговорки о дружбе. 2.Беседы на тему: «Что такое дружба», «Если тебя обидели», «Всегда ли добрым быть приятно» 3. Заучивание стихотворения 4. Инсценировка «Два медвежонка» |
1.Рассматривание книг о дружбе 2. Д/игры: «Правильно-неправильно», «Угадай настроение» 3.Подвижные игры 4. Прослушивание песен о дружбе |
Тема: Доброта и отзывчивость. В свободной форме обсудить важность и нужность темы для воспитания детей, для самостоятельного установления контактов ребёнка с другими детьми и взрослыми. |
|
Октябрь |
Цель: дать понятие об улице, довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть. Объяснить правила для пешехода, закрепить знания о работе светофора. |
|||
«Весёлый светофор» |
1.Чтение: «Машины на нашей улице» А. Ильина «Осторожным надо быть» Т. Косова «Правила маленького пешехода» Н. Никитина «Не играйте на дороге» Н. Дедяева А.Дорохов «Зелёный, жёлтый, красный», «Влиятельная палочка», И.Серяков «Твой друг-тротуар», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили» 2.Рассматривание плаката «Правила дорожного движения» 3.Беседа на тему: «Что ты знаешь о правилах дорожного движения», «Наша улица», «Как вести себя на улице», «Наши верные друзья» 4.Заучивание стихотворения «Азбука города» Я. Пишунов 5.Слушание песен: «Дорожный знак», «Светофор», «Когда поют светофоры» 6.Д/игры, упражнения: «Я живу на улице», «Светофор», «Лучший пешеход», «Если..», «Найди свой знак» 7.Ручной труд. Изготовление макета улицы (коллективная работа) 8.Подвижная игра «Цветные автомобили» 9.Инсценировка «Мой приятель светофор» 10.Игровое мероприятие по правилам дорожного движения «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать» |
1.Настольные игры: «Внимание дорога», «Законы улиц и дорог» 2. Сюжетно – ролевая игра «Дорога» 3.Рисование на тему:«Улицы нашего города» 4.Аппликация: «Светофор», «Дорожные знаки» 5.Конструирование |
1.Анкетирование на тему: «Безопасность на дорогах» 2.Родительское собрание: «Безопасность на улице» 3.Оформление памятки «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице» 4.Привлечь родителей к проведению игрового мероприятия по правилам дорожного движения. 5. Выставка плакатов «Внимание, дорога!» |
|
Ноябрь |
Цель: уточнить знания об окружающих людях, объяснить разницу во взаимоотношениях с ними; познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми, способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения. |
|||
|
«Внешность человека может быть обманчива»
«Если чужой приходит в дом» |
1.Чтение. Стихотворение: «Про посторонних» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин ,«Аленький цветочек», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршак , р.н.с. «Волк и семеро козлят» Сказка «Старуха, дверь закрой!» обр. С. Я. Маршака и сказка «Снежная королева» Г. Х. Андерсен беседа по содержанию. 2.Рассматривание плаката «Один дома» 3.Беседа: «Кто нас окружает», «Мой дом – моя крепость», «Встреча с незнакомцем» 4.Заучивание стихотворения «Не открывай чужим людям» Г. Шалаева «Незнакомые люди» Э. Сагалакова, пословицы: «Не всякому верь, запирай покрепче дверь».
5.Разыгрывание ситуаций по данной теме. 6.Дидактические игры: «Злой – добрый, грустный - весёлый», «Что будет, если…»,«Угадай по голосу», «Составь слово» (незнакомец),»Знакомый, свой, чужой» 7.Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой – Широковой: «Наход - чивый Дима» |
1.Настольно – печатные игры: «Основы безопасности», лото «Основы безопасности в доме», «Как избежать неприятностей», «Чрезвычайные ситуации в доме» 2.Сюжетно – ролевая игра «Семья» (сюжет «Один дома»),п/игра: «Дверь закрой» 3.Предложить детям раскраски по сказкам. 4.Лепка: «Слишком доверчивые герои сказок» 5..Творческое задание «Смоделируй лицо» (добрый, злой, грустный, весёлый).
|
1.Оформление памятки: «Кто стучится в дверь ко мне?» 2.Индивидуальная беседа с родителями Димы, Ильи, Дани на тему: «Один дома» 3.Консультация «Научите детей осторожности», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
|
Декабрь |
Цель: знакомить с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём; сформировать элементарные знания об опасности шалостей с огнём, об опасных последствиях пожаров дома. |
|||
«Пожар-страшное бедствие» «Огонь-друг, огонь-враг» |
1.Чтение. С.Маршак«Кошкин дом», А.Гамандеева «Не надо играть с огнём», А.Эйдельман «Приятели», Т.Шорыгина «»Осторожные сказки» 2.Беседа. «Детские шалости с огнём», «Чем опасен дым», «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт». 3.Рассматривание плакатов на тему: «Правила поведения при пожаре» 4.Д/игры и упражнения. «Запрещается-разрешается», «01-примите вызов», Кто быстрее», «Можно-нельзя», «Это я, это я..» 5. Развлечение. «Спички- причина пожара» |
1.Сюжетно – ролевая игра «Мы пожарные» 2.Предложить детям раскраски «Машины службы МЧС» 3.Рассматривание плаката «Детям об огне» 4. Настольные игры: «Четвёртый лишний», «Горит -не горит», пазлы, лото., «Весёлый пожарный» 5..Изготовление пригласительных билетов на спектакль |
1.Анкетирование :«Знаете ли Вы правила пожарной безопасности?» 2.Папка передвижка: «Пожарная безопасность» 3.Консультация для родителей: «Основы пожарной безопасности» 4.Семинар-практикум «Досуг семьи. Безопасное место ребёнка в нём» 5.Конкурс на лучший плакат, тема: «Пожарная безопасность» |
|
Январь |
Цель: дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. |
|||
«Предметы быта» «Электроприборы» |
1.Чтение. Сказка «Хороший совет», рассказ «Данилка и пилка». 2.Беседа. «Ток бежит по проводам», «Полезные вещи- молоток и клещи», «Чтобы не было беды». 3..Рассказ детям об опасности электрического тока. 4.Заучивание правил пользования электроприборами. 5.Составление рассказов об электроприборах и о том, как ими пользоваться. 4.Творческое задание: «Загадай загадку – нарисуй отгадку» 5.Дидактические игры: «Что лишнее?», «Что будет, если..», «Что мы знаем о вещах», «1,2,3, что опасно-найди», «Мы спасатели» 6.Отгадывание ребусов по данной теме. 7. Развлечение «Путешествие в Простоквашино» |
1.Сюжетно – ролевая игра «Семья» 2.Лото «Основы безопасности в доме» «Эволюция вещей» 3.Подвижные игры по желанию детей. 4.Подвижные игры: «Пожарные на учении», «Дорожные препятствия», «Цветные автомобили» 5. Д/игра: «Собери аптечку»
|
1.Консультация: «Безопасность в вашем доме» 2.Совместная деятельность родителей и детей на тему: «Опасно – безопасно!
|
|
Февраль |
Цель: Дать элементарные сведения о своём организме, убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы(глаза, уши, руки, ноги).Учить видеть красоту в чистоте и опрятности. |
|||
«Изучаем свой организм» |
1.Чтение. А.Анпилов»Зубки заболели», Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», А.Барто «Девочка чумазая», Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра» 2. Беседа. «Чистота –залог здоровья», «Как устроено наше тело», «Наши верные друзья» 3.Рассматривание плакатов на тему: «Здоровье.» 3.Д/игры, упражнения. «Польза –вред», «»Окажи помощь» 4.Досуг «Наши помощники»
|
1.Настольные игры 2. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «МЧС-оказываем первую помощь» 3.Рисование на тему: «Личные вещи» 4.Рассматривание плаката: «Первая помощь» |
1. Папка передвижка: «Чтобы быть здоровыми» 2.Проект: «Чистые руки» |
|
Март |
Цель: познакомить с понятием «витамины», рассказать о пользе и их значении для жизни; помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания и должна быть не только вкусной, но и полезной. |
|||
«Витамины и полезные продукты» |
1.Чтение. Сказка «Неосторожная резвушка»,Л. Зильберг «Сластёна», загадки и стихи об овощах и фруктах 2. Беседа. «Почему люди болеют», «Где живут витамины», «Режим дня», «Если ты заболел» 3.Д/игры: «Запрещается-разрешается», «Приготовь блюдо», «Это я, это я..» 4.Развлечение «Азбука здоровья» |
1. Настольные игры: «Весёлый и грустный зубик», «Правильно-неправильно». 2.Рисование на тему: «Полезная еда» 3.Лепка на тему: « Здоровые зубы» 4.Сюжетно ролевая игра «Семья»-«Готовим завтрак» |
1.Родительское собрание: «Здоровье- главная ценность человеческой жизни» 2. Анкетирование: «Качество питания в детском саду» 3. Консультация: «Правильное питание-залог здоровья» 4. Организация выставки: «ЗОЖ» |
|
Апрель |
Цель: познакомить с самыми распространёнными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать быть осторожными с незнакомыми растениями и сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими детьми. |
|||
«Красивые, но ядовитые», «Правила безопасности на природе» |
1.Рассматривание плакатов «Съедобные, несъедобные ягоды и грибы» 2.Чтение. Стихи, загадки о растениях, сказка «На лесной тропинке» 2.Аутогенная тренировка «В лесу» 3.Беседа «Как избежать неприятностей на воде и на природе», «Внимание-опасность!», «Грибы» 4.Экскурсия «На полянку мы пойдём и лечебных трав найдём». 5.Изготовление гербария. 6.Дидактические игры: «Что где растёт?», «Узнай по запаху», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Как избежать неприятностей на воде и на природе» 7.Рисование «Отгадай загадку – нарисуй отгадку». 8.Досуг «Каждый маленький ребёнок.», «Путешествие в лес»
|
1.Слушание песни «Волна» и песен о здоровье. 2.Сюжетно – ролевая игра «Скорая помощь» 3.Художественное творчество «Придумай эмблему здоровья». 4.Настольные игры: «Лото», «Домино» по теме, «Первая помощь»
|
1.Консультация «Ребёнок и природа» 2. Фоторепортаж «Отдых на природе» 3.Оформление родительской витрины «Ребёнок на даче».
|
|
Май |
Цель: учить детей правильно общаться с животными; дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними; познакомить с правилами поведения. |
|||
«Кошка и собака- наши соседи» |
1.Чтение. Джуди Нейр из серии «Мир в твоих руках», А.Дмитриев «Незнакомая кошка», Г.Новицкая «Дворняжка», 2.Беседы. «Как вести себя с незнакомыми животными», «Насекомые» 3.Д/игры «Можно-нельзя», 4.Изготовление «Кубик опасностей» 5.Развлечение «Правила ОБЖ мы узнали, воспитанными стали»
|
1.Настольные игры: «Правильно-неправильно», «Найди лишнее» 2.Работа в раскрасках по теме 3.Театрализованые игры 4.Сюжетно ролевая игра «Я нашла себе дружка» 5.Рассматривание альбома «Правила поведения с животными» |
1.Консультация «Ребёнок и животные» 2.Памятка «Если тебя укусили» |
|
Июнь-август |
Цель: закрепить навыки безопасного поведения; приучать соблюдать элементарные правила обращения с водой; объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде(летом и зимой) |
|||
«Рядом вода» |
1.Чтение. Г.Шалаева «Самые новые правила поведения для воспитанных детей», «Осторожные сказки», Андерсен «Дюймовочка», М.Миронов «Если ты идёшь из школы», Э.Сагалакова «Про самовольные отлучки из дома» 2.Беседы. «Опасные ситуации на улице», «Опасности дома», «Осторожно, незнакомец!» 3.Настольный театр по сказке «Кот, петух и лиса», дискуссия после просмотра. 4.Заучивание стихотворения «Каждый маленький ребёнок» , С.Михалков «Что случилось?» 5.Творческое рассказывание «Что делать , если ты потерялся?» 6.Треннинг. Моделирование опасных ситуаций, связанных с насильственными действиями . 7.Дидактические игры: «Похитители и находчивые ребята», «Куда бежать, если за тобой гонятся?», «Это правда или нет?» 8.Психогимнастика на выражение различных эмоций. 9.Динамический пауза «Можно, нельзя» 10.КВН «Правила дорожные» 11.Ритмический танец «Вместе весело шагать». («Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7 лет» М. Ю. Картушина.) 12.Спектакль «10 советов майора Мурова». 13.Развлечение «А,Б,В..водяного человечка» |
1.Настольно-печатные игры: «Собери вещи», «Отдыхаем на реке», другие на отработку навыков правильного поведения. 2. Театрализованные игры 3.Рассматривание плаката «Заботься о своей безопасности» 4.Изготовление дорожных знаков (для игры) 5.Изготовление билетов для спектакля |
1.Папка передвижка «Лето –пора закаливания. 2.Цикл консультаций на оздоровление дошкольников |
Литература:
1. Есина, Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
2. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/Под ред. З.И. Бересневой.-М.:ТЦ Сфера, 2003.
3. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/авт.-сост. О. В. Чермашенцева.- Волгоград: Учитель, 2008.
4. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.