Перспективный план работы на экологической тропе
с детьми старшего дошкольного возраста.
№ Объект (станция) |
Содержание деятельности
|
||||||||||||||||
вид деятельности |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
||||||||||
1. «Можжевельник» |
Игровая
|
Мотивация детей к познавательной деятельности: встреча со сказочным персонажем, хозяйкой тропы-девочкой Ивушкой. |
|||||||||||||||
Познавательно- исследовательская, коммуникативная |
Целевая прогулка, наблюдение: «Деревья – кустарники» - сравнение разных растений, выделение общих и отличительных признаков деревьев и кустарников. Знакомство с Крымским можжевельником, наблюдение за кустарником. Закрепление названий деревьев, кустарников; - уточнение их видовых отличий.
|
||||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, коммуникативная |
Чтение «Легенд Крыма» о можжевельнике. Знакомство с кустарником. |
Беседа о разновидностях Крымских можжевельников. |
Беседа «Красная книга» и можжевельник. |
Стихи о можжевельнике. |
Изучение лечебных свойств можжевельника Крымского. «Записки доктора»
|
||||||||||||
Изобразительная |
«Кто, кто в можжевельнике живёт?»- рисование насекомых, которых дети видят при наблюдении за кустарником. |
||||||||||||||||
Двигательная, игровая |
Игра «К можжевельнику беги!» ДИ «Найди лист по образцу» |
«Найди можжевельник по описанию. Физ. минутка «Высоко-далеко»
|
Дыхательная гимнастика «Ветерок» |
Хороводная игра «Листья» |
|||||||||||||
Элементарный бытовой труд
|
Уход за кустом можжевельника. (Полив, рыхление) |
||||||||||||||||
2. «Метеостанция у айлантовой аллеи» |
Игровая
|
Мотивация детей к познавательной деятельности. Знакомство со сказочным персонажем Знайкой. |
|||||||||||||||
Познавательно- исследовательская, коммуникативная |
Определение значимости метеорологии как науки. Изучение природных явлений и способы наблюдения за ними. Опытная деятельность «Плавание тел», «Сильная газета», «Дуем-играем», «Что звучит?», «Поиск воздуха», «Загадочные пузырьки», почему песок хорошо сыплется», «Плавает-тонет», «Помощница вода». Знакомство с Крымским «великаном» деревом «Айлант».
|
||||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, коммуникативная |
Загадки о природных явлениях. |
Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» |
Экспериментирование «Поиграем с ветерком». Народные приметы
|
Пословицы и поговорки о природных явлениях |
|||||||||||||
Изобразительная |
Рисование на пленке «Природные явления» |
||||||||||||||||
Двигательная, игровая |
Физминутка «От Знайки» Игра «Запад – Юг» |
Игровая ситуация «Хитрые часики»
|
Игра «Ловец облаков» Дыхательная гимнастика «Ветерок» |
||||||||||||||
Конструирование |
Конструирование солнечных часов, флюгера из бросового материала. |
||||||||||||||||
Элементарный бытовой труд
|
Сбор опавших веток и листьев на айлантовой аллее. Уход за оборудованием метеостанции. |
||||||||||||||||
3.«Платан с дуплом дятла» |
Игровая
|
Мотивация детей к познавательной деятельности: встреча со сказочным персонажем Буратино. |
|||||||||||||||
Познавательно- исследовательская, коммуникативная |
Знакомство с деревом платан. Наблюдение за обитателями дупла. Сравнение разных видов птиц. Исследование: что едят птицы. Беседа «Птицы – наши друзья, их зимой бросать нельзя!»
|
||||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, коммуникативная |
Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит?»
|
Рассказ «Дятел». Стихи о птицах |
Чтение рассказа «Гнездо» |
Загадки о птицах |
Заучивание пословиц о птицах |
||||||||||||
Изобразительная |
Рисование «Птичка- невеличка» |
Рисование «Дятел» |
|||||||||||||||
Двигательная, игровая
|
ПИ «Птицы в гнёзда летят» |
ДИ «Птицы и птенчики» |
Дыхательная гимнастика «Пёрышко» |
ПИ «Мяч передавай-птицу называй» |
|||||||||||||
Конструирование |
Изготовление и развешивание кормушек |
||||||||||||||||
Элементарный бытовой труд |
Уход за территорией станции. Сбор опавших листьев, рыхление и полив платана. |
||||||||||||||||
4.«Сельский дворик» |
Игровая
|
Мотивация детей к познавательной деятельности: встреча со сказочным персонажем. |
|||||||||||||||
Познавательно- исследовательская, коммуникативная |
Целевая прогулка-экскурсия «Традиции и быт русских селений». Знакомство с убранством, бытом и традициями. |
||||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, коммуникативная |
Ряжение «Русские костюмы» |
Чтение русских сказок |
Чтение потешек. |
Чтение стихов Орлова В.Н. «Ты скажи мне реченька» |
Чтение РН сказка «Хаврошечка» |
||||||||||||
Изобразительная |
Рисуем русскую избу |
Рисование «Народные костюмы» |
Лепка «Домашние животные» |
||||||||||||||
Двигательная, игровая |
ДИ «Русский дворик» |
Подвижная игра «Платочек» |
Дыхательная гимнастика СРИ «Семья» |
Физминутка «Уж бельё я полоскала» |
ПИ «Кто, кто в домике живёт» |
ИМП «Колечко, колечко- выйди на крылечко» |
|||||||||||
Элементарный бытовой труд
|
Уборка территории. Уход за малыми формами сельского дворика. |
||||||||||||||||
Конструирование |
Занятия с конструкторо. Конструируем различные хозяйственные постройки |
||||||||||||||||
5.«Катальпа» |
Игровая
|
Мотивация детей к познавательной деятельности: встреча со сказочным персонажем. |
|||||||||||||||
Познавательно- исследовательская, коммуникативная |
Целевая прогулка, наблюдение: «Деревья – кустарники» - сравнение разных растений, выделение общих и отличительных признаков деревьев и кустарников. Знакомство с катальпой, наблюдение за деревом. Закрепление названий деревьев, кустарников; - уточнение их видовых отличий.
|
||||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, коммуникативная |
Чтение книги «Растения Крыма» - катальпа Знакомство с деревом. |
Сказка «Чудесный клад» (народы мира) |
Стихи о катальпе «Июньский снегопад» |
Легенды Крыма о катальпе. |
Стихи Н. Самоний «Осеннее дикобразие» |
||||||||||||
Изобразительная |
Рисуем деревья цветными мелками на асфальте.
|
||||||||||||||||
Двигательная, игровая |
ДИ «С какого деревца» |
Пальчиковая игра «Птички-невелички»
|
Хороводная игра «Ёжик и баран» |
Физминутка «Осень» |
|||||||||||||
Элементарный бытовой труд |
Сбор опавших листьев, полив растения. |
||||||||||||||||
6. «Защитник природы» |
Игровая
|
Мотивация детей к познавательной деятельности: встреча со сказочным персонажем Чебурашка. |
|||||||||||||||
Познавательно- исследовательская, коммуникативная |
Беседа «Как вести себя на природе», «Можно ли рвать цветы и ветки без надобности?» Определение понятия «Экология». Изучение экологических знаков. |
||||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, коммуникативная |
Экологические знаки в картинках. Эколята- дружные ребята. |
Чтение экологической сказки (Д. Мамин-Сибиряк «Про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишку – короткий хвост» и др.). |
Стихотворение Барто А.Л. «Мы не заметили жука» |
Чтение сказки «Царевна Лягушка» |
|||||||||||||
Изобразительная |
Рисование на асфальте мелками. « |
||||||||||||||||
Двигательная, игровая |
ПИ «Сортируем мусор правильно» |
Народная игра «Ручеёк» |
СР игра «Прогулка в лес с семьей» |
ПИ эстафета «Я природу берегу» |
Экологическая игре «Помоги природе».
|
||||||||||||
Элементарный бытовой труд |
Уборка листьев на площадке. |
||||||||||||||||
7.«Доблести и славы» |
Игровая
|
Мотивация детей к познавательной деятельности: встреча со сказочным персонажем Русский Богатырь. |
|||||||||||||||
Познавательно- исследовательская, коммуникативная |
Воспитание патриотизма и любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа. |
||||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, коммуникативная |
Чтение РН сказки «Никита Кожемяка» |
Просмотр иллюстраций «Русские богатыри» |
Разучивание песен военных лет. |
Ряжение «Русские витязи» Конкурс чтецов «Родина моя» |
Чтение отрывка А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» |
||||||||||||
Изобразительная |
Рисование «Молодцы- храбрецы» |
|
|
|
|
||||||||||||
Двигательная, игровая |
Д/И «Эхо», «Твёрдый -жидкий» Крымско татарская игра» Кто дальше бросит» |
РНародная игра «Ворота» |
Русская народная игра «Змейка» |
Физ. минутка «Аты-баты, шли солдаты» |
ПИ «Капкан» |
||||||||||||
Элементарный бытовой труд
|
Уход за клумбой, цветами (посадка, полив, пересадка) |
||||||||||||||||
8. «Клён» |
Игровая
|
Мотивация детей к познавательной деятельности: встреча со сказочным персонажем Лесовичок. |
|||||||||||||||
Познавательно- исследовательская, коммуникативная |
Целевая прогулка, наблюдение: «Деревья – кустарники» - сравнение разных растений, выделение общих и отличительных признаков деревьев и кустарников. Знакомство с клёном, наблюдение за деревом. Закрепление названий деревьев, кустарников; - уточнение их видовых отличий. Сравнение деревьев, их листьев и семян.
|
Рассматривание листьев и семян дерева в период золотой осени.
|
|||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, коммуникативная |
Сказка «Почему у клёна разные листики» |
Пословицы и поговорки про кленовое дерево |
Русская сказка «Клён» |
Сказка «Два клёна» Рыбакова Л.В. |
|||||||||||||
Изобразительная |
Рисование «Кленовый лист» |
Лепка «Листик» |
Рисование на тему «Красивое дерево клён. |
||||||||||||||
Двигательная, игровая |
Дыхательная гимнастика «Ветер- ветерок» |
Русская народная игра «Горелки» |
Физ. минутка «Дерево на пригорке...» |
Русская народная игра «Змейка» |
|||||||||||||
Элементарный бытовой труд
|
Сбор опавших листьев, веток. Уход за деревом. Сбор гербария. |
||||||||||||||||
9.«Зелёная аптека»
|
Игровая
|
Мотивация детей к познавательной деятельности: встреча со сказочным персонажем Доктор Айболит. — расширение и закрепление знаний о лекарственных растениях. Воспитанники изучают, из каких частей состоят растения, сравнивают по запаху чабрец, мяту, шалфей и др.
|
|||||||||||||||
Познавательно- исследовательская, коммуникативная |
«Наши зеленые помощники» — экскурсия к лекарственной грядке |
Экспериментирование: одуванчики закрываются днем перед дождем |
Наблюдения за лекарственным растением – одуванчиком |
Наблюдения за лекарственными растениями, изучение их свойств и особенностей строения. |
Растения «Красной книги» |
||||||||||||
Восприятие художественной литературы, коммуникативная |
Чтение сказки Катаева В.П. «Цветик- семицветик» |
Чтение рассказа про подорожник |
Учим считалочку про цветы |
Загадки о цветах |
Чтение рассказа «Медок» |
||||||||||||
Изобразительная |
Рисование лекарственных растений
|
||||||||||||||||
Двигательная, игровая |
Подвижная игра «Найди знакомое растение» |
Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок» |
Русская Народная игра «Третий лишний» |
СР игра «Цветовод». |
|||||||||||||
Элементарный бытовой труд |
Рыхление земли, вскапывание вокруг многолетних растений, посадка тюльпанов и нарциссов, посадка рассады петуньи, полив цветов.
|
Очистка клумбы от листьев, сбор семян цветов, сбор гербария, многолетних и двухлетних цветов |
Выкапывание тюльпанов из клумбы, пересадка в горшок (продолжим жизнь цветку) |
||||||||||||||
10.«Уголок леса» |
Игровая
|
Мотивация детей к познавательной деятельности: встреча со сказочным персонажем. |
|||||||||||||||
Познавательно- исследовательская, коммуникативная |
«Мы узнать хотим про лес, много в нем живет чудес» — экскурсия в уголок леса |
Сравнение листьев деревьев. «Найди растение по целебным свойствам»
|
Игровые упражнения: «Назови растение и расскажи о нем» |
||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, коммуникативная |
Л. Мей «Двойным зелёным строем»
|
«Загадки»
|
Загадки о лесных обитателях |
Чтение рассказа В. Бианки «Сова» |
Н. Некрасов «Говорила рябина рябине…»
|
Сказка П.П. Бажова «Серебряное копытце» |
|||||||||||
Изобразительная |
Рисование «Жители нашего леса»
|
Лепка «Муравейник» |
|||||||||||||||
Двигательная, игровая |
Русская народная игра «Ручеёк»
|
Народная игра «У медведя во бору…» |
ДИ «Каких растений здесь не может быть» |
ПИ«Остановись у отгадки» |
Пальчиковая игра «Деревья» |
||||||||||||
Элементарный бытовой труд
|
Собираем шишки для поделок. |
||||||||||||||||
11. «Шелковица» |
Игровая
|
Мотивация детей к познавательной деятельности: встреча со сказочным персонажем. |
|||||||||||||||
Познавательно- исследовательская, коммуникативная |
«Знакомство с деревом». Целевая прогулка, наблюдение: «Деревья – кустарники» - сравнение разных растений, выделение общих и отличительных признаков деревьев и кустарников. Знакомство с Крымской шелковицей, наблюдение за деревом. Закрепление названий деревьев, кустарников; - уточнение их видовых отличий.
|
||||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, коммуникативная |
Крымский «долгожитель»-шелковница. Её виды и названия. |
Проблемная ситуация «Гусеницы шелкопряда-враг дереву или друг?»
|
Легенды Крыма о шелковнице. |
Стихи Плещеева А.Н. «Мой садик.
|
Рассказ Толстого Л.Н. «косточка» |
||||||||||||
Изобразительная |
Рисование «Весеннее Дерево»
|
Лепка «Плоды шелковицы» |
Рисуем на ткани «Роспись. Орнамент.» |
||||||||||||||
Двигательная, игровая |
Пальчиковая игра «Маланья»
|
ДИ «Шёлковая ниточка» |
Русская народная игра «Змейка» |
Хороводная игра «На водопой» |
Физ.минутка «Покажите все ладошки» |
||||||||||||
Элементарный бытовой труд
|
Уход за деревом. Полив, рыхление почвы. Сбор плодов. |
||||||||||||||||
12.«Экологичный транспорт» |
Игровая
|
Мотивация детей к познавательной деятельности: встреча со сказочным персонажем «Дядя Стёпа» |
|||||||||||||||
Познавательно- исследовательская, коммуникативная
|
Обобщить знания детей о транспорте, их видах. Совершенствовать навык поведения детей на проезжей части дороги. Изучение дорожных знаков посредством игровой деятельности. Закрепить знания о понятии «Экологичный вид транспорта». |
||||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, коммуникативная |
Правила дорожного движения в стихах. |
Загадки «Назови транспортное средство литературного героя» Рассказ Снегирёва Г.И. «К морю»
|
Изучение видов транспорта в картинках, его назначение. |
РН Сказка «Гуси-лебеди» |
Стихотворение Смит У. «Про летающую корову» |
||||||||||||
Изобразительная |
Рисование на асфальте «Транспорт».
|
|
|
||||||||||||||
Двигательная, игровая |
ПИ «Автомобили и воробышки» |
ПИ «Пешеходный переход и пешеходы»
|
Физ.минутка «Дядя Стёпа- великан» |
ДИ «Знаки дорожного движения» ПИ «Это я, это я, это все мои друзья!» |
ПИ «Пешеходный переход и пешеходы» |
||||||||||||
Элементарный бытовой труд
|
Подготовка транспортных средств к весенне- летней эксплуатации. |
Поддержание порядка на площадке ПДД. Сбор опавших листьев. |
|||||||||||||||
13. «Ивушка» |
Игровая
|
Мотивация детей к познавательной деятельности: встреча со сказочным персонажем девочкой Ивушкой. |
|||||||||||||||
Познавательно- исследовательская, коммуникативная |
«Знакомство с деревом Ива». Целевая прогулка, наблюдение: «Деревья – кустарники» - сравнение разных растений, выделение общих и отличительных признаков деревьев и кустарников. Знакомство с ивой, наблюдение за деревом. Закрепление названий деревьев, кустарников; - уточнение их видовых отличий.
|
||||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, коммуникативная |
Сказка «О том, как Берёза и Ива остались верны родному дому»» |
Легенда «Почему Ива плакучая» |
Сказка «Ивовый росток» |
||||||||||||||
Изобразительная |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Двигательная, игровая |
ДИ «Деревья и кустарники» «Слова наоборот»
|
Русская народная игра «Змейка» |
Назови ласково «Дуб – дубок…» |
Игра «Узнай о каком дереве я говорю»
|
Русская народная игра «У медведя во бору» |
Дыхательная гимнастика «Подуем на лисочек» |
|||||||||||
Элементарный бытовой труд |
Наблюдение и уход за ивой. |
||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.