Утверждаю:
Директор МБОУ
«Седанкинская СОШ»
_______________ Л.Н. Минаич
Перспективный план развития библиотеки МБОУ «Седанкинская СОШ»
на 2019-2023 гг.
Школьная библиотека – первая общедоступная библиотека для детей, фундамент всей библиотечной системы, призванная выполнять информационную, культурную, досуговую функции. Кроме этого школьная библиотека – это неотъемлемая часть системы образования.
Ее социальная роль предполагает:
· концентрацию документальных источников образования на традиционных и электронных носителях. Предоставление доступа к удаленным ресурсам образования;
· приобщение школьников к чтению, как к основному виду познавательной деятельности, форме проведения досуга. Содействие в приобретении навыков самообразования учащихся, получение доступа к ресурсам образования всем членам педагогического сообщества;
· способствовать учебному процессу;
· формирование информационной культуры личности, помощь в адаптации школьников к условиям жизни в современном информационном обществе
Цели, задачи и направления модернизации библиотеки МБОУ «Седанкинская СОШ» на период до 2023 года
Основная цель развития библиотеки –
· создание информационно-библиотечной среды как основы для развития творческого мышления, формирования информационной культуры личности, гражданского и патриотического самосознания;
· оперативное удовлетворение информационных потребностей читателей школы;
· воспитание и закрепление у учащихся привычки к чтению, руководства чтением, желанию пользоваться библиотеками на протяжении всей жизни;
· содействие и помощь в развитии творческих способностей учащихся, формировании духовно богатой, нравственно здоровой личности;
· реализация информационного процесса в школе, содействие самообразованию учащихся, учителей с использованием, как собственных ресурсов, так и ресурсов других библиотек и систем
Задачи, для реализации целей:
· создание предпосылок для развития и саморазвития школьников, вовлечения их в проектную и исследовательскую деятельность;
· формирование качественных книжных фондов. Оказание качественных библиотечных услуг;
· поддержка и развитие чтения, путем различных форм пропаганды книг и чтения;
· помогать приводить в соответствие техническое оснащение и уровень информации школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования;
· организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности и информационной культуры учащихся, как обязательного условия обучения в течение всей жизни;
· координация и кооперация своей библиотечной деятельности с другими школьными и детскими библиотеками района;
· переподготовка и повышение квалификации в соответствии с требованием времени
Основные направления деятельности:
· формирование фонда в соответствии с реализацией задач в рамках приоритетного национального проекта «Образование», ФГОС;
· внесение школьной библиотеки в соответствующие образовательные проекты, разрабатываемые школой;
· пересмотр имеющейся документации, регламентирующей деятельность библиотеки в соответствии с Уставом и задачами школы;
· расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий;
· выделение в статьях сметы школы отдельных строк на финансирование деятельности библиотеки;
· закрепление в Устав школы обязанность учредителя гарантированно осуществлять обновление фонда художественной литературой;
· переподготовка и повышение квалификации библиотечных кадров, совершенствование управления библиотекой
Основные задачи работы библиотеки:
· обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся, родителей и педагогического коллектива школы;
· формирование у учащихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя, психологическая поддержка читательской деятельности;
· совершенствование библиотечных технологий;
· целенаправленное информирование по проблеме гуманизации образования, саморазвития достоинства личности учащегося
· внедрение дифференцированно-ориентированных методов и форм обслуживания читателей;
· постоянное изучение информационных потребностей педагогов и учащихся с целью эффективного формирования информационного массива;
· дальнейшая компьютеризация библиотечного процесса, расширение Банка педагогической информации, формирование и пополнение электронного каталога;
· повышение эффективности внутри библиотечной работы;
· списывать и изымать ветхую, морально устаревшую литературу;
· дальнейшее комплектование фонда, формирование медиацентра
Медиацентр – это информационный центр школы для свободного доступа, как учащихся, так и учителей к информационным (образовательным) ресурсам
Библиотечный медиацентр решает такие задачи, как:
ü работа по созданию и поддержке электронного библиотечного каталога;
ü консультирование учителей, учащихся по использованию ресурсов Интернет;
ü публикации информации о новых поступлениях;
ü использование информации, размещённой в сети Интернет для пополнения фонда библиотеки
Анализ текущего состояния библиотеки
Библиотека является одним из важнейших структурных подразделений школы, которое обеспечивает информацией учебный, научно-исследовательский и культурно-просветительский процессы школы.
Определение стратегии развития библиотеки обусловлено изменениями, произошедшими в обществе. В настоящее время информационно-библиотечное обслуживание в ОУ перестает быть только приложением к различным образовательным программам. С его помощью каждому пользователю предоставляется возможность самостоятельно получать знания, необходимые для изучения избранного вопроса, повышать квалификацию, расширять кругозор. Компьютеризация библиотеки способствует решению этих проблем оперативного, всестороннего обеспечения научно-методической, справочной, библиографической и нормативной информацией.
Важными факторами воздействия внешней среды на развитие Библиотеки являются:
· динамичное развитие школы, расширение области исследований;
· внедрение профильной и дистанционной систем обучения;
· акцент на самостоятельную работу учеников;
· активное внедрение компьютерных технологий;
· увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы
Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является внедрение новых информационно-коммуникационных технологий
Цель данной деятельности – повышение эффективности работы библиотеки
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
· Повышение е квалификации библиотекаря;
· Повышение интереса читателей;
· Расширение материально-технической базы библиотеки;
· Мониторинг деятельности
Достижение цели реализуется через систему мероприятий:
Основные мероприятия
1. Формирование фонда в соответствии реализацией задач в рамках приоритетного национального проекта «Образование»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Изучение новой нормативно-правовой базы, обеспечивающую полноценное функционирование библиотеки |
постоянно |
зав.библиотекой |
2. |
Разработка механизма формирования фонда литературы по предметам, блокам дисциплин, с учетом дополнительных подготовок и квалификаций в соответствии с государственными требованиями к профессиональной подготовке |
ежегодно до 31.05 |
зав.библиотекой |
3. |
Ознакомление с вновь издаваемой литературой (издательства «Просвещение», «Дрофа» и др.) |
по мере поступления каталогов |
зав.библиотекой |
4. |
Отработка и использование системы учета индивидуальных потребностей читателей на услуги библиотеки в соответствии с образовательными программами |
ежегодно |
зав.библиотекой |
5. |
Предоставление массовой и индивидуальной информации о новых книгах о поступлениях книг |
по мере поступления |
зав.библиотекой |
6. |
Совершенствование системы справочно-информационного обслуживания для более быстрого и точного поиска информации читателями |
ежегодно |
зав.библиотекой |
7. |
Комплектование и обработка новых поступлений |
по мере поступления |
зав.библиотекой |
8. |
Проведение выставочной и образовательной работы в области повышения уровня информационной культуры читателей |
постоянно |
зав.библиотекой |
2. Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий и улучшения материально-технического обеспечения
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Участвовать в изучении и внедрении в практику работы школьной библиотеки передовых технологий, современных информационных новинок |
2019/2020 |
зав.библиотекой |
2. |
Программное обеспечение. Осуществление работы компьютерной зоны; АИБС |
2019/2020 |
зав.библиотекой, инженер – программист |
3. |
Формирование электронного каталога |
2019/2020 |
зав. библиотекой |
4. |
Активизация использования баз данных читателями школы за счет возможностей локальной сети |
2020-2021 |
зав.библиотекой |
5. |
Пополнение и обновление Web-страницы библиотеки на сайте школы |
регулярно |
зам.директора зав.библиотекой |
6. |
Участие в проведение совместных исследовательских проектов, акций, презентациях, выставках |
постоянно |
зам.директора зав.библиотекой |
7. |
Повышение комфортности и качества обслуживания читателей за счет модернизации читального зала (ноутбуки, точка доступа Wi-Fi, проектор, экран, брошюратор) |
по финансовому плану |
директор, зам. директора по АХЧ, зав.библиотекой |
8. |
Изменение дизайна интерьера библиотеки, проведение капитального ремонта |
по финансовому плану |
директор, зам. директора по АХЧ, зав.библиотекой |
3. Повышение квалификации, совершенствование управления библиотекой
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Уточнение функций, обязанностей, прав и ответственности при управлении библиотекой, отражение их в положениях |
2021 |
директор, зав.библиотекой |
2. |
Развитие отношений с партнерами из внешней среды |
2022 |
зав.библиотекой |
3. |
Стимулирование роста мастерства и квалификации зав. библиотекой через прохождение курсов повышения квалификации, стажировок, аттестации |
2022 |
зам.директора зав.библиотекой |
4. |
Инициирование проведения на базе библиотеки культурно-массовых мероприятий, направленных на профессиональное развитие школьников и преподавателей (кружки, мероприятия к знаменательным праздникам, недели книги и т.п.) |
постоянно по плану работы школы |
зав.библиотекой, преподаватели школы |
5. |
Участие в работе коллективных объединений, способствующих повышению качества оказания библиотечных услуг (МО, редакционный совет и т.п.) |
ежегодно |
зав.библиотекой |
6. |
Введение информационного стенда, создание буклета, проведение выставок в целях рекламы предоставления информационных, библиотечных услуг библиотекой |
1 раз в четверть |
зав.библиотекой |
7. |
Осуществление контроля за выполнением требований ОТ, соблюдением санитарных норм и требований к школьной библиотеке |
постоянно |
зав.библиотекой |
Ожидаемые результаты:
· создание условий для удовлетворения информационных потребностей читателей библиотеки;
· обеспечения взаимосвязи работы библиотеки с другими структурными подразделениями школы;
· разработка и внедрение системы формирования фонда в соответствии с лицензионными нормами, государственными требованиями к уровню подготовки;
· развитие деятельности библиотеки через расширение использования информационно-коммуникационных технологий;
· создание оптимальных условий для читателей в помещении библиотеки;
· развитие сотрудничества c библиотеками образовательных учреждений муниципального образования;
· совершенствование управления деятельностью библиотеки на основе овладения менеджментом качества;
· развитие культурно-просветительской работы со школьниками и преподавателями школы по вопросам информатизации образования, здорового образа жизни, внедрения вариативных технологий в образовательных учреждениях района;
· освоение способов технологического обеспечения запросов читателей по средствам единой образовательной среды школы;
· повышение качества библиотечного обслуживания через повышение профессионального мастерства и компетентности работников библиотеки
Сроки и этапы реализации перспективного плана 2019- 2023 годы:
На первом этапе предусмотрены (2019-2020 годы) работы, связанные с разработкой системы по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом преобразований и экспериментов.
На втором этапе (2020-2021 годы) приоритет отдается осуществлению методического, информационного обеспечения Программы.
На третьем этапе (2022-2023 годы) реализуются мероприятия, направленные на внедрение и обобщение результатов работы.
Механизм реализации перспективного плана:
В соответствии с государственными требованиями к качеству образования, требованиями ФГОС ООО, Уставом МБОУ «Сенанкинская СОШ», Положением о библиотеке МБОУ «Седанкинская СОШ» и данной Программы предусматривается ежегодное формирование следующих документов:
§ годовой план работы библиотеки;
§ годовой аналитический отчёт работы библиотеки
Заведующая библиотекой разрабатывает план мероприятий с определением конкретных работ, затрат, необходимых на проведение каждого мероприятия; организует работу коллектива по выполнению намеченных задач, периодически отчитывается о продуктивности и эффективности реализации данной Программы (на заседаниях педагогического совета школы, на родительских собраниях), подготавливает предложения по уточнению перечня программных мероприятий. Результативность выполнения программы, в соответствии с целями и задачами, оценивается один раз в год на педагогическом совете
Оценка эффективности реализации перспективного плана:
Эффективность реализации Программы оценивается с учетом достижения ожидаемых конечных результатов.
Оценка эффективности реализации Программы определяется комплексом интегральных показателей, характеризующих ожидаемые результаты выполнения программных мероприятий и работ по отношению к целям и задачам Программы, а также к основным направлениям и срокам ее реализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.