Перспективный план вариативной программы «Мәңгілік Ел» старшая группа

  • Документация
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Особенно значимо это в дошкольные годы, когда у ребенка - выпускника дошкольника происходит развитие нравственных качеств: отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к своим родным и близким, чувства привязанности к своей семье; соблюдение традиций и обычаев, знание и уважение истории, быта казахского народа; расширение представления о том, что Казахстан наш общий дом, а так же уважение традиций, культуры других народов; формирование интереса к различным видам труда и творчества.
Иконка файла материала моя вар. Казахстан.docx
«Мәңгілік Ел» Подготовительная группа Воспитатель: Моисеева Е.М. Алматы 2017 г.Утверждаю Заведующая ГККП «ясли сада» №83» __________________ Рахимова К.А. «____» «_______________» 2017 г. «Культура – это отражение нации, ее души, ума и благородства. Цивилизованный  народ гордится ходом своей истории, развитием культуры, великими людьми,  прославившими страну и внесшими огромный вклад в золотой фонд мировых  достижений мысли, искусства. Именно посредством культуры, традиций нация  становится известной». Н. А. Назарбаев Цель программы: Развитие познавательной и социальной компетентности,  воспитание   патриотизма, гордости и уважения к культурным ценностям казахского народа на основе  ознакомления с культурой казахского народа. Задачи вариативной программы:  ­  Познакомить детей с культурой казахского народа. ­  Развивать интерес к истории, традициям в жизни людей; развивать  поисковую  деятельность,  творческую активность; развивать коммуникативные навыки. ­  Воспитывать патриотизм и уважение к культуре и истории казахского народа.  Пояснительная записка Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным  педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит  исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.  Особенно значимо это в дошкольные годы, когда у ребенка ­ выпускника дошкольника  происходит развитие нравственных качеств: отзывчивости, сопереживания, уважительного  отношения к своим родным и близким, чувства привязанности к своей семье; соблюдение  традиций и обычаев, знание и уважение истории, быта казахского народа; расширение  представления о том, что Казахстан наш общий дом, а так же уважение традиций, культуры  других народов; формирование интереса  к различным видам труда и творчества.  Приобщение детей к народной культуре является средством формирования детей  патриотических чувств и развития духовности. Детям надо помочь понять, что они – часть  великого казахского народа. «У истоков родного края» ­ это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью,  бытом и творчеством казахского  народа, ориентированная на нравственно­патриотическое  и  художественно–эстетическое воспитание детей.  Программа направлена на приобщение детей к культуре и истории  казахского народа,  развитие творческих способностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно  ­ прикладным искусством, участвуя в национальных казахских праздниках, просматривая  видеофильмы о истории и культуре казахского народа  детям легче понять и представить как  жил казахский народ. Предполагаемый результат: У детей появится интерес к истории и культуре казахского народа.  Появятся  интеллектуальные способности.  Дети приобретут  практические умения по работе с различными изобразительными  материалами.  Появятся   творческие  способности детей,   и    уважения к историческому  наследию. Итогом детской деятельности будут служить выставки детского творчества в детском саду,  участие  детей в   развлечениях и досугах, посвященных  национальным праздникам. Литература:     1. ГОСО Р.К. 23 августа 2012 года № 1080. Государственный общеобразовательный  стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение.    2. Концепция  воспитания в системе непрерывного образования РК, Астана 3. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам народной  культуры».СПб.Детство­Пресс,1998 4. Нусупбекова М.И., Аубакирова Р.Ж., Абремская И.Б. « Изобразительное искусство и  ручной труд». Алматы: издательство « Аруна» ­2010 5. Ресурсы интернета.Месяц № п/п 1. Моя Родина ­ Казахстан Тема занятия 2. 3. ь р б я т н е с Государственные символы  Республики Казахстан. «Астана – столица  Казахстана». 4. «Моя малая Родина» Программное содержание Обогатить знания детей о своей стране, вызвать  желание больше узнать о ней. Довести до  сведения, что Казахстан ­ большая, богатая и  сильная страна. Прививать уважение к  традициям и обычаям своей Родины (малой и  большой). Развивать интерес, любознательность,  мышление, речь детей. Воспитывать уважение,  чувство патриотизма. Расширить знания о государственных символах.  Объяснить значение символов для страны.  Пробуждать интерес к истории своей страны.  Воспитывать любовь к Родине. Закрепить знания детей о столице Казахстана –  Астане. Дать знания о том, что такое  архитектура. Познакомить с некоторыми новыми постройками города Астаны. Воспитывать в  детях чувство восхищения красотой столицы  Казахстана. Расширить представление детей о малой Родине  Закрепить знания детей об историческом  прошлом и настоящем города Алматы. Развивать  память, сообразительность, находчивость.  Прививать уважение к традициям и обычаям  своей Родины малой и большой. ь 5. р б я т к о «С чего начинается Родина?» Создать условия для отражения в рисунке  представления о месте своего жительства как  одном из уголков своей Родины. Продолжать  учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи  (по выбору). Развивать творческое воображение,  способности к композиции. Воспитывать  патриотические чувства, интерес к познанию  своей Родины. 6. «Богатства и природа  Казахстана». Обобщить знания детей  о богатстве и природе  Казахстана. Учить видеть красоту природы,  отгадывать загадки о животных, выделяя их  характерные признаки, повадки, где живут, учить правильно,  строить предложения, обогащать  словарный запас. Продолжать учить детей  аккуратно работать с клеем. Воспитывать в7. «Животные Казахстана» 8. «Казахские народные  традиции и обряды». 9. Юрта – национальное  жилище казахов. 10. «Юрта на джайляу» ь р б я о н 11. «Юрта». 12. Заучивание стихотворения К. Баянбаев «Юрта». ь 13. р б а к е д «Искусство охотничьего промысла» детях чувство восхищения от красоты природы  Казахстана. Углублить экологические знания детей,  расширить знания о животных, встречающихся на территории Казахстана. Познакомить с Красной  книгой Казахстана и занесенных в нее животных  (муфлон, каракал, бархатный кот). Формировать  у детей ответственное и доброе отношение к  родной природе, а также убеждение о  бесценности природы и подвести к выводу о  необходимости ее оберегать. Развивать  познавательную активность детей. Расширять  знания об окружающем мире, стимулировать к  поиску новых знаний. Формировать умение  наблюдать, сравнивать, анализировать материал.  Развивать патриотические чувства. Воспитывать  любовь к Родине. Познакомить детей с казахскими народными  традициями и обычаями. Формировать знания  детей о традициях и обрядах казахского народа. Развивать интерес детей к обрядам казахского  народа. Воспитывать уважительное отношение к  традициям и обрядам своего народа. Формировать знания о национальном жилище  казахского народа, учить внимательно слушать  стихотворение, анализировать его. Учить  изображать орнамент «бараньи рога», «зигзаг».  Воспитывать любовь к культуре казахского  народа. Познакомить детей с орнаментом, украшающим  юрту: «Рог», «бараний рог», «цветок тюльпана»,  «крылья птицы», «ромб». Учить детей рисовать  юрту. Научить детей располагать орнамент на  юрте. Развивать чувство ритма и цвета.  Воспитывать интерес к декоративно­ прикладному искусству Казахстана.  Закрепить умение детей делать выкройку по  чертежу и конструировать макет юрты. Учить  соеденять детали с помощью клея. Познакомить  с особенностью конструкции. Развивать умение  украшать юрту, казахским орнаментом используя трафареты. Воспитвать желание сконструировать поделку. Познакомить детей с творчеством К. Баянбаева и с его стихотворением «Юрта». Выучить это  стихотворение наизусть. Развивать память, речь.  Воспитывать любовь к родным просторам, к  национальному жилищу казахского народа –  юрта. Познакомить с одним из ведущих направлений  культуры охотничьего промысла: охота с  использованием собак и ловчих птиц14. «Творчество казахского  народа» 15. «Независимый Казахстан» Дополнить знания детей о быте и творчестве  казахского народа, учить вырезать из ткани.  Развивать слуховое восприятие, мышление,  внимание, мелкую моторику, творческую  активность. Воспитывать любовь к Родине и  уважение к обычаям и традиционным вещам и  предметам казахского народа. Формировать  представления о Казахстане,  раскрыть смысл Независимый Казахстан. Дать  знания о городах Казахстана, разных природных  (лес и степь, пустыня, горы и море) богатствах  казахстанской земли.  Расширить представление о многообразии  национальностей проживающих на территории  Казахстана. Воспитывать любовь и интерес к жизни своей  Родины ­ Казахстана. «Национальные украшения». Познакомить детей с казахскими украшениями.  16. 17. 18. «Культура и история  казахского народа» Экскурсия в краеведческий  музей. «Красивые ковры» Учить лепить из соленого теста и украшать  изделия налепами, дополнять орнамент  прорисовками с помощью стеки. Развивать  эстетический вкус. Закрепить знания детей о жизни и культуре  казахского народа. Познакомить детей с коврами  из разных   материалов.  Учить пользоваться шаблоном при  рисовании орнамента,  вырезать по разметке  очень аккуратно. Развивать фантазию,  творческое мышление, воображение, интерес к  изобразительной деятельности, творческий  подход к работе. Воспитывать интерес к творчеству, эстетический вкус и чувство цвета, бережное отношение к  работе, правильно использовать цветовую гамму,  правильно располагать на листе свою  композицию. Познакомить детей с блюдами казахской  национальной кухни. Продолжать знакомить  детей с обычаями и обрядами казахского парода. Учить делать тесто из муки, воды, соли, Учить  правильно раскатывать тесто в тонкую лепешку,  пользоваться скалкой. Развивать моторику  мелких мышц, рук, глазомер. Воспитывать  чувство любви к своей стране, уважение к  обычаям и традициям народов, населяющих ее,  почтительное отношение к старшим. Изготовление и украшение  саукеле. Развивать познавательный интерес к  национальным головным уборам. ь р а в н я 19. «Казахские национальные  блюда». 20. «Саукеле для Айгуль»21. «Знакомство  с национальным  музыкальным инструментом  ­ Домбра» 22. «Домбра» ластилин, бисер ь л а р в е ф 23. «Казахский национальный фольклор» 24. «Доброе соседство прочнее родственных уз». т 25. р а м «Дом в котором я живу». 26. «Традиции моей семьи». 27. «Наурыз – праздник весны». познание Познакомить детей с  казахскими музыкальными  инструментами,  внешний вид, способы  звукоизвлечения, тембровые и динамические  особенности. Расширять словарный  запас новыми понятиями и терминами. Обогащать словарный запас и  активизировать речь детей. Способствовать развитию мыслительной  деятельности, памяти, слуха, фантазии; обогащать впечатления детей и способствовать  формированию музыкального вкуса,  музыкальной памяти и музыкальности в целом.  Учить составлять казахский орнамент на домбре  барельефом. Закрепить название элементов  орнамента. Развивать фантазию при украшении  домбры бросовым материалом.  Воспитывать  интерес к народно ­ декоративному творчеству.  Расширить и закрепить знания детей о фольклоре казахского народа. Продолжать знакомить детей  с казахскими народными пословицами, загад­ ками. Воспитывать интерес и уважение к народным  традициям и обычаям. Развивать творческие  способности детей. Прививать у детей интерес к жизни других  народов через сказки, обычаи, праздники, игры.  Учить реализовывать полученные знания в  познавательной, творческой деятельности.  Развивать воображение, память, логическое  мышление. Воспитывать у детей чувство гордости к своей  Родине и чувство уважения к другим народам, их обычаям, праздникам. Воспитывать  отзывчивость, уважение, дружелюбие.  Содействовать восприятию детьми себя как  части Вселенной, познанию собственной   самоценности. Развивать творческий потенциал,  мышление и воображение детей. Побуждать  детей устанавливать причинно­следственные  связи по данной теме. Воспитывать дружелюбие,  взаимопонимание в совместной творческой  деятельности. Рассказать о значении создании семьи в жизни  людей. Научить правильно называть членов  семьи, рассказывать о них. Правильно строить  взаимоотношения с членами семьи.  Способствовать социально­нравственному  воспитанию. Воспитывать у детей гордость за  свою семью,   уважение к семейным традициям. Познакомить детей с традиционными народными  праздниками, обрядами и обычаями.  Воспитывать интерес к традиционным28. «Куклы в национальной  одежде». 29. «Великий Шелковый  путь» 30. «Космос, покоренный  Казахстаном» 31. «Дружат народы нашей страны» ь л е р п а 32. «Народов дружная  семья» й 33. а м «Армия Казахстана». 34. «Отважные батыры­ воины» 35. «Мы все разные, но мы все  равны». праздникам, к культуре и быту казахского  народа, его традициям. Познакомить детей с мужским и женским  национальным костюмом. Сформировать   понятие  «национальный костюм». Продолжить  знакомить детей с декоративно – прикладным  искусством Казахстана. Познакомить   с городами Великого Шелкового  пути на карте, рассказать о его преимуществах. Познакомить с известными  казахстанскими  космонавтами: Тоқтар Аубакиров, Талгат   Мусабаев. Дать элементарное представление о  космонавтах и космическом корабле.  Формировать у детей представление о  многообразии вселенной. Воспитывать интерес к  профессии космонавта. Формировать духовно­нравственное отношение к культурному наследию и толерантное отношению к другим национальностям, проживающим в  нашей Республике. Закреплять представление о  Казахстане как о дружной стране, где живут в  мире и согласии представители разных  национальностей. Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом с тобой.  Развивать связную речь, обогатить словарный  запас новыми словами. Воспитывать дружеские  отношения друг к другу. Расширять знания детей о Казахстане, как  многонациональной Республике.  Закрепить названия национальностей,  представители которых проживают на тер­ ритории РК. Научить двум­трем играм разных  народов.  Развивать интерес к культуре и обычаям народов разных национальностей.  Воспитывать чувство уважения к людям любой  нации.  закрепить знания детей о казахстанской армии –  надёжной защитнице нашей Родины.  Конкретизировать знания детей о родах войск, о  форме воинов. Познакомить со службой  пограничников. Воспитывать  уважение к  казахстанским воинам. Познакомить с историей Казахстана, знать имена  казахских батыров. Развивать интерес к  прошлому казахского народа. Воспитывать  патриотические чувства к достоянию казахского  народа. Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны. Учить  выделять характерные особенности внешности  человека.Способствовать социально­нравственному  воспитанию. Развивать умения рассуждать,  анализировать, делать выводы.  Обогащать словарный запас детей. Продолжать  развивать связную речь через составление  описательных рассказов.  Упражнять в развитии зрительного внимания и  памяти.  Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим, дружелюбие.  Проверить полученные знания в течение года. 36. «Путешествие по  Казахстану» Итого: 36 часа