Перспективы и трудности дистанционного обучения.
Для эпохи, в которой мы живем, характерны стремительность, инновационные процессы во всём, и в экономике, и социальной жизни, непрерывные изменения, происходят во всех сферах. Технологии, которые несколько лет назад казались передовыми, быстро устаревают и на их место приходят новые, более прогрессивные. Необходимо поэтому постоянно усовершенствовать навыки работы с техническими новшествами и помогать осваивать, делать их доступными для наших студентов.
Современное образование не воспринимается уже без его информатизации, которая рассматривается как необходимое и обязательное условие прогрессивного развития нашего общества. Поэтому, информатизация общества определяется как глобальный процесс, в основе которого находиться работа с информацией и, в частности, её сбор, накопление, обработка, передачи, и конечно, использование. При этом система образования является как потребителем, так и создателем новых информационных технологий. И это не случайно, потому что она развивает у обучающихся способность к критическому мышлению, для которого характерны знания, анализ, оценка.
Уже ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что современные информационные технологии позволяют повысить и усовершенствовать эффективность образования. В процессе реформирования образования прогрессивно разрабатывается концепция дистанционного образования, что предполагает разработку различных технологий. Об этом упоминал и наш президент В.В. Путин. Он говорил, что «Дистанционное обучение у нас внедряется, внедряется широко, всё шире и шире…Нам необходимо сделать это образование доступным, развивать современные технологии».
На мой взгляд, единого подхода к понятию дистанционное обучение, не существует. Но, наверное, возможно определить его как открытое обучение, которое создаётся с помощью современных телекоммуникаций и, где широко используются различные компьютерные учебные программы. Безусловным преимуществом дистанционного обучения перед другими формами обучения, является уникальная возможность поддерживать контакт между преподавателем и студентами практически, не выходя из дома или не покидая своего рабочего места, и получать структурированный учебный материал, представленный в электронном виде.
Наш непредсказуемый мир может преподнести нам разнообразные сюрпризы, не только приятные. И каждый из нас должен быть готов работать в экстремальных условиях, с которыми мы уже сталкивались в нашей работе, и проявлять свой профессионализм. Поэтому, сомнения в необходимости использования дистанционных технологий не возникают. Так, каждый из нас освоил и отлично освоил проведение дистанционных уроков с демонстрацией опытов, проведением лабораторных и практических работ. Наши студенты работают с тестами, которые мы составляем через Гугл формы, а также с тестами и тренажёрами на различных платформах, например, iq2u.ru›Тесты›, skills4u.ru›Школьные навыки›Физика, onlinetestpad.com›Онлайн тесты›Физика. Дистанционные образовательные технологии дают возможность как преподавателям, так и студентам освоить изучаемый материал с минимальной затратой времени и раскрыть в полном объёме свой творческий потенциал, повышая качество обучения путём использования прогрессивных обучающих средств. На уроке при этом создаётся такая атмосфера, которая важна именно для коллективного обучения. Как показала практика проведения дистанционных уроков, учебный материал усваивается в более полном объёме, а электронные учебные материалы также дают возможность студентам быстрее, качественнее, а также в большем объёме выполнять домашние работы. Оценивая мнение студентов, можно сделать вывод, что большинство из них относятся к дистанционному обучению положительно. При этом имеет значение и такие факторы, как возможность присутствовать на уроке в удобном для студента местоположении относительно места проведения учебного занятия. Необходимо, конечно, наличие интернета и устройства для работы в нём.
Разнообразие форм проведения уроков при дистанционном обучении также является его важным преимуществом. Например, при проведении урока открытия нового знания
можно не просто прочитать лекцию, содержащую новую информацию, но и провести конференцию, экскурсию, сделать инсценировку. На уроке общеметодологической направленности можно организовать конкурсы, диспуты, обсуждения, беседы, семинары. На уроке развивающего контроля помимо устного опроса можно защищать рефераты, проводить викторины, деловые игры, лабораторные работы, практикумы, тестирования и конкурсы, например, на лучшее знание определённого учебного раздела.
При осуществлении разного рода практических заданий на уроке, проводимом дистанционно, минимизируется использование раздаточного материала, а все задания преподаватель публикует на слайдах презентации. Кроме того, можно оценить работу каждого студента и на каждом уроке. В этом хорошо помогают интерактивные формы опроса. Например, кроссворд, кейс-метод (когда учебный материал анализируется и отрабатывается в виде проблем из реальной жизни - кейсов), круглый стол «техника аквариума» (это своего рода дискуссия, которая готовиться и заранее обсуждается в социальных сетях, а затем идеи обсуждения выносятся на урок), «мозговая атака», которая помогает выработке множества идей.
Преподавателю для проведения уроков дистанционно необходима большая и серьёзная подготовка. Это и владение всем объемом пользовательских навыков с применением информационно-коммуникативных технологий и, что также очень важно, высокий уровень педагогического мастерства и психологической подготовки. Педагог должен поддерживать положительный психологический настрой обучающихся на уроке и при этом у него нет возможности непосредственно близкого контакта со студентами. Поэтому, нужно воспитывать культуру общения в социальных сетях, а это требует специальных знаний и соответствующей подготовки со стороны преподавателя.
Однако, при всех положительных моментах проведения дистанционного обучения, можно отметить и его недостатки. Главный и, на мой взгляд, достаточно существенный, это отсутствие непосредственно очного общения между преподавателем и студентом и, как следствие нарушается индивидуальный подход и в обучении, и в воспитании. Важную роль в проведении работы удалённо играет и мотивация студентов, их способность учиться самостоятельно, без содействия и непосредственного контроля со стороны преподавателя за работой каждого студента. Преподаватель на уроке, проводимом дистанционно, в общем, является сторонним наблюдателем, для него сложно бывает определить уровень работоспособности каждого обучающегося, который присутствует на уроке в виде маленького окошка на экране. Здесь важную роль играет, безусловно, и дисциплинированность обучающихся, и их сознательность и их уровень самостоятельности. Могут возникнуть проблемы применения полученных знаний на практике, например, при решении задач или непосредственном участии студентов при выполнении лабораторно-практических заданий и постановке опытов. Кроме того, могут возникнуть и проблемы технического характера: сбой в работе Интернета, поломка техники. При нашей работе дистанционно, мы с этим, конечно, сталкивались.
Из всего сказанного выше вытекает вывод о том, что дистанционные образовательные технологии являются одной из форм обучения, которая заняла одно из ведущих мест в современном образовании. В определённом смысле начался процесс формирования системы смешанного обучения, в которой наряду со старыми методами передачи знаний новым поколения пришли и параллельно развиваются методы и технологии обучения, реализуемые специфическими средствами Интернет технологий. Безусловно, процесс совершенствования технологий дистанционного образования вследствие их гибкости и эффективности будет продолжаться параллельно с развитием интернет – технологий и наша задача идти в ногу со временем, постоянно повышая качество образовательного процесса.
Список литературы.
1.Алексеев Г.В. Современные подходы к решению некоторых проблем непрерывного образования [Электронный ресурс]: монография/ Алексеев Г.В., Андреев С.И., Боровков М.И.— Электрон. Текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 195 c.
2. Косарчук Н.А. О дистанционном образовании как чудодейственном средстве от всех болезней высшего образования/ Н.А. Косарчук // Совет ректоров. 2015.- № 1 - С. 70-75.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.