Первые дни ребенка в школе: диагностики
Оценка 4.6

Первые дни ребенка в школе: диагностики

Оценка 4.6
docx
17.01.2021
Первые дни ребенка в школе:  диагностики
диагностики 2.docx

Тест «Рисунок школы» (психолог).

Тест предназначен для определения отношения ребёнка к школе и

уровня школьной тревожности. Для проведения теста каждому ребёнку дают

чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на

листе бумаги нарисуй школу».

Когда ребёнок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать

уточняющие вопросы по поводу нарисованного.

Обработка результатов

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трём

показателям:

1. цветовая гамма,

2. линия и характер рисунка,

3. сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется

бальная оценка, затем баллы складываются.

1. Цветовая гамма.

1 балл - в равной степени присутствуют светлые и тёмные тона

 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их

сочетания (жёлтый, светло-зелёный, голубой и т.д.);

 0 баллов – рисунок выполнен в тёмных тонах (тёмно- коричневый,

тёмно- зелёный, чёрный);

 2. Линия и характер.

1 балл - в рисунке присутствуют обе характеристики.

2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются

длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;

 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично;

линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая

линия;

 3. Сюжет рисунка.

 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает

центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов

декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж

(цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение

детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса

учения»; время года – весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение

светлого времени суток;

0 баллов - асимметричность рисунка; отсутствие деталей и

украшений; отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих

из школы; время года – осень, зима (тёмное небо, идёт дождь или снег);

время суток – ночь или вечер;

Анализ результатов

6-5 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное

отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и

взаимодействию с учителем;

4-2 балла – у ребёнка есть некоторая тревога по поводу школьного

обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его

знаний и представлений о школьно – учебной действительности,

формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам;

причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания

взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей;

1-0 баллов – у ребёнка явно выраженный страх перед школой; часто это

приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности,

трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

 

 

 

Анкета для выявления уровня школьной мотивации.

1. тебе нравится в школе или не очень?

2. утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в

школу или тебе хочется остаться дома?

3. если бы учитель сказал, что завтра нужно приходить не всем

ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

4. тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. ты хотел бы, чтобы давали домашнее задание?

6. ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. у тебя много друзей?

10. тебе нравятся твои одноклассники?

Каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10 и

отрицательные ответы на вопросы 4, 6, 8 оцениваются в три балла.

Нейтральные ответы в 1 балл. Ответы, не совпадающие с ключом,

оцениваются в 0 баллов.

Итоговый уровень:

25-30 б. – высокая школьная мотивация и учебная активность

20-24 б. – нормальная школьная мотивация

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но больше

привлекают внеучебные мотивы

10-14 б. – низкая школьная мотивация

<10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Кругозор».

Оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье,

окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

1. Назови свое имя, фамилию, отчество.

2. Назови фамилию, отчество родителей.

3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной

или женщиной?

4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?

6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)

7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает

раньше обед или ужин, день или ночь?

8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

9. Кем работают твои родители?

10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)

11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон (врач, учитель?)

15. Зачем в школе нужен звонок, парта?

16. Ты сам хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц ты знаешь?

20. Кто больше, корова или коза?

21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

 

Оценка:

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5

балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:

• 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл,

называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев,

через год будет 7 лет и восемь месяцев)

• 8 вопрос – полный домашний адрес - 3 балла

• 15 вопрос - правильное применение школьной атрибутики – 1 балл

• 16 вопрос - положительный ответ – 1 балл

• 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла

• 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

 

Оценка результатов:

Высокий уровень – 24-29 баллов

Средний уровень – 20-23,5 балла

Низкий уровень – от 19,5 и ниже

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика объема и концентрации внимания:

Методика «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

 

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

 

Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки

hello_html_4860c389.png

 

Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».

 

hello_html_m45193255.png

 

 

 

 

 

 

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Цель:   исследование  ориентации в пространстве, определение  умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии.

          Для проведения методики детям  выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками.

Сначала   дается предварительное объяснение: «Сейчас мы  будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с детьми выясняют, где у них правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте  рисовать узор сами».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1–1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает детям исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставьте  карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставьте  карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставьте  карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

 

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

 

4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу.

 

Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

0–3 баллов – низкий;

3–6 баллов – ниже среднего;

7–10 баллов – средний;

11–13 баллов – выше среднего;

14–16 баллов – высокий.

 

 

 

 

 


 

Тест «Рисунок школы» (психолог)

Тест «Рисунок школы» (психолог)

Анкета для выявления уровня школьной мотивации

Анкета для выявления уровня школьной мотивации

Тест «Кругозор». Оценка уровня развития познавательной деятельности

Тест «Кругозор». Оценка уровня развития познавательной деятельности

Диагностика объема и концентрации внимания:

Диагностика объема и концентрации внимания:

Методика «Графический диктант»

Методика «Графический диктант»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021