ПЕРВЫЕ ШАГИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПО МОДЕЛИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в рамках Всероссийского фестиваля педагогического мастерства
«Первые шаги в реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ»
ТГПУ Педагогическая планета 03.02.2017 года)
Моисеева Раиса Ивановна
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества»
Василий Сухомлинский
(Слайд №3) Театрализованная деятельность вовлекает ребёнка в сказочное пространство, окутывает божеством музыки, сопровождает творчеством фантазии. От этого ребёнок становится самостоятельной и активно действующей личностью с индивидуальными склонностями и способностями.
В жизни каждого человека слух играет достаточно важное значение. Каждый из нас, благодаря слуху, погружается в мир музыки, воспринимает завораживающие звуки окружающей природы, слышит волшебную красоту человеческой речи, но многие лишены этого дара природы. В настоящее время тугоухость наблюдается у более 12 млн россиян, из них около 1 млн – дети до 18 лет. Даже незначительная степень понижения слуха служит препятствием к усвоению речи окружающих.
При поступлении в школу дети с нарушениями слуха имеют недоразвитие всех сторон речи из-за невозможности её полноценного восприятия на слух, значит, вторично страдает речевая деятельность.
(Слайд №4) Современная педагогика рассматривает возможности театра в качестве реального средства развития речи, в том числе и художественного воспитания школьников. Театрализованная направленность в сурдопедагогике является полифункциональным вектором, формирует у детей речь и понятийное мышление, словесную память и творческое воображение, эмоции и волю, фантазию и чувство гармонии.
(Слайд №4) С позиции реализации требований ФГОС НОО для детей с нарушениями слуха, театральное искусство является актуальным – это одно из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности, поэтому выбор театрализованной деятельности в качестве системно-образующего фактора во взаимодействии участников процесса не случаен.
На практике доказано, для ребёнка с нарушениями слуха, (Слайд №5) театрализованная деятельность – это настоящий выход в мир слышащих, социализация без дискомфорта, шанс быть понятым и принятым таким, какой он есть. Для этого в первую очередь развиваем речевую деятельность, учим детей общаться устной речью, управлять речевым дыханием, силой голоса, артикуляцией, конечно, пополняем словарный запас, т.е. создаём условия, чтобы каждый ребёнок мог накопить чувственно-эмоциональный опыт, освоить мир социальных связей и отношений. А это возможно только при включении ребёнка в театральную игру. Именно (Слайд №6) положение ребёнка в роли игрока на сцене, позволяет осуществлять назидательный (дидактический), познавательный (информационный), эстетический, этический, коммуникативный аспект развития.
Коммуникативные способности и психофизиологические особенности каждого ребёнка индивидуальны. Вербально взаимодействовать без пальцевой азбуки и элементов жестовой речи с такими детьми не легко, даже близким людям. Это определяет необходимость деффиринцированности в применении упражнений на задержку дыхания, на проведение артикуляционной гимнастики, на развитие выразительности мимики, пластики движений, на осмыслении и проговаривании диалога, скороговорок, поговорок и потешек и др. [4, с. 47–49].
(Слайд №7) Четвёртый год в школе функционирует экспериментальная площадка «Театральный сундучок».
Программа обучения театральному искусству представляет целостную систему взаимосвязанных между собой предметов: (Слайд №8) «Основы театральной культуры», «Техника и культура речи», «Ритмопластика», «Актерское мастерство», «Работа над мини-сценкой и мини-спектаклем». Все тематические блоки вводятся в программу одновременно и сопровождают учащихся на протяжении всего курса обучения.
(Слайд №9) Подготовка образно-ролевых мини-спектаклей, игр-драматизаций на школьной сцене, их театрализованное представление – это длительная кропотливая работа всех участников процесса: детей, учителя, воспитателя и родителей. От года к году, от игры к игре меняется уровень постановки задач и отчасти преобладающая методика (от игры к выполнению осознанной творческой задачи).
В процессе обучения технике перевоплощения в роль, стараемся подвести детей к осмыслению сюжета, представлению образов героев с использованием наглядности, добиваемся целенаправленности действий, социально-психологического отношения к происходящим по сюжету событиям, в обязательном порядке эмоциональной и выразительной речи.
(Слайд №10) Небольшие сценические зарисовки, театральные мини-спектакли, постановки к которым дети готовятся не один день – уникальны, со своей историей, героями, атрибутикой, сценическим оформлением и обязательным музыкальным сопровождением.
(Слайд №11) Каждое представление имеет свои цели и задачи:
развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
обогащение словаря детей, активизация его;
совершенствование диалогической речи, её грамматический строй;
способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами.
(Слайд №12) Наш театральный сундучок наполнен театральными постановками: «Люди, берегите друг друга!», «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Маша обедает», «Теремок», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Били-Бом – весёлый гном», «Хозяйка и кот», «Три поросёнка», «Портфель-теремок», «Кошкин дом», «Гостей встречай, чаем угощай!», «Перчатки».
(Слайд №13) Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка.
1. Развиваются психические процессы: речь, внимание, память, восприятие, воображение.
2. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного аппарата.
3. Совершенствуются моторика, координация, плавность движений.
4. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
5. Происходит коррекция поведения.
6. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
7. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
(Слайд №14) Подбирая театральные сценки, мини-спектакли, игры-драматизации, обязательно адаптируем речевой материал. Объясняем значение слов, словосочетаний, выражений, разбираем характер каждого героя, его внутреннее состояние, назначение, отрицательный он или положительный. Неоднократно дети отчитывают материал, многократно и эмоционально обыгрывают моменты для целостного восприятия образа, плавного вхождения в образ того или иного героя.
Используем атрибуты: костюмы для актёров, декорации, необходимые по ходу действия предметы. К изготовлению декораций привлекаем детей, родителей – это доставляет много удовольствия.
Совместное отработка речевого материала, изготовление костюмов, масок, элементарной декорации к спектаклю, всё это объединяет родителей и детей в общее коллективное большое дело, раскрывает способности ребёнка, формирует чувства значимости каждого члена коллектива. Театральная деятельность даёт нашим детям уникальные возможности, учитывающие индивидуальные способности, развивая которые, каждый ребёнок чувствует себя совершенно точно – счастливым.
(Слайд №15) Планируемые результаты
Личностные УУД: Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, договариваться, находить общее решение, работать в группах. Адекватно использовать речевые средства. Регулятивные УУД: Умение адекватно принимать оценку окружающих. Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.
Таким образом, участвуя в театрализованных постановках, мини-спектаклях и играх-драматизациях, дети с нарушениями слуха обретают опыт для жизни в обществе и развивают все те физические и духовные силы и способности, которые необходимы в дальнейшем. Они быстрее адаптируются в социуме. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребёнка, что значительно облегчается его социализация и адаптация в обществе.
Список литературы:
1. Арт-терапия и арт-педагогика в спец. Образовательном учреждении / учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений. – М., 2001.
2. Бараева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 416 с.
3. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. – М.: Филантроп, 1995.
4. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.
5. Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями (книга для родителей). – М.: «Педагогика-Пресс», 1996. – 79 с.
6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г., с доп. и изм., вступающими в силу с 01.09.2013 г.) // СПС Консультант-Плюст: Режим доступа: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148903/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.