Первый раз в детский сад
Каждая мама с умилением наблюдает за ростом и развитием своего малыша: первые шаги, первые слова…И вот, приходит пора идти в детский сад. Как его подготовить к этому важному событию в жизни – мало кто задумывается. Для каждой мамы свой малыш – самый лучший, самый любимый. И родители осознают, что ребенок в коллективе будет развиваться всесторонне и гармонично. Проблеме адаптации особое внимание уделяли педагоги такие, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора и другие. Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду. Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Авторы пришли к единому выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка. Привыкание ребенка к дошкольному учреждению сложный процесс. Чтобы облегчить адаптацию, надо заранее подготовиться ребенку, особенно родителям. Психологическая готовность мамы имеет большое значение. С поступлением малыша в детский сад меняется все: режим жизни в семье, малыш свое время проводит в детском саду. А родителям приходится привыкать к воспитателям, другим родителям. Если родители доверяют воспитателю, хорошо отзываются о дошкольном учреждении, спокойно ведут себя, то и дети быстрее адаптируются к детскому саду. Ведь состояние родителей передается малышу. Важно, чтобы родители хвалили воспитателей и садик при детях, чтобы отзывались хорошо о других детях. Дети поступают в дошкольное учреждение с разным уровнем сформированной культурно-гигиенических умений и навыков, навыками самообслуживания, потому что у каждого родителя своё мнение на воспитание. Многие не уделяют достаточного внимания на формирование указанных навыков и привычек. Кто-то думает, что ребенку нужен только уход, что воспитатели всему научат. И приводят детей в подгузниках, т.е. дети не умеют ходить на горшок; дети не умеют самостоятельно есть - не отучивают груди, от соски, от бутылок. Малыши не умеют одеваться и раздеваться. Многолетняя практика показывает, что таким детям приходится тяжелее всего. Большое значение имеет и физическая подготовка ребенка. Детский организм 2-3 летних детей более подвержен различным заболеваниям. Поэтому ребенка надо закалять до поступления в детский сад. Закаливающие мероприятия - это ежедневная прогулка в любое время года, выполнение физических упражнений, проведение гимнастики, развитие умения ходить, бегать, лазать, водные процедуры, воздушные ванны. Особое внимание надо уделять и одежде малыша - не надо его слишком кутать. В связи с несовершенством терморегуляции ребенок может вспотеть, замерзнуть и заболеть. В слишком легкой одежде же ребенок может простыть. Большое влияние на процесс привыкания оказывает и режим дня малыша. Надо постараться сблизить домашний режим к режиму дня детского учреждения и в выходные дни не отходить от этого режима. Важно, чтобы за 3 недели ребенок начал жить по режиму, близкому к режиму детского сада. До того, как поступить в садик, желательно гулять вокруг садика, если возможно, на территории, наблюдать за другими детьми – одним словом, подготовить ребенка. Ребенок должен привыкать к детскому учреждению постепенно. В первые дни его оставляют на 2-3 часа, затем постепенно продлевают время пребывания в дошкольном учреждении. Очень важно с первого дня оставить ребенка одного, и обязательно со словами «Я сейчас уйду, но вернусь». В ином случае ребенок привыкает к тому, что мама должна находиться всегда рядом. И при этом прощаться спокойно, не растягивая процесс, и уйти. Во время адаптации желательно не напрягать нервную систему ребенка: после детского сада не посещать людные места, отложить походы в гости, сократить просмотр телепередач, больше гулять на свежем воздухе. Важно, чтобы родители обсуждали с детьми о том, как ребенок провел день в детском саду, что его тревожит. Родители должны рассказать педагогу о характере, привычках малыша, чтоб педагог знал, как поступать при различных ситуациях. Лучше всего иметь портфолио ребенка, где указываются индивидуальные особенности ребенка, какими игрушками любит играть, что любит кушать, какие культурно-гигиенические навыки формированы и т.д. И так многолетний опыт показывает, что проведение комплексных медикопедагогических мероприятий до поступления ребенка в детский сад и в период адаптации к детскому учреждению, объединенные усилия родителей и сотрудников способствует более легкому привыканию к новым условиям. Литература 1.Русаков, А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям/А.С. Русаков. - М: Сфера, 2010. – 128 с. 2. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/ Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. - М.: Владос, 2007. - 176с. 3.Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада/ Ватутина, Н.Д. - М.: Просвещение, 1983. - 80с
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.