Повышенный уровень тревожности, низкая самооценка и наличие каких-либо страхов являются аргументами для тревоги родителей по поводу здоровья ребенка. В связи с этим возникает необходимость поиска инновационных, эффективных методов позволяющих стабилизировать психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье дошкольников в целом. Занятие с детьми дошкольного возраста пескотерапией позволяют решать множество задач.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ
ПО МЕТОДИКЕ
В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил
внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах
детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в
дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое
применение в практической психологии.
Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться
серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и
младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным
подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика
получила название Sandplay.
Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что
надо для игр в юнгианской песочнице?
В Сандплей используется деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи
голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе
игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 13 детей должны быть — 50х70х8 см.
Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия
ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет — это символы неба и
воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может
быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
На 2/3 объема ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным,
можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком
мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не
должен превышать 8 см.Игрушки для песочной терапии:
Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно
подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными
тематическими группами.
Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза»,
можно самим слепить фигурки из пластилина или сделать поделки из соленого
теста. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы изпод духов
и туалетной воды, коробочки изпод кремов.
Сказочные персонажи добрые и злые.
Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
Украшения, сувениры.
Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.
Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в
своем домике.
Какие игры сохраняют интерес ребенка к песочной терапии?
Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение.
Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди
привыкли ему доверять.
Именно это доверие к тактильнокинестетическим ощущениям и делает терапевтические
игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с
тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить
эти занятия.
Предложите детям проделать следующие действия с песком:1.
2.
3.
4.
5.
6.
Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как
ашинки, как санки, как змейки.
Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в
оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница.
Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив,
всячески поощрять и хвалить его.
Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать
ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой,
затем обеими сразу.
Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой
форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что
ручки найдены.
Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый
насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и
пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на
песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики,
снятия эмоционального напряжения, агрессии
Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии
(самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается
мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит
развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.
Упражнения для песочной терапии
На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук,
сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной
ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И
просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не
многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий?
Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это
учит ребенка прислушиваться к
своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные.
Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт дляразмышлений, если делать это осознанно. Такие упражнения
моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.
развивают
мелкую
Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные
узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы,
снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно
только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение
положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка,
поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается
двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный
материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности
к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть
для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс,
агрессию.
Как применяется песочная терапия для коррекции эмоциональных,
логопедических и других проблем у детей?
Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?
Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко
внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут
докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с
этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит
перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез,
агрессивное поведение.
Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких
заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии –
подобное лечится подобным.Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний
на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют.
Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря
проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком,
дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на
поправку.
Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и
расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры
называются проективными и их значение трудно переоценить.
1.
Примеры проективных игр:
«Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те,
которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его
выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется.
Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим
делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему
именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его
взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье.
Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его
композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей
семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте всетаки профессионалу психологу.
2.
«Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать
фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные
персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной
вами
3.
4.
ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и
помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он
в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса
изменит ситуацию и в реальной жизни.
«Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное
царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль
борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количествоминиатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения.
Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых
взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на
преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть
выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам
может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни
ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.
нас
В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются
коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со
стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки
стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.