Песочная терапия как средство коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ
Оценка 4.9

Песочная терапия как средство коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ

Оценка 4.9
docx
19.05.2022
Песочная терапия как средство коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ
Песочная терапия как средство коррекции эмоционально- волевой сферы детей с ОВЗ.docx

Песочная терапия

как способ коррекции эмоционально- волевой и познавательной сферы детей с ОВЗ

 

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему.

 

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

 

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

 

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

 

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Песочная игра – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Ребенок играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит. Очень важно обратить внимание, будет ли сыгранная им сценка агрессивной или, напротив, ласковой.

 

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

 

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

· снимают мышечную напряжённость;

· помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

· развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

· стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;           

· позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

· преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

· способствуют расширению словарного запаса;

· позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

· способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

 

Песочная терапия для детей:

  • Развивает мелкую моторику, улучшает память, воображение, координацию.
  • Дает уникальную возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения.
  • Поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние (негативные эмоции уходят сквозь песок).
  • Помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
  • Стимулирует работу.
  •  

Решает проблемы у детей:

  • агрессивное поведение
  • трудности привыкания ребенка к новым условиям
  • вербальная агрессия
  • гиперактивность и нарушение концентрации внимания.
  •  тревожные и депрессивные состояния у детей.

 

Оборудование для игр с песком

1.      В организации самого стола для пескотерапии есть два варианта:

А)  Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

Б) Специальный стол для пескотерапии (как в нашем варианте). Он хорош тем, что его можно использован не только для игр с песком, но и для рисования песком, так как имеет подцветку.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.

 

Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

 

3. Набор игрового оборудования (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт, игрушки из «киндер-сюрпризов и пр.

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

• различные здания и постройки;

• бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

 

Рекомендации по установке стола для песочной терапии:

Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений;

К столу для работы с песком должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный)

Стол с песком следует установить на большой и прочной поверхности, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом поверхность должна быть значительно больше стола, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком;

Рекомендации по проведению занятийной, коррекционной и совместной, деятельности:

Все принадлежности следует размещать в маленьких коробочках или ящичках на уровне глаз ребенка;

С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования на песке;

После деятельности стол рекомендуется закрывать специальной крышкой:

 

 

Песок можно использовать в индивидуальной и парной формах:

- для коррекции эмоциональной сферы, установления доброжелательных и 

  доверительных отношений с ребенком;

- для улучшения саморегуляции у детей с повышенной двигательной активностью;

- для развития познавательных процессов у детей с легким нарушением интеллекта и трудностями в обучении и развитии, обусловленными задержкой развития

 

Песочные игры условно можно разделить на три направления:

  • Познавательные игры - познается многогранность окружающего мира.
  • Обучающие игры - облегчают процесс обучения ребенка.
  •  Проективные игры - обеспечивают психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

 

  Каждое наше занятие – игра начинается с ритуала входа в песочную страну, затем мы повторяем правила игры с песком, нас в Песочной стране встречает или Песочный человек (можно взять другого героя) потом начинается «игра» (подбор инструментария для занятий). Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком, которые можно использовать в работе с детьми.

                                                                                                                    

Игры на поверхности сухого песка.

 

Здравствуй, песок!

Цель: снижение психофизического напряжения. Оборудование: Песочница. Ход игры: Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; • легко/с напряжением сжимает кулаки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; • перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...» Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

 

Песочный дождик 

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Оборудование: Песочница. Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулака в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

 

Упражнение «Чувствительные ладошки». 

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

 

Тактильная разминка

Ручки, как жучки летают.

И в песок они ныряют.

Песочек лапками перебирают

Горку строят и ровняют

А ещё пересыпают

Через сито пропускают

Между ладошками потрут и на место уберут.

В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: перебирают в песке пальчиками, строят горку, ровняют песок, пропускают песок через сито, протирают песок между ладошками

Подобные упражнения я предлагаю использовать в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

 

Упражнение «Следы на песке»

Упражнение проводится в форме игры. Ведущий предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулаками делает ямки в песке.

Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.

А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на поверхности песка.

Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.

 

Упражнение «Песочный ветер».

Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру или рисовать.

 В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в трубочку сдувать песок с ладошки. Каждый из вас сделает маленький ветерок.

Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.

 

Игра «Песочный пирог»

 Ребенок из песка лепит пирог и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, бусинами. Те же манипуляции ребенок может производить с отпечатками своих ладоней, с нарисованным на песке кругом и др.

 

Игра «Песочный театр»

Песочница или поднос с песком используется как основа для кукольного настольного театра, где используются мелкие персонажи-игрушки. Это удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Важно предоставить детям возможность самим передвигать фигурки, проговаривать фразы из сказки.

 

Упражнение с песком «Золотой дождь». Ребенок берет горсть сухого песка в одну руку, и приподняв ее, медленно сыплет песок в ладонь другой руки, лежащей на песке. Этот прием может быть приемом «Успокоения», если ребенок сильно возбужден и ему необходимо успокоится.

Для развития слухового и зрительного восприятия, образного мышления, тактильной  чувствительности, произвольности, умения следовать устной инструкции, развития навыков общения организую работу с песком в парах.

игра-упражнение «СЕКРЕТ».

Необходимо:

- одна – две прозрачные пластиковые баночки с крышечками из-под геля для волос,

- различные мелкие предметы: лоскутки ткани, кусочки оберток от конфет и шоколада, 

  бусинки, яркие семена растений, пуговицы, каштаны, желуди и т.п. Все яркое, что можно использовать для создания узоров «секрета».

Узор создается в баночке, закрывается крышечкой. Баночка прячется в песок, который аккуратно разравнивается. Один ребёнок прячет «секрет», второй по устной инструкции должен отгадать в каком месте песочницы он находится и откопать. При этом он должен избежать различные хитрые ловушки, расставленные гномами /палочки, воткнутые в песок, «мины» - теннисные шарики и т.п./. Предварительно второй ребенок рассматривал и запоминал предметы, предназначенные для изготовления «секрета». Теперь, найдя его в песке, он должен потрясти баночку и по звуку определить предметы, находящиеся в ней.

Потом дети меняются ролями. Задания могут изменяться по согласию обеих сторон.

Обычно действо происходит динамично, шумно, способствует раскрепощению. В игре может, по желанию детей использоваться одна или две песочницы. Иногда «секрет» прячут до начала занятия, иногда во время игры.

Рефлексия.

 Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?

 Что показалось наиболее интересным? Что показалось трудным?

 

Итак, некоторые рекомендации:

- Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

- Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.

Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.

- Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.

- С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.

- Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.

- Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.

Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.

- Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.

Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы.

- Периодически лоток нужно пополнять песком.

Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

- Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.

- После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.

 

Список используемой литературы:

1.      Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. -50 с.

2.      Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010 – 74с.

3.      Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. —— СПб.: Речь, 2006. — 208 с.

 


 

Песочная терапия как способ коррекции эмоционально- волевой и познавательной сферы детей с

Песочная терапия как способ коррекции эмоционально- волевой и познавательной сферы детей с

Песочная терапия для детей:

Песочная терапия для детей:

Песочный детский сад» и «Семья»); • различные здания и постройки; • бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля

Песочный детский сад» и «Семья»); • различные здания и постройки; • бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —

Игра « Песочный театр » Песочница или поднос с песком используется как основа для кукольного настольного театра, где используются мелкие персонажи-игрушки

Игра « Песочный театр » Песочница или поднос с песком используется как основа для кукольного настольного театра, где используются мелкие персонажи-игрушки

Не помещайте лоток в углу комнаты

Не помещайте лоток в углу комнаты

После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой

После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2022