ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

  • docx
  • 04.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.docx

«Песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей»

Цель: создание благоприятных условий для развития речи детей через использование метода песочной терапии. Задачи: -развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; -снимать мышечную напряжённость; -совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; -расширять словарный запас; -освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; -развивать фонематический слух и восприятие; -развивать связную речь, лексико-грамматические представления Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии. Это и есть песочная техника. В настоящее время данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Образы, созданные ребенком на песке, являются его отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Это помогает педагогам и родителям понять внутренний мир ребенка. Играя с песком, дети чрезвычайно раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Положительные моменты в работе с песком: Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос. Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию. Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз. Оборудование: Световой стол для рисования песком. Замена светового стола: стол, поднос, бумага, Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арттерапии) Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль. При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д. Специалисты выделяют три вида игр с песком: 1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду. 2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии, а также профилактику. 3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир". Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты. Обучающие игры: «Чьи следы», «Дорожки», «Морозные узоры», «Солнышко» Задачи: развитие тактильных чувств, внимания, воображения. Упражнения: «Украсим коврик», «Новый год», «Разрежь пирог» «Морской мир», «Повтори узор», «Дорисуй картинку», «Что изменилось» Задачи: развивать мелкую моторику, работу мозга, раскрывать творческий потенциал, развивать умение концентрировать внимание на деталях. Сказки на песке: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сказка об умном мышонке» Использовать такие приемы как «проживание сказки». Дети рисуют сказку на песке, иногда с применением миниатюрных фигурок. Моя задача ввести детей в сущность сказки, т.е. научить детей, понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняем, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения ставлю детей на место героя сказки, спрашиваю о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации, конечно при этом направляю детей, подсказываю им. При «проживании» сказок в словарь ребенка входят уже новые слова, обозначающие качества личности, характера (добрый, злой, плохой, хитрый, глупый, веселый, грустный и т.д.). Развитие диафрагмального дыхания (воздушной струи): «Дорога к другу», «Секрет», «Замети следы», «Расчисть дорогу машинке», «Найди игрушку» и др. Упражнения с песком на автоматизацию звуков и на развитие фонематического слуха: Упражнение: «Горочка» звук (с), «Слабый моторчик» звук (р), «Спрячь руки услышав заданный звук», «Волшебный город букв». Артикуляционная гимнастика: «Непослушный язычок» ладонью похлопывать по песку со звуком «п-п-п», «Лошадка» щелкая языком, одновременно в такт щелчкам «скакать по песку», «Качели» ведущая рука движется в такт движениям языка в том же направлении; «Часики» ведущая рука движется в такт движениям языка в том же направлении Анализ слова и предложения: «Начерти на песке», «Составь предложение», «Раздели слово на слоги», «Напиши слоги», «Угадай букву», «Такие разные предлоги» Психопрофилактические игры. Применение психопрофилактических игр и упражнений с песком активизирует пространственное и образно-логическое мышление; тренирует мелкую моторику; помогает выстроить более гармоничный образ мира, снимает психологическое напряжение мышечного напряжения в области рук, развивает навыки саморегуляции, способствуют развитию воображения. Выполнение данных упражнений лучше выполнять под медитативную музыку или звуки природы. «Весенний букет» - с использованием цветных камушков; «Сказочное дерево» - рисование ватными палочками; «Портрет на песке» - изображение различных эмоций. Вывод. Игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в работе воспитателей детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Можно заметить, заметное продвижение: увеличился объем высказываний детей, увеличился словарный запас детей, дети могут назвать свойства, качества, признаки и действия предмета, а главное начинают строить связные высказывания грамматически правильно. Хочется отметить, что игра с песком развивает у детей тактильную и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма. У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации звуков. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой. Используемая литература: Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.Изд. Детство-Пресс, 2004. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» Кузуб Н. В., Осипук Э.И. // Вестник практ. псих. 2006. №1. «В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста» Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.СПб.: Речь, 2005. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии » Большебратская Э.Э. Петропавловск, 2010 г «Песочная терапия» Ежкова Н.С М.: Владос, 2010. «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» Каушкаль О.Н.,Чернышова И.Н. Москва, 2008 Познавательно – речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком "Сказка в песочнице" Сапожникова О.Б Москва, 2008 Песочная терапия в развитии дошкольников Ратникова Е.В. Санкт –Петербург, 2013 Игры на песке. Работа с семьей и детьми