"Песочная терапия, как средство сохранения психического здоровья школьников, имеющих интеллектуальные нарушения."

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 18.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Песочная терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием песка. В основе этой методики лежит признание того, что песок оказывает сильное влияние на развитие личности ребенка. Эта статья о том, как сохранить психическое здоровье ребенка, с использованием песочной терапии.
Иконка файла материала песочная терапия как средство сохранения психического здоровья школьников с РАС.doc
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ.                                              Макушина Юлия Николаевна педагог­психолог ГКОУ СО Качканарская школа Песочная   терапия   ­  метод   психотерапевтического   воздействия   на   детей   с использованием песка. В основе этой методики лежит признание того, что песок оказывает сильное влияние на развитие личности ребенка. Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком   предоставляет   ребенку   возможность   избавиться  от   психологических травм   с   помощью   перенесения   вовне,   на  плоскость   песочницы,   фантазий   и формирования   ощущения   связи   и  контроля   над   своими   внутренними побуждениями. Установление  связи с бессознательными побуждениями, и их выражение в символической форме в значительной  мере облегчают здоровое функционирование психики". Игры   с   песком   ­   одна   из   форм   естественной   активности   ребенка.   проводя   коррекционные, Поэтому   использовать   песочницу   можно, развивающие   и   обучающие   занятия   с   детьми.   Рисуя   картины   из   песка, придумывая различные истории, ребенок открывает перед психологом свой внутренний   мир,   раскрывает   свои   эмоции   и   чувства   к   окружающему. Основываясь на наблюдениях за ребенком в игре с песком, психолог может построить свою коррекционную работу. Благодаря игре с песком, специалист может   посмотреть   на   проблему   ребенка   со   стороны   и   найти   способы   ее разрешения.Песок   имеет   способность   поглощать   «негативную»   психическую энергию.   Взаимодействие   с   ним   ребенка   очищает   его   энергетику, стабилизирует   его   эмоциональное   состояние.   Это,   несомненно,   имеет положительное   значение   в   работе   с   детьми   с   ОВЗ.  Ребенок   в   процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он  освобождается   от   страхов   и   комплексов.   При   правильной коррекционной   работе   пережитое   ребенком   не   развивается   в   психическую травму.   Игрушки,   которыми   ребенок   играет   в   песочнице,   помогают   в  Чувства   и   установки,   которые   ребенок, осуществлении   самовыражения. возможно,   боится  выразить   открыто,   можно   спроецировать   на   игрушку, выбранную ребенком самостоятельно.  Дети, имеющие интеллектуальные нарушения, часто не могут и не умеют выражать  свои чувства  и мысли в словах.  Песок  в  данном  случае  –  лучший помощник.   Ребенок может закопать  в песок игрушку, бросить ее, полить ее водой. Все то, что ребенок не может выразить вербально, он проигрывает в песке. Песочная терапия является одним из средств в работе с неговорящими детьми, детьми аутистами. Язык картины из песка помогает глубже понять внутренние процессы таких детей.   Наблюдая   за   игрой   с   песком,   психолог   способен   выявить   уровень агрессии,   степень   тревожности     психического   состояния   ребенка.   В   таких случаях   песочница   имеет   психотерапевтическое   значение.   Грамотно построенная   работа   с   песком,   помогает   в   снижении   психоэмоционального напряжения, в коррекции импульсивности и агрессивности у детей. Дети в игре с песком с удовольствием используют маленькие фигуры людей, животных, автомобилей, деревьев, домиков. Это миниатюрная замена окружающей   действительности.   В   процессе   игры   дети   смешивают   песок   с водой,   формируют   холмики,   горки,   создают   дороги.   Это   является преодолением каких­то жизненных препятствий, определенных комплексов. При этом дети выражают на песке то, что спонтанно возникает в их сознании.Игра с песком дает возможность детям с интеллектуальными нарушениями избавиться от психологических травм с помощью воплощения своих фантазий и   формирования   ощущения   связи   контроля   над   своими   внутренними побуждениями.   Установление   связи   с   бессознательными   побуждениями,   в значительной   мере   облегчает   здоровое   функционирование   психики   детей   с ОВЗ. Проведение   песочных   занятий     с   детьми,   имеющими   нарушение интеллекта, эффективно при соблюдении следующих условий: 1. Развитие интереса к песочной игре и создание атмосферы взаимной заинтересованности в творческих достижениях. Задача психолога состоит в том, чтобы суметь заинтересовать и увлечь ребенка, не только конкретной игрой, но и игровой программой в целом. Именно интерес к игре обеспечивает активность   ребенка,   и   оказывает   влияние   на   мотивацию   к   совместной деятельности в целом. 2. Постоянное создание «ситуации успеха». Радость и успех необходимы детям с ОВЗ гораздо больше, чем другим воспитанникам, поскольку любые достижения   даются   несравнимо   большими   усилиями.   «Особенные»   дети должны   чувствовать   свою   значимость,   свой   успех,   и   стремиться   к дальнейшему развитию. Задача психолога ­ подобрать комплекс песочных игр, с учетом интересов ребенка.  3.   Важная   роль   в   организации   песочной   терапии   отводится   учету индивидуальных  особенностей каждого ребенка и личностному подходу. В работе с детьми с ОВЗ  гораздо сильнее ощущается необходимость ситуации личностного развития каждого ребенка. «Особенные» дети остро чувствуют интерес к себе окружающих,  к своим возможностям и достижениям.  4. Несомненно, работу по песочной игротерапии должен осуществлять психолог   или   дефектолог.   С   помощью   игр   с   песком   психолог   может осуществлять   диагностику   и   коррекцию.   Специалист   всегда   сможетразобраться в особенностях психики ребенка, вовремя увидеть проблему, и правильно провести коррекционную работу с ним.  В   нашем   образовательном   учреждении   обучаются   «особенные»   дети. Это   дети,   которым   часто   тяжело   адекватно   реагировать   на   ситуацию, правильно   выражать   свои   эмоции,   трудно   распознать   эмоциональное состояние окружающих людей. Это дети, требующие к себе особого внимания и понимания. Именно поэтому в наших классах появились песочницы ­ мир, в котором  ребенок   Творец.  Творит   он  сказку,  или  показывает   нам  реальные истории, мы даем ребенку возможность быть самим собой, учим его жизни и учимся у него сами.  Список литературы: 1. Гранина И.В. Песочная терапия в психотерапии. Екатеринбург, 2002.  2. Зинкевич­Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб. Речь, 2010.  3. Зинкевич­Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб. Речь, 2002.  4. Киселева   М.В.   Арт­терапия   в   работе   с   детьми:   Руководство   для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. Речь, 2006.  5. Кузуб   Н.В.,   Э.И.   Осипук   В   гостях   у   песочной   феи.   Организация педагогической   песочницы   и   игр   с   песком   для   детей   дошкольного возраста.   Методическое   пособие   для   воспитателей   и   психологов дошкольных учреждений. СПб. Речь: М. Сфера, 2011.  6. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб. Речь, 2008.7. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб. Речь, 2010.