Песочная терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием песка. В основе этой методики лежит признание того, что песок оказывает сильное влияние на развитие личности ребенка. Эта статья о том, как сохранить психическое здоровье ребенка, с использованием песочной терапии.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ
ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ.
Макушина Юлия Николаевна
педагогпсихолог
ГКОУ СО Качканарская школа
Песочная терапия метод психотерапевтического воздействия на детей с
использованием песка. В основе этой методики лежит признание того, что
песок оказывает сильное влияние на развитие личности ребенка.
Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с
песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических
травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и
формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними
побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, и их
выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое
функционирование психики".
Игры с песком одна из форм естественной активности ребенка.
проводя коррекционные,
Поэтому использовать песочницу можно,
развивающие и обучающие занятия с детьми. Рисуя картины из песка,
придумывая различные истории, ребенок открывает перед психологом свой
внутренний мир, раскрывает свои эмоции и чувства к окружающему.
Основываясь на наблюдениях за ребенком в игре с песком, психолог может
построить свою коррекционную работу. Благодаря игре с песком, специалист
может посмотреть на проблему ребенка со стороны и найти способы ее
разрешения.Песок имеет способность поглощать «негативную» психическую
энергию. Взаимодействие с ним ребенка очищает его энергетику,
стабилизирует его эмоциональное состояние. Это, несомненно, имеет
положительное значение в работе с детьми с ОВЗ. Ребенок в процессе
песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные
переживания, он освобождается от страхов и комплексов. При правильной
коррекционной работе пережитое ребенком не развивается в психическую
травму. Игрушки, которыми ребенок играет в песочнице, помогают в
Чувства и установки, которые ребенок,
осуществлении самовыражения.
возможно, боится выразить открыто, можно спроецировать на игрушку,
выбранную ребенком самостоятельно.
Дети, имеющие интеллектуальные нарушения, часто не могут и не умеют
выражать свои чувства и мысли в словах. Песок в данном случае – лучший
помощник. Ребенок может закопать в песок игрушку, бросить ее, полить ее
водой. Все то, что ребенок не может выразить вербально, он проигрывает в
песке. Песочная терапия является одним из средств в работе с неговорящими
детьми, детьми аутистами. Язык картины из песка помогает глубже понять
внутренние процессы таких детей.
Наблюдая за игрой с песком, психолог способен выявить уровень
агрессии, степень тревожности психического состояния ребенка. В таких
случаях песочница имеет психотерапевтическое значение. Грамотно
построенная работа с песком, помогает в снижении психоэмоционального
напряжения, в коррекции импульсивности и агрессивности у детей.
Дети в игре с песком с удовольствием используют маленькие фигуры
людей, животных, автомобилей, деревьев, домиков. Это миниатюрная замена
окружающей действительности. В процессе игры дети смешивают песок с
водой, формируют холмики, горки, создают дороги. Это является
преодолением какихто жизненных препятствий, определенных комплексов.
При этом дети выражают на песке то, что спонтанно возникает в их сознании.Игра с песком дает возможность детям с интеллектуальными нарушениями
избавиться от психологических травм с помощью воплощения своих фантазий
и формирования ощущения связи контроля над своими внутренними
побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, в
значительной мере облегчает здоровое функционирование психики детей с
ОВЗ.
Проведение песочных занятий
с детьми, имеющими нарушение
интеллекта, эффективно при соблюдении следующих условий:
1. Развитие интереса к песочной игре и создание атмосферы взаимной
заинтересованности в творческих достижениях. Задача психолога состоит в
том, чтобы суметь заинтересовать и увлечь ребенка, не только конкретной
игрой, но и игровой программой в целом. Именно интерес к игре обеспечивает
активность ребенка, и оказывает влияние на мотивацию к совместной
деятельности в целом.
2. Постоянное создание «ситуации успеха». Радость и успех необходимы
детям с ОВЗ гораздо больше, чем другим воспитанникам, поскольку любые
достижения даются несравнимо большими усилиями. «Особенные» дети
должны чувствовать свою значимость, свой успех, и стремиться к
дальнейшему развитию. Задача психолога подобрать комплекс песочных игр,
с учетом интересов ребенка.
3. Важная роль в организации песочной терапии отводится учету
индивидуальных особенностей каждого ребенка и личностному подходу. В
работе с детьми с ОВЗ гораздо сильнее ощущается необходимость ситуации
личностного развития каждого ребенка. «Особенные» дети остро чувствуют
интерес к себе окружающих, к своим возможностям и достижениям.
4. Несомненно, работу по песочной игротерапии должен осуществлять
психолог или дефектолог. С помощью игр с песком психолог может
осуществлять диагностику и коррекцию. Специалист всегда сможетразобраться в особенностях психики ребенка, вовремя увидеть проблему, и
правильно провести коррекционную работу с ним.
В нашем образовательном учреждении обучаются «особенные» дети.
Это дети, которым часто тяжело адекватно реагировать на ситуацию,
правильно выражать свои эмоции, трудно распознать эмоциональное
состояние окружающих людей. Это дети, требующие к себе особого внимания
и понимания. Именно поэтому в наших классах появились песочницы мир, в
котором ребенок Творец. Творит он сказку, или показывает нам реальные
истории, мы даем ребенку возможность быть самим собой, учим его жизни и
учимся у него сами.
Список литературы:
1. Гранина И.В. Песочная терапия в психотерапии. Екатеринбург, 2002.
2. ЗинкевичЕвстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии. СПб. Речь, 2010.
3. ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб. Речь,
2002.
4. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для
детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с
детьми. – СПб. Речь, 2006.
5. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук В гостях у песочной феи. Организация
педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного
возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов
дошкольных учреждений. СПб. Речь: М. Сфера, 2011.
6. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб. Речь, 2008.7. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. –
СПб. Речь, 2010.