Песочные игры в работе логопеда С каждым годом все больше выявляется детей с речевыми нарушениями. Эта проблема всегда была актуальна. Специалисты утверждают: если в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти ребенка без нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется даже до 3 лет. Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Дальше следует увеличение числа патологий беременности, увеличение количества родовых травм, ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости и ухудшение экологической обстановки. Отсутствие своевременной работы по коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте приводит к специфическим ошибкам в процессе чтения (дислексии) и на письме (дисграфии) и препятствует успешному усвоению программного материала по чтению и русскому языку в школе. В целях развития речи детей старшего дошкольного возраста мною были разработаны игры для кинетического песка. Благодаря ему, во-первых, у ребенка усиливается желание узнать что-то новое и интересное. Во-вторых, при использовании игр с песком развивается мелкая моторика. В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развивается речь. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Поэтому, потребность детей играть с песком привела к мысли перенесения части учебного материала на песок, за счет чего можно сделать традиционную методику более интересной, увлекательной, продуктивной. Далее мною приведены примеры игр по каждому компоненту речи. Первый компонент –звукопроизношение. Здесь представлены игры: 1. «Сыщик» - набрать в руку песок. Накрыть песком ту картинку, в которой присутствует необходимый звук. 2. «Солнышко» из песка лепим круг. Логопед диктует слова на изучаемый звук. Сколько раз был употреблен правильно звук, столько лучей лепим к солнышку. 3. «Угадай» - Педагог закапывает в песок небольшие картинки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Второй компонент - фонематический слух. Здесь представлены игры: 1. «Страус» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук. 2. «Друзья». Под толстым слоем песка спрятаны картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы. Третий компонент - слоговая структура слова. Здесь представлены игры: 1. «Печать» - ребенок формочками лепит столько фигурок, сколько слогов в слове 2. «Повара» - лепим жгутик из песка. Поделить его на столько частей, сколько слогов в слове 3. «Художник» - логопед произносит слово, а ребенок лепит на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове. Четвертый компонент речи- лексико-грамматический. Лексика и грамматика всегда неразрывно связаны друг с другом. Здесь представлены игры: 1. «Сыщик» - найди игрушки в песке и подбери к их названиям прилагательные. 2. «Жадина» - перед ребенком лежат игрушки/ картинки. И со словами «отдай, это мое/ мой/моя» прячет в песок. Шестой компонент - связная речь. Здесь представлены игры: 1. «Мой клад» -ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке. 2. «Сказочники» В песке закопаны фишки со сказочными персонажами. Необходимо найти их и ответить на ряд вопросов. Кто это? Из какой сказки? Расскажи сказку. Работа по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста должна проводиться не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Родители должны самостоятельно заниматься с детьми, в соответствии с задачами речевого развития детей, учитывая возраст ребёнка. Список используемой литературы: 1. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008. 2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.