ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА.
Тема. «Пиление заготовок из древесины. Виды ножовок. Технология пиления. Правила безопасной работы. Зачистка и шлифование деталей. Инструменты и приспособления для зачистки и шлифования».
Цель: Развивающая. Развитие внимания и логического мышления, формирование умения анализировать и осуществлять умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать способности выражать свою точку зрения.
Обучающая. Закрепление по теме: «Разметка заготовок. Понятие о разметочных инструментах. Шаблон». Познакомить и обучать понятиям: Пиление, резец; ножовки: широкая, узкая, с обушком, наградка, складная; стусло, припуск, зачистка, напильник, шлифовальная шкурка; станочник-распиловщик, шлифовальщик. Закрепление по теме: «Пиление древесины. Виды ножовок. Технология пиления. Правила безопасной работы. Зачистка и шлифование деталей. Инструменты и приспособления для зачистки и шлифования».
Воспитательная. Прививать детям интерес к труду и желание к познанию нового материала. Формирование воли, настойчивости и самостоятельности.
Оборудование: наглядные пособия.
Столярная ножовка.
Стусло.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторительно-обучающая работа по теме: «Измерение плоских деталей и выполнение их эскизов».
Тест №1.
Правильные ответы: 1-в,2-а, 3-в, 4-а, 5-б, 6-в,7-в, 8-в, 9-в, 10-б.
III.Объяснение нового материала по теме: «Пиление заготовок из древесины. Виды ножовок. Технология пиления. Правила безопасной работы. Зачистка и шлифование деталей. Инструменты и приспособления для зачистки и шлифования».
- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить об инструменте, который вы все хорошо знаете. Что же это за предмет? Давайте попробуем отгадать!
Загадка №1
Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска:
Знать, невкусная доска.
Загадка № 2
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб
Ответы учащихся: - пила!
- Ребята, вы совершенно правы! По-другому инструмент со множеством резцов, используемый для разрезания различных материалов называют столярной ножовкой. Открываем тетрадь и записываем тему урока «Пиление заготовок из древесины».
Предлагаю подумать и ответить на вопрос «Что же мы можем узнать об этом инструменте?»
Ответы учащихся: предположительно, учащиеся будут предлагать следующие варианты:
- как правильно работать со столярной ножовкой;
- какие виды столярной ножовки существуют;
- какие правила техники безопасности следует соблюдать при работе с ней и т.д.
Пиление технологическая операция по разделению древесины на части с помощью пилы. Пилой называют многорезцовый режущий инструмент, у которого резцами являются зубья. Они перерезают (перепиливают) волокна древесины и образуют в заготовке пропил.
Чаще всего применяется широкая столярная ножовка (рис. 1, а). Она имеет толщину полотна 1,2 мм и используется в основном для поперечного пиления брусков и досок. Используют и другие ножовки - узкую, с обушком, наградку, складную (рис. 1, б—д).
Узкая ножовка предназначена для раскроя тонких пиломатериалов, фанеры, а также для выпиливания деталей с криволинейным контуром. Полотно у неё узкое, но сравнительно толстое (до 1,5 мм), зубья могут быть средние и мелкие.
Ножовка с обушком имеет утолщение — обушок. Он придаёт ей жёсткость, не позволяет изгибаться. Такой ножовкой делают неглубокие пропилы. Толщина её полотна 0,8 мм, зубья мелкие.
Ножовка-наградка служит для выполнения несквозных пропилов, имеет толщину полотна 0,4— 0,7 мм и мелкие зубья.
Складную ножовку применяют для пиления фанеры, а также поперечного и продольного раскроя досок, брусков и реек. На её полотне насечены зубья двух видов — прямые и наклонные.
Чтобы полотно пилы не защемлялось при пилении, на ней делают развод зубьев — отгибают их поочерёдно в разные стороны на один и тот же угол. В результате ширина пропила получается больше, чем толщина полотна, и пила перемещается свободно.
Рис. 23. Столярные ножовки:
а — широкая: 1 - полотно, 2 — ручка; б — узкая; в — с обушком; г — наградка; д — складная.
При пилении необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку инструмента, использовать простое приспособление упор (рис. 2). Прежде чем начать пиление, надо сделать запил прижать пилу к упору и провести несколько плавных движений ею к себе.
Для точного пиления заготовок поперёк и под углом применяют приспособление стусло (рис. 3). Оно имеет в стенках пропилы для точного направления полотна пилы.
Рис. 2. Рабочая поза и хватка ножовки при пилении.
Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней на расстоянии около 3—5 мм. Это припуск -дополнительный слой материала, который надо будет удалить при дальнейшей обработке. Линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали.
Отпиленные торцы и мелкие неровности на деталях зачищают напильником и шлифовальной шкуркой.
Рис. 3. Стусло: а — Ч-образное; б — П-образное.
Напильник - металлический стержень с насаженной на него деревянной ручкой (рис. 4). На стержне сделана насечка. Она образует зубчики, которые при зачистке срезают частицы древесины.
Рис. 4. Напильник и схема зачистки: 1 - ручка; 2 — насечка; 3 — носок; 4 — зубья; 5 — стержень.
Во время зачистки необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку напильника (рис. 5). Следует помнить, что древесина срезается только при движении напильника вперёд. Это движение называется рабочим ходом, а обратное - холостым. Нажимать на напильник надо только при рабочем ходе.
Напильник будет служить дольше, если предохранять его от ударов и не класть на другие инструменты!
Рис. 5. Рабочая поза (а) и хватка (б) напильника при зачистке.
Шлифовальная шкурка гибкий режущий инструмент в виде бумажного или тканого полотна. На него приклеены острые зубья специального твердого абразивного материала, которые и срезают все мелкие неровности (рис. 6). Шкуркам присвоены номера, например: 12, 16, 20 и др. Чем ниже номер, тем меньше размер зерна. В зависимости от размеров зёрен шкурки бывают мелко- и крупнозернистые.
Зачистка идет легче и быстрее, если использовать простейшее приспособление - брусок (рис. 7).
Рис. 6. Шлифовальная шкурка Рис. 29. Зачистка
(а) и схема зачистки (б): шлифовальной
1 — основа; 2 — абразивные зёрна; шкуркой торца доски:
3 — связующее вещество (клей). 1- брусок со шкуркой;
2 — доска в зажиме верстака.
Если деталь небольшая, её двигают по шкурке, навёрнутой на деревянный отрезок (рис. 8, а). Деталь крупного размера зачищают маленьким брусочком со шкуркой (рис. 8, б).
Зачищать следует всегда вдоль волокон древесины.
На производстве древесину пилят на кругло-пильных и ленточнопильных станках станочники-распиловщики. Зачищают и шлифуют поверхности деталей шлифовальщики по дереву на шлифовальных станках.
Рис. 8. Зачистка маленькой (а) и большой (б) детали: 1 -- деталь; 2 — брусок со шкуркой.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
1. Пилите исправной и остро заточенной пилой.
2. Пользуйтесь приспособлениями: упором, стуслом. Надежно удерживайте заготовку.
3. Не допускайте резких движений пилой, её перекоса. Не держите левую руку близко к зубьям пилы.
4. Кладите пилу на верстак зубьями от себя.
5. Проводите зачистку напильником с исправной и прочно насаженной ручкой.
6. Не захватывайте носок напильника пальцами левой руки.
7. Не сдувайте опилки и не сметайте их рукой, а пользуйтесь щёткой-смёткой.
IV.Закрепление по новой теме. Тест №2.
1 – а, 2 – б, 3 – в, 4 –б, 5 – а, 6 – б, 7 – в, 8 – в, 9 – б, 10 – а.
V.Рефлексия.
Спасибо, вы все поработали хорошо. Все выполнили задание.
VI. Практическая работа. Пиление заготовок для изготовления грузового автомобиля.
Молодцы, вы хорошо усвоили учебный материал, и мы переходим к выполнению практической работы.
Вам предстоит распилить заготовку, предварительно сделав разметку. Посмотрите на чертеж на доске. Преподаватель объясняет алгоритм выполнения задания.
Откройте тетради, подпишите число, тему, выполните чертеж.
Перед началом выполнения задания есть ли у кого-нибудь вопросы? Если есть, отвечает преподаватель.
Далее – краткий инструктаж по последовательности выполнения работы.
Преподаватель доводит до сведения учащихся, что оценка за практическую работу ставится с учетом правильной организации труда, выполнения правил ТБ.
Последовательность выполнения работы:
1). Проверить наличие оборудования и инвентаря. Все должно исправным, чистым.
2). Сделать разметку на заготовке, проверить правильность.
3). Произвести пропил.
4). Убрать рабочее место.
5). Сдать учителю выполненную работу.
А теперь вы можете приступать к выполнению практической работы.
Во время практической работы учитель индивидуально работает с учащимися по формированию умений пиления, следит за выполнением правил ТБ.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание 24x8x1,5; мотор 6 (длина)Х4х4 (высота); кабина 5 (длина)Х6х8; кузов 13 (длина)X8x4; колеса — диаметр 3,6x0,8. Гвозди 2,5—3 см.
Инструменты: молоток, клещи, шило, пила, напильник, карандаш, линейка, шпилька.
VII. Подведение итогов.
Маршрутный лист
Фамилия, имя ______________________________________ Дата___________
Тема урока ________________________________________________________
Задание 1. Тест №1.
1. Цена одного деления шкалы на линейке равняется…
а) 1 сантиметр; б) 1 дециметр; в) 1 миллиметр.
2. Измерения начинаются с приложения к контуру (краю) детали…
а) нулевого деления (штриха) шкалы линейки;
б) края (начала) линейки если нулевое деление (штрих) не совпадает с началом (краем) линейки;
в) слабого деления (штриха) шкалы линейки.
3. Если края (контуры) детали точно совпадают с нулевым делением и делением, обозначенным на линейке цифрой 11, то измеряемый размер правильным будет назвать...
а) 11 миллиметров; б) 11 сантиметров; в) 110 миллиметров.
4. Если измеряемый элемент (размер) детали равен 45 миллиметров, то размерное число правильно следует записать как
а) 4,5 см; б) 45 мм; в) 45.
5. Эскиз детали следует выполнить в следующей последовательности…
а) измерить деталь, выполнить эскиз, нанести размерные числа;
б) выполнить эскиз детали с выносными и размерными линиями, измерить деталь, нанести размерные числа;
в) измерить, нанести размеры, выполнить эскиз.
6. Измерение линейкой выполняется с точностью до…
а) 1 см; б) 10 мм; в) 1 мм.
7. Начало измерений линейкой выполняется от …
а) нулевого штриха;
б) начала линейки;
в) штриха, обозначенного цифрой 1.
8. Если контуры измеряемой детали совпали с нулевым штрихом и штрихом, обозначенным цифрой 4, то показания (размер) будут равны…
а) 4 мм; б) 40 см; в) 40 мм.
9. Для исключения ошибки при измерении и разметке необходимо…
а) проверить (проконтролировать) размеры 1-2 раза;
б) выполнить измерение и разметку без контроля (проверки) выполненных работ;
в) контроль и проверка измерений и разметки не имеют значения.
10. Цена одного деления шкалы (расстояние между двумя соседними штрихами) линейки равняется…
а) 10 мм; б) 1 мм; в) 1 см.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Тест №2.
8. Пиление столярной ножовкой
№ п/п |
Вопросы, задания |
Варианты ответов |
1 |
Многорезцовый режущий инструмент, предназначенный для разделения древесины на части, называется … |
а) пилой б) станком в) напильником |
2 |
Резцами у пилы и ножовки являются … |
а) клинья б) зубья в) пропилы |
3 |
Часть ножовки с резцами называется … |
а) полоса б) шинка в) полотно |
4 |
Обушок у ножовки служит для … |
а) забивания мелких гвоздей б) придания жесткости в) выравнивания сучков и неровностей |
5 |
Для поперечного пиления используется ножовка с зубьями … |
а) прямыми
б) наклонными в) любыми |
6 |
Для продольного пиления используется ножовка с зубьями … |
а) прямыми
б) наклонными
в) любыми |
7 |
Для предотвращения зажимания полотна пилы при пилении производится … |
а) выравнивание зубьев б) заточка зубьев в) развод зубьев |
8 |
Для точного пиления заготовки под определенным углом используется … |
а) опора б) упор в) стусло |
9 |
Пиление заготовки производится … |
а) точно по линии разметки б) на расстоянии 3-5 мм от линии разметки с тем, чтобы она осталась на будущей детали в) так, чтобы линия разметки осталась на отрезаемой от будущей детали части |
10 |
Дополнительный слой материала, который остается на заготовке после пиления и удаляется при дальнейшей обработке, называется … |
а) припуск б) напуск в) допуск |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Практическая работа.
Материал. Детали и их примерные размеры (в см): основание 24x8x1,5; мотор 6 (длина)Х4х4 (высота); кабина 5 (длина)Х6х8; кузов 13 (длина)X8x4; колеса — диаметр 3,6x0,8. Гвозди 2,5—3 см.
Инструменты: молоток, клещи, шило, пила, напильник, карандаш, линейка, шпилька.
Критерии и нормы оценки заданий
Таблица оценки результатов учебной деятельности
Сумма набранных баллов |
1 |
2 |
3 |
4-5 |
6-8 |
8-10 |
11-13 |
14-16 |
17-19 |
20 |
Отметка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Для точной распиловки брусков и досок под углами 90°, 45°, 60° и другими применяют стусла. Стусло имеет желобчатую форму. Оно состоит из дна 1, двух боковин 2, между которыми зажимается распиливаемая заготовка 3. На боковинах выполнены пропилы под нужным углом. В эти пропилы вставляют полотно пилы 4 и производят распиловку под нужным углом.
Чаще всего применяется широкая столярная ножовка. Она имеет толщину полотна 1,2 мм и используется в основном для поперечного пиления брусков и досок.
Узкая ножовка предназначена для раскроя тонких пиломатериалов, фанеры, а также для выпиливания деталей с криволинейным контуром. Полотно у неё узкое, но сравнительно толстое (до 1,5 мм), зубья могут быть средние и мелкие.
Ножовка с обушком имеет утолщение — обушок. Он придаёт ей жёсткость, не позволяет изгибаться. Такой ножовкой делают неглубокие пропилы. Толщина её полотна 0,8 мм, зубья мелкие.
Ножовка-наградка служит для выполнения несквозных пропилов, имеет толщину полотна 0,4— 0,7 мм и мелкие зубья.
Складную ножовку применяют для пиления фанеры, а также поперечного и продольного раскроя досок, брусков и реек. На её полотне насечены зубья двух видов — прямые и наклонные.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.